Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федеральные налоги, распределенные между бюджетами разных уровнейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К рассматриваемым платежам относятся налоги: на прибыль организаций; на игорный бизнес; с имущества, переходящего в по-рядке наследования или дареныя; на добычу полезных ископаемых. Налог на прибыль организаций. С 1 января 2002 г. налог на прибыль организаций регулируется гл. 25 НК РФ. По форме обложения является прямым налогом. Налогоплателыцыки — российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие дохо-ды от источников в Российской Федерации (ст. 246 НК РФ). Объект налогообложения — прибылъ, полученная налогоплателъ-щиком. Под прибылью российских организаций понимаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (гл. 25 НК РФ). Прибыль иностранных организаций, осуществ-ляющих деятельность в Российской Федерации через постоян-ные представительства, — это полученные через названные представительства доходы, уменыленные на величину произве-денных расходов. Для иных иностранных организаций прибы-лью являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации. В гл. 25 НК РФ закрепляется порядок определения доходов и дается подробный перечень (классификация) доходов, подле-жащих налогообложению. К ним относятся: 1) доходы от реали-зации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; 2) внереа-лизационные доходы. Доходы от реализации — это выручка от Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 277 реализации товаров (работ, услуг) как собственного производ-ства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации иму-щественных прав. Внереализационные доходы — это доходы: от долевого участия в других организациях; суммы в виде признан-ных должником или подлежащих уплате должником на основа-нии решения суда штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств и пр. Всего в ст. 250 НК РФ перечислен 21 вид внереализационных доходов. НК РФ закрепляет (ст. 251) доходы, не учитываемые при опре-деленыи налоговой базы. К ним, например, относятся доходы: в виде имущества, имущественных прав, которые получены в фор-ме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, и др. В целях налогообложения доходы подлежат уменьшению на сумму определенных расходов — обоснованных и документаль-но подтвержденных затрат (в случаях, предусмотренных НК РФ, убытков). Расходы в зависимости от их характера, а также усло-вий осуществления и направлений деятельности налогоплатель-щика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереалызационные расходы. К первым относятся: материальные расходы (затраты на приобретение сырья и мате-риалов); расходы на оплату труда; суммы начисленной аморти-зации; прочие расходы — на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, пожарной безопасности и др. (ст. 264 НК РФ). Внереализационные — это обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, например, расходы на содержание переданного по договору аренды (ли-зинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу). Налоговой базой налога на прибыль признается денежное вы-ражение прибыли. Налоговые ставки зависят от статуса организации-налогопла-тельщика и вида полученного дохода в следующих размерах: 24, 20, 15, 10, 6 и 0%. Основная налоговая ставка — 24%. Указанная ставка распределяется с 2004 г. между бюджетами разных уров-ней в следующих долях: в федеральный бюджет — 5%; в бюдже-ты субъектов РФ — 17%; в местные бюджеты — 2%. Для отдель-ных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, за-числяемых в бюджеты субъектов РФ, налоговая ставка может быть понижена на 4% (т. е. она не может быть ниже 13%). Это может быть осуществлено лишь на основе законов субъектов РФ. Несколько по-иному зачисляется в 2004 г. налог на при- Учебник: Краткий курс. Особенная часть Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 279
