Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды



Финансовые правоотношения — это урегулированные норма^ финансового права общественные отношения, участники которы* выступают как носители юридических прав и обязанностей, р?а' лизующие содержащиеся в этих нормах предписания по образовй'


Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 139

нию, распределению и исполъзованию государственных и муници-пальных денежных фондов и доходов.

Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельно-сти государства возникают также отношения, не нуждающиеся в правовой регламентации (при осуществлении организацион-ной, подготовительной, информационной и иной деятельнос-ти). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целена-правленность и четкую организованность. Вне правовых отно-шений финансовая деятельность неосуществима.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они воз-никают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) де-нежных фондов и доходов, т. е. в процессе финансовой деятельно-сти государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее — фи-нансовых ресурсов государства и муниципальных образований. Урегулированные нормами финансового права отношения про-цедурного характера, связанные с использованием определен-ных форм и порядка деятельности (процессуальные финансо-вые правоотношения), также обеспечивают движение финансо-вых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений со-стоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государ-спгво и его уполномоченный орган, муниципалъное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обуслов-лено тем, что само государство (или муниципальное образова-н>ие) в интересах общества осуществляет финансовую деятель-ность.

Для финансового правоотношения должны быть налицо все Указанные специфические черты, характеризующие финансо-вьге правоотношения как государственно-властные имуществен-Ные (денежные) отношения'. Воля государства, его предписа-по образованию, распределению и использованию финан-

1 См.: Ровинский Е. А. Указ. соч. С. 134—138.


 

Учебник: Краткий курс. Общая часть Плава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 141


совых ресурсов на определенные периоды времени конкретизи-руются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нор-мативах, лимитах и т. п. Они утверждаются соответствующимц государственными органами в установленном порядке и подле-жат обязательному исполнению. Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых право-отношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договором (например, пре-доставление отсрочки по уплате налога в форме налогового кредита на основании ст. 65 НК РФ). В настоящее время расши-ряется применение договорной формы в финансовых отношени-ях. Она упоминается, в частности, в ст. 159 БК РФ. Властно-имущественными являютея,и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного

самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоот-ношений происходит при наличии четко определенных в право-вых нормах условий, или юридических фактов.

Лучшему пониманию содержания и особенностей финансо-вых правоотношений помогает их классификация по разным основаниям: кругу участников, способам государственной защи-ты, длительности и др. Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в за-висимости от структуры финансовой системы РФ. При такой классификации выделяются правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансо-вой системы: бюджетные; налоговые; по поводу организации финансов государственных и муниципальных предприятий, организации страхового дела и т. д. Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансо-вого права по этому же признаку.

В связи с существованием материальных и процессуальных, норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материалъными и процессуалъными.

В материалъных финансовых правоотношениях реализуются
права и обязанности субъектов по получению, распределению и
использованию определенных финансовых ресурсов. Основное
содержание субъективных материальных финансовых прав ^
обязаннОстей заключается в возможности или необходймостИ
получения, уплаты, распределения, расходования, б'


деления, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном счете регулярно образуются и исполь-зуются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовыхправоотношениях выражаетея юридическая форма, в которой происходит получение государ-ством или органами местного самоуправления в свое распоря-жение финансовых ресурсов, их распределение и использова-ние. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанно-сти (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Между процессуальными и материальными финансовыми пра-воотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как фор-ма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов.

Субъекты финансового права

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическимй правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образо-вание, распределение и использование государственных и му-ниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Сле-Дует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во мно-гом совпадают.

Субъект финансового праваэто лицо, обладающее право-сУбъектностью, т. е. потенциально способное бытъ участником Финансовых правоотношений, посколъку оно наделено необходимы-ми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотно-шения — это реальный участник конкретных правоотношений1. Юридические права и обязанности в сфере финансовой дея-тельности принадлежат субъектам финансового права в силу Действия финансово-правовых норм, независимо от участия в

т ' См.: Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2т. М., 1982.:• 2. С. 140; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. ^- И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 482.


