Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Правовой режим государственныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И местных бюджетов и внебюджетных Денежных фондов Глава 6. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации Понятие, правовые формы и роль государственного и местного (муниципалыюго) бюджета Система государственных и местных (муниципальных) бюд-жетов является центральным звеном финансовой системы. По-средством бюджетов образуются денежные фонды государствен-ного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансо-вую основу для осуществления функций органов государствен-ной власти и местного самоуправления. В материальном аспекте как государственный, так и мест-ный бюджет представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципалъного образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответ-ствующих органов государственной власти или местного самоуп-равлент. Материальное содержание бюджета подвижно, посто-янно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т. п. Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных от-ношениях, которые связаны с концентрацией и использовани-ем его средств, т. е. в характеристике бюджета как экономическо-го механизма (категории). В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, кото-рые возникают в связи с образованием, распределением и ис-пользованием централизованныхденежныхфондов, предназна-ченных для осуществления задач государственных и муници-пальных образованйй общего значения и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления. Учебник: Краткий курс. Особенная часть Глава 6. Бюджетное право и бюджетное устройство РФ 171 Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В этом случае оц рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и исполь-зования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридичес-кие права и обязанности участников бюджетных отношений. В БК РФ (ет. 2) установлена основная правовая форма этого акта применительно к бюджетам разных уровней: федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации утверждаются в форме соответствующих законов, местные (муниципальные) — в фор-ме решений представительных органов местного самоуправле-ния, в чем проявляется принцип демократизма в бюджетной деятельности. Названную основную форму дополняют финан-сово-плановые акты органов исполнительной власти, конкре-тизирующие бюджет (например, сводная бюджетная роспись). В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с позиций права собственности. Согласно ГК РФ (ст. 214) средства государственного бюджета входят в состав го-сударственной казны РФ или субъекта РФ. Средства местного бюджета — составная часть муниципальной казны (ст. 215). Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: им является не тот или иной орган государ-ственной власти или местного самоуправления, а сами назван-ные государственные или муниципальные образования. Соот-ветствующие органы власти и управления осуществляют в пре-делах своей компетенции распоряжение этой собственностью. БК РФ (ст. 6) определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и мест-ного самоуправления, что не отражает всех особенностей бюд-жета. Для более полного представления о его сущности и роли необходимо рассмотреть эту категорию в разных аспектах. Ролъбюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образова-ний, выполнения ими своих задач. В то же время и государствен-ный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сконцентрированные 0 бюджете средства предназначаются для осуществления государ' ственной социально-экономической политики, обеспечени^ обороны и безопасности страны, т. е. для выполнения общего значения в рамках соответствующей территории. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распо-ряжении государства, выступает проводником его финансовой поли-щики. Местные бюджеты служат финансовой основой развития ме-стного самоуправления. В непосредственной взаимосвязи с бюдже-том и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы. Наличие бюджета создает возможности для ма-неврирования при распределении средств на потребности общества с учетом их приоритетности на определенном отрезке времени для страны в целом или ее регионов1. Роль бюджета в федеративном государстве имеет и особые стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики в Российской Федера-ции. Бюджет способствует также развитию международных связей России и укреплению ее взаимоотношений с государствами СНГ. Помимо упомянутых бюджетов, составляется консолидиро-ванный бюджет, т. е. свод бюджетов всех уровней на соответ-ствующей территории (ст. 6 БК РФ). Он используется для рас-четов и анализа финансовых ресурсов, аккумулируемых в рам-ках данной территории через действующие там бюджеты. Это имеет значение для прогнозирования социально-экономиче-ского развития страны в целом и ее территориальных подразде-лений, а также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений). В результате в консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующие на территории страны (ст. 14—16 БК РФ). За счет средств бюджетной системы БК РФ гарантировал предоставление гражданам услуг на безвозмездной основе в ка-честве минимальных государственных стандартов (ст. 6), выра-жающих социальные обязанности государства перед граждана-ми. Федеральным законом от 20 августа 2004 г. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части Регулирования межбюджетных отношений» эта норма отмене-На. В то же время Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос-сийской Федерации»2 предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать муниципальные минимальные стандарты (ч. 2 ст. 53). ф См., например: Бюджетное послание Президента Российской еДерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюд-*етной политике на 2004 год» // Финансы. 2003. № 6. С. 4. СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. Учебник: Краткий курс. Особенная часть Глава 6. Бюджетное право и бюджетное устройство РФ 173
