Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности



Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возника-ющие по поводу установления, введения в действие и взимания на-логов с физическцх лиц и организаций.

Правоотношения по поводу установления и введения в дей-ствие налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государ-ственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуп-равления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уров-ней и закрепленному в Конституции РФ разграничению пред-метов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, право-вому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с ними возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.

Установленные в законном порядке налоги реализуются че-рез налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с физических лиц и организаций. Основ-ным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных орга-нов — обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государствУ


или муниципальным образованиям, ограничивает их возможно-сти по реализации своих функций и задач. Поэтому законода-тельство предусматривает строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение.

В рассматриваемых налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организа-ции — банки, которые принимают и зачисляют налоговые плате-жи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носите-лями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т. е. субъектами налогового права. Помимо налогоплателыциков, в НК РФ названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обя-занности по исчислению, удержанию и перечислению в соответ-ствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Сборщиками налогов могут выступать госу-дарственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые осуще-ствляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи). Права и обязанности сборщиков налогов подлежат дальнейшему право-вому урегулированию. Кроме того, Кодекс ввел в круг возмож-ных участников налоговых правоотношений представителя на-логоплателыцика (гл. 4).

Налогоплателъщики — это физические лица или организа-ции, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязан-ность уплачивать налоги (ст. 19). Соответственно определяется и понятие плателыцика сборов. Согласно Кодексу филиалы и иные обособленные подразделения российских ррганизаций, в от-личие от ранее действовавшего законодательства, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

В перечне обязанностей налогоплательщиков Кодекс выде-лил две группы: общие для организаций и физических лиц обя-занности и дополнительные к ним обязанности налогоплатель-Щиков — организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 23 НК РФ).

В первую группу входят следующие обязанности налогопла-телыдиков: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность Предусмотрена Кодексом; 3) вести в установленном порядке




Учебник: Краткий курс. Особенная часть


Глава 13. Налоговое право: общие положения


 


учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о на-логах; 4) представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусдоотрена законодательством о налогах и сбо-рах; 5) представлять налоговым органам и их должноетным ли-цам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необхо-димые для исчисления и уплаты налогов; 6) выполнять закон-ные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не пре-пятствовать законной деятельности должностных лиц налого-вых органов при исполнении ими своих служебных обязаннос-тей; 7) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для ис-числения и уплаты налогов, а также документов, подтверждаю-щих полученные доходы (для организаций — также и произве-денные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги и др.

На налогоплателыциков — организацыи и индивидуалъных пред-принимателей, помимо перечисленных, возложены обязанности сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок; о всех случаях учас-тия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; о всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реоргани-зации или ликвидации; об объявлении несостоятельности (бан-кротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не по-зднее трех дней со дня принятия такого решения; об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Учитывая различия между налогами и сборами, Кодекс не отождествляет обязанности налогоплателыциков с обязанностя-ми плателыциков сборов, о которых говорится особо: они обяза-ны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах (п. 3 ст. 23).

Таким образом, в первую очередь называется обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. Такая обязан-ность имеет конституционный характер: в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установ-ленные налоги.


Вместе с тем налогообложение некоторых субъектов может быть заменено другой формой выполнения данной обязаннос-ти. Это касается субъектов предпринимательской деятельности (инвесторов) в области пользования недрами. При заключении между ними, с одной стороны, и государством в лице компетен-тных органов, с другой, соглашения о разделе полученной продук-ции взимание ряда налогов и других обязательных платежей (НДС, акцизов и др.) заменяется передачей государству части продукции на условиях соглашения (гл. 264 НК РФ).

Обязанностъ налогоплателъщика по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии основаный, установлен-ных законодательным актом о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатить какой-либо налог являет-ся прежде всего наличие у него соответствующего объекта нало-гообложения. Другие обязанности связаны и обусловлены этой основной обязанностью. Кодекс (ст. 44) установил и основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора, к кото-рым относятся: уплата налога и (или) сбора налогоплательщи-ком или плателыциком сбора; возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора; смерть налогоплателыдика или признание его умершим в по-рядке, установленном гражданским законодательством РФ; лик-видация организации-налогоплателыцика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (вне-бюджетными фондами).

Неспособность юридического лица — коммерческой органи-зации или индивидуальных предпринимателей уплатить налоги является основанием для признания этого лица в установлен-ном законом порядке банкротом. Если юридическое лицо лик-видируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на лик-видационную комиесию.

