Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие правила формирования бюджетаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Существуют нормы, которые устанавливают общие правила формирования бюджета и правила, относящиеся к бюджету со-ответствующего уровня. Общие правила, закрепленные в БК РФ, касаются федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных (муниципальных) бюджетов. Общие правила базиру-ются на конституционных положениях и бюджетном законода-тельстве. Законодательство, разграничивая полномочия пред-ставительных и исполнительных органов государственной влас-ти и местного самоуправления в области бюджетного процесса, закрепляет за соответствующими исполнительными органами полномочия по составлению проектов и исполнению бюджетов (ст. 154 БК РФ). Рассмотрение же и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего конт-роля за исполнением бюджета является прерогативой предста-вительных органов (ст. 153 БК РФ). Особые бюджетные полно-мочия принадлежат Банку России. Он совместно с Правитель-ством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредит-ной политики, а также обслуживает счета бюджетов. Составление проекта бюджета. Ответственность за составле-ние проекта бюджета возложена на органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, правительства (администрации) субъектов РФ, исполнительные органы мест-ного самоуправления). Непосредственную работу по составлению проекта бюджета, по поручению органов исполнительной власти общей компе-тенции, осуществляют: на уровне Российской Федерации — Министерство финансов РФ; на уровне субъектов РФ — терри-ториальные финансовые органы, на муниципальном уровне — финансовые управления либо финансовые отделы. Составление бюджета основывается на целой системе фи-нансово-экономических документов: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития; основных направлениях бюджетной и налоговой политики; пла-не развития государственного или муниципального сектора эко-номики соответствующей территории, а также прогнозе сводно-го финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год. При этом Минфин России и со- ответствующие финансовые органы субъектов РФ и муници-пальных образований до разработки проекта бюджета вправе получать необходимые сведения от финансовых органов друго-го уровня бюджетной системы, а также от государственных ор-ганов, органов местного самоуправления и юридических лиц в целях своевременного и качественного формирования бюдже-тов. Срок представления проекта бюджета РФ — не позднее 26 августа. Субъекты РФ устанавливают свои сроки, как и му-ниципальные образования. К проекту бюджета любого уровня должны быть представлены определенные документы (ст. 182 БК РФ). Представительный орган, получив проект бюджета, на-правляет его в Совет Федерации и Президенту РФ, а также Счетной палате РФ. Аналогично организуется работа по состав-лению и представлению бюджета в субъектах РФ и муниципаль-ных образованиях. Рассмотрение проекта бюджета. Первоначально проект рас-сматривается комитетами Государственной Думы (соответству-ющими комитетами или комиссиями представительных орга-нов власти субъектов РФ и местного самоуправления). Обобщаю-щее мнение составляется профильными комитетами. В результате такого рассмотрения составляется заключение. Правительство РФ и правительства (администрации) субъектов РФ вносят бюджет в форме проекта закона, поэтому заключение также имеет форму проекта закона. На муниципальном уровне — со-ответственно форму проекта решения. Затем проходит рассмот-рение проекта бюджета на заседаниях законодательного (пред-ставительного) органа (на уровне Российской Федерации — Государственной Думы) в четырех чтениях, для каждого из ко-торых характерны свои особенности: первое чтение — дается характеристика общих показателей и оценка бюджета в целом; второе — рассмотрение проекта бюджета по основным направ-лениям; третье — рассмотрение более конкретных показателей бюджета; четвертое — принятие акта в целом'. 1 Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах предусматриваются существенные из-Менения в порядке рассмотрения проекта бюджета, в частности пред-полагается рассматривать проект не в четырех, а в трех чтениях (см. подробнее раздел 7 Концепции «Упорядочение составления и ут-верждения федерального бюджета»). Учебник: Краткий курс. Особенная часть В случае разногласий формируется согласительная комиссия. После рассмотрения проекта согласительной комиссией прини-мается соответствующий акт: закон о федеральном бюджете, закон о бюджете субъекта РФ, решение о бюджете соответству-ющего муниципального образования. Указанный финансово-плановый акт должен быть опубликован. Закон (решение) о бюджете вступает в силу с момента его подписания. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется: для федерального бюджета — БК РФ; бюджета субъекта РФ — законом субъекта РФ; местного бюд-жета — правовыми актами органа местного самоуправления в со-ответствии с требованиями БК РФ. При этом ст. 187 БК РФ пре-дусмотрено, что порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта РФ, а также правовыми актами органа местного самоуправления, дол-жен обеспечивать рассмотрение и утверждение указанного проек-та закона (решения) до начала очередного финансового года, а также утверждение в процессе рассмотрения этого проекта закона (решения) определенных показателей. К этим показателям, явля-ющимся в соответствии со ст. 181 БК РФ основными характерис-тиками бюджета, относятся: общий объем доходов бюджета, об-щий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В проекте закона (решения) о бюджете должны содержаться также следующие показатели: прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюд-жетов РФ; нормативы отчислений от собственных доходов бюд-жета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной сис-темы РФ. Кроме того, Кодексом установлено, что в проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены: расхо-ды бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и ви-дам расходов функциональной классификации расходов бюд-жетов РФ; общий объем капитальных и текущих расходов бюд-жета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной си-стемы РФ; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств; иные показатели, опреде-ленные БК РФ, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. В проекте должны быть определены сле-дующие характеристики государственного или муниципального долга: источники финансирования дефицйта бюджета; верхний предел государствеНного йли муницйпального долга по состоя- Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса __________ 205 нию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, предусмотренные БК РФ, с указанием в том числе предельных объемов обяза-тельств по государственным или муниципальным гарантиям. В отличие от ранее действующего законодательства, в БК РФ (ст. 190) подробно устанавливается порядок временного управ-ления бюджетом, который применяется в случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года. Расходование средств в данном случае осуществляется из расчета одной четвертой на квартал (не более одной двенадца-той — в месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификации расходов бюджетов РФ. С 1 января 2007 г. в соответствии с гл. 19' БК РФ устанавли-вается особый порядок составления и утверждения бюджета субъекта РФ в условиях введения временной финансовой адми-нистрации (ст. 1685 БК РФ), а также особый порядок исполне-ния указанного бюджета и осуществления контроля за его ис-полнением (ст. 1686). С 1 января 2008 г. аналогичный порядок устанавливается в отношении муниципальных образований (п. 36 ст. 1 Федерального закона от 20 августа 2004 г.). § 3. Порядок составления, рассмотрения, утверждения федерального бюджета1 БК РФ детально регламентирует процесс составления, рас-смотрения и утверждения федерального бюджета. Общее руко-водство составлением проекта бюджета РФ осуществляет Прави-тельство РФ. Непосредственной разработкой бюджета занимает-ся Минфин России, который при этом руководствуется Бюджетным посланием Президента РФ. Работа над проектом федерального бюджета начинается за 12 месяцев до начала фи-нансового года. В основу разработки указанного проекта закла-дываются, помимо поелания Президента РФ, прогноз социаль-но-экономического развития РФ, основные направления бюд-жетной и налоговой политики, прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ, прогноз консолидированного бюд-жета РФ, проект структуры государственного внутреннего долга РФ и проект программы внутренних заимствований, проект 1 Об изменении действующего порядка см. раздел 7 Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах, где в целях устранения имеющихся недостатков бюд-жетного процесса (в частности, затянутости по срокам и проч.) пред-ставлена новая базовая схема составления и рассмотрения проекта федерального бюджета. Учебник: Краткий курс. Особенная часть Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса
программы предоставления Российской Федерацией государ-ственных кредитов иностранным государствам, проект структу-ры государственного внешнего долга по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансо-вом году, расчеты прогнозируемого объема Стабилизационного фонда на начало и конец очередного финансового года, прогно-зируемый объем поступлений в указанный фонд и (или) исполь-зования средств Фонда и другие документы (ст. 192 БК РФ). Одновременно с проектом федерального бюджета Прави-тельство РФ вносит в Государственную Думу проекты федераль-ных законов: о внесении изменений и дополнений в законода-тельные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государствен-ных внебюджетных фондов РФ; о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классифика-ции Российской Федерации». Правительство РФ до 1 августа текущего финансового года вносит на рассмотрение Государ-ственной Думы проект федерального закона о тарифах страхо-вых взносов в государственные внебюджетные фонды. В случае, если проектами федеральных законов о федераль-ном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда РФ предусмат-ривается индексация минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, Правительство РФ одновременно вносит проекты федеральных законов о по-вышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении мини-мального размера оплаты труда. Одновременно с проектом Фе-дерального закона о федеральном бюджете вносятся также фе-деральные целевые программы (ст. 197 БК РФ). Помймо вышеуказанных документов, в ходе самого процесса рассмотрения проекта федерального бюджета, Правительство РФ дополнительно (но не позднее 1 октября текущего