Бюджетное право и бюджетные правоотношения В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особой подотраслъю финансового пра-ва — бюджетным правом. Бюджетное право связано с другими разделами и институтами финансового права, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координи-рующей ролью. Специфика предмета бюджетного права состоит в том, что оно регулирует отношения Российской Федерации, ее субъек-тов, муниципальных образований и соответствующих органов представительной и исполнительной власти. Эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использо-ванием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории. Исходя из этой общей характеристики бюджетного права, в нем можно выделить следующие блоки норм, которые закреп-ляют и регулируют: а) бюджетную систему и бюджетное устройство РФ, т. е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов; б) состав доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок разграничения доходов и расходов между бюджетами; в) компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъек-тов, муниципальных образований в области бюджета; г) бюджетный процесс, т. е. порядок формирования и реали-зации бюджета, а также порядок отчетности об исполнении бюджета. В соответствии с вышеизложенным бюджетное право —- это подотрасль финансового права — совокупностъ юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в свя-зи с образованием, распределением и исполъзованием денежных фон-дов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах. Однако такой подход позволяет трактовать содержание бюджетного права очень широко и отнести к нему не только соб-ственно бюджетйЫе, но и другие, связанные с бюджетом, отно-шения (например, касающйеся Налогов). Поэтому в определение понятия бюджетного права Целесообразно ввести уточняющие признаки, основанные на конкретизации его предмета. Таким образом, бюджетное право РФ — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по организации бюджет-ной системы РФ, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетен-цию государства и муниципальных образований, а также бюджет-ный процесс. Центральное место бюджетной системы в составе финансов России обусловливает и место бюджетного права в системе финансового права: именно с него начинается Особенная часть этой отрасли права. Важнейшими принципами бюджетного права являются прин-ципы федерализма и развития местного самоуправления, выте-кающие из норм Конституции РФ и свойственные финансово-му праву в целом. В бюджетном праве они находят специфиче-ское проявление. Принцип федерализма в бюджетном праве означаёт гаранти-рованность самостоятельности бюджетной деятельности и бюд-жетов субъектов Федерации как необходимой финансовой ос-новы их компетенции, сочетающейся с единой бюджетной по-литикой, обвдими задачами и целями Федерации, реализовать которые призван федеральный бюджет. Принцшг развития местного самоуправления выражается в за-креплении права муниципальных образований на местный бюд-жет и полномочий органов местного самоуправления по его самостоятельному формированию и исполнению в целях реше-ния задач местного значения в соответствии с законодатель-ством Федерации и субъектов РФ. В бюджетном праве выделяются, причем более четко, чем в других разделах финансового права, материальные и процессу-альные нормы. Первые закрепляют материальное содержание бюджета (бюд-жетное устройство, виды доходов и расходов бюджетов и т. п.) и регулируют соответствующие отношения. К предмету вторых относится регулирование порядка (процедуры) прохождения каждой из стадий бюджетного процесса, т. е. составления, рас-смотрения, утверждения бюджета и т. д., формы взаимоотноше-ний органов государственной власти, местного самоуправления, представительных и исполнительных органов власти в этом процессе. Значение бюджетно-процессуальных норм состоит в
Учебник: Краткий курс. Особенная часть Глава 6. Бюджетное право и бюджетное устройство РФ 175 том, что они устанавливают организационно-правовые формы реализации материальных бюджетных прав субъектов бюджет-ного права, механизм их осуществления. Процессуальные нор-мы бюджетного права закреплены в части третьей БК РФ «Бюд-жетный процесс в Российской Федерации». Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права. В круг субъектов бюджетного права РФ входят: 1) государство и его территориальные подразделения — Рос-сийская Федерация в целом; субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Мос-ква и Санкт-Петербург; муниципальные образования и входя-щие в их состав поселения; закрытые административно-терри-ториальные образования); 2) органы государственной власти и местного самоуправле-ния — представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления; 3) главные распорядители; распорядители и получатели бюд-жетных средств; 4) банковская система. Право на соответствующий бюджет — это основное из мате-риальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответственно государству, государственному или муниципальному образова-нию, определяет именно их правосубъектность, а не правосубъ-ектность тех или иных государственных (местных) органов. В этом находит свое проявление конституционное положение о том, что носителем суверенитета в Российской Федерации яв-ляется ее народ. Из права на бюджет вытекает комплекс различ-ных материальных бюджетных прав, принадлежащих назван-ным субъектам. Это права на получение и включение в бюджет определенных доходов, использование их на экономические, социальные и другие потребности территории. С ними связаны соответствующие обязанности данных субъектов. Конкретными процессуалъными правами и обязанностями на-делены представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления-Это, например, полномочия по составлению и утверждениЮ бюджета в определенные сроки при соблюдении установленныХ форм и т. д. Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права стано-вятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений. Бюджетные правоотношения — это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возншающие в свя-зи с формированием, распределением и исполъзованием средств го-сударственных и местных бюджетов. Этим правоотношениям свойственны особенности, касающие-ся их содержания и субъектного состава: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или му-ниципального денежного фонда соответствующей территории; б) права и обязанности субъектов лравоотношений обуслов-лены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муници-пального образования; в) в бюджетных правоотношениях, помимо органов государ-ственной власти и местного самоуправления, непосредственно участвуют в качестве субъектов этих отношений государство, государственные или муниципальные образования. Бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного пра-ва, могут быть материальными и процессуальными. БК РФ для характериетики обязанностей органов власти в области расходов бюджетных средств вводит новые в россий-ском законодательстве понятия — бюджетное ирасходное обяза-тельства. Согласно Кодексу (ст. 6) бюджетные обязательства — это расходные обязательства, исполнение которых предусмот-рено законом (решением) о бюджете на соответствующий фи-нансовый год. К субъектам бюджетного права применяются установленные в нормах бюджетного права меры ответственности за наруше-ния бюджетного законодательства. Они предусмотрены в БК РФ (часть IV), который привел вопросы ответственности за нару-^ения бюджетного законодательства в определенную систему. Согласно БК РФ (ст. 281) нарушением бюджетного законода-телъства признается неисполнение или ненадлежащее испол-нение установленного Кодексом порядка составления и рас-смотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, испол-Нения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней системы.
Учебник: Краткий курс. Особенная часть! Глава 6. Бюджетное право и бюджетное устройство РФ ______ 177 БК РФ определяет основания для применения мер принужде-ния (ст. 283) и перечень этих мер, которые применяются к нару-шителям бюджетного законодательства (ст. 282). В него входят: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного про-цесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приос-тановление операций по счетам в кредитных организациях; на-ложение штрафа; начисление пени; иные меры. Помимо упомянутых положений БК РФ, нормы об ответ-ственности в бюджетной сфере включены в новый КоАП РФ, введенный в действие с 1 июля 2002 г. (ст. 15.14—15.16). Вместе с тем в данной области в соответствующих случаях применяются и меры уголовной ответственности, предусмотренные УК РФ. Источники бюджетного права. Основой всех правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, является Конституция РФ. Ряд ее статей непосредственно устанавливают исходные начала и принципы бюджетной деятельности в Российской Федерации (ст. 71, 72, 101, 104, 106, 114, 132 и др.). Помимо этого и конституционные нормы общего значения определяют основные принципы и формы взаимоотношений в области бюд-жета, основы организации бюджетной деятельности государ-ства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов. Среди действующих в данной сфере законодательных актов особо следует отметить БК РФ — впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный федеральный законода-тельный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране. Кодекс введен в действие с 1 января 2000 г. В нем установлены общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы, включая феде-ральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и муниципаль-ных образований, государственные внебюджетные фонды, оп-ределены правовое положение субъектов бюджетных правоот-ношений, основы межбюджетных отношений, бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Кодекс призван сыграть важную роль в обеспечении бюд-жетных отношений необходимой правовой основой, оказать воздействие на формирование бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых ак-тов органов местного самоуправления. В БК РФ входят следующие части: «Общие положения»; «Бюджетная система Российской Федерации»; «Бюджетный процесс в Российской Федерации»; «Ответственность за нару-шение бюджетного законодательства Российской Федерации»; «Заключительные положения». Ежегодно гфинимаемые законы о федеральном бюджете, помимо конкретных показателей его доходов и расходов, таюке содержат правила общего значения, т. е. нормы бюджетного права. В сфере бюджетных отношений, помимо законов, на феде-ральном уровне действуют указы Президента РФ, постановле-ния Правительства РФ, правовые акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической органи-зации бюджетной деятельности государства. В связи с распределением компетенции по правовому регу-лированию бюджетных отношений между органами власти раз-ных уровней, источниками