Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И терминов финансового права

Поиск

Акт ревизии — документ, составляемый в результате контро-ля финансово-хозяйственной деятельности организации, в ко-тором содержатся документально подтвержденные фактические данные, выводы о законности, эффективности и целесообраз-ности произведенных затрат, отмечаются недостатки с указани-ем их причин и виновных лиц, суммы причиненного ущерба. Акт подписывается руководителем ревизионной группы (реви-зором), а также руководителем ревизуемой организации и ее главным бухгалтером (см. также Ревизия).

Акты финансово-правовые — принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государ-ственных и муниципальных органов по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавлива-ют, изменяют и отменяют финансово-правовые нормы или слу-жат основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений, являются правовой формой фи-нансовой деятельности государства и муниципальных образова-ний. Подразделяются по юридическим свойствам на норматив-ные и индивидуальные, по юридической природе — на законода-тельные и подзаконные.

Своим содержанием среди финансово-правовых актов отли-чаются финансово-плановые акты, т. е. акты, принимаемые в про-цессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований и содержащие конкретные задания в области фи-нансов на определенный период. Являясь планами по аккумуля-ции, распределению и использованию финансовых ресурсов (бюджет государства, муниципального образования, смета дохо-дов и расходов бюджетного учреждения, финансовый план пред-приятия и др.), они утверждаются в установленном порядке.

Акцизы — федеральные косвенные налоги. В отличие от НДС, который уплачивается на каждом этапе производства и


реализации товаров -и услуг, они уплачиваются единовременно («разово») производителем подакцизного товара. Традиционно акцизы вводятся на товары, относящиеся к предметам роскоши либо пользующиеся повышенным спросом. В связи с этим ак-цизам принадлежит особая функция по регулированию (огра-ничению) сверхприбылей, а также регулированию спроса на определенные виды товаров (спиртные, табачные изделия и пр.). Взимание акцизов на территории РФ с 1 января 2001 г. регулируется гл. 22 НК РФ.

Амортизационные отчисления — постепенное возмещение из-носа основных фондов в стоимостном выражении. Подразделя-ются на полное и на частичное восстановление, т. е. на капи-тальный ремонт основных фондов. Амортизационные отчисле-ния на полное восстановление должны покрывать не только физический, но и моральный износ основных фондов. Опреде-ляются по-разному в целях бухгалтерского и налогового учета. Для целей бухучета регулируются приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. «Об утверждении Положения по бухгалтер-скому учету «Учет основных средств» ГТБУ 6/01» (см.: Экономи-ка и жизнь. 2001. № 18; 2002. № 25), а для налогового учета, в частности налога на прибыль, — ст. 259 «Методы и порядок расчета сумм амортизации» НК РФ.

Амортизируемое имущество — имущество, результаты интеллек-туальной деятельности и иные объекты интеллектуальной соб-ственности, которые находятся у налогоплательщика на праве соб-ственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизиру-емым имуществом в целях гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более Ютыс. руб.

Аудиторский финансовый контроль — независимый вневе-домственный контроль, осуществляемый в виде предпринима-тельской деятельности, именуемой аудиторской. Согласно Фе-деральному закону от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской дея-тельности» аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Ее осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на основании лицензии, выдан-ной уполномоченным государственным органом. В указанных законодательством случаях предусматривается обязательность аудита.


 

 


 

Словарь-справочник основных понятий и терминов


Словарь-справочник основных понятий и терминов


 


 

Банк России — Центральный банк Российской Федерации, является главным банком страны, представляет первый уровень банковской системы РФ. Банк России является органом бан-ковского регулированыя и банковского надзора, осуществляя по-стоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка Рос-сии, а также установленных им обязательных нормативов. Банк России имеет статус юридического лица, является федеральной собственностью. Получение прибыли не является целью его деятельности. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организацию их обращения, является органом валютно-го контроля и надзора. Его деятельность регулируется Феде-ральным законом «О Центральном банке Российской Федера-ции (Банке России)». Издает нормативно-правовые акты в бан-ковской сфере. Центральный банк РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами (см.: Указание ЦБ РФ от 27 июня 2003 г. № 1301-У «Об организации работы по обеспечению уча-стия Банка России в капиталах кредитных и иных организаций-резидентов»).

