Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И методы финансовой деятельности государства↑ Стр 1 из 41Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
и муниципальных образований Финансовая деятельность государства и муниципальных об-разований, в отличие от их деятельности в других областях и сферах, имеет свои организационно-правовые особенности. Во-первых, она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ре-сурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного уп-равления. Кроме того, в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач независимо от отраслевой принадлежности. Во-вторых, осуществление государством финансовых функ-ций протекает в виде деятельности как представителъных, так и исполнителъных органов власти (государственного управления). Например, распределение бюджетных средств по основным на-правлениям жизнедеятельности Российской Федерации или ее субъектов производится представительными органами, а рас-пределение финансовых ресурсов внутри отраслей экономи-ки — в порядке государственного управления органами испол-нительной власти. В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к ве-дению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а так-Же органов местного самоуправления. Кроме того, имеется об-ласть совместного ведения Федерации и ее субъектов. Учебник: Краткий курс. Общая часть В процессе финансовой деятельности применяются разнооб-разные методы. Их выбор зависит от ряда факторов: задач госу-дарства или муниципальных образований на конкретном этапе; источников их доходов; от цели использования средств и т. д. Так, для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные целевые де-нежные фонды используются методы обязательных и доброволь-ных платежей. Основными обязательными платежами в госу-дарственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, пошлины, уплачиваемые юридическими и физическими лица-ми. Метод обязательных платежей применяется и при государ-ственном страховании (обязательное страхование пассажиров и др.). За счет обязательных отчислений банков в Центральном банке (Банке России) депонируются обязательные резервы. Наряду с этим используются и добровольные методы для фор-мирования государственных и муниципальных денежных фон-дов: лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т. д. При распределении государственных и муниципальных денеж-ных средств применяются два основных метода: финансирова-ние, т. е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах воз-мездности и возвратности. Оба они подразделяются на несколь-ко видов в зависимости от цели использования средств, их ис-точников, особенностей правового статуса получателей и т. д. В последнее время у финансирования появляются черты, сход-ные с кредитованием: в виде исключения законодательство уста-навливает условия, при наличии которых финансирование про-изводится на возвратной и возмездной основе (например, фи-нансирование капитальных вложений из бюджетных средств). Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также исполъзование их осуществляется посредством рас-четных операций. Они производятся методами безналичных де-нежных расчетов в разных формах и платежами наличными де-нежными средствами. Государство содействует расширению сферы безналичных денежных расчетов, что важно для стабили-зации денежной системы и более эффективного использования денежной массы. При внешних экономических, научных, куль-турных, других связях используются различные формы между-народных расчетов, совершаются валютные операции.
Глава 2. Особенности финансовой деятельности В методах финансовой деятельности Российского государ-ства произошли существенные перемены в связи с переходом к рыночным отношениям. Они стали более разнообразными, на-полнились новым содержанием. Так, значительно увеличилось число налогов, разнообразились методы привлечения денежных средств на добровольных началах, развивается финансовый ры-нок как сфера реализации ценных бумаг — акций, облигаций и других, а также кредита. Он используется для формирования денежных фондов предприятий, организаций, для пополнения финансовых ресурсов государства и органов местного самоуп-равления. Законодательство защищает финансовый рынок от монополизма'. Формы и методы финансовой деятельности го-сударства и муниципальных образований могут быть изменены в связи с введением в стране особых правовых режимов, к кото-рым относятся военное и чрезвычайное положения (ст. 8 Феде-рального конституционного закона от 30 января 2002 г. «О во-енном положении»; ст. 1, 3, 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»2). Развитие финансовой деятельности Российского государства и ее методов происходит с учетом опыта зарубежных стран с оформившейся рыночной экономикой, его изучением и приме-нением. Финансовая деятельность Российской Федерации осу-ществляется в условиях экономического сотрудничества со стра-нами СНГ, а также международных и внешнеэкономических связей с другими государствами. Россия исходит при этом из задач укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных экономических отношений. Внешнеэкономические связи осу-ществляют также субъекты РФ в пределах полномочий, предо-ставленных им Конституцией РФ и федеральным законодатель-ством. Общий порядок координации этих связей установлен специальным федеральным законом3. Результаты международ-ных и внешнеэкономических связей находят отражение в дохо-дах и расходах государственных денежных фондов Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. 1 См.: Федеральный закон от 23 июня 1999 г. «О защите конкурен-Ции на рынке финансовых услуг» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3174. 2 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375; 2001. № 23. Ст. 2277; 2003. № 27. Ст. 2697. 3 См.: Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации меж-Дународных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 231. Учебник: Краткий курс. Общая часть Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства
§ 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований Финансовая деятельность осуществляется в правовых и не-правовых формах. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. А неправовые формы такого оформления не имеют. К ним относятся различные практические действия, юридичес-кого значения не имеющие, но способствующие принятию та-ких актов или применению правовых норм. Это инструктирова-ние финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, проведение заседа-ний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представи-тельных органов власти, разъяснение финансового законода-тельства населению и другая организаторская работа; финансо-во-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финан-сово-экономический анализ; подготовка материалов для финан-сового планирования, прогнозирования й отчетности и т. п. Конкретные правовые формы финансовой деятельности за-висят от того, какие органы ее осуществляют: представительные или исполнительные, какого они уровня и организационно-правового статуса. Осуществляя финансовую деятельность, го-сударственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регу-лируют общественные отношения в области аккумуляции, рас-пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством или му-ниципальными образованиями. Эти акты и являются юриди-ческими (или правовыми) формами финансовой деятелъности государства (его органов) и муниципалъных образований (органов местного самоуправления). Следовательно, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия ре-шения государственных органов и органов местного самоуправле-ния по вопросам финансовой деятелъности, входящим в их компе-тенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансо-во-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. Применение тех или иных правовых форм финансовой дея-тельности определяется значением и содержанием регулируе-мых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосу-дарственного значения бюджета, его важной роли для социаль-но-экономического развития страны, широкого круга обще-ственных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств под-ведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленным правовыми нормами порядком. Финансово-правовые акты можно классифицироватъ по юри-дическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям. По юридическим свойствам финансово-правовые акты под-разделяются на нормативные и индивидуалъные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финан-совых отношений и еодержат общие правила поведения их уча-стников, т. е. правовые нормы. Они действуют обычно длитель-ное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавли-вают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) организаций и граждан перед государством или муниципальным образованием, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д. Общие правшш, установленные в нормативных актах, конк-ретизируются в индивидуалъных финансово-правовых актах, каж-дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансо-вых отношений, ведет к возникновению, изменению или пре-кращению конкретных финансовых правоотношений. Напри-мер, на основе законодательного нормативного финансово-пра-вового акта о транспортном налоге государственный налоговый орган направляет конкретному владелыду транспортного сред-ства уведомление об уплате этого налога, которое и является индивидуальным финансово-правовым актом. Таким образом, индивидуалъные финансово-правовые акты — это акты примене-ния норм финансового права. Принятие их — необходимое ус-ловие для практического претворения в жизнь нормативных фи-нансово-правовых актов. По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы, прииимае- Учебник: Краткий курс. Общая часть мые представительными федеральными и региональными (субъектов Федерации) органами государственной власти по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные. К ним относятся акты всех других государственных органов и органов местного самоуправления, основанные на законе и при-нятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» Правительство РФ принимает поста-новления о ставках таможенных пошлин). Все они имеют оп-ределенную форму (указы, постановления, приказы и т. д.), т. е. конкретизируются в зависимости от вида органов, издающих акты. Характерной особенностью финансово-правовых актов яв-ляется наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием. Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в про-цессе финансовой деятелъности государства и органов местного самоуправления, а также организаций, которые содержат конк-ретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и исполъзова-нию финансовых ресурсов. Существование финансово-плановых актов обусловлено дей-ствием принципа плановости в процессе образования, распре-деления и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального раз-вития. К финансово-плановым актам относятся: а) основные финансовые планы государства — федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, а также местные бюд-жеты; б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджет-ных фондов; в) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, дру-гих органов государственного управления и органов местного самоуправления; г) финансовые планы (балансы доходов и расходов) коммер-ческих организаций; д) сметы бюджетных учреждений; е) финансовые планы страховых организаций; ж) финансово-кредитные и кассовые планы банков. Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственвдх органов. Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства ___ 107 Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридиче-ские последствия как любой финансово-правовой акт.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.101 (0.009 с.) |