Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенностями федеральных налогов являются: установле-ние федеральными законодательными актами; взимание на всей территории РФ; определение федеральным законодательством состава плательщиков, объектов налогообложения, ставок, по-рядка зачисления в бюджет либо внебюджетные фонды. При этом законом может быть закреплено зачисление данных нало-гов не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты иных территориальных уровней. В связи с этим среди федеральных налогов можно выделить: 1) федеральные н.алоги (в полном смысле), находящиеся в непосредственном распоряжении РФ и зачисляемые в федеральный бюджет с возможным использова-нием отчислений от них для регулирования региональных бюд-жетов; 2) федеральные налоги, распределенные законодатель-ством на постоянной основе между бюджетами разных уровней. Помимо налогов выделяют также федеральные пошлины, сборы и иные платежи. Федеральные налоги дают наиболее значительные поступления средств в бюджет РФ и государ-ственные внебюджетные фонды. Кроме того, им принадлежит значительная роль в регулировании межбюджетных отношений. Федеральные налоги К федеральным налогам, полностью зачисляемым в бюджет РФ, относятся налог на добавленную стоимость (далее — НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами. Налог на добавленную стоимость. НДС регулируется гл. 21 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2002 г, НДС является косвенным налогом. Фактическими его плательщиками являют-ся потребители товаров, работ, услуг. Юридическими, т. е. вно-сящими налог в бюджет, налогоплателыцыкамы НДС выступают: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплателыдиками НДС в связи с перемеще-нием товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ (ст. 143 НК РФ). Объектом налогообложения НДС признаются следующие опе-рации: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; 2) передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для соб-ственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету Учебник: Краткий курс. Особенная часть (в том числе через амортизационные отчисления) при исчисле-нии налога на прибыль организаций; 3) выполнение строитель-но-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ. НДС взимается как при возмездной, так и при безвозмездной реализации товаров (работ, услуг).
НК РФ установлен достаточно обширный переченъ операций, которые не соотносятся с понятием объекта налогообложения НДС. Так, например, не является объектом налогообложения передача имущества государственных и муниципальных пред-приятий, выкупаемого в порядке приватизации. На основании ст. 149 НК РФ установлен переченъ операций, освобождаемых от налогообложения. К таким операциям отнесе-ны, например, реализация на территории РФ медицинских то-варов отечественного й зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также услуги по перевоз-ке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования. В случае, если налогоплательщиком осуществля-ются одновременно операции, подлежащие налогообложению и освобождаемые от налогообложения, то он обязан вести их раз-дельный учет. При перемещении товаров через таможенную границу РФ установлены особенности взимания НДС (ст. 151 НК РФ). Налоговая база при реализации товаров определяется в зави-симости от особенностей реализации произведенных налого-плательщиком или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При передаче товаров (работ и услуг) для собственных нужд налоговая база определяется налогоплателыциком в соот-ветствии с НК РФ (гл. 21), а при ввозе товаров на таможенную территорию РФ — в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ. При реализации товаров с применением различных налоговых ставок налоговая база определяется от-дельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При определении налоговой базы выручка оп-ределяется, исходя из всех доходов налогоплателыцика, полу-ченных им как в денежной, так и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами. Выручка (расходы) в инос-транной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрально-го банка РФ. Налоговая база при реализацыи налогоплателыциком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров с учетом Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 271
акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них на-лога (ст. 40 НК РФ). Аналогично определяется налоговая база по товарообменным (бартерным) операциям, операциям на безвоз-мездной основе и т. п. Налоговый период (ст. 163 НК РФ) — календарный месяц. Однако для налогоплателыциков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки, не превышающими 1 млн руб., на-логовый период равен кварталу. Налоговые ставки устанавлива-ются в зависимости от объекта обложения. Они могут быть в размере 0, 10 и 18%. Отметим, что до 2004 г. максимальная став-ка НДС составляла не 18, а 20%. Ставка 0% применяется при реализации: товаров (за исключением нефти), вывезенных в та-моженном режиме экспорта; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначе-ния пассажиров и багажа расположены за пределами террито-рии РФ, и проч. (п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 10% — при реа-лизации: определенных продовольственных товаров; товаров для детей; периодических печатных изданий, за исключением рекламного или эротического характера; медицинских товаров. По максимальной ставке 18% НДС уплачивается при реализации товаров, не входящих в перечни товаров, облагаемых по ставкам 0 либо 10% (п. 1, 2 ст. 164 НК РФ). При расчете НДС предусмотрено применение налоговых вы-четов (ст\ 172). Если сумма налоговых вычетов превышает об-щую сумму налога, разница подлежит возмещению, за исключе-нием случаев, когда налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания налогового периода. Порядок и сроки уплаты НДС регламентированы ст. 174 НК РФ. По общему пра-вилу уплата — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК РФ. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сум-ма налога уплачивается в соответствии с таможенным законода-тельством. Акцизы. Взимание акцизов осуществляется на основании гл. 22 НК РФ. Акцизы, как и НДС, являются косвенными нало-гами. В отличие от НДС, который уплачивается на каждом эта-пе производства и реализации товаров и услуг, акцизы распро-страняются на четко определенный перечень видов товаров и уплачиваются их производителями единовременно («разово»). Традиционно акцизы вводятся на товары, относящиеся к пред-метам роскоши либо пользующиеся повышенным спросом. Учебник: Краткий курс. Особенная часть В связи с этим акцизам принадлежит особая функция по регу-лированию (ограничению) сверхприбылей, а также спроса на определенные виды товаров (спиртные, табачные изделия и пр.). Согласно НК РФ (ст. 179) налогоплателыцыками ащизов являются: 1) организации; 2) индивидуальные предпринимате-ли; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с пе-ремещением товаров через таможенную границу РФ, определя-емые в соответствии с ТК РФ. НК РФ определяет перечень подакцизных товаров — спирт этиловый, алкогольная продук-ция, ювелирные изделия, автомобили легковые и т. д. (ст. 181). Объектом налогообложеныя являются операции с ними — реали-зация, оприходование и др., осуществляемые организацией или индивидуальным предпринимателем (ст. 182). В НК РФ определены операции, не подлежащие налогообло-жению (освобождаемые от налогообложения). Например, пе-редача подакцизных товаров одним структурным подразделе-нием организации, не являющимся самостоятельным налбго-плательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой органи-зации и др. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. В отношении подакцизных това-ров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налого-вой ставке. Налоговым периодом по НДС признается календар-ный месяц.
Налогообложение каждого вида товаров осуществляется по различным ставкам, которые устанавливаются либо в процентах, либо рублях и копейках за единицу измерения (ст. 193 НК РФ). Предусматривается внееение и авансовых платежей. Порядок исчисления акцизов регулируется ст. 194 НК РФ. По акцизам, как и по НДС, предусмотрены налоговые выче-ты, Так, например, вычетам подлежат суммы акциза, уплачен-ные налогоплателыциком, в случае возврата покупателем по-дакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), в том числе возврата в течение гарантийного срока, или отказа от них. Сумма акциза определяется по итогам каждого налогового пери-ода (ст. 194 НК РФ). Сроки и порядок уплаты акциза регламентированы ст. 204 НК РФ. Как правило, уплата производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налого- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 273 плателыцики, имеющие только свидетельство на оптовую реа-лизацию, уплачивают акциз не позднее 25-го числа второго месяца, а имеющие только свидетельство на розничную реали-зацию — не позднее 10-го числа месяца, следующего за истек-шим налоговым периодом. Особый порядок уплаты акциза ус-тановлен при реализации (передаче) алкогольной продукции. На-логоплателыдики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период. Налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физиче-ских лиц, именовавшийся до принятия НК РФ подоходным на-логом, в настоящее время регулируется гл. 23 упомянутого Ко-декса. Этот федеральный налог по форме обложения является прямым налогом, взимаемым непосредственно с доходов тех лиц, которые их получают. Налогоплателыцики данного налога: 1) физические лица, яв-ляющиеся налоговыми резидентами РФ; 2) физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (ст. 207 НК). НК РФ закрепляет понятие и классификацию доходов от ис-точников в Российской Федерации и доходов от источников за пре-делами Российской Федерации. Так, например, к первым отно-сятся доходы, полученные от использования в России авторе-ких или иных смежных прав; доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в России, и др. А ко вторым — те же доходы, но от использования прав и имущества за пределами России.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплателыциками: 1) от источников в России (или) от ис-точников за ее пределами — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; 2) от источников в России — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Налоговая база устанавливается с учетом всех доходов налого-плательщика, полученных им как в денежной, так и.в натураль-ной форме, или право на распоряжение которыми у него воз-никло, а также доходов в виде материальной выгоды, определяе-мой в соответствии с НК РФ. При этом налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых Установлены различные налоговые ставки. При натуральной Учебник: Краткий курс. Особенная часть Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 275