Банковская система РФ — совокупность действующих на тер-ритории РФ организаций, полномочных осуществлять банков-ские операции (аккумуляцию свободных денежных средств юридических и физических лиц, кредитование, расчеты и др.). Эта система включает два уровня: а) Централъный банк РФ (Банк России) (см.) и б) кредитные организации (см.), а также филиалы и представительства иностранных банков (см. Федеральный за-кон «О банках и банковской деятельности»).

Банковский кредит — это договорное обязательство, в соот-ветствии с которым банк или иная кредитная организация (кре-дитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) за-емщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Осуществляется в соответствии с принципами: возвратности, срочности, платности, обеспеченно-сти, целенаправленности (федеральные законы «О банках и бан-ковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями де-нежных средств и их возврата (погашения)»). Применяются так-же обычаи делового оборота.


Бюджет. Государственные и местные (муниципальные) бюд-жеты — центральное звено финансовой системы страны. В ма-териальном аспекте государственный, как и местный, бюджет представляет собой централизованный в масштабах государ-ственного или муниципального образования денежный фонд, который формируется в целях обеспечения финансовыми ре-сурсами выполнения общезначимых государственных и муни-ципальных задач. Сущность бюджета проявляется в тех эко-номических (денежных) отношениях, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием на-званных денежных фондов.

Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ утверждают-ся в форме соответствующего закона, местные бюджеты — в форме решения органа местного самоуправления. С позиции права собственности средства бюджета входят в состав казны, соответственно — федеральной, субъекта РФ или муниципаль-ной.

Бюджетная классификация — законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по од-нородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. В Российской Федерации действует единая бюджетная классификация, что обусловлено единством бюджетной системы РФ, требующим сопоставимости показате-лей бюджетов всех уровней; имеет важное значение для реали-зации единой финансовой политики в стране. Представитель-ные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе производить лишь дальнейшую детализацию объектов классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства. Соответственно классификации доходы подразделя-ются на налоговые и неналоговые с выделением их видов. В отношении расходов выделяются функциональная, экономи-ческая, ведомственная и другие классификации (Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»; гл. 4 БК РФ).

Бюджетная компетенция (права) РФ, субъектов РФ, муници-пальных образований — это принадлежащие им в лице соответ-ствующих органов государственной власти или местного само-управления полномочия по формированию и реализации соб-ственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах. Эти полномочия определяют бюджетно-правовой статус назван-ных субъектов. Основой данного статуса является право на са-


 

 

 
 

Словарь-справочник основных понятий и терминов

мостоятельный бюджет, из которого вытекают права на получе-ние конкретных доходов и их использование соответственно задачам и функциям государственного или муниципального образования. На каждом уровне бюджетная компетенция имеет свои особенности (гл. 2 БК РФ).

Бюджетная система (структура) РФ как федеративного госу-дарства — установленная нормами права совокупность феде-рального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях, государ-ственном устройстве и действии местного самоуправления. Бюджетная система РФ основана на принципах единства, само-стоятельности бюджетов, разграничении доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др. (ст. 28 БК РФ). В унитарных государствах действует двухуровневая бюджетная система, включающая государственный и местные бюджеты.

БК РФ, помимо бюджетов, включил в состав бюджетной си-стемы РФ также бюджеты государетвенных социальных внебюд-жетных фондов (ст. 10, 13 БК РФ).

Бюджетаое обязательство — расходное обязательство, испол-нение которого предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год (ст. 6 БК РФ). Бюджетное обязательство имеет определенный лимит, соответствующий объему бюджетных ассигнований по предусмотренным расхо-дам на период, не превышающий квартал. Лимиты доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за пять дней до начала периода их действия (ст. 222—224 БК РФ).

