Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний



Названный вид обязательного страхования является видом социального страхования. Регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»1.

Основными задачами указанного вида страхования являют-ся: обеспечение социальной защиты застрахованных и эконо-мической заинтересованности субъектов страхования в сниже-нии профессионального риска; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профес-сиональных заболеваний. Страхователем может быть юриди-ческое лицо, в том числе иностранная организация, осуществ-ляющая свою деятельность на территории РФ и нанимающая граждан РФ, либо физическое лицо, нанимающее лиц, подле-жащих указанному виду социального страхования. Фонд соци-ального страхования РФ выступает в данных отношениях стра-ховщиком. Страховым случаем является факт повреждения здо-ровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. На страхо-вателя возложена обязанность вносить страховщику обязатель-ные страховые взносы, рассчитанные исходя из страхового та-рифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.

Законодатель очертил конкретный круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случа-ев на производстве и профессиональных заболеваний. Это граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без граж-данства (если иное не предусмотрено законом или междуна-родным договором РФ), выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; осижден-ные к лишению свободы и привлекаемые к труду страховате-лем, а также выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если его условиями предусмотрена обя-

1 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803; 2003. № 52. Ст. 5037.


Глава 19. Правовое регулирование организации страхового дела 359

занность страхователя уплачивать страховщику страховые взно-сы. Указанный вид страхования имеет свои, только ему прису-щие, виды обеспечения, в том числе пособия по временной не-трудоспособности; страховые выплаты и др. Законом установ-лены конкретные меры ответственности субъектов страхования за неисполнение возложенных на них законом обязанностей (ст. 19 указанного Закона).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие страхования в экономическом, мате-риальном и правовом аспектах. В каких формах выступает стра-хование в России? Какова роль каждой из форм страхования? Назовите виды страхования.

2. В чем отличие страхования в собственном смысле этого слова от социального страхования? Назовите источники права по названным формам страхования.

3. Каковы основные функции страхования? Проанализируй-те каждую из них.

4. Как организовано государственное страхование в России? Чем различаются права страхователя при обязательном и при добровольном государственном страховании?

5. Проанализируйте полномочия государства по регулирова-нию страховой деятельности негосударственных страховых орга-низаций.

6. Может ли быть установлено законодателем обязательное страхование жизни и здоровья граждан с возложением обязан-ности по страхованию на самого гражданина?

7. Назовите действующие виды обязательного социального страхования.

8. Охарактеризуйте признаки финансово-правового характе-ра в правоотношениях в сфере обязательного социального стра-хования и собственно страхования.

9. Определите понятие и назовите основные особенности обязательного пенсионного страхования. Охарактеризуйте ос-новные права и обязанности субъектов правоотношений по обя-зательному пенсионному страхованию. Почему указанное стра-хование относится к специальным видам страхования?

10. Раскройте понятие, основы организации обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации. Является ли указанный вид страхования специальным?


 


 

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

11. Охарактеризуйте финансово-правовые аспекты обяза-тельного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

12. Охарактеризуйте особенности финансово-правовых отно-шений, возникающих при обязательном государственном стра-ховании. Обоснуйте связь указанных правоотношений с пред-метом финансового права.

Раздел V. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов

Глава 20. Финансово-правовые основы

Государственных и муниципальных расходов

Понятие и система государственных

И муниципальных расходов

Выражение «государственные (и муниципальные) расходы» можно понимать в разных аспектах. Например, как конкретные суммы затрат государства и муницыпалъных образований, произ-веденных ими в целях выполнения своих функций и задач. Эти расходы имеют публичный характер.

Вместе с тем данная категория имеет организационный и юри-дический аспекты, выступая в качестве составной части финан-совой деятелъности государства и муниципалъных образованый, а именно деятельности по исполъзованию находящихся в их соб-ственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенности финансовой деятельности государства и муниципальных образований при наличии специфических черт, свойственных данному ее этапу. Особенно следует отметить, что такое направление финансовой деятельности находится во вза-имозависимости с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением; неотъемлемым ее эле-ментом также должен быть финансовый контроль.

В процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отноше-ний, регулируемых финансовым правом, а в связи с ней и дру-гими отраслями права — гражданским, административным и др-В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют госу-дарственные и муниципалъные предприятия, организации, учреж-дения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут


Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 361

участвовать и негосударственные или немуниципальные организа-ции, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих упомянутые финансовые отношения, представляет собой раздел Особенной части финансового права, состоящий из ряда фи-нансово-правовых институтов, которые отражают специфику различных правовых режимов государственных и муниципаль-ных расходов.