форме дохода налоговая база устанавливается как стоимость то-варов, иного имущества, исчисленная исходя из их цен, опреде-ляемых ст. 40 НК РФ (т. е. либо по цене сделки, определенной договором, либо по рыночным ценам). Под материальной выго-дой понимается, например, выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплателыциком заемными (кре-дитными) средствами, полученными от организаций или инди-видуальных предпринимателей и пр. Налоговая база в данном случае определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Центрального бан-ка РФ на дату получения средств, над суммой процентов, уста-новленной договором. Налоговым перыодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год. НК РФ (ст. 217) предусмотрен достаточно обширный пере-чень доходов, освобождаемых от налогообложения. Например, многие виды государственных пособий и пенсий; алименты, получаемые налогоплателыциками, и пр. Кроме того, для опре-деления налоговой базы применяются вычеты, которые подраз-деляются на стандартные (например, для лиц с невысоким уровнем дохода), соцыальные (например, вычет из облагаемой базы сумм оплаты обучения, лечения), имущественные (напри-мер, вычет сумм, полученных от продажи квартир, дач), профес-сионалъные (применяются в отношении доходов некоторых ка-тегорий налогоплателыциков в установленных размерах, напри-мер, части авторского вознаграждения) (ст. 218—221 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от статуса физического лица как налогоплателыцика и от вида полученного дохода. Их размер может составлять 6, 13, 30 и 35%. Размер основ-ной ставки — 13%. Он не зависит и не изменяется ни от вида источника, ни от размера получаемого дохода. Ставка 35% при-меняется при получении процентных доходов по вкладам в бан-ках в части превышения суммы, рассчитанной, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ по рублевым вкла-дам, и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте и др. (п. 2 ст. 212 НК РФ). Ставка 30% — при получении доходов физичес-кими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, и 6% — доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов (с 1 января 2005 г. — 9%).
НК РФ закреплены особенности взимания налога: 1) работа-ющих по трудовому либо гражданско-правовому договору и 2) индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающих-ся частной практикой. С доходов первых налог удерживается налоговыми агентами, а вторые уплачивают налог самостоятель-но на основе налоговых деклараций. Срокиуплаты налога первых совпадают с днем фактических выплат (зарплаты и т. п.), а вто-рых — со сроками подачи налоговых деклараций, т. е. не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Общая сумма налога, исчисленная на основе налоговой деклара-ции, уплачивается в бюджет не позднее 15 июля. Авансовые пла-тежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений, сроки и размеры которых подробно регламентированы НК РФ. Налог на операции с ценными бумагами. Порядок исчисления и уплаты указанного налога регламентирован Законом РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» (в ред. Федераль-ного закона от 18 октября 1995 г.)1. В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Феде-рации» данный налог относится к числу федеральных. В систе-ме налогов и сборов, закрепленной в настоящее время НК РФ (ст. 12—15), налог на операции с ценными бумагами не указан. Первоначально предполагалось, что он должен быть заменен налогом на доходы с капитала. Однако и в новой редакции ст. 12—15 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2005 г.) он не включен в систему налогов и сборов. Плателъщикы налога — юридические лица — эмитенты цен-ных бумаг. Под эмиссией в данном случае понимают установ-ленную законом последовательность действий эмитента по раз-мещению эмиссионных ценных бумаг2. Объектом налогообло-жения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Данная норма Закона распространяется на акции акционерных обществ, облигации, иные ценные бума-ги, эмиссия которых требует государственной регистрации. Закон устанавливает перечень случаев, когда выпуск ценных бумаг данным налогом не облагается. К ним, в частности, отно-сятся: выпуск ценных бумаг акционерных обществ, осуществля-ющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства Рф; выпуск государственных ценных бумаг РФ и ее субъектов, 1 СЗ РФ. 1995. № 43. Ст. 4011; 1998. № 12. Ст. 1349; 2001. № 23. Ст. 2287; 2003. № 52. Ст. 5035. 2 См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бу-// СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 1918; 2004. № 27. Ст. 2711; № 31. Ст. 3225. Учебник: Краткий курс. Особенная часть муниципальных ценных бумаг и др. Ставка налога с 1 января 2004 г. — 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается. Плательщик исчисляет сумму налога самостоя-тельно, исходя из номинальной суммы выпуска и еоответствую-щей налоговой ставки. Налог уплачивается одновременно с представлением докумен-тов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет. В связи с этим указанный налог имеет сходство с реги-страционной пошлиной, так как он уплачивается исключитель-но при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг и одно-временно с предоставлением документов на регистрацию эмис-сии.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.152 (0.009 с.) |