Бюджетное право — подотрасль российского финансового права, нормы которой регулируют бюджетную систему и бюд-жетное устройство, состав и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, бюджетную компетенцию госу-дарства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс (см.). Основано на конституционных принципах феде-рализма и местного самоуправления. В бюджетном праве выде-ляются нормы: а) материальные (закрепляющие систему бюд-жетов, виды доходов и расходов бюджетов и т. п.) и б) процес-суальные, закрепляющие порядок составления и рассмотрения проекта бюджета, его утверждения и т. д.

Источниками бюджетного права является система правовых актов, состоящая из трех уровней: федерального и регионально-го (субъектов РФ) законодательства и правовых актов органов местного самоуправления. Основой их всех является Конститу-


Словарь-справочник основных понятий и терминов

ция РФ. Своей важной ролью среди них выделяется БК РФ — впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицирован-ный законодательный акт, регулирующий бюджетные отноше-ния в стране, и введенный в действие с 1 января 2000 г.

Бюджетное регулирование — распределение доходов между бюджетами в процессе их формирования, осуществляемое вы-шестоящим органом государственной власти или местного са-моуправления в отношении нижестоящих бюджетов в целях сбалансирования их доходов и расходов. В этих целях использу-ются процентные отчисления от налогов и других платежей, на-ходящихся в распоряжении вышестоящих органов власти, пере-Даваемые для зачисления в нижестоящий бюджет. В настоящее время широко распространен другой метод — прямой финансо-вой помощи нижестоящим бюджетам путем выделения фикси-рованной денежной суммы в форме дотаций, субвенций и субси-дий (см.). В этих целях создаются в бюджетах вышестоящего уровня фонды финансовой поддержки субъектов РФ и муници-пальных образований соответственно (ст. 48 БК РФ). В процес-се бюджетного регулирования складываются межбюджетные от-ношения (ст. 6 БК РФ).

Бюджетное устройство — это основанные на правовых нор-мах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по ли-нии их доходов и расходов.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти и местного самоуправления для осуще-ствления управленческих, социально-культурных, научно-тех-нических или иных функций некоммерческого характера, дея-тельность которой финансируется из соответствующего бюдже-та или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (см.). К бюджетным учрежде-ниям относятся школы, вузы, больницы и др. Бюджетное уч-реждение в процессе исполнения бюджета является получате-лем бюджетных средств (ст. 161 — 163 БК РФ).

Бюджетные правоотношения — урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов. Носители юри-дических прав и обязанностей в этих правоотношениях именуют-ся субъектами бюджетного права (бюджетных правоотношений). К ним относятся: а) Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования; б) органы государственной власти


 

 

424 ________ Словарь-справочник основных понятий и терминов

и местного самоуправления; в) получатели, распорядители и главные распорядители бюджетных средств; г) Центральный банк РФ и другие органы денежно-кредитного регулирования. Основное право — право на соответствующий бюджет принад-лежит государству в целом, государственному или муниципаль-ному образованию.

Особенности бюджетных правоотношений проявляются в их субъектном составе и содержании: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизо-ванного государственного или муниципального денежного фон-да, имеющего общее значение для соответствующей террито-рии; б) в бюджетных правоотношениях участвуют (в лице соот-ветствующих органов власти) государство, государственные и муниципальные образования как носители права на самостоя-тельный бюджет; в) права и обязанности всех субъектов бюд-жетных правоотношений обусловлены формированием и испол-нением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования.

Бюджетные целевые фонды — это централизованные денеж-ные фонды, образуемые в рамках государственного и местного бюджетов, средства которых используются по строго целевому назначению (см. ст. 133, 137, 138, 140 БК РФ; ст. 6, 46, 51 Фе-дерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»).

Бюджетный (финансовый) год — период действия утвержден-ного бюджета, равный по российскому законодательству кален-дарному году — с 1 января по 31 декабря (ст. 12 БК РФ).

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юриди-ческим лицам или другому бюджету на возвратной и возмезд-ной основах (ст. 6 БК РФ).