быль в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга'. Ставка в 20% установлена с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство (за исключением, установленным НК). Ставка в 10% — с дохо-дов от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других транспортных средств в связи с осуществлением международных перевозок. С дивидендов при-меняются ставки 6 и 15%, а с доходов по операциям с отдельны-ми видами долговых обязательств — ставки 0 и 15%. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается кален-дарный год. В рамках налогового периода устанавливаются от-четные периоды — квартал, полугодие и девять месяцев кален-дарного года. По общему правилу налог на прибыль уплачива-ется не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций, т. е. не позднее 28 дней со дня окончания отчетно-го периода. Подробно сроки и порядок уплаты налога на при-быль (в том числе в виде авансовых платежей) установлены ст. 287 НК РФ. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Данный налог регулируется в настоящее время Зако-ном РФ от 12 декабря 1991 г. «О налоге с имущества, переходя-щего в порядке наследования или дарения»2. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» относит его к группе федеральных налогов с зачислением в местный бюджет. Согласно ст. 15 НК РФ названный платеж первона-чально был отнесен к числу местных, при этом его наименова-ние изменено на налог с наследств или дарений (с 1 января 2005 г. в соответствии с новой редакцией ст. 13 НК РФ включен в состав федеральных налогов). Плателыциками являются физические лица, которые прини-мают на территории РФ имущество, переходящее в их собствен- 1 Статья 9 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. «О федераль-ном бюджете на 2004 год» установлено, что в 2004 г. в субъектах РФ —-городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге сумма напога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке 19%, зачисляется в бюджеты указанных субъектов РФ. При этом в 2004 г. в местные бюджеты муниципальных образований, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, доходы от уплаты налога на прибыль организаций зачисляются по нормативу, определяемому за-конодательными (представительными) органами данных субъектов РФ (СЗ РФ. 2003. № 52. Ст. 5038; 2004. № 31. Ст. 3221). 2 Ведомости РФ. 1992. № 12. Ст. 593; 1993. № 4. Ст. 118; № 14. Ст. 486, 1236; СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346; 2002. № 1. Ст. 2. ность в порядке наследования или дарения на основании свиде-тельства о праве на наследство или договора дарения, нотариаль-но удостоверенных. Объекты налогообложения представляют конкретно перечисленные в законе виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товари-ществах, автомобили, мотоциклы, катера, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изде-лия, паенакопления в ЖСК и ГСК и пр. Закон различает нало-гообложение имущества, переходящего по наследству, и имуще-ства, переходящего в порядке дарент. Эти различия касаются необлагаемой части (стоимости) имущества, ставок, состава на-логоплательщиков, льгот. Более «мягкое» налогообложение уста-новлено в отношении наследуемого имущества. Обязанность уп-латы налога с наследуемого имущества установлена при превыше-нии им стоимости 850-кратного установленного законом размера минималъной месячной оплаты труда, а имущества, переходящего в порядке дарения, — 80-кратной минималъной месячной оплаты тру-да. Налог взимается с превышающей части указанной стоимости. При наследовании ставки налога зависят от стоимости на-следуемого имущества и статуса наследника (ст. 1110—1185 ГК РФ) и составляют от 5 до 40% стоимости имущества. Подобный принцип налогообложения применен и в отношении имуще-ства, переходящего в порядке дарения. Налогоплателыцики в этом случае разделены на две подгруппы: а) дети, родители и б) другие физические лица. Дети и родители обязаны уплатить налог в размере 3% от стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, превышающей 80-кратную минимальную за-работную плату, а другие физические лица — 10%. Ставки нало-га увеличиваются в зависимости от стоимости имущества. Мак-симальные ставки установлены в отношении имущества, пре-вышающего 2550-кратную минимальную заработную плату, а именно: для детей и родителей — в размере 176,1-кратной ми-нимальной заработной платы плюс 15% от стоимости имуще-ства, превышающей 2550-кратную минимальную заработную плату, для других физических лиц — 502-кратной минимальной заработной платы плюс 40%. По налогу установлены следующие льготы. От налога осво-бождаются: имущество, переходящее в порядке наследования или дарения супругу; жилые дома (квартиры) и паенакопления в ЖСК, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день
