Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сметно-бюджетного финансированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие сметно-бюджетного финансирования И его объекты Одним из основных правовых режимов финансирования яв-ляется сметно-бюджетное финансирование расходов некоммер-ческих государственных или муниципальных организаций, дей- Глава 21. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 371 ствующих на праве оперативного управления имуществом, к которым относятся бюджетные учреждения. Сметно-бюджетное финансирование — это порядок выделеныя средств бюджетным учреждениям на основе смет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной де-ятелъностъю и развитием. На сметно-бюджетное финансирова-ние распространяются общие принципы финансирования: без-возвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их целевого и эффективного использования, соблюдения финан-совой дисциплины, осуществления финансирования п'о мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпу-щенных ассигнований. Помимо названных, действуют специалъные принципы, свой-ственные именно сметно-бюджетному финансированию: полу-чение средств государственными и муниципальными учрежде-ниями для текущей деятельности и капитальных вложений из бюджета, соответствующего их подчиненности; бюджетные сред-ства выступают основным источником финансирования деятель-ности данных учреждений; финансово-плановым актом, кото-рый служит основанием для выделения средств, является смета доходов и расходов учреждения; расходование средств должно строго соответствовать целевому назначению, определенному в смете, изменения вправе производить в установленном порядке органы, которым подведомственно учреждение; планирование и финансирование деятельности производится на основе эконо-мических нормативов, утвержденных в установленном порядке. Государственные и муниципальные бюджетные учреждения вправе привлекать дополнительные денежные средства, вклю-чая валютные, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных. Привлечение дополнительных средств не влечет снижения го-сударственных нормативов финансирования. Объектами сметно-бюджетного фынансирования являются: деятельность учреждений социально-культурной и научной сферы, правоохранительная и судебная деятельность, меропри-ятия по обеспечению обороны и безопасности страны, а также Деятельность законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти и местного самоуправ-ления, Президента РФ и его Администрации. Субъектами, получающими средства в таком порядке, высту-пают бюджетные учреждения. Согласно БК РФ (ст. 161) бюд-
Учебник: Краткий курс. Особенная часть жетнымучреждением признается организация, созданная органом государственной власти Российской Федерации, органами власти субъёктов РФ, органами местного самоуправления для осуществ-ления управленческих, социалъно-кулътурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельностъ ко~ торой финансируется из соответствующего бюджета или бюд~ жета государствбнного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Перечень бюджетных расходов бюджетного учреждения опре-делен в БК РФ (ст. 70). К ним отнесены: оплата труда работни-ков; перечисление страховых взносов в государственные вне-бюджетные фонды; командировочные и иные компенсацион-ные выплаты работникам; оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами и др. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. В соответствии с БК РФ бюджетное учреждение имеет статус «получателя бюджетных средств». Получателем бюджетных средетв является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответ-ствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162). Получатель бюджетных средств должен быть юридическим ли-цом, иметь утвержденную смету доходов и расходов, открывать лйцевой счет в казначействе, с указанием постатейного объема ассигнований на год, квартал, лимита финансирования на ме-сяц. В возникающих в связи с финансированием правоотноше-ниях бюджетное учреждение в качестве получателя бюджетных средств имеет законодательно закрепленные права: на своевре-менное получение и использование бюджетных средств в соот-ветствии с утвержденным бюджетной роеписью размером с уче-том сокращения и индексации; своевременное доведение уве-домлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования. Обязанностями получателей бюджетных средств являются: своевременно подавать бюджетные заявки или иные докумен-ты, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвра-щать бюджетные средства, предоставленные на возвратной осно-ве; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользова- Глава 21. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 373 ние бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств (ст. 163 БК РФ). Бюджетное учреждение использует бюджетные средства через лицевые счё-та бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным каз-начейством РФ (ст. 161 БК РФ). В процессе финансирования биэджетные учреждения как получатели бюджетных средств вступают в правоотношения с органами (министерства, ведометва и т. п.), которым они под-ведомственны, имеющими статус распорядителей или главных распорядителей бюджетных средств. Они наделены в этих пра-воотношениях соответствующими правами и обязанностями. В их полномочия входит распределение бюджетных средств между подведомственными распорядителями или получателя-ми, утверждение смет подведомственных учреждений, контроль за использованием выделенных средств (ст. 158—159 БК РФ). Главные распорядители и распорядители несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных в их рас-поряжение бюджетных средств (ст. 160 БК РФ). Кроме того, все названные субъекты вступают в данной сфе-ре в контрольные правоотношения с соответствующими орга-нами, осуществляющими финансовый контроль (финансовыми, налоговыми и др.). § 2. Смета бюджетного учреждения, ее содержание и юридическое значение Бюджетное учреждение осуществляет расходование находя-щихся в его распоряжении денежных средств на основании сме-ты доходов и расходов. Смета бюджетного учреждения представляет собой финансо-во-плановый акт, утвержденный в порядке и форме, установлен-ных правовыми нормами, в котором определяются поступающие в его распоряжение в течение календарного года средствп для теку-щей деятелъности и развития с указанием источников доходов и Целевого направления средств. В смете должны быть отражены все доходы бюджетного уч-реждения, получаемые как из бюджетной системы, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том чис-ле доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получае-мые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетными учреждениямй на Учебник: Краткий курс. Особенная часть праве оперативного управления, и иной деятельности (ст. 161 БК РФ). Смета составляется с поквартальной разбивкой. Смета бюджетного учреждения, являясь финансово-плано-вым актом, утвержденным в установленном порядке, имеет юри~ дтеское значение. Оно заключается в том, что показатели сметы определяют и конкретизируют права и обязанности данного учреждения как получателя бюджетных средств, в том числе во взаимоотношениях с распорядителями и главными