Бюджетный процесс — это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государственной власти и мест-ного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверж-дению и исполнению бюджета, завершаемая утверждением от-чета об исполнении бюджета. БК РФ (ст. 6) при определении бюджетного процесса исключает из него стадию утверждения отчета об исполнении бюджета, но предусматривает стадию контроля за его исполнением. Кроме того, в соответствии с БК бюджетным процессом охватывается и деятельность, связанная с принятием бюджетов государственных внебюджетных фондов (но не муниципальных) (см.: часть третья БК РФ; Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федера-


Словарь-справочник основных понятий и терминов

ции в 2004—2006 гг., одобренная постановлением Правитель-ства РФ от 22 мая 2004 г.).

В

Валюта. Под валютой понимают денежную единицу конк-ретной страны (национальная валюта), денежные знаки иност-ранных государств (наличная валюта), а также другие платеж-ные и кредитные средства, выраженные в иностранных денеж-ных единицах (безналичная валюта). Кроме того, термин валюта применяется при характеристике всей совокупности внешних по отношению к конкретному государству денежных единиц (иностранная валюта). В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле в Российс-кой Федерации» валюта РФ — это: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на террйтории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подле-жащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на бан-ковских счетах и в банковских вкладах. Валюта иностранных государств — денежные знаки, находящиеся в обращении и яв-ляющиеся законным средством наличного платежа на террито-рии соответствующего иностранного государства (группы инос-транных государств), а также изымаемые либо изъятые из обра-щения, но подлежащие обмену; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных госу-дарств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютное регулирование — деятельность государства по рег-ламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов. Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Нормативное регулирование заключается в упорядо-чивании общественных отношений, связанных с валютой и опе-рациями с ней (обращением, вывозом, исполъзованием в сфере международных расчетов и т. п.) посредством принятия норм пра-ва. Индивидуально-правовое регулирование — упорядочивание посредством применения норм права к отношениям, обусловлен-ным конкретными жизненными ситуациями.

Валютные операции. К валютным операциям относятся осу-ществляемые на законных основаниях: 1) приобретение резиден-том у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей, а также использование их в качестве сред-ства платежа; 2) приобретение резидентом у нерезидента либо


 

 

Словарь-справочник основных понятий и терминов


"ловарь-справочник основных понятий и терминов


 


 

нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также их использование в качестве средства платежа; 3) приобретение не-резидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних цен-ных бумаг, а также использование их; 4) ввоз на таможенную территорию России и вывоз с ее таможенной территории валют-ных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; 5) пере-вод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ; 6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ (Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Валютные ценности — ценности, относительно которых Фе-деральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливается особый ограничительный режим об-ращения в стране. Валютные ценнос/пи в правовом аспекте — это: во-первых, иностранная валюта; во-вторых, внешние ценные бумаги (бумаги, которые выпущены и зарегистрированы не на территории РФ и номинальная стоимость которых выражена в любой валюте, кроме российской). В отличие от ранее действо-вавшего Закона 1992 г., новый Закон «О валютном регулирова-нии и валютном контроле» не относит к валютным ценностям драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Порядок и уеловия функционирования рынка драгоценных металлов и дра-гоценных камней на территории РФ регулируется в настоящее время специальным Федеральным законом «О драгоценных ме-таллах и драгоценных камнях».

Валютный контроль — это контроль Правительства РФ, орга-нов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Орга-нами валютного контроля в России являются Банк России, фе-деральный орган (федеральные органы) исполнительной влас-ти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные бан-ки, подотчетные Банку России, а также профессиональные уча-стники рынка ценных бумаг, в том.числе держатели реестра (ре-


гистраторы), подотчетные федеральному органу исполнитель-ной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и тер-риториальные подразделения федеральных органов исполни-тельной власти, являющихся органами валютного контроля.

Валютный курс — цена денежной единицы страны, выражен-ная в денежной единице (или ее десятикратной величине) дру-гой страны. В настоящее время валютный курс устанавливается с учетом покупательной способности валют и является доста-точно подвижным. К основным факторам, влияющим на валют-ный курс, можно отнести: состояние платежного баланса, уро-вень инфляции, межгосударственную миграцию краткосрочных капиталов, военно-политические и прочие факторы. Во всех странах, кроме Великобритании, применяется прямая котиров-ка, при которой валютный курс устанавливается за 1 (10, 100, 1000) единицу иностранной валюты к национальной валюте. В Великобритании принята обратная котировка — за 1 фунт стерлингов в иностранной валюте.