Налогоплателъщики (плателъщики сборов) имеют права, кото-рые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность защи-ты своих прав и интересов. НК РФ (ст. 21), расширив и уточнив их, закрепил следующие права налогоплательщиков (и платель-Щиков сборов): получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, за-конодательстве о налогах и сборах; получать от налоговых орга-нов и других уполномоченных государственных органов пись-




Учебник: Краткий курс. Особенная часть


Глава 13. Налоговое право: общие положения


 


менные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; использовать налоговые льготы при нали-чии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит; право на свое-временный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога; не вы-полнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам; требовать соблюдения налоговой тайны; требовать в установленном порядке возмещения в полном объе-ме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их долж-ностных лиц, и др.

Основной задачей налоговых органов является обеспечение поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с установлен-ными ставками. Эта обязанность реализуется через широкий круг их прав и обязанностей.

Налоговые органы наделены на основании НК РФ следующи-ми правами (ст. 31): требовать от налогоплателыдика или нало-гового агента документы, служащие основаниями для исчисле-ния и уплаты налогов; проводить налоговые проверки; при про-ведении налоговых проверок у налогоплателыцика или налогового агента производить выемку документов, свидетель-ствующих о совершении налоговых правонарушений; приоста-навливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плателыциков сборов, налого-вых агентов; осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и тер-ритории, производить инвентаризацию принадлежащего ему имущества; определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), рас-четным путем на основании имеющейся у них информации, а также данных по иным аналогичным налогоплателыцикам в случаях отказа налогоплателыцика допустить должностных лиЦ налогового органа к осмотру (обследованию) производствен-ных, складских, торговых и иных помещений; требовать от на-


логоплательщиков устранения выявленных нарушений законо-дательства о налогах и сборах, контролировать выполнение ука-занных требований; взыскивать недоимки по налогам и пени в порядке, установленном Кодексом; заявлять ходатайства об ан-нулировании или приостановлении действия лицензий на пра-во осуществления определенных видов деятельности; создавать налоговые посты.

Кроме того, налоговые органы вправе предъявлятъ в суды общей юрисдикцыи или арбитражные суды иски: о взыскании на-логовых санкций; о признании недействительной государ-ственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвида-ции организации и в других случаях, предусмотренных НК РФ (ст. 31).

В круг обязанностей налоговых органов входят: соблюдение законодательства о налогах и сборах; осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах; ведение в установленном порядке учета налогоплателыциков; проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, бесплатное информирование налогоплатель-щиков о действующих налогах и сборах; осуществление возвра-та или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; соблюдение налоговой тайны; направление налогоплательщику копии акта налоговой провер-ки и решения налогового органа, а также налогового уведомле-ния и требования об уплате налога и сбора и др. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение преступ-ления в области налогообложения, налоговые органы обязаны в десятидневный срок направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 32 НК РФ).

Аналогичные права и обязанности имеют таможенные органы в связи с взиманием налогов и сборов при перемещении това-ров через таможенную границу.

Важная роль в реализации законодательства о налогах и сбо-Рах принадлежит банкам (ст. 60, 86, 132—136 и др. НК РФ). Банки выполняют в области налогообложения обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. В связи с этим банки обязаны ис-полнять поручение налогоплательщика или налоговогр агента На перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюд-


 

 




Учебник: Краткий курс. Особенная часть


Глава 13. Налоговое право: общие положения


 


жетные фонды), а также решение налогового органа о взыска-нии налога за счет денежных средств налогоплателыцика или налогового агента в порядке очередности, установленной граж-данским законодательством. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

На банки возложен и ряд обязанностей, обусловленных про-ведением мер по противодействию легализации полученных преступным путем доходов, негативно отражающейся и на про-цессе налогообложения (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полу-ченных преступным путем, и финансированию терроризма»), При этом банкам запрещено открывать счета (вклады) на ано-нимных владельцев.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных НК РФ обязанностей предусмотрена ответственность банков. В связи с проведением налоговыми органами учета налогопла-телыциков в целях налогового контроля банки не вправе откры-вать счета организациям и индивидуальным предпринимате-лям без предъявления свидетелъства о постановке на учет в нало-говом органе, а также обязаны сообщить об открытии или закрытии этих счетов в налоговый орган в пятидневный срок. НК РФ (ст. 132—135) содержит перечень нарушений банком обя-занностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К ним относятся: нарушение порядка открытия счета и срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения о взыскании налога, а также пенй и др.

Ответственность банков за эти нарушения законодательства установлена НК РФ в виде санкций, выраженных в разных формах и размерах: штрафах, взыскании пени и процентов от суммы, перечисленной банком в нарушение решения налогово-го органа о приостановлении операций по счетам налогопла-тельщика (20%), и др. Помимо этого, КоАП РФ устанавливает ответственность должностных лиц банков в виде наложения ад-министративного штрафа (ст. 15.7—15.9).





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.189.2 (0.008 с.)