распоряди-телями бюджетных средств, а также финансовыми и другими органами в области контроля за получением и целевым исполь-зованием доходов. Каждым бюджетным учреждением составляется индивидуалъная смета с учетом особенностей источников средств и их объемов, обусловленных спецификой его деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, объединяются министерствами, ведомствами, другими государ-ственными органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в сводные сметы. Кроме того, этими органами составляются сметы расходов на централизованные мероприятия для осуществления определенных (централизован-ных) мероприятий, например, проведение конференций, семи-наров и т. д. Сводная смета по министерству, ведомству и т. д. учитывается при составлении расходной части соответствующе-го проекта бюджета. Бюджетное учреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях обязано составить и предоставить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме (ст. 221 БК РФ). Смета доходов и расходов действует в течение финансового года с 1 января по 31 декабря включитель-но, т. е. соответствует сроку действия государственного или местного бюджета. Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учреждения составляют отчет об исполнении сме-ты, который направляется в вышестоящую организацию и тер-риториальный орган Федерального казначейства. При рассмот-рении проекта сметы бюджетных учреждений распорядитель бюджетных средств осуществляет предварительный финансо-вый контроль, оценивая необходимость и целесообразность намечаемых расходов. Смета бюджетного учреждения составляется по определен-ной форме, в основу которой положена законодательно закреп- Глава 21. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 375 ленная бюджетная классификация, т. е. группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам, обеспечивающая сопоставимость бюджетных показателей. Все показатели сметы имеют определенный код в цифровом выра-жении. В смете выделяются две основные группы расходов: а) текущиерасходы (с распределением на подгруппы и предмет-ные статьи, например, оплата труда) и б) капиталъные расходы, также детализируемые (например, приобретение оборудования, капитальный ремонт). В соответствии с указанным кодом уч-реждение должно производить кассовый расход поступивших средств, что имеет важное значение для обеспечения целевого использования средств. При составлении сметы учреждение руководствуется конт-рольньши цифрами, определяемыми в отношении их деятельно-сти вышестоящими органами, а также нормативами расходов. Нормативы расходов — это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (норма расхо-дов продуктов на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме на один год и т. д.). Нормы расходов принято подразделять на обязателъные (например, рас-ходы на командировки) и необязателъные (расчетные), опреде-ляемые индивидуально для каждого бюджетного учреждения, исходя из его специфики (например, расходы на коммунальные платежи), самим же учреждением по согласованию с финансо-выми органами; материалъные и денежные. Для обоснования отдельных видов расходов бюджетные уч-реждения прилагают к смете основные паспортные данные (на-пример, справки образовательных учреждений о движении кон-тингента учащихся, об учебно-материальной базе учреждения, подготовленные на основе соответствующих документов). § 3. Правовое регулирование формирования и использования внебюджетных средств бюджетных учреждений Под внебюджетными средствами бюджетных учреждений понимают денежные средства, получаемые этими учреждения-Ми помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета. До принятия БК РФ правовой режим названных средств определялся Положением «О внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюдже-те», утвержденным постановлением Совета Министров СССР Учебник: Краткий курс. Особенная часть от 26 июня 1980 г.1, в котором предусмотрено три вида внебюд-жетных средств: специальные, депозитные и суммы по поруче-ниям. Наиболее значимые среди них — специальные средства, которые определены как доходы бюджетных учреждений, полу-чаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. Правовые нормы об этих средствах нашли отражение и получили развитие в БК РФ с учетом изменений в финансовых отношениях современ-ного периода. Вместе с тем БК РФ не применяет термин «спе-циальные средства», называя их средствами, полученными за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161), и более подробно — доходами бюджетного учреждения, получаемыми от осуществле-ния предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (п. 2 ст. 42). При этом особо указывается, что названные доходы бюджетного учреждения в полном объеме не только учитывают-ся в сметё доходов и расходов бюджетного учреждения, но и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказа-ния платных услуг. Помимо названных, другим путем привлечения дополнитель-ных источников финансирования бюджетных учреждений может быть использование возможностей благотворительной деятель-ности юридических и физических лиц в пользу учреждения. Кроме общих положений БК РФ, правовой основой для привлечения внебюджетных источников финансирования бюд-жетнУ'ми учреждениями служат нормативные акты, действую-щие в определенных областях и сферах общественной жизни и государственного управления (например, в области образова-ния, медицинского обслуживания, научной деятельности, фун-кционирования государственных и муниципальных органов при оказании в установленном порядке платных услуг). Так, госу-дарственным и муниципальным образовательным учреждениям предоставляется право привлекать дополнительные, в том числе валютные средства, за счет добровольных пожертвований и це-левых взносов физических и юридических лиц, собственной производственной, коммерческой, посреднической, хозяйствен-но-финансовой и иной деятельности, предусмотренной устава-ми учреждений (ст. 41, 47 Федерального закона от 13 января ' СП СССР. 1980. № 20. Ст\ 117. Глава 21. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 377 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Россий-ской Федерации «Об образовании»1). Статья 29 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О выс-шем и послевузовском профессиональном образовании»2 закреп-ляет право государственных и муниципальных высших учебных заведений осуществлять, сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов, подготовку специалистов по соот-ветствующим договорам с оплатой стоимости обучения физи-ческими и (или) юридическими лицами в объеме, согласован-ном с органами исполнительной власти, органом местного са-моуправления, в ведении которого это высшее учебное заведение находится. Кроме того, вузы, как и другие учрежде-ния, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, Однако предпринимательская деятельность бюджетных учреж-дений носит не основной, а вспомогательный характер и не должна приносить ущерб основной деятельности. БК РФ закрепляет самостоятельность бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных ис-точников, при исполнении сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). Однако предусмотренная самостоятельность сочетается с