бюджетного права, действующими в пределах соответствующей территории, являются также норма-тивно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуп-равления. Эти правовые акты конкретизируют, применительно к местным особенностям, установленные на федеральном уровне правила, при этом они не должны противоречить последним. Таким образом, система источников бюджетного права в Российской Федерации состоит из правовых актов трех уров-ней, что обусловлено федеративным государственным устрой-ством и действием принципов местного самоуправления. Вмес-те с тем названные источники имеют и разную форму в зависи-мости от вида органов, принявших их. § 3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федераиии Все действующие на территории РФ бюджеты представляют в совокупности определенную систему, а именно — бюджетную систему. Следует заметить, что БК РФ (ст. 6 и 10) расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, и внебюджетные госу-Дарственные социальные фонды (ст. 13). Такое объединение является условным, поскольку внебюджетные фонды суще-ственно отличаются от государственных и местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием, Учебник: Краткий курс. Особенная часть рпаваб- Бюджетное право и бюджетное устройство РФ
правовым режимммом. Поэтому в учебнике они рассматриваются в особой главе. Каждое госудгударство имеет свою организацию бюджетной системы (структ>«стуры) и принципы ее построения, т. е. бюджет-ноеустройство. I». Правовые нормы, закрепляющие бюджетное ус-тройство, устанажшвливают виды бюджетов, действующих на тер-ритории страныры, место и роль каждого из них, принципы их функционировагаания и взаимосвязи. Следовательнгъно, бюджетное устройство — это основанные на правовых нормахигх принципы построения бюджетной системы, ее структура и оргсрганизация взаимодействия входящих в нее бюдже-тов по линии их ^х доходов и расходов. Бюджетное ус устройство страны определяется ее государствен-ным устройствогвом. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух угх уровней — государственного бюджета и местных бюджетов. Для 6з бюджетной системы федеративного государства, каковым являетсеется Россия, характерны три уровня — федераль-ный бюджет, бюбюджеты субъектов Федерации (государственные бюджеты) и мес'*естные (муниципальные) бюджеты. Все они явля-ются самостоятсятельными частями бюджетной системы страны. Среди местных лх бюджетов следует выделить бюджеты админис-тративно-территэиториальных единиц с особым правовым режи-мом — бюджетьеты наукоградов, закрытых административно-тер-риториальных сж образований1. Каждый из бюджетов служит фи-нансовой базойюй для деятельности соответствующих органов государственноной власти или местного самоуправления. В качестве ок основы бюджетного устройства в БК РФ закреп-лены принципы;пы единства, самостоятельности бюджетов и ДР-(ст. 28, 29, 31).). Федеральный закон от 20 августа 2004 г. допол-няет и развиваавает положения о принципах устройства бюджет- ной системы.. Принцип едикЭинства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в Рос'юссийской Федерации, законодательство подчерки-вает единство бэ бюджетной системы. Оно проявляется во взаимо-действии бюджсджетов всех уровней по линии доходов и расходов- 1 См.: Закон 1:н РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальношом образовании» // Ведомости РФ. 1992. № 33. Ст. 191^' СЗ РФ. 1996. N № 49. Ст. 5503; 1998. № 31. Ст. 3822; 1999. № 14' Ст. 1665; Федерштральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципа организации месместного самоуправления в Российской Федерации» /' СЗ РФ. 2003. № № 40. Ст. 3822. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между ^юджетами доходных источников, создания и частичного пере-оаспределения целевых и региональных фондов, участия бюдже-тов разных уровней в финансировании совместных программ, оказания финансовой поддержки бюджетам нижестоящих уров-ней. В результате складьгааются межбюджетные отношения, осу-ществляемые органами государственной власти и местного само-управления разных уровней (гл. 16 БК РФ). Организационно-правовыми и экономическими гарантиями единства бюджетной системы являются: ее единая правовая база; использование единых бюджетных классификаций и ста-тистической бюджетной информации; согласованные принци-пы бюджетнбго процесса; единая денежная система; единство форм бюджетной документации; санкции за нарушение бюд-жетного законодательства; единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней (ст. 29 БК РФ). Единство бюд-жетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе бюд-жетной и налоговой политики в стране. Самостоятелъностъ бюджетов обеспечивается правом само- ' стоятельного сбалансирования и утверждения бюджета каждого уровня соответствующими представительными органами госу-дарственной власти и местного самоуправления, правом опре-делять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источнйков бюджетных дохо-Дов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам. Обобщенное выражение рассмотренные принципы находят в принципах федерализма и развития местного самоуправления, свойственных финансовой деятельности Российского государ-°тва в целом. § 4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их разграничение между бюджетами В соответствии с законодательством государственные и мест-НЬ1е бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, также ^еющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих ^ДЖетных ресурсов. Они используются на определенные цели Ос)тветственно своему предназначению. Однако их доходы и рас-^Ы входят в общий состав доходов и расходов бюджета.