Таким образом, государственные и муниципальные расходы получают свое выражение в соответствующих финансово-пра-вовых институтах и правоотношениях. Они обладают характер-ными чертами финансового права и финансовых правоотноше-ний в целом и связанными с ними конкретизирующими осо-бенностями.

Анализируя содержание правовых институтов государствен-ных и муниципальных расходов, следует обратить внимание на их тесную связь с институтами бюджетного права, государствен-ных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов госу-дарственных и муниципальных предприятий: регулируемые этими институтами отношения получают развитие в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов как завершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, финансовых пла-нов предприятий. На данном этапе происходит использование выделенных для расходов средств всеми их непосредственными получателями.

Это определяет исключительно важное практическое значе-ние финансово-правовых институтов государственных и муни-ципальных расходов, четкости составляющих их правовых норм как механизма, способствующего экономному и эффективному использованию государственных и муниципальных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвер-жденными программами, планами и приоритетами.

Государственные и муниципальные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируют-ся по разным основаниям. Прежде всего, в завийимости от форм собствемностИ субъектов, осуществляющих публичные расходы* их слёдует подразделить на государсшенные й муниципалъные, Такую классйфикацию развйвает подразделение расходов на три


 

 


Учебник: Краткий курс. Особенная часть

группы соответственно уровням организации власти в Россий-ской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Феде-рации (региональные), которые вместе с федеральными составля-ют государственные расходы; и расходы местного уровня (муни-ципалъные).

Вместе с тем требует уяснения вопрос о составных частях государственных и муниципалъных расходов, исходя из источников их финансирования: ограничивается ли их содержание только расходами за счет средств бюджетной системы или оно является более широким? В финансово-правовой литературе широко рас-пространенным является мнение о нетождественности понятий «бюджетные расходы» и «государственные и муниципальные расходы», о соотношении их как части и целого, что представ-ляется убедительным и практически значимым. Действительно, бюджетные расходы, хотя и являются решающими в составе государственных и муниципальных расходов, тем не менее со-ставляют их часть, не охватывая всех затрат государства (муни-ципальных образований). Другая часть расходов производится за счет средств государственных и муниципальных внебюджет-ных фондов, которые, как и бюджетные средства, входят в со- \ став соответствующей казны, а также за счет средств, находя-щихся в распоряжении государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений, получаемых ими в ре-зультате своей деятельности.

Следовательно, в зависимости от источников получения де-нежных средств, а также порядка их планирования и использо-вания расходы можно подразделить: а) на центршшзованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муници-пальных) внебюджетных фондов; и б) децентрализованные, осу-ществляемые государственными и муниципальными организа-циями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера участия в общественном произ-водстве и деятельности выделяются расходы на финансирова-ние: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фон-дов (капиталъных вложений); в) создания резервов.

Существенное значение для характеристики целевых направ-лений государственных и муниципальных расходов имеет клас-сификация их по функционалъному признаку. Законодательная основа такой классификации заложена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». Хотя


Глава 20. Финансово-правовыс основы государственных расходов 363

Закон установил ее только в отношении бюджетов, в опреде-ленной части она применима к государственным и муници-пальным расходам в целом. Так, в составе последних можно выделить направления расходов на: а) отрасли экономики — промышленность, строительство сельское хозяйство и т. д.; б) социально-культурную сферу и науку; в) охрану окружающей природной среды; г) оборону; д) правоохранительную деятель-ность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы; е) международную деятельность; ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функциониро-вание представительных и исполнительных органов власти; з) создание запасов и резервов; и) прочие расходы.

Понятиям государственных (муниципальных) расходов и доходов свойственен ряд общих характеристик: расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные и децентрализо-ванные, а также на федеральные, субъектов Федерации (регио-нальные) и местные (муниципальные) или более обобщенно — на государственные и местные (муниципальные).

Государственные (муниципальные) расходы и государствен-ные (муниципальные) доходы — тесно взаимосвязанные катего-рии. Объем расходов находится в прямой зависимости от объе-ма доходов. При их несоответствии наступают негативные по-следствия — бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией де-нежных знаков, введение дополнительных налогов, использова-ние внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика, и пр., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.012 с.)