Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, предмет и метод финансового праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общественные отношения, возникающие в процессе финан-совой деятельности государства и муниципальных образований, требуют правовой урегулированности, четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в них субъек-тов. Главная роль в этом принадлежит финансовому праву как одной из основных отраслей российского права. Область финансов и отдельные ее стороны затрагивают нор-мы и других отраслей права. Однако именно в сферу действия финансового права эта область подпадает в целом, хотя на раз-ные звенья финансовой системы ег.о нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что предметом ре-гулирования финансового права охватываются отношения, воз-никающие в связи с функционированием государственных и муниципальных финансов, что обусловлено публичным харак-тером тех и других. С иными составными частями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регу-лирует отношения, касающиеся аккумуляции средств в денеж-ные фонды государства и муниципальных образований, а также их использования (например, налоговые платежи из финансо-вых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности, выделение этим предприятиям средств из государственного бюджета). Таким образом, финансовое право — это отраслъ российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, воз-никающие в процессе образования (формирования), распределения и исполъзования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципалъных образований, необходимых для реализации их задач. В связи с финансовой деятельностью государства и муници-пальных образований возникают, помимо финансовых, иные общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансо-вое же право распространяется только на финансовые отноше-ния. Эти отношения имеют имущественный (денежный) ха-рактер. Финансовое право закрепляет структуру финансовой систе-мы, распределение компетенции в данной области между Феде-рацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице со-ответствующих органов, а на основе этих исходных норм регу-лирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют пред-мет финансового права. Следовательно, предмет финансового права — это обществен-ные отношения, возникающие в процессе деятельности государ-ства и муниципалъных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и исполъзованию денежных фон-дов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. По своему содержанию эти отношения весьма разнообраз-ны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и Распределения, с разными сторонами жизни общества и госу-Дарства. Разнообразен также и круг участников финансовых Учебник: Краткий курс. Общая часть отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотноше-ния со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного са-моуправления — с организациями и физическими лицами, вза-имодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления. Связь финансового права именно с государственными фи-нансами и соответствующей деятельностью земств, т. е. органов местного самоуправления, отмечалась в русской дореволюци-онной литературе, а также современными зарубежными иссле-доватёлями финансового права'. В финансовых отношениях, являющихся предметом финансово-го права, можно выделитъ следующие их группы: а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муници-пальными образованиями и административно-территориальны-ми единицами, возникающие в связи с распределением финан-совых ресурсов страны; б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учрежде-ниями, с другой — в связи с выполнением финансовых обяза-тельств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государствен-ных и муниципальных денежных средств; в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муници-пальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюд-жетных, кредитных, страховых); г) между государственными и муниципальными предприяти-ями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органа-ми, с другой — в связи с распределением и исполъзованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собствен-ных средств предприятий, организаций, учреждений; д) между финансово-кредитными органами, с одной сторо-ны, и юридическими и физическими лицами, с другой — в свя- 1 См.: Лебедев В. А. Финансовое право / Под ред. А. Н. Козырина- М., 2000. Т. 2. С. 15, 39; Годме П. М. Финансовое право. М., 1978. С. 78. Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права ____ 121 зи с образованием и распределением государственных кредит-ных ресурсов и централизованных страховых фондов; е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами, с другой — в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды). Указанные финансовые отношения при всем своем разнооб-разии имеют общее основное содержание — направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием государства и — в рамках за-конодательства — органов местного самоуправления. Основным методом правового регулирования этих отношений является метод властных предписаний со стороны уполномочен-ных органов государства и местного самоуправления (импера-тивный). При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государ-ственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписа-ний. Например, таким методом государство устанавливает усло-вия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств. Однако, помимо названного основного метода, в финансовом праве развиваются и иные способы регулирования — путем рекомендаций, согла-сования, договоров. Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправ-ления, но и для соблюдения интересов государства, муници-пальных образований, а также граждан, предприятий, организа-Ций, учреждений, а в конечном счете — для выполнения госу-Дарством своих функций. Формирующееся финансовое право Российской Федерации отра-мсает новые экономические и политические условия страны. Это вьгражается в установлении равенства прав субъектов, независи-мо от формы собственности, и соответственно этому — их фи-кансовых обязанностей перед государством и муниципальными °бразованиями, прав на защиту их законных интересов и т. д.; в нацеленности финансово-правового регулирования на усиле- Учебник: Краткий курс. Общая часть ние эффективности финансовой системы; в применении более разнообразных методов финансовой деятелъности государства и органов местного самоуправления (однако при еще недостаточ-ном развитии ее социальной направленности). Финансовое пра-во отражает развитие в России федеративных отношений и мест-ного самоуправления. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов РФ, расширение их самостоятель-ности и сферы правового регулирования. Одновременно такую же направленность финансового права можно отметить в отно-шении органов местного самоуправления. Вместе с тем эти про-цессы сочетаются с укреплением вертикали власти, обеспечива-ющей единую финансовую политику в стране. В то же время отмеченные направления в развитии финансо-вого права Российской Федерации во многих случаях представ-ляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубления и упрочения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.213.240 (0.009 с.) |