Учебник: Краткий курс. Особенная часть открытия наследства или оформления договора (дарения) и др. Не облагаются налогом жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп; транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Исчисление налога производится налоговыми органами на основании документов, представляемых им нотариусами, а так-же должностными лицами, уполномоченными совершать нота-риальные действия. Налогоплателыцик уплачивает налог на ос-новании платежного извещения, вручаемого ему налоговым ор-ганом. Налог на добычу полезных ископаемых. Налог введен на тер-ритории РФ с 1 января 2002 г. на основании Федерального за-кона от 8 августа 2001 г., в соответствии с которым часть вторая НК РФ была дополнена гл. 26 «Налог на добычу полезных ис-копаемых». Законом РФ «Об основах налоговой системы в Рос-сийской Федерации» и вступающей в силу с 1 января 2005 г. новой редакцией ст. 13 НК РФ он отнесен к числу федеральных налогов. Налог на добычу полезных ископаемых заменил целый ряд взимаемых рентных платежей и акцизов на некоторые виды минерального сырья. Суммы налога зачисляются в бюджеты всех уровней в пропорциях, установленных ст. 48 БК РФ. Налогоплателъщики по данному платежу — организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользовате-лями недр. Они подлежат постановке на учет в качестве налого-плателыцика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщи-ку в пользование, по общему правилу, в течение 30 дней с мо-мента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом местом нахождения уча-стка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр. Объектом налогообложения признаются полезные ископае-мые: 1) добытые из недр на территории России; 2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое из-влечение подлежит отдельному лицензированию; 3) добытые из недр за пределами территории России, если эта добыча осуще-ствляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используе-мых на основании международного договора) на участке недр. Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 281 предоставленном налогоплателыцику в пользование. НК РФ закреплен перечень полезных ископаемых, не являющихся объектом налогообложения, например: общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добы-тые индивидуальным предпринимателем и используемые им не-посредственно для личного потребления, и др. Законодатель в целях налогообложения вводит понятие «добытое полезное ис-копаемое» (ст. 337). Установлены следующие его виды: 1) ант-рацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы; 2) торф; 3) углеводородное сырье (газ, нефть, газовый конденсат); 4) то-варные руды черных и цветных металлов и др. Налоговая база рпределяется налогоплательщиком самостоя-тельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Она определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы регламентирован ст. 340 НК РФ. В целях определения налогооблагаемой базы доходы разрешено уменьшать на сумму понесенных расходов. Например, в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов, а также расходы по обязательному страхова-нию гр'узов. Налоговым периодом с 1 января 2003 г. признается календарный месяц (раньше — квартал). Налоговые ставки диф-ференцированы в зависимости от вида добытых полезных иско-паемых. Они устанавливаются, как правило, в процентах к нало-гооблагаемой базе. Их размер составляет от 0 до 17,5%. В неко-торых случаях ставки носят твердый денежный характер. Срок уплаты — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Обязанность представления налоговой деютарации у налогоплателыдиков возникает с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча по-лезных ископаемых. Она подается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. § 3. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи В систему налогов и сборов законодательство РФ включает, помимо налогов в собственном смысле, ряд платежей обязатель-ного характера, подлежащих, как и налоги, зачислению в госу-Дарственную или муниципальную казну, однако отличающихся от них своими особенностями. Такие платежи в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» названы Учебник: Краткий курс. Особенная часть сборами, пошлинами и другими платежами, устанавливаемыми в соответствии с названным Законом. Закон дает и перечисле-ние их в соответствующих статьях среди платежей трех уровней: федерального, субъектов Федерации и местного. НК РФ приме-няет в основном только три термина: налоги, пошлины и сбо-ры. Однако статьи Кодекса с перечнем всех этих платежей (ст. 13—15) в действие будут введены лишь с 1 января 2005 г. Действующим законодательством к федеральным отнесены го-сударственная и таможенная пошлины, платежи за пользование природными ресурсами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их осно ве слов и словосочетаний, плата за пользование водными объек-тами; сборы за выдачу лицензий и право на производство и обо-рот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной про-дукции; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. НК