Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Финансово-правовые нормыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
и финансовые правоотношения § 1. Понятие и виды финансово-правовых норм Финансово-правовые нормы (нормы финансового права) — это первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Как и нормы других отраслей права, они пред-ставляют собой установленные и охраняемые государством пра-вила поведения участников общественных отношений, выра-женные в их юридических правах и обязанностях. Но финансо-во-правовым нормам свойственны и особенности, характерные именно для данной отрасли права. Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что °на, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отно-Шения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государством и органами местного самоуп-Равления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществ-^ения своих задач. Они выражаются в специфике: а) содержа-ния финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение пре-
Учебник: Краткий курс. Общая часть дусмотренных правил; г) порядка защиты прав участников фи-нансовых отношений. Содержание финансово-правовых норм состоит в том, что в них закреплены юридические права и юридические обязаннос-ти участников регулируемых финансовых отношений, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и ис-пользование централизованных и децентрализованных денеж-ных фондов (доходов) государства и муниципальных образова-ний соответственно их задачам в каждый конкретный период времени. Это общее содержание финансово-правовых норм имеет разнообразное конкретное выражение, вытекающее из разнообразия финансовых отношений, например, правила взи-мания налогов с граждан и предприятий, аккумуляции и расхо-дования бюджетных средств, создания и распределения кредит-ных ресурсов и страховых фондов и т. д. Содержание финансово-правовых норм обусловило их в ос-новном императивный (повелителъный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно опреде-ляют объемы прав и обязанностей участников финансовых от-ношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отноше-ний, в том числе предприятий всех форм собственности, граж- дан. Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обя- занностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти особенности обусловлены участием в финансовых отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения, компетенция ко- торых определяется в положениях и уставах. При этом их фи- нансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствую- щей территории — одновременно их право и обязанность. Од- нако это не означает, что нормы финансового права не содер- жат обособленных прав и обязанностей. Прежде всего это каса- ется граждан, предприятий, предпринимателей и основываётся на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом эконо- мической деятельности. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 135 Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансово-го права) — это установленное государством и обеспеченное мера-ми государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и исполъзования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязаннос-ти их участников. Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-право-вых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям. В зависимости от способа воздействия на участников финан-совых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (упра-вомочивающие). Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участ-ников финансовых отношений (государственных органов, орга-нов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) со-вершить определенные действия, устанавливают их обязаннос-ти в сфере этих отношений. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер. В этом проявляется основ-ной, императивный метод финансово-правового регулирова-ния — метод властных предписаний. Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязан-ность участников финансовых отношений воздержаться от них. Однако число запрещающих финансово-правовых норм срав-нительно невелико. Это объясняется тем, что при регулирова-нии финансовых отношений преобладают нормы обязывающе-ро характера. Предписывая совершение строго определенных' Действий, они обычно исключают необходимость специального Установления связанных с этими действиями запретов. Но в некоторых случаях в целях усиления гарантий прав Участников финансовых отношений, подчеркивания особой важности соблюдения финансовой дисциплины предусматрива-^тся запреты. В других случаях запрещающие нормы определя-101 пределы дозволенных действий. Например, закон запрещает °Пределять условия и порядок предоставления налоговых льгот, н°сящих индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).
Учебник: Краткий курс. Общая часть Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавлива-ют права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоя-тельных решений в области финансов, но в строго установлен-ных границах. Таким образом, и этим нормам свойственна им-перативность, поскольку не допускается выход за эти границы. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материалъными и процессуальными. Материалъные финансово-правовые нормы закрепляют со став финансовой системы; виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями; источники формирования кредитных ресурсов банков; виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджет-ные государственные фонды, и т. п., т. е. материальное (денеж-ное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. Процессуалъные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и исполъзования государственных и муници- пальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов, установленной юриди- ческой формы принимаемых решений и т. п. В отличие от не- которых других отраслей права финансовое право концентриру- ет в единой совокупности материальные и процессуальные нор- мы. Его разделы и институты, как правило, также в единстве представляют материальные и процессуальные нормы. Исклю- чением является бюджетное право, в котором от материальных норм довольно четко обособлена еовокупность норм, регулиру- ющих бюджетный процесс. В БК РФ особо выделена часть тре- тья под названием «Бюджетный процесс в Российской Федера- ции». Значительное внимание формированию процессуальных норм уделено и в НК РФ. Высокий уровень разработанности и четкое соблюдение прО' цессуальных финансово-правовых норм способствуют эффеК' тивности исполъзования механизма финансов, служат важной гарантией реализации материальных прав и обязанностей в об' ласти финансов в полном объеме, являются необходимым О' вием формирования правового государства. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 137 Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрас-ли права. Гипотеза указывает на условия действия финансово-право-вой нормы. Чаще всего гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Диспозиция устанавливает содержание самого правила пове-дения, т. е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государ-ственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отно-шений. Диспозиция требует определенного поведения от учас-тников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований. Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической (финансово-пра-вовой) ответственности нарушителей финансово-правовых норм'. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Осно-ванием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонаруше-ние), т. е. несоблюдение установленных ими правил в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. К ним относят-ся нецелевое использование средств, несвоевременное перечис-ление бюджетных средств получателям, несоблюдение норма-тивов финансовых затрат, неуплата налогов, представление ком-мерческим банком недостоверной информации Центральному банку РФ и т. п. Финансово-правовые санкции закреплены в ЬК Рф? НК РФ, Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и других правовых ак-Та*, регулирующих финансовую деятельность государства и му-НиЦипальных образований. Следовательно, финансово-правовая 1 Подробнее о финансово-правовой ответственности и финансо-Ь1х правонарушениях см.: Карасева М. В. Финансовое право. Общая Ча°ть. М., 1099. С. 181-200.
Учебник: Краткий курс. Общая часть санкция — это мера юридической ответственности за нарушение нормы финансового права. Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей. Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры при-нудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Это блоки-ровка расходов, списание средств со счета организации в бес-спорном порядке, наложение штрафов и т. д. При изъятии де-нежных средств путем финансово-правовых санкций характер-ным является зачисление их в государственную (федеральную и субъектов РФ) или муниципальную казну. Данные санкции рас-пространяются на всех участников финансовых правоотноше-ний — Российскую Федерацию и ее субъекты, муниципальные образования, органы государственной власти и местного само-управления, организации, должностных лиц и граждан. Меры финансово-правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами в ад-министративном порядке (без судебного разбирательства). К та-ким органам относятся финансовые, налоговые и таможенные органы, Центральный банк РФ. Однако это не исключает в ус-тановленных случаях принятия судебных решений (в частности, при наличии спора о взыскании штрафов за финансовое право-нарутение с физических лиц). Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (кара-тельные) элементы. Помимо рассмотренных санкций, за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисцип-линарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия, т. е. установленные нормами других отраслей пра-ва. Основанием этого являются правонарушения соответствую-щего характера.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.29.213 (0.007 с.) |