Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И терминов финансового права↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 41 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Акт ревизии — документ, составляемый в результате контро-ля финансово-хозяйственной деятельности организации, в ко-тором содержатся документально подтвержденные фактические данные, выводы о законности, эффективности и целесообраз-ности произведенных затрат, отмечаются недостатки с указани-ем их причин и виновных лиц, суммы причиненного ущерба. Акт подписывается руководителем ревизионной группы (реви-зором), а также руководителем ревизуемой организации и ее главным бухгалтером (см. также Ревизия). Акты финансово-правовые — принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государ-ственных и муниципальных органов по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавлива-ют, изменяют и отменяют финансово-правовые нормы или слу-жат основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений, являются правовой формой фи-нансовой деятельности государства и муниципальных образова-ний. Подразделяются по юридическим свойствам на норматив-ные и индивидуальные, по юридической природе — на законода-тельные и подзаконные. Своим содержанием среди финансово-правовых актов отли-чаются финансово-плановые акты, т. е. акты, принимаемые в про-цессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований и содержащие конкретные задания в области фи-нансов на определенный период. Являясь планами по аккумуля-ции, распределению и использованию финансовых ресурсов (бюджет государства, муниципального образования, смета дохо-дов и расходов бюджетного учреждения, финансовый план пред-приятия и др.), они утверждаются в установленном порядке. Акцизы — федеральные косвенные налоги. В отличие от НДС, который уплачивается на каждом этапе производства и реализации товаров -и услуг, они уплачиваются единовременно («разово») производителем подакцизного товара. Традиционно акцизы вводятся на товары, относящиеся к предметам роскоши либо пользующиеся повышенным спросом. В связи с этим ак-цизам принадлежит особая функция по регулированию (огра-ничению) сверхприбылей, а также регулированию спроса на определенные виды товаров (спиртные, табачные изделия и пр.). Взимание акцизов на территории РФ с 1 января 2001 г. регулируется гл. 22 НК РФ. Амортизационные отчисления — постепенное возмещение из-носа основных фондов в стоимостном выражении. Подразделя-ются на полное и на частичное восстановление, т. е. на капи-тальный ремонт основных фондов. Амортизационные отчисле-ния на полное восстановление должны покрывать не только физический, но и моральный износ основных фондов. Опреде-ляются по-разному в целях бухгалтерского и налогового учета. Для целей бухучета регулируются приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. «Об утверждении Положения по бухгалтер-скому учету «Учет основных средств» ГТБУ 6/01» (см.: Экономи-ка и жизнь. 2001. № 18; 2002. № 25), а для налогового учета, в частности налога на прибыль, — ст. 259 «Методы и порядок расчета сумм амортизации» НК РФ. Амортизируемое имущество — имущество, результаты интеллек-туальной деятельности и иные объекты интеллектуальной соб-ственности, которые находятся у налогоплательщика на праве соб-ственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизиру-емым имуществом в целях гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более Ютыс. руб. Аудиторский финансовый контроль — независимый вневе-домственный контроль, осуществляемый в виде предпринима-тельской деятельности, именуемой аудиторской. Согласно Фе-деральному закону от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской дея-тельности» аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Ее осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на основании лицензии, выдан-ной уполномоченным государственным органом. В указанных законодательством случаях предусматривается обязательность аудита.