РФ, несколько уменьшив систему федеральных плате-жей, первоначально сохранил в их числе государственную и та-моженную пошлины и таможенные сборы, дополнил их феде-ральными лицензионными сборами и сбором за право пользо-вания объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. В связи с принятием глав второй части НК РФ уточ-нение системы платежей налогов и сборов продолжается. Государственная пошлина. Государственная пошлина в насто-ящее время взимается на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине»1. Под государственной пошлиной понимается установленный за-коном и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу доку-ментов уполномоченными на то органами или должностными ли-цами. Госпошлина — платеж федерального уровня. Плательщи-ками являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица в тех случаях, когда они обращаются за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. Закон содержит перечень объектов, связанных с уплатой го-сударственной пошлины. Так, государственная пошлина взи-мается: с исковых заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей 1 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 19; № 35. Ст. 4128; 1997. № 29. Ст. 3505; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 16. Ст. 1934; 2001. № 33. Ст. 3415;. 2003. № 50. Ст. 4855. Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 283 юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ; за совершение нотариальных действий нотариусами государ-ственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и кон-сульских учреждений РФ; за госрегистрацию актов гражданско-го состояния и другие юридически значимые действия, совер-шаемые органами записи актов гражданского состояния; за выдачу документов вышеуказанными судами, учреждениями и органами и т. п. Размеры (ставки) госпошлины зависят от видов совершаемых действий и установлены в Законе в кратной фор-ме от минимальной оплаты труда либо в процентах от суммы, указанной в документе (от цены иска, суммы договора и т. п.) или в твердых денежных суммах (с заявлением о приеме в граж-данство РФ, о выходе из него и т. п.). Размеры пошлины диф-ференцированы. Госпошлина уплачивается наличными деньга-ми в рублях в банки, а также путем перечисления требуемой суммы со счета плателыцика через банки. Лъготы устанавлива-ются относительно всех объектов ее взимания (например, от уплаты ее освобождены истцы по искам о взыскании алимен-тов, ветераны Великой Отечественной войны и т. п.). Кроме того, органы законодателъной власти субъектов РФ вправе уста-навливать дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков, за исключением льгот по уплате пошлины по делам, рассматриваемым судами. Суды вправе, исходя из иму-щественного положения граждан (арбитражный суд — из иму-щественного положения сторон), освободить (уменьшить) от уплаты пошлины, отсрочить или рассрочить платеж. Закон пре-дусматривает случаи возврата уплаченной госпошлины. К ним, например, относится: а) внесение пошлины в большем размере, чем требуется; б) возвращение или отказ судами в принятии заявления, жалобы и иного обращения, отказ в совершении нотариальных действий и др. Госпошлина по делам, рассматриваемым судами, зачисляет-ся в федеральный бюджет, в остальных случаях — в доход мест-ного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. С 1 января 2005 г. госпошлина включена в перечень федераль-ных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ). Таможенная пошлина. Правовые основы таможенного дела определены в ТК РФ, принятом 28 мая 2003 г. и вступившем в силу с 1 января 2004 г. ТК РФ определяет порядок и условия Перемещения через таможенную границу РФ товаров и транс-Портных средств, взимания таможенных платежей, проведения Учебник: Краткий курс. Особенная часть Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 285
таможенного контроля и других действий, обеспечивающих проведение таможенной политики. Таможенным платежам при-надлежит существенная роль в реализации целей таможенной политики. Среди таможенных платежей ТК РФ (ст. 318) назы-вает, прежде всего, таможенную пошлину (ввозную и вывоз-ную), а также НДС, акцизы, различные таможенные сборы, взи-маемые за таможенное оформление, хранение и другие услуги. Таможенная пошлина выделяется своим значением и суммами поступлений в бюджет. Взимание ее регулируется ТК РФ (раз-дел III «Таможенные платежи»), а также Законом РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»1. Кроме того, действуют Мето-дические указания о порядке применения таможенными орга-нами положений ТК РФ, относящихся к таможенным плате-жам, утвержденные распоряжением ГТК РФ от 27 ноября 2003 г. (с изм. от 28 июля 2004 г.), а также приказ ГТК РФ от 7 июня 2004 г. «Об утверждении Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление»2. Таможенная пошлина представляет собой обязателъный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на та-моженную территорию РФ или вывозе товара с этой территории, и являющийся тотъемлемым условыем такого ввоза или вывоза. Она относится к платежам федерального уровня (ст. 5 Закона «О таможенном тарифе»). Плателъщиком является декларант, т. е. лицо, заявляющее от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Термином «лица» ТК обозначает пред-приятия, учреждения и организации, а также физических лиц, за исключением случаев, когда из положений Кодекса вытекает иное (ст. 18). В качестве декларанта может выступать не только лицо, непосредственно перемещающее товары, но и таможен-ный брокер (посредник). Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 ТК РФ). Таможенная стоимостъ заявляется (декларируется) декларантом таможенно-му органу РФ при перемещении товара. Таможенный орган РФ, производящий оформление товара, контролирует правильность определения таможенной стоимости. Ставки таможенной по- 1 Ведомости РФ. 1993. № 23. Ст. 821; СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711- 2 Таможенный вестник. 2004. № 14. шлины, их виды и порядок установления регулируются Законом «О таможенном тарифе». Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соот-ветствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической де-ятельности. Применяется несколько видов ставок таможенных пошлин: а) адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; б) специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; в) комбинированные, сочетающие оба названных вида таможен-ного обложения. Ставки таможенных пошлин являются едины-ми. Однако они в значительной мере дифференцируются по своим размерам, исходя из задач таможенной и экономической политики РФ. Среди них различают ставки ввозных и вывозных пошлин. Ввозные пошлины используются для защиты внутрен-него рынка от иностранных конкурентов и решения иных эко-номических и торгово-политических задач (например, в целях поддержания режима наибольшего благоприятствования в от-ношении тех или иных стран). Ставки вывозных таможенных пошлин являются мерами оперативного регулирования внеш-неэкономической деятельности на территории РФ. Вывозным таможенным пошлинам принадлежит важная фискальная роль. Конкретные размеры ставок таможенных пошлин устанавлива-ются Правительством РФ. По уплате таможенной пошлины существуют льготы, кото-рые именуются тарифными льготами. Они не могут носить ин-дивидуального характера, за исключением случаев, установлен-ных в Законе. Тарифные льготы предоставляются исключитель-но по решению Правительства РФ, которое определяет и порядок предоставления льгот. Закон особо перечисляет виды перевозимых объектов (с уче-том их назначения), которые освобождаются от пошлины (на-пример, товары, ввозимые на территорию РФ и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи). Эти льготы могут носить индивидуальный характер. Плательщиками тамо-женных пошлин, по общему правилу, являются декларанты и иные лица, на которых ТК РФ возложена обязанность уплачи-вать таможенные пошлины, налоги. Однако уплатить пошлину вправе любое лицо (ст. 328 ТК). Сроки уплаты таможенных пошлин регламентированы ст. 329 ТК РФ. Так, при ввозе то-варов они должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия Учебник: Краткий курс. Особенная часть на таможенную территорию РФ, а при вывозе товаров — не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не уста-новлено ТК РФ. Таможенная пошлина подлежит зачислению в федеральный бюджет. С 1 января 2005 г. таможенная пошлина исключается из перечня налогов и сборов, регламентированных НК РФ. В соответствии с БК РФ этот платеж с указанного вре-мени отнесен к числу неналоговых. Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Названные сборы входят в число многочисленных сборов, свя-занных с предоставлением лицензий на осуществление опреде-ленных видов деятельности на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов дея-тельности»1. Рассматриваемые сборы отнесены Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к числу федеральных платежей. Источник правового регулирования их взимания — Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции»2. К спиртосодержащей продукции, подлежащей лицензирова-нию, относятся любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции с объемной долей этилового спирта свыше 12%, содержащегося в готовой продукции, реализуемые организация-ми или поставляемые по импорту и облагаемые акцизами. Не взимается сбор за право на производство и оборот спиртосодер-жащих растворов следующих видов: спиртосодержащие лекар-ственные, лечебно-профилактические, диагностические сред-ства, внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, и т. п. Плателыцики — юридические лица, подавшие заявления в соответствующие уполномоченные органы на полу-чение лицензии. Размер сбора различается в зависимости от вида лицензируемой деятельности со спиртосодержащей продукцией. Например, разлив, хранение и реализация алкогольной продук-ции — 500 минимальных размеров оплаты труда; экспорт алко-гольной продукции — 100 минимальных размеров оплаты труда; импорт и оптовая реализация алкогольной продукции — от 1000 до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Этот сбор упла-чивается ежегодно: один раз за каждый прошедший год действия лицензии. Соискатель лицензии должен уплатить его до подачи заявления. Плательщики сбора представляют ежегодно в налого- 1 СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430; 2003. № 52. Ст. 5037. 2 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 221; 2004. № 27. Ст. 2711. Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 287 вые органы по месту своего нахождения налоговый расчет (дек-ларацию) по установленной форме не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии. Одновременно плателыдики направляют в налоговые органы копию выданной лицензии. Сумма сбора по-ступает в доход бюджета, за счет которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Иные федеральные платежи. В числе федеральных платежей Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федера-ции» называет также плату за пользование водными объектами (ре-гулируется Федеральным законом от 16 мая 1998 г. «О плате за пользование водными объектами»)1. Плателыцики — организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользо-вание водными объектами (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природ-ные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензирова-нию в порядке, установленном законодательством РФ. Плату за пользование водными объектами с 1 января 2005 г. заменяет водный налог, который регулируется новой главой 252 НК РФ. Он включен в состав федеральных налогов (ст. 13 НК РФ). Нало-гоплателыцыками являются организации и физические лица, осу-ществляющие специальное и (или) особое водопользование в со-ответствии с законодательством РФ. Объекты обложения — раз-личные виды пользования водными объектами: 1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использова-ние водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях. Налоговая база определяется налогсщлателыдиком отдельно в отношении каждого водного объекта (ст. ЗЗЗ9 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, мо-рей и экономическим районам в рублях с 1 тыс. куб. м забран-ной воды (ст. 333|2 НК РФ). Налоговым периодом признается квар-тал. Сумму налога налогоплателыцик исчисляет самостоятельно. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний (регулируется Законом РФ от 2 апреля 1993 г. «О сборе за ис- 1 СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2067; 2004. № 27. Ст. 2711.
Учебник: Краткий курс. Особенная часть пользование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний»1) уплачи-вают предприятия, учреждения и организации, использующие эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях (кроме федеральных органов государственной власти, Централь-ного банка РФ и его учреждений, бюджетных учреждений и не-которых других). Ставки составляют от 0,05% от оборота до 0,5% от стоимости реализованной продукции (работ, услуг). Суммы от уплаты сбора и применяемых финансовых санкций за нарушение порядка его уплаты зачисляются в федеральный бюджет. Платежи за пользование природными ресурсами (регулируют-ся Федеральным законом от 10 января 2002 г. «Об охране окру-жающей.среды»2). Основными среди них являются: платежи за право пользования недрами (регулируются разделом V «Плате-жи при пользовании недрами» Закона РФ «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.)3); платежи за пользова-ние лесным фондом (регулируются гл. 13 Лесного кодекса РФ); плата за воду (регулируется ст. 123 Водного кодекса РФ). Сборы за пользование объектами животного мира и за пользова-ние объектами водных биологических ресурсов (с 1 января 2004 г. регулируются гл. 25' НК РФ). Плателыцики последнего из ука-занных платежей — организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установлен-ном порядке лицензию на пользование объектами животного мира на территории РФ либо на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной эко-номической зоне РФ, а таюке в Азовском, Каспийском, Баренце-вом морях и в районе архипелага Шпицберген. Ставки устанав-ливаются в рублях и копейках за каждый объект животного мира (ст. ЗЗЗ3 НК РФ). С 1 января 2005 г. указанные сборы включены в состав федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ). Вопросы и задания для самоконтроля 1. На основе гл. 21 НК РФ определите налогоплателыдиков и основные элементы налогообложения НДС. К каким класси-фикационным группам налогов он относится? 2. Какие объекты обложения НДС установлены НК РФ? Относится ли к облагаемым НДС оборотам передача товарно- 1 Ведомости РФ. 1993. № 17. Ст. 600; СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711. 2 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133. 3 Ведомости РФ. 1992. № 16. Ст. 834; СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823. Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 289 материальных ценностей от одного структурного подразделения предприятия другому? 3. Каков порядок уплаты НДС иностранными юридически-ми лицами? 4. На основе гл. 22 НК РФ дайте характеристику акцизам, налогоплателыцикам и основным элементам налогообложения акцизов. Выясните этимологию слова «акциз». 5. Дайте характеристику и понятие подакцизным товарам. Является ли объектом обложения акцизами реализация алко-гольной продукции с акцизного склада одной оптовой органи-зации акцизному складу другой оптовой организации? 6. Каков порядок предоставления в налоговый орган налого-вой декларации по акцизам? 7. На основе гл. 23 НК РФ дайте характеристику налогу на доходы физических лиц: перечислите налогоплателыциков и основные элементы налогообложения. Когда введена в действие данная глава НК РФ? Каким нормативным актом осуществля-лось регулирование взимания указанного налога (либо идентич-ного) до вступления в силу гл. 23 НК РФ? 8. Определите понятие налогового резидента. Является ли гражданин России, получивший вид на жительство в США, налоговым резидентом в целях гл. 23 НК РФ? 9. В каких случаях и какие виды материальной помощи, ока-зываемой предприятием супруге (детям) своего сотрудника, бу-дут освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц? 10. Какие доходы физических лиц не относятся к доходам, полученным из источников в РФ? 11. Какие виды налоговых вычетов применяются при обло-жении доходов физических лиц? Кто вправе принять решение о применении одного из социальных вычетов — налогоплатель-щик, налоговый агент или налоговый орган? 12. На основе действующего законодательства дайте характе-ристику налогоплательщикам и основным элементам налога на операции с ценными бумагами. Каковы основы правового регу-лирования данного налога? 13. Облагается ли налогом на операции с ценными бумагами выпуск ценных бумаг акционерного общества в случае умень-шения им своего уставного капитала путем уменьшения номи-нальной стоимости акций? Учебник: Краткий курс. Особенная часть 14. На основе гл. 26 НК РФ дайте характеристику налогопла-телыцикам и основным элементам налога на добычу полезных ископаемых. 15. Предусмотрена ли НК РФ возможность понижения раз-мера ставки налога на добычу полезных ископаемых? Если да, то назовите норму, регулирующую данную возможность, и раз-мер понижающего коэффициента. 16. Проанализируйте ст. 48 БК РФ и Федеральный закон о бюджете на текущий год и определите порядок распределения сумм налога на добычу полезных ископаемых в бюджетной си-стеме РФ в текущем финансовом году. 17. Охарактеризуйте понятие государственной пошлины.Чем государственная пошлина отличается от налогов? Какими зако-нодательными актами регулируется ее взимание? 18. В каких целях устанавливается таможенная пошлина? Какими законодательными актами регулируется взимание та-моженной пошлины? Кто является ее плателыциком? Каков объект взимания таможенной пошлины? 19. Каков порядок распределения между уровнями бюджет-ной системы сумм, полученных в виде водного налога с 1 янва-ря 2005 г.? 20. На основе сопоставления ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и ст. 13 НК РФ вы-ясните: каким платежом и какого территориального уровня будут заменены платежи за пользование природными ресурсами после вступления в силу с 1 января 2005 г. указанной статьи НК РФ.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.013 с.) |