Вмененный доход — см. Единый налог на вмененный доход

Внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды — обособленные по целевому назначению финансовые ресурсы государства и муниципальных образований. Образуют самостоятельное звено финансовой системы РФ. Источниками их формирования являются обязательные платежи (налоги, страховые взносы), добровольные взносы, а в случаях, прямо предусмотренных законом, — ассигнования из бюджета и пр. Могут быть классифицированы по различным основаниям: тер-риториальному уровню функционирования; относимости к го-сударственному или местному бюджету (бюджетные и внебюд-жетные); форме собственности; целевому назначению; органам, их создающим и (или) осуществляющим контроль за их дея-тельностью, и т. д. Источники правового регулирования: Кон-ституция РФ, БК РФ, федеральные законы «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (с 1 января 2006 г. названные законы утрачивают силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Кроме того, действуют положения о конкретных внебюджетных фон-дах.

Внебюджетные средства бюджетных учреждений — денежные средства, получаемые этими учреждениями помимо ассигнова-


 

 

Словарь-справочник основных понятий и терминов


Словарь-справочник основных понятий и терминов


 


ний, выделяемых им из государственного или местного бюдже-та. БК РФ, называя их средствами, полученными за счет внебюд-жетных источников (п. 6 ст. 161), применяет и более подробное наименование — доходы бюджетного учреждения, получаемые от осуществления предпринимателъской и иной деятелъности, прино-сящей доход (п. 2 ст. 42). При этом особо указывается, что на-званные доходы бюджетного учреждения в полном объеме не только учитываются в смете доходов и расходов бюджетного уч-реждения (см.), но и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находяще-гося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Водный налог — вводится на территории РФ с 1 января 2005г., регулируется главой 252 НК РФ. Заменяет плату за пользование водными объектами, в соответствии со ст. 13 НК РФ включен в состав федеральных налогов.

Временная финансовая администрация — федеральный орган исполнительной власти, создаваемый по ходатайству Прави-тельства РФ перед Высшим Арбитражным Судом РФ в случае неисполнения субъектами РФ своих бюджетных обязательств. Аналогично создаются временные финансовые администрации как органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении бюджетов муниципальных образований (гл. 19' БК РФ).

Главный распорядитель бюджетных средств — орган государ-ственной власти, местного самоуправления, бюджетное учреж-дение (определенные ведомственной классификацией расходов бюджета), которые имеют право распределения средств соот-ветствующего бюджета по подведомственным распределителям и получателям. К ним относятся министерства, другие органы исполнительной власти, наиболее значимые бюджетные учреж-дения науки, образования и др. Главный распорядитель бюд-жетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распо-рядителям и получателям, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, осуществляет конт-роль за их использованием (ст. 158, 160 БК РФ).

Государственная мошлипа — обязательный федеральный не-налоговый платеж, установленный Законом РФ «О государ-ственной пошлине», взимаемый с юридических и физических


лиц за совершение юридически значимых действий либо выда-чу документов уполномоченными на то органами или должно-стными лицами (см. ст. 1 Федерального закона от 31 декабря 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Россий-ской Федерации «О государственной пошлине»).

Государственные и муниципальные доходы — часть националь-ного дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступ-лений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для фун-кционирования государственных органов. Муниципальные (ме-стные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправле-ния, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государ-ственные денежные фонды: федеральный и региональные бюд-жеты, внебюджетные целевые государственные фонды. Муници-пальные (местные) доходы поступают соответственно в муници-пальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий. В Российской Федерации дей-ствует единая система государственных и муниципальных дохо-дов. Они подразделяются на налоговые и неналоговые, обяза-тельные и добровольные платежи, централизованные (доходы, сосредоточенные в бюджетах и внебюджетных государственных фондах) и децентрализованные (доходы, остающиеся в распоря-жении государственных и муниципальных предприятий).