Словарь-справочник основных понятий и терминов Словарь-справочник основных понятий и терминов
Банк России — Центральный банк Российской Федерации, является главным банком страны, представляет первый уровень банковской системы РФ. Банк России является органом бан-ковского регулированыя и банковского надзора, осуществляя по-стоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка Рос-сии, а также установленных им обязательных нормативов. Банк России имеет статус юридического лица, является федеральной собственностью. Получение прибыли не является целью его деятельности. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организацию их обращения, является органом валютно-го контроля и надзора. Его деятельность регулируется Феде-ральным законом «О Центральном банке Российской Федера-ции (Банке России)». Издает нормативно-правовые акты в бан-ковской сфере. Центральный банк РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами (см.: Указание ЦБ РФ от 27 июня 2003 г. № 1301-У «Об организации работы по обеспечению уча-стия Банка России в капиталах кредитных и иных организаций-резидентов»). Банковская система РФ — совокупность действующих на тер-ритории РФ организаций, полномочных осуществлять банков-ские операции (аккумуляцию свободных денежных средств юридических и физических лиц, кредитование, расчеты и др.). Эта система включает два уровня: а) Централъный банк РФ (Банк России) (см.) и б) кредитные организации (см.), а также филиалы и представительства иностранных банков (см. Федеральный за-кон «О банках и банковской деятельности»). Банковский кредит — это договорное обязательство, в соот-ветствии с которым банк или иная кредитная организация (кре-дитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) за-емщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Осуществляется в соответствии с принципами: возвратности, срочности, платности, обеспеченно-сти, целенаправленности (федеральные законы «О банках и бан-ковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Положение ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями де-нежных средств и их возврата (погашения)»). Применяются так-же обычаи делового оборота. Бюджет. Государственные и местные (муниципальные) бюд-жеты — центральное звено финансовой системы страны. В ма-териальном аспекте государственный, как и местный, бюджет представляет собой централизованный в масштабах государ-ственного или муниципального образования денежный фонд, который формируется в целях обеспечения финансовыми ре-сурсами выполнения общезначимых государственных и муни-ципальных задач. Сущность бюджета проявляется в тех эко-номических (денежных) отношениях, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием на-званных денежных фондов. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ утверждают-ся в форме соответствующего закона, местные бюджеты — в форме решения органа местного самоуправления. С позиции права собственности средства бюджета входят в состав казны, соответственно — федеральной, субъекта РФ или муниципаль-ной. Бюджетная классификация — законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по од-нородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. В Российской Федерации действует единая бюджетная классификация, что обусловлено единством бюджетной системы РФ, требующим сопоставимости показате-лей бюджетов всех уровней; имеет важное значение для реали-зации единой финансовой политики в стране. Представитель-ные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе производить лишь дальнейшую детализацию объектов классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства. Соответственно классификации доходы подразделя-ются на налоговые и неналоговые с выделением их видов. В отношении расходов выделяются функциональная, экономи-ческая, ведомственная и другие классификации (Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»; гл. 4 БК РФ). Бюджетная компетенция (права) РФ, субъектов РФ, муници-пальных образований — это принадлежащие им в лице соответ-ствующих органов государственной власти или местного само-управления полномочия по формированию и реализации соб-ственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах. Эти полномочия определяют бюджетно-правовой статус назван-ных субъектов. Основой данного статуса является право на са- Словарь-справочник основных понятий и терминов мостоятельный бюджет, из которого вытекают права на получе-ние конкретных доходов и их использование соответственно задачам и функциям государственного или муниципального образования. На каждом уровне бюджетная компетенция имеет свои особенности (гл. 2 БК РФ). Бюджетная система (структура) РФ как федеративного госу-дарства — установленная нормами права совокупность феде-рального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях, государ-ственном устройстве и действии местного самоуправления. Бюджетная система РФ основана на принципах единства, само-стоятельности бюджетов, разграничении доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др. (ст. 28 БК РФ). В унитарных государствах действует двухуровневая бюджетная система, включающая государственный и местные бюджеты. БК РФ, помимо бюджетов, включил в состав бюджетной си-стемы РФ также бюджеты государетвенных социальных внебюд-жетных фондов (ст. 10, 13 БК РФ). Бюджетаое обязательство — расходное обязательство, испол-нение которого предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год (ст. 6 БК РФ). Бюджетное обязательство имеет определенный лимит, соответствующий объему бюджетных ассигнований по предусмотренным расхо-дам на период, не превышающий квартал. Лимиты доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за пять дней до начала периода их действия (ст. 222—224 БК РФ). Бюджетное право — подотрасль российского финансового права, нормы которой регулируют бюджетную систему и бюд-жетное устройство, состав и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, бюджетную компетенцию госу-дарства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс (см.). Основано на конституционных принципах феде-рализма и местного самоуправления. В бюджетном праве выде-ляются нормы: а) материальные (закрепляющие систему бюд-жетов, виды доходов и расходов бюджетов и т. п.) и б) процес-суальные, закрепляющие порядок составления и рассмотрения проекта бюджета, его утверждения и т. д. Источниками бюджетного права является система правовых актов, состоящая из трех уровней: федерального и регионально-го (субъектов РФ) законодательства и правовых актов органов местного самоуправления. Основой их всех является Конститу- Словарь-справочник основных понятий и терминов ция РФ. Своей важной ролью среди них выделяется БК РФ — впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицирован-ный законодательный акт, регулирующий бюджетные отноше-ния в стране, и введенный в действие с 1 января 2000 г. Бюджетное регулирование — распределение доходов между бюджетами в процессе их формирования, осуществляемое вы-шестоящим органом государственной власти или местного са-моуправления в отношении нижестоящих бюджетов в целях сбалансирования их доходов и расходов. В этих целях использу-ются процентные отчисления от налогов и других платежей, на-ходящихся в распоряжении вышестоящих органов власти, пере-Даваемые для зачисления в нижестоящий бюджет. В настоящее время широко распространен другой метод — прямой финансо-вой помощи нижестоящим бюджетам путем выделения фикси-рованной денежной суммы в форме дотаций, субвенций и субси-дий (см.). В этих целях создаются в бюджетах вышестоящего уровня фонды финансовой поддержки субъектов РФ и муници-пальных образований соответственно (ст. 48 БК РФ). В процес-се бюджетного регулирования складываются межбюджетные от-ношения (ст. 6 БК РФ). Бюджетное устройство — это основанные на правовых нор-мах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по ли-нии их доходов и расходов. Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти и местного самоуправления для осуще-ствления управленческих, социально-культурных, научно-тех-нических или иных функций некоммерческого характера, дея-тельность которой финансируется из соответствующего бюдже-та или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (см.). К бюджетным учрежде-ниям относятся школы, вузы, больницы и др. Бюджетное уч-реждение в процессе исполнения бюджета является получате-лем бюджетных средств (ст. 161 — 163 БК РФ). Бюджетные правоотношения — урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов. Носители юри-дических прав и обязанностей в этих правоотношениях именуют-ся субъектами бюджетного права (бюджетных правоотношений). К ним относятся: а) Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования; б) органы государственной власти 424 ________ Словарь-справочник основных понятий и терминов и местного самоуправления; в) получатели, распорядители и главные распорядители бюджетных средств; г) Центральный банк РФ и другие органы денежно-кредитного регулирования. Основное право — право на соответствующий бюджет принад-лежит государству в целом, государственному или муниципаль-ному образованию. Особенности бюджетных правоотношений проявляются в их субъектном составе и содержании: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизо-ванного государственного или муниципального денежного фон-да, имеющего общее значение для соответствующей террито-рии; б) в бюджетных правоотношениях участвуют (в лице соот-ветствующих органов власти) государство, государственные и муниципальные образования как носители права на самостоя-тельный бюджет; в) права и обязанности всех субъектов бюд-жетных правоотношений обусловлены формированием и испол-нением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования. Бюджетные целевые фонды — это централизованные денеж-ные фонды, образуемые в рамках государственного и местного бюджетов, средства которых используются по строго целевому назначению (см. ст. 133, 137, 138, 140 БК РФ; ст. 6, 46, 51 Фе-дерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»). Бюджетный (финансовый) год — период действия утвержден-ного бюджета, равный по российскому законодательству кален-дарному году — с 1 января по 31 декабря (ст. 12 БК РФ). Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юриди-ческим лицам или другому бюджету на возвратной и возмезд-ной основах (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс — это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государственной власти и мест-ного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверж-дению и исполнению бюджета, завершаемая утверждением от-чета об исполнении бюджета. БК РФ (ст. 6) при определении бюджетного процесса исключает из него стадию утверждения отчета об исполнении бюджета, но предусматривает стадию контроля за его исполнением. Кроме того, в соответствии с БК бюджетным процессом охватывается и деятельность, связанная с принятием бюджетов государственных внебюджетных фондов (но не муниципальных) (см.: часть третья БК РФ; Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федера- Словарь-справочник основных понятий и терминов ции в 2004—2006 гг., одобренная постановлением Правитель-ства РФ от 22 мая 2004 г.). В Валюта. Под валютой понимают денежную единицу конк-ретной страны (национальная валюта), денежные знаки иност-ранных государств (наличная валюта), а также другие платеж-ные и кредитные средства, выраженные в иностранных денеж-ных единицах (безналичная валюта). Кроме того, термин валюта применяется при характеристике всей совокупности внешних по отношению к конкретному государству денежных единиц (иностранная валюта). В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле в Российс-кой Федерации» валюта РФ — это: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на террйтории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подле-жащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на бан-ковских счетах и в банковских вкладах. Валюта иностранных государств — денежные знаки, находящиеся в обращении и яв-ляющиеся законным средством наличного платежа на террито-рии соответствующего иностранного государства (группы инос-транных государств), а также изымаемые либо изъятые из обра-щения, но подлежащие обмену; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных госу-дарств и международных денежных или расчетных единицах. Валютное регулирование — деятельность государства по рег-ламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов. Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Нормативное регулирование заключается в упорядо-чивании общественных отношений, связанных с валютой и опе-рациями с ней (обращением, вывозом, исполъзованием в сфере международных расчетов и т. п.) посредством принятия норм пра-ва. Индивидуально-правовое регулирование — упорядочивание посредством применения норм права к отношениям, обусловлен-ным конкретными жизненными ситуациями. Валютные операции. К валютным операциям относятся осу-ществляемые на законных основаниях: 1) приобретение резиден-том у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей, а также использование их в качестве сред-ства платежа; 2) приобретение резидентом у нерезидента либо Словарь-справочник основных понятий и терминов "ловарь-справочник основных понятий и терминов
нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг, а также их использование в качестве средства платежа; 3) приобретение не-резидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних цен-ных бумаг, а также использование их; 4) ввоз на таможенную территорию России и вывоз с ее таможенной территории валют-ных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; 5) пере-вод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ; 6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ (Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»). Валютные ценности — ценности, относительно которых Фе-деральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливается особый ограничительный режим об-ращения в стране. Валютные ценнос/пи в правовом аспекте — это: во-первых, иностранная валюта; во-вторых, внешние ценные бумаги (бумаги, которые выпущены и зарегистрированы не на территории РФ и номинальная стоимость которых выражена в любой валюте, кроме российской). В отличие от ранее действо-вавшего Закона 1992 г., новый Закон «О валютном регулирова-нии и валютном контроле» не относит к валютным ценностям драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Порядок и уеловия функционирования рынка драгоценных металлов и дра-гоценных камней на территории РФ регулируется в настоящее время специальным Федеральным законом «О драгоценных ме-таллах и драгоценных камнях». Валютный контроль — это контроль Правительства РФ, орга-нов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Орга-нами валютного контроля в России являются Банк России, фе-деральный орган (федеральные органы) исполнительной влас-ти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные бан-ки, подотчетные Банку России, а также профессиональные уча-стники рынка ценных бумаг, в том.числе держатели реестра (ре- гистраторы), подотчетные федеральному органу исполнитель-ной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и тер-риториальные подразделения федеральных органов исполни-тельной власти, являющихся органами валютного контроля. Валютный курс — цена денежной единицы страны, выражен-ная в денежной единице (или ее десятикратной величине) дру-гой страны. В настоящее время валютный курс устанавливается с учетом покупательной способности валют и является доста-точно подвижным. К основным факторам, влияющим на валют-ный курс, можно отнести: состояние платежного баланса, уро-вень инфляции, межгосударственную миграцию краткосрочных капиталов, военно-политические и прочие факторы. Во всех странах, кроме Великобритании, применяется прямая котиров-ка, при которой валютный курс устанавливается за 1 (10, 100, 1000) единицу иностранной валюты к национальной валюте. В Великобритании принята обратная котировка — за 1 