 

 


 

Учебник: Краткий курс. Общая часть

конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обя-занностей, приобретает новые свойства — он становится субъек-том (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. ос-тается субъектом финансового права.

Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотноше-ния. В данный момент носители финансовых прав и обязанно-стей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меныпий, чем по другим отраслям права, в силу особенностей финансовых пра-воотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципаль-ных образований. Участие в них государственных органов (илк органов местного самоуправления) с определенной компетен-цией в принципе предполагает необходимость полного осуще ствления входящих в нее прав и обязанностей в области финан-сов. Но и в этой области в связи с действием уполномочиваю-щих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые под-разделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят: а) Российская Федерация; субъекты РФ — республики, края, об-ласти, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область; б) муниципальные образования; в) городские и сельские поселения, входящие в со-став муниципального образования; г) административно-терри-ториальные образования особого режима (закрытые админист-ративно-территориальные образования, наукограды, свободные экономические зоны).

Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетныМ правоотношениям. Законодательство закрепляет право на госу-


Глава 4. Финансово-правовые нбрмы и финансовые правоотношения 143

дарственный или местный бюджет именно за этими субъекта-ми, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская федерация, ее субъекты и муниципальные образования высту-пают субъектами права и в других финансовых отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответ-ствующие органы государственной власти и местного самоуп-равления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и т. д., кото-рые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечи-вается при этом за счет средств государства или его территори-альных подразделений, т. е. соответствующего государственно-го или местного бюджета.

Закрытые административно-терршпориальные образования и наукограды — это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы с особым право-вым режимом, установленным законодательством. В отличие от о'бычных муниципальных образований, они вступают в финан-совые (бюджетные) правоотношения непосредственно с феде-ральными органами власти. Свободная экономическая зона отли-чается особой системой налогообложения (ст. 18 НК РФ).

Коллективными субъектами финансового права являются го-сударственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представителъной и испол-нителъной власти; органы местного самоуправленыя; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах соб-ственности, среди которых выделяются коммерческие и неком-мерческие организации,

Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определен-ной части финансовой деятельности государства, муниципаль-ных образований, подлежащую обязательной реализации и в силу своей обязательности требующую от них активных действий.

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга-низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве °сновной цели своей деятельности они преследуют извлечение


 


правоот-ношения в связи с внесением в казну налогов и других обяза-тельных платежей, получением из нее ассигнований, распреде-лением прибыли (ст. 50 ГК РФ) и т. д. Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако за-конодательством предусматривается возможность филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления'. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчи-нении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и пра-ва юридического лица. Такими объединениями являются со-юзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотрасле-вые, региональные и другие объединения, например финансово-промышленные группы2. Все они в соответствующих случаях вступают в финансовые отношения.

С переходом к рыночной экономике развилась сеть малых предприятий, которые также вступают с государством и мунйци-пальными образованиями в финансовые правоотношения, от-личающиеся от других своей спецификой. Например, примени-тельно к ним действует упрощенная система налогообложения. Учреждения, которые являются некоммерческими организа-циями (не имеющими своей основной целью получение прибы-ли), создаваемыми для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности3, являются субъектами

1 См.: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

2 См.: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О финансово-про-мышленных группах» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.

3 См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. «0 некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; ст. 50 ГК РФ, ст. 161 БК РФ.


Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 145

финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из госу-дарственного или местного бюджета. Однако все большее зна-чение приобретают права и обязанности учреждений, связан-ные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате предпринимательской и иной деятельности (оказа-ния дополнительных услуг и т. п.), приносящей доходы.

Индивыдуалъные субъекты финансового права, или физиче-ские лица — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны болыней ча-стью с налоговыми и другими обязательными платежами, по-ступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в об-ласти государственного и банковского кредита, государственно-го страхования, по поводу самообложения в муниципальных об-разованиях. Среди физических лиц — субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юриди-ческого лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Консти-туции России (ст. 32).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.022 с.)