Государственные и муниципальные расходы — суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач. Это понятие имеет также организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно деятельности по исполъзованию денежных средств. Они подразделяются на госу-дарственные и муниципальные, а также на централизованные, осу-ществляемые за счет бюджета и государственных (муниципаль-ных) внебюджетных фондов, и децентрализованные, осуществ-ляемые государственными и муниципальными организациями


 

 

430 ______ Словарь-справочник основных понятий и терминов

за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении. Расходы классифицируются и по функционалъному признаку согласно Федеральному закону «О бюджетной классификации Российс-кой Федерации».

Государственный и муниципальный долг в соответствии с БК РФ (ст. 6) — это обязательства, возникающие из государствен-ных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципаль-ным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц. При этом внешний долг, — это обяза-тельства, возникающие в иностранной валюте, а внутренний — обязательства, возникающие в валюте РФ. БК РФ обособлен-но выделяет и закрепляет понятия государственного долга РФ (ст. 97), государственного долга субъекта РФ (ст. 99) и муници-пального долга (ст. 100). Госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственно-сти имуществом, составляющим государственную казну, гос-долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ, а муниципальный долг — всем муниципальным имуществом, составляющим му-ниципальную казну.

Государственный и муниципальный кредит — урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возврат-ности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

д

Денежная система — это форма организации денежного об-ращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в каче-стве средства обращения и платежа в государстве, сложившая-ся исторически и закрепленная законодательно. Денежная си-стема любой страны состоит из ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения. Организация и функци-онирование денежной системы относится к числу факторов


Словарь-справочник основных понятий и терминов

первоочередного значения для экономики страны и жизне-обеспечения государства. Денежная система государства отра-жает состояние его экономики. Источником правового регули-рования российской денежной системы являются Конститу-ция РФ (п. «ж» ст. 71), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».

Денежная эмиссия — это процесс выпуска денежных знаков в обращение. Осуществляется исключительно Банком России. Кон-ституция РФ (ч. 1 ст. 75) содержит положение о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других де-нег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обра-щение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической мо-неты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его актувами. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных де-нег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ. Функции эмиссионного кассового регулирования денежной массы выпол-няют расчетно-кассовые центры. РКЦ создаются при головных территориальных управлениях Центрального банка РФ.

Денежное обращение — это движение денежной массы в пре-делах территории страны в наличной и безналичной формах. Обращение наличных денег регулируется ГК РФ, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Бан->ке России)» и «О банках и банковской деятельности», Положе-нием ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами подле-жат ограничению — в настоящее время не более 60 тыс. руб. по одной сделке (см.: Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньга-ми в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»), Безналичные расчеты — расчеты между субъек-тами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств по счетам в бан-ковских организациях в целях зачетов взаимных требований. Регулируются ГК РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Добровольное страхование — договорные отношения между страховыми организациями (страховщиками) и юридическими и физическими лицами и др. (страхователями) по защите иму-


 

 

 

Словарь-справочник основных понятий и терминов

щественных интересов последних при наступлении определен-ных событий (страховых случаев) за счет средств страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страхо-вых взносов, а также за счет иных средств страховщиков. Общие положения о добровольном страховании содержатся в гл. 48 ГК РФ и Законе РФ «Об организации страхового дела». На услови-ях добровольного страхования могут быть застрахованы (т. е. выступать в качестве объекта страхования) имущественные ин-тересы, не противоречащие законодательству РФ. В ст. 928 ГК РФ закреплен перечень интересов, страхование которых не допускается: 1) страхование противоправных интересов; 2) стра-хование убытков от участия в играх, лотереях и пари; 3) страхо-вание расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников. Финансовым правом регулируются вопросы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, в том числе создание резерва предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования.

Дотация в межбюджетных отношениях — бюджетные сред-ства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмезд-ной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ).

Доходы государственного и муниципального бюджета подраз-деляются: а) по источникам — на доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности; от государ-ственного и муниципального имущества; от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; поступления от личных доходов граждан; б) по юридической форме — на нало-говые и неналоговые; в) в зависимости от порядка зачисления в бюджет — на закрепленные и регулирующие. Регулирующие доходы передаются в бюджет нижестоящего уровня в целях сба-лансирования его доходов и расхо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.173 (0.013 с.)