фунт стерлингов в иностранной валюте. Вмененный доход — см. Единый налог на вмененный доход Внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды — обособленные по целевому назначению финансовые ресурсы государства и муниципальных образований. Образуют самостоятельное звено финансовой системы РФ. Источниками их формирования являются обязательные платежи (налоги, страховые взносы), добровольные взносы, а в случаях, прямо предусмотренных законом, — ассигнования из бюджета и пр. Могут быть классифицированы по различным основаниям: тер-риториальному уровню функционирования; относимости к го-сударственному или местному бюджету (бюджетные и внебюд-жетные); форме собственности; целевому назначению; органам, их создающим и (или) осуществляющим контроль за их дея-тельностью, и т. д. Источники правового регулирования: Кон-ституция РФ, БК РФ, федеральные законы «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (с 1 января 2006 г. названные законы утрачивают силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Кроме того, действуют положения о конкретных внебюджетных фон-дах. Внебюджетные средства бюджетных учреждений — денежные средства, получаемые этими учреждениями помимо ассигнова- Словарь-справочник основных понятий и терминов Словарь-справочник основных понятий и терминов
ний, выделяемых им из государственного или местного бюдже-та. БК РФ, называя их средствами, полученными за счет внебюд-жетных источников (п. 6 ст. 161), применяет и более подробное наименование — доходы бюджетного учреждения, получаемые от осуществления предпринимателъской и иной деятелъности, прино-сящей доход (п. 2 ст. 42). При этом особо указывается, что на-званные доходы бюджетного учреждения в полном объеме не только учитываются в смете доходов и расходов бюджетного уч-реждения (см.), но и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находяще-гося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Водный налог — вводится на территории РФ с 1 января 2005г., регулируется главой 252 НК РФ. Заменяет плату за пользование водными объектами, в соответствии со ст. 13 НК РФ включен в состав федеральных налогов. Временная финансовая администрация — федеральный орган исполнительной власти, создаваемый по ходатайству Прави-тельства РФ перед Высшим Арбитражным Судом РФ в случае неисполнения субъектами РФ своих бюджетных обязательств. Аналогично создаются временные финансовые администрации как органы исполнительной власти субъектов РФ в отношении бюджетов муниципальных образований (гл. 19' БК РФ). Главный распорядитель бюджетных средств — орган государ-ственной власти, местного самоуправления, бюджетное учреж-дение (определенные ведомственной классификацией расходов бюджета), которые имеют право распределения средств соот-ветствующего бюджета по подведомственным распределителям и получателям. К ним относятся министерства, другие органы исполнительной власти, наиболее значимые бюджетные учреж-дения науки, образования и др. Главный распорядитель бюд-жетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распо-рядителям и получателям, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, осуществляет конт-роль за их использованием (ст. 158, 160 БК РФ). Государственная мошлипа — обязательный федеральный не-налоговый платеж, установленный Законом РФ «О государ-ственной пошлине», взимаемый с юридических и физических лиц за совершение юридически значимых действий либо выда-чу документов уполномоченными на то органами или должно-стными лицами (см. ст. 1 Федерального закона от 31 декабря 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Россий-ской Федерации «О государственной пошлине»). Государственные и муниципальные доходы — часть националь-ного дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступ-лений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для фун-кционирования государственных органов. Муниципальные (ме-стные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправле-ния, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории. Государственные доходы зачисляются в различные государ-ственные денежные фонды: федеральный и региональные бюд-жеты, внебюджетные целевые государственные фонды. Муници-пальные (местные) доходы поступают соответственно в муници-пальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий. В Российской Федерации дей-ствует единая система государственных и муниципальных дохо-дов. Они подразделяются на налоговые и неналоговые, обяза-тельные и добровольные платежи, централизованные (доходы, сосредоточенные в бюджетах и внебюджетных государственных фондах) и децентрализованные (доходы, остающиеся в распоря-жении государственных и муниципальных предприятий). Государственные и муниципальные расходы — суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач. Это понятие имеет также организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно деятельности по исполъзованию денежных средств. Они подразделяются на госу-дарственные и муниципальные, а также на централизованные, осу-ществляемые за счет бюджета и государственных (муниципаль-ных) внебюджетных фондов, и децентрализованные, осуществ-ляемые государственными и муниципальными организациями 430 ______ Словарь-справочник основных понятий и терминов за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении. Расходы классифицируются и по