Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственных и муниципальных предприятийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(коммерческих организаций) Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных Предприятий Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового Регулирования Финансы предприятий (коммерческих организаций) — одно из звеньев единой финансовой системы. Важнейшая особен-ность и значение финансов предприятий заключаются в их не-посредственной связи с материальным производством и иной производственнр-хозяйственной деятельностью. Другие особен-ности выражаются в том, что это звено финансовой системы: а) организуется и функционирует на коммерческой основе са-моокупаемости и самофинансирования; б) относится к децент-рализованным финансам (в отличие, например, от государ-ственного бюджета и др.). Финансы предприятий — это система экономических (денеж-ных) отношений, возникающих при образовании, распределении и исполъзовании предприятиями денежных фондов в связи с осуще-ствлением ими производственно-хозяйственной и социалъиой дея-телъности. В материальном выражении они представляют со-бой совокупность денежных фондов, или финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий. К ним относятся фонды накопления и потребления, резервные, соци-альные и жилищные фонды, фонды материального поощрения работников и др. На предприятиях, осуществляющих реализа-цию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, формируется валютный фонд. Глава 10. Общие положе^шя правового режима предприятий 225 Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников, прежде всего, за счет собственных ре-сурсов, образующихся в результате производственно-хозяй-ственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.). Могут быть использованы кредиты банков, средства, выделяемые вышестоящей организацией, и в предусмотренных случаях дотации из бюджета и целевое бюджетное финансиро-вание и др. (например, добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан)1. Также планомерно они используются предприятиями в соответствии с их производственными плана-ми, программами экономического и социального развития, до-говорами. В процессе образования и использования финансовых ре-сурсов осуществляется контроль за производственно-хозяй-ственной деятельностью предприятий, за правильностью расхо-дования материальных, трудовых и денежных ресурсов в ходе производства и реализации продукции, за получением и исполь-зованием накоплений, выполнением финансовых обязательств перед государством. Финансы предприятий не только отражают в денежной фор-ме производственно-хозяйственную деятельность, но призваны и активно воздействовать на повышение ее эффективности. Фи-нансы предприятий входят в еистему финансов соответствую-щих отраслей экономики, находящихся в ведении министерств и других отраслевых органов государственного управления. Финансы предприятий играют важную роль не только в обеспечении денежными средствами производственно-хозяй-ственной деятельности, но и в определенной мере — социаль-ной жизни каждого трудового коллектива, а в конечном счете — в социально-экономическом развитии страны в целом. Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предприятиями, име-ют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы посредством налоговых и иных платежей. Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом. Однако на современном этапе в связи с трудностями экономических преобразований финансы предприятий не ву-полняют в значительной мере своего предназначения. 1 См.: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746; Примерный устав федерального государственного унитарно-го предприятия. Утв. распоряжением Минимущества России от 11 де-кабря 2003 г. // БНА. 2004. № 8.
Учебник: Краткий курс. Особенная часть Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учитывать, что оно охватывает предприятия, т. е. коммерческие организации (ст. 50 ГК РФ), основанные на разных формах соб-ственности. В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономйческим отно-шениям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности. Однако не все объекты подлежат прива-тизации в силу их особой социально-экономической роли для государства и важного значения в обеспечении устойчивости экономики и социальной стабильности. Финансы государственных и муниципалъных предприятий особо выделяются и в аспекте воздействия на них норм финансового права. Это обусловлено тем, что они, в отличие от финансов других предприятий, входят в сферу действия функций государ-ственного управления. Поэтому круг финансово-правовых отно-шений, возникающих при функционировании финансов госу-дарственных и муниципальных предприятий, является более широким. При наличии общих для всех предприятий финансо-вых правоотношений (в основном, по поводу уплаты налогов), государственные (муниципальные) предприятия, помимо них, вступают и в другие финансовые отношения государственно-властного характера, обусловленные функциями государствен-ного управления этими предприятиями. Правовой режим финансов государственных И муниципальных предприятий как институт Финансового права Имущество государственных и муниципальных предприятий находится соответственно в государственной или муниципаль-ной собственности. Эти предприятия действуют в форме унитар-ных, т. е. имущество их является неделимым, не распределяется по вкладам и паям. Причем в форме унитарных могут быть об-разованы толъко государственные и муниципальные предприя-тия. Обобщенно правовой статус этих