Учебник: Краткий курс. Особснная частк 6. Бюджетное право и бюджетное устройство РФ Начиная с 2004 г. в федеральном бюджете на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. предусмотрено обра-зование Стабилизационного фонда РФ. Соответствующие из-менения и дополнения внесены в БК РФ, который дополнен главой 13'. Названный Фонд формируется за счет превышения цены на нефть над базовой ценой (20 долларов США за один баррель) и должен использоваться в целях сбалансирования бюджета (для покрытия дефицита) при снижении цены на нефть ниже базовой. Все доходы и расходы бюджетной системы разграничивают-ся (распределяются) между бюджетами разных уровней и видов. Разграничение (распределение) доходов и расходов бюдже-тов — это определение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждый из бюджетов. Законодательство устанавливает единую для бюджетов всех уровней классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей. Такая классификация обуслов-лена принципом единства бюджетной системы в Российской Федерации. Бюджетная классификация — это группировка дохо-дов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов'. Требование единства классификации сочетается с опреде-ленными правами законодателъных (представителъных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления: они вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства. Доходы бюджетов. Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическим признакам можно под-разделить на несколько групп: а) доходы от предприятий и дрУ' гих организаций разных форм собственности; б) доходы от го-сударственного и муниципального имущества; в) доходы от го-сударственной внешнеэкономической и другой деятельности; г) поступления от личных доходов граждан. Такая классифика-ция имеет значение для характеристики материального содер' жания доходной части бюджета, связи ее с экономикой странЫ-Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельнь^ 1 См.: Федеральный закон «О бюджетной классификации ской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г.) СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3338; 2003. № 19. Ст. 1751. видов платежей и поступлений. Среди них важнейшая роль при-надлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц. федеральный закон «О бюджетной классификации Россий-ской Федерации» и БК РФ делят доходы бюджета: а) на налого-вые с выделением их видов и б) неналоговые (доходы от ис-пользования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельности и др.). Вместе с тем важное значение для характеристики правового статуса субъектов бюджетного права имеет группировка доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам. Так, в зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулиру-ющие. Закрепленные доходы бюджетов — это доходы, которые в со-ответствии с законодательством полностью или в твердо фикси-рованной доле (в процентах) на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом. БК РФ (ст. 47) называет их соб-ственнымы доходами (что не вполне точно). Общий перечень разных видов доходных источников, закрепленных за бюджета-ми разных уровней, содержится в БК РФ (гл. 7—9). В свою очередь законодательство субъектов РФ вправе пере-давать доходные источники, находящиеся в их распоряжении, в местные бюджеты. Доля закрепленных (собственных) доходов в бюджете имеет существенное значение для его действительной самостоятельности. В современных условиях для бюджетов ни-жестоящих уровней это продолжает оставаться болезненным вопросом. Регулирующие доходы бюджета — это виды доходов, которые передаются на очередной год нижестоящим бюджетам в целях сбалансирования их доходов и расходов, в виде процентных от-числений от доходов на основании решений вышестоящих ор-ганов власти. Статья 58 БК РФ предусматривает такой порядок в отношениях между субъектами РФ и муниципальными обра-3°ваниями. Для регулирования бюджета (ежегодного планового распре-^еления доходов бюджета в целях его сбалансирования), поми-Мо процентных отчислений от сумм каких-либо видов доходов, пРименяется и иной метод: оказание прямой финансовой поддер-^ки из бюджета вышестоящего уровня в форме фиксированной ДеНежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время На предоставляется в следующих формах: дотации, субвенции Учебник: Краткий курс. Особенная часть |Д| Глава 6- Бюджетное право и бюджетное устройство РФ и субсидии, срздания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, а также бюджетного креди-та и бюджетной ссуды (гл. 16 БК РФ). Дотация в бюджетных отношениях — это определенная де-нежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюдже.та по реше-нию соответствующего представительного органа власти на без-возвратной и безвозмездной основе в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств. Субвенция в бюджетных отношениях — это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований для осуществления определенных целевых расходов. Субвенции, как и дотации, предоставляются на основе решений соответствующих выше-стоящих представительных органов власти. Бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований мо-гут быть предоставлены также субсидии, т. е. денежные средства, выделенные из вышестоящего бюджета для финансирования целевых расходов на условиях долевого участия в них. Субвенции и субсидии подлежат возврату в случае их нецелевого использо-вания, а также неиспользования в установленные сроки. Дота-ции и субвенции закрытым административно-территориалъным образованиям предоставляются непосредственно из федерально-го бюджета (см., например, ст. 60 Федерального закона «О фе-деральном бюджете на 2004 год»). В целях оказания финансовой помощи создаются: в феде-ральном бюджете Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, а в бюджетах субъектов Федерации — фонды финансовой под-держки муниципальных образований. В федеральном бюджете в последнее время, помимо названного, создаются: Фонд компен-саций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов (ст. 42, 46, 48, 50, 51 Федерального закона «О феде-ральном бюджете на 2004 год»). Продолжая характеристику доходной части бюджета, в ней в зависимости от права собственности следует выделить, помимо собственных доходов, заемные средства, которые подлежат воз-врату. Источниками заемных средств могут быть: выпуск госу-дарственных или местных займов на инвестиционные цели; получение кредита в банке, получение кредита или ссуд из иных бюджетов. Под бюджетным кредитом понимается предоставле-ние средств в другой бюджет для финансирования бюджетных расходов на возвратной и возмездной основах. Так, субъекту РФ предоставляется бюджетный кредит сроком до одного года из федерального бюджета в объеме, утвержденном законом о феде-ральном бюджете. Процентная ставка за пользование кредитом устанавливается этим же законом. Расходы бюджетов. Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления: содержание орга-нов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов; оборона и безопасность стра-ны; финансирование отраслей экономики; охрана окружающей природной среды; социально-культурная сфера; наука; между-народная деятельность. Подробная конкретизация видов расходов бюджетной систе-мы определена в нормах БК РФ и Федеральном законе «О бюд-жетной классификации Российской Федерации». В названном законодательстве выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов (ст. 66-68 БК РФ). Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следу-ющих основных принципов: а) соответствие состава расходов предметам ведения Российской Федерации, субъектов Федера-ции или органов местного самоуправления (по принадлежнос-ти); б) учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета; в) учет значения и роли определенных учреждений или мероприятий, масштабов и последствий их влияния на раз-витие общества; г) принцип самостоятельности субъектов Фе-дерации и органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов. Все эти прин-ципы действуют в совокупности и характеризуют состав расхо-дов бюджетов всех уровней. Названные принципы отражены в законодательстве и находят свое проявление в правовых актах об утверждении конкретных бюджетов на определенный финан-совый год. Формирование расходов бюджетов всех уровней осуществля-ется в соответствии с расходными обязателъствами, обусловлен-ными разграничением полномочий между соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления (ст. 65 БК РФ в ред. Федерального закона от 20 августа 2004 г.). Порядок возникновения и реализации этих обязательств уста-новлен в гл. 11 БК РФ. Учебник: Краткий курс. Особенная часть Необходимое условие реализации намеченных расходов — соблюдение принципа сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ), т. е. требование соответствия объема раеходов бюджета суммарному объему его доходов. Негативным проявлением от-клонения от этого принципа является дефицит бюджета, т. е. превышение расходов над доходами. БК РФ при наличии дефи-цита требует определения источников его финансирования и соблюдения определенного порядка формирования и исполне-ния бюджета (ст. 92—96, 229, 230). С 2004 г. с целью обеспече-ния сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой предусмотрено создание Стабили-зационного фонда РФ. В расходной части бюджетов всех уровней создаются резервные фонды государственных органов исполни-тельной власти и органов местного самоуправления. П
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.250.241 (0.011 с.) |