функционалъному признаку согласно Федеральному закону «О бюджетной классификации Российс-кой Федерации». Государственный и муниципальный долг в соответствии с БК РФ (ст. 6) — это обязательства, возникающие из государствен-ных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципаль-ным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц. При этом внешний долг, — это обяза-тельства, возникающие в иностранной валюте, а внутренний — обязательства, возникающие в валюте РФ. БК РФ обособлен-но выделяет и закрепляет понятия государственного долга РФ (ст. 97), государственного долга субъекта РФ (ст. 99) и муници-пального долга (ст. 100). Госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственно-сти имуществом, составляющим государственную казну, гос-долг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ, а муниципальный долг — всем муниципальным имуществом, составляющим му-ниципальную казну. Государственный и муниципальный кредит — урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возврат-ности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. д Денежная система — это форма организации денежного об-ращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в каче-стве средства обращения и платежа в государстве, сложившая-ся исторически и закрепленная законодательно. Денежная си-стема любой страны состоит из ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения. Организация и функци-онирование денежной системы относится к числу факторов Словарь-справочник основных понятий и терминов первоочередного значения для экономики страны и жизне-обеспечения государства. Денежная система государства отра-жает состояние его экономики. Источником правового регули-рования российской денежной системы являются Конститу-ция РФ (п. «ж» ст. 71), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Денежная эмиссия — это процесс выпуска денежных знаков в обращение. Осуществляется исключительно Банком России. Кон-ституция РФ (ч. 1 ст. 75) содержит положение о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других де-нег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обра-щение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической мо-неты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его актувами. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных де-нег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ. Функции эмиссионного кассового регулирования денежной массы выпол-няют расчетно-кассовые центры. РКЦ создаются при головных территориальных управлениях Центрального банка РФ. Денежное обращение — это движение денежной массы в пре-делах территории страны в наличной и безналичной формах. Обращение наличных денег регулируется ГК РФ, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Бан->ке России)» и «О банках и банковской деятельности», Положе-нием ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами подле-жат ограничению — в настоящее время не более 60 тыс. руб. по одной сделке (см.: Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньга-ми в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке»), Безналичные расчеты — расчеты между субъек-тами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств по счетам в бан-ковских организациях в целях зачетов взаимных требований. Регулируются ГК РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Добровольное страхование — договорные отношения между страховыми организациями (страховщиками) и юридическими и физическими лицами и др. (страхователями) по защите иму- Словарь-справочник основных понятий и терминов щественных интересов последних при наступлении определен-ных событий (страховых случаев) за счет средств страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страхо-вых взносов, а также за счет иных средств страховщиков. Общие положения о добровольном страховании содержатся в гл. 48 ГК РФ и Законе РФ «Об организации страхового дела». На услови-ях добровольного страхования могут быть застрахованы (т. е. выступать в качестве объекта страхования) имущественные ин-тересы, не противоречащие законодательству РФ. В ст. 928 ГК РФ закреплен перечень интересов, страхование которых не допускается: 1) страхование противоправных интересов; 2) стра-хование убытков от участия в играх, лотереях и пари; 3) страхо-вание расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников. Финансовым правом регулируются вопросы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, в том числе создание резерва предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования. Дотация в межбюджетных отношениях — бюджетные сред-ства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмезд-ной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ). Доходы государственного и муниципального бюджета подраз-деляются: а) по источникам — на доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности; от государ-ственного и муниципального имущества; от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; поступления от личных доходов граждан; б) по юридической форме — на нало-говые и неналоговые; в) в зависимости от порядка зачисления в бюджет — на закрепленные и регулирующие. Регулирующие доходы передаются в бюджет нижестоящего уровня в целях сба-лансирования его доходов и расхо
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.173.98 (0.013 с.) |