года) предоставляет в Государственную Думу: оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год; проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной год и отчет за истекший период текущего финансового года; проект программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе; предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органрв и другие документы и мате-риалы. Срок внесения Правительством РФ проекта федераль-ного бюджета в Государственную Думу — не позднее 26 августа. Одновременно указанный законопроект представляется Пре-зиденту РФ. В течение суток со дня внесения проекта он на-правляется в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (Комитет по бюджету), для подго-товки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям БК РФ. Совет Государственной Думы (в период парламентских ка-никул — ее Председатель) на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о принятии законопроекта к рассмотрению Государственной Думой либо о возврате его на доработку Правительству РФ. В этом случае Правительство РФ обязано доработать законопроект и со всеми необходимыми документами и материалами представить его в Государственную Думу в десятидневный срок. Далее проект закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы (ее Предсе-дателем) в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для вне-сения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Порядок рассмотрения проекта закона о федеральном бюд-жете утвержден ст. 196 БК РФ, в соответствии с которым проект рассматривается в четырех чтениях. При этом установлено, что некоторые федеральные законы (сопровождающие закон о фе-деральном бюджете) должны быть приняты еще до рассмотре-ния гтоследнего в первом чтении (например, закон о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о тари-фах страховых взносов в государственные внебюджетные фон-ды), другие — до рассмотрения последнего во втором чтении (например, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о минимальном размере пенсии и т. д.). Первое чтение — этап, на котором заслушиваются доклад Правительства РФ и содоклады профильных комитетов Госу-дарственной Думы, а также доклад Председателя Счетной пала-ты Рф. В случае принятия бюджета в первом чтении утвержда-ются основные характеристики бюджета: общая сумма доходов и расходов, распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия и др. Указанный этап длится 30 дней (со дня внесения проекта в Государственную Думу). В случае возникновения разногласий на данном этапе БК РФ (ст. 202) предусмотрены следующие Учебник: Краткий курс. Особенная часть Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса
варианты решений: 1) законопроект передается в согласитель-ную комиссию; 2) возвращается на доработку Правительству РФ; 3) может быть поставлен вопрос о доверии Правительству РФ. Второе чтение — этап, на котором утверждаются более деталь-ные показатели расходов федерального бюджета по разделам фун-кциональной классификации и размер Федерального фонда фи-нансовой поддержки субъектов РФ (ст. 205 БК РФ). В случае раз-ногласий может образовываться согласительная комиссия. Государственная Дума рассматривает во втором чтении законо-проект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении. Третье чтение — самый ответственный этап. Происходит рассмотрение проекта с дальнейшей конкретизацией показате-лей по всем уровням функциональной классификации. В еоот-ветствии со ст. 206 БК РФ именно в третьем чтении утвержда-ются расходы федерального бюджета по подразделам функцио-нальной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четы-рем уровням функциональной классификации расходов бюд-жетов РФ, распределение средств Федерального фонда финан-совой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, основные показатели государственного оборонного заказа, расходы фе-дерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы и др. Государственная Дума рассматривает в третьем чтении за-конопроект в течение 25 дней со дня принятия указанного зако-нопроекта во втором чтении. Четвертое чтение. На этом этапе Государственная Дума рас-сматривает акт о федеральном бюджете в целом. В соответствии со ст. 207 БК РФ Государственная Дума рассматривает в четвер-том чтении проект федерального закона о федеральном бюдже-те на очередной финансовый год в течение 15 дней со дня при-нятия указанного законопроекта в третьем чтении. Никаких поправок здесь уже не вносится. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очеред-ной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия пе-редается на рассмотрение Совета Федерации, где он рассматри-вается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Совет Федерации рассматривает представленный закон в течение 14 дней на' предмет его одобрения в целом. В случае отклонения указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию, в случае одобрения — в течение пяти дней направля-ется Президенту РФ для подписания. В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год указан-ный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. После преодоления разногласий в порядке, предусмотренном БК РФ (ст. 208), федеральный закон о федеральном бюджете подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию в средствах массовой информации.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.224 (0.009 с.) |