предприятий, включая сферу финансовых отношений, определен Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»- Среди государственных и муниципальных унитарных пред-приятий законодательство выделяет предприятия, основанные на праве: 1) хозяйственного ведения и 2) оперативного управле-ния, именуемые казенными предприятиями. Унитарные государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по реше- Глава 10. Общие положения правового режима предприятий ___ 227 нию уполномоченного на то государственного органа или орга-на местного самоуправления, который утверждает и его устав. Данное предприятие несет ответственность по своим обязатель-ствам, но не отвечает по обязательствам собственника (государ-ства и муниципальных образований). Учреждение казенных предприятий обусловлено разными государственными задача-ми. Это могут быть промышленные, сельскохозяйственные и др. предприятия. Так, Указом Президента РФ от 18 июля 1998 г. предписано учредить на праве оперативного управления феде-ральное государственное унитарное предприятие «Росстрой-пром». Федеральное казенное предприятие создается по решению Правительства РФ или федеральным органом исполнительной власти, которые утверждают и его устав. Аналогичный порядок установлен в отношении региональных и муниципальных казен-ных предприятий. Такие предприятия работают в более жестком правовом режиме, что относится и к их финансовой деятельно-сти. В частности, они могут получать кредиты только при нали-чии гарантий упомянутых органов власти, без согласия которых не вправе отчуждать закрепленное за данными предприятиями недвижимое имущество. В уставах казенных предприятий за-крепляются, помимо видов обязательной деятельности, для кото-рых они созданы, также и виды их самостоятельной деятельнос-ти, порядок распределения прибыли, обязанность использовать федеральные денежные средства по целевому назначению. По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества государство несет субсидиарную ответственность (п. 5 ст. 115 ГК РФ). В отличие от других унитарных предприятий, в казенном предприятии уставный фонд не формируется. В отношении государственных унитарных предприятий предприняты меры по усилешю контроля за их деятелъностью, включая финансовую, предписано обязательное проведение ежегодных аудиторских проверок и включение соответствующе-го положения в устав предприятия'. Собственник имущества 1 См.: Постановление Правительства РФ от 29 января 2000 г. «Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных пред-приятий» // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 763; Постановление Правительства Рф от 3 февраля 2000 г. «Об усилении контроля за деятельностью фе-Деральных государственных унитарных предприятий и управлением Находящимися в федеральной собственности акциями открытых акци-онерных обществ» // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 777.
Учебник: Краткий курс. Особенная часть унитарных предприятий всех видов согласно Закону об этих предприятиях принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (ст. 20). В связи с функционированием финансов государственных и муниципальных предприятий возникают экономические (де-нежные) отношения, в которых участвуют предприятия, их вы-шестоящие органы управления, органы создаваемых предприя-тиями на добровольной основе межотраслевых государственных объединений, финансовые и налоговые государственные орга-ны. Они различны по своему содержанию, основаниям, кругу субъектов, в связи с чем регулируются разными отраслями пра-ва, значительную часть их регулирует финансовое право. Соот-ветствующие финансово-правовые нормы содержатся в ряде финансово-правовых институтов, в частности, институтах нало-гового права, государственных и муниципальных расходов и др. Вместе с тем определенную совокупность представляют нормы, закрепляющие организацию финансов государственных и муниципальных предприятий в целом. К ним относятся финан-сово-правовые нормы, определяющие виды денежных фондов предприятий, отраслевых органов государственного и муници-пального управления, источники их образования, порядок пла-нирования и целевое назначение, права и обязанности пред-приятий, органов государственного управления по планирова-нию, образованию и использованию денежных фондов, распределению накоплений. Совокупность таких норм характе-ризует правовой режим финансов государственных и муниципалъ-иых предприятий как особое подразделеные (институт) финансо-вого права. . При осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных данными финансово-правовыми нормами, государственные и муниципальные предприятия вступают в правоотношения с со-ответствующими органами исполнительной власти, финансовы-ми и налоговыми органами, органами государственных межот-раслевых объединений. Основанием возникновения этих отно-шений обычно является финансовый план предприятия, а также иные индивидуальные финансово-правовые акты министерства, другого отраслевого органа государственного управления. При этом права и обязанности предприятия в области финансов свя-заны с осуществляемой им производственно-хозяйственной де- Глава 11. Регулирование финансовой деятельности предприятий 229 ятельностью, а органа государственного управления — с орга-низацией и руководством этой деятельностью. Для активной финансовой деятельности и эффективного использования финансов важно обеспечить четкое правовое регулирование и закрепление компетенции в этой области как низовых, так и руководящих звеньев отрасли экономики.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.211.121 (0.01 с.) |