Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношенийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Меры государственного принуждения являются неотъемле-мым элементом механизма правового регулирования финансо-вых отношений, как и в соответствующих случаях — восстанов-ление нарушенных прав. Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, про-изводится в адмшшстративном или судебном порядке, что в на-стоящее время является общим правовым правилом и касается всех субъектов финансового права. При этом разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обра-Щаться при неудовлетворяющем исходе в суд общей юрисдик-Ции или арбитражный суд. В различных финансовых отношениях административный Порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он про-является в форме властных велений при вынесении решения Учебник: Краткий курс. Общая часть Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 147
соответствующими уполномоченными государственными орга-нами (помимо судебного разбирательства): например, при за-щите прав государства на получение налоговых платежей — бес-спорный порядок взыскания их с организаций по решению нало-гового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ); в том же порядке с их счетов списываются суммы бюджетных средств, используемые не по целевому назначению (ст. 284 БК РФ), взыскиваются Центральным банком РФ штрафы с кредит-ных организаций при нарушении установленных правил в де-нежно-кредитной сфере. В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вы-текающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать дей-ствия соответствующих государственных органов также в адми-нистративном порядке по подчиненности и, во-вторых, обра-титься в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Оба способа защиты прав указанных субъектов в области финансо-вых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения. Общие положения о подведомственности при судебном рас-смотрении дел по спорам, возникающим в финансовой деятель-ности государства, определены Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Россий-ской Федерации»1 и АПК РФ (ст. 3). В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действуют как административный, так и судеб-ный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного по-рядка, который имеет конституционную основу (ст. 46). Реше-ния и действия (или бездействие) органов государственной вла-сти, органов местного самоуправления и должностных лиц мо-гут быть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы в отраслевом законодательстве, например в НК РФ и других нор-мативных актах. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосу-дарственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обра-щаться в межгосударственные органы по защите прав. Вступле-ние России в Совет Европы расширяет такие возможности граждан РФ. Однако граждане по своему выбору могут обра- 1 СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589; 2003. № 27. Ст. 2699. титься за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т. е. использовать административный порядок защиты. СудеСшый порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с граждана-ми (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения) в соответствии с нормами ГПК РФ (под-раздел III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» раздела II «Производство в суде первой ин-станции»). Кодекс предусматривает возможность применения упрощенного судебного порядка рассмотрения дел единолично судьей по взысканию с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам (ст. 121, 122 и др.). Важной стороной защиты нарушенных прав в финансовых отношениях с государством является установление в законода-тельстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридиче-ским лицам, причиненного незаконными действиями государ-ственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные госу-дарственными налоговыми органами, подлежат возврату, а при-чиненный налогоплателыдикам вследствие ненадлежащего осу-ществления обязанностей ущерб — возмещению. Эта норма имеет конституционную основу (ст. 52 Конституции РФ). Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ. Согласно Конституции России (ст. 125) и Федеральному кон-ституционному закону от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»1 в его полномочия входит: разре-шение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и Других нормативных актов, а также разрешение споров о ком-петенции между государственными органами (без решения воп-росов о конституционности правоприменительной практики и Деятельности государственных органов); проверка по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, приме-ненного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений. Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов фи-Нансовых правоотношений принадлежит прокуратуре РФ, ко- 1 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
Учебник: Краткий курс. Общая.часть Глава 5. Правовые основы финансового контроля
торая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, в том числе органами государ-ственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправ-ления, их должностными лицами; за соблюдением прав челове-ка и гражданина, в том числе органами финансового контроля. Прокурор приносит протест на противоречащий закону право-вой акт (лицу, издавшему его) и вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения. Таким образом, установленный порядок защиты финансо-вых прав и законных интересов исходит из необходимости со-блюдения требований законодательства всеми участниками фи-нансовых правоотношений, включая государство и его органы. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Сформулируйте понятие финансово-правовой нормы (нор-мы финансового права). 2. Какие особенности свойственны нормам финансового права? 3. Что означает императивный характер финансово-право-вых норм? В чем он проявляется? Приведите примеры норм соответствующих видов. 4. Какие виды (группы) финансово-правовых норм выделя-ются в зависимости от способа воздействия на участников фи-нансовых отношений? 5. Что понимается под материальными и процессуальньши финансово-правовыми нормами? Приведите примеры таких норм. 6. Какова логическая структура финансово-правовой нормы? Проанализируйте каждый из ее элементов на примере конкрет-ной финансово-правовой нормы. 7. Дайте определение финансово-правовых санкций. Каковы их виды? Приведите примеры. 8. Каковы особенности финансово-правовых санкций? 9. Каково соотношение понятий «финансово-правовая от-ветственность» и «правовая ответственность в области финан-сов», «финансовое правонарушение» и «правонарушение в об-ласти финансов»? 10. Сформулируйте понятие финансового правоотношения. 11. Какие особенности свойственны финансовым правоот-ношениям? 12. Охарактеризуйте основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. Приведите примеры. 13. Рассмотрите классификационные виды финансовых пра-воотношений. 14. Определите понятие субъекта финансового права. Разли-чаются ли между собою понятия «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения»? 15. Кто относится к субъектам финансовых правоотноше-ний? Какие выделяются их виды (группы)? 16. Субъектами каких финансовых правоотношений могут выступать граждане? 17. В каких финансовых правоотношениях субъектом права выступает непосредственно государство, муниципальное обра-зование? 18. Какой порядок защиты прав и законных интересов учас-тников финансовых ртношений установлен российским зако-нодательством? 19. В чем выражается административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений? Кто использует его? 20. В чем выражается судебный порядок защиты прав субъек-тов финансовых правоотношений? Кто может воспользоваться таким порядком? 21. Каков порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права граждан — субъектов финансовых правоот-ношений? 22. Какова роль Конституционного Суда РФ в защите прав субъектов финансовых правоотношений? 23. Какова роль прокуратуры РФ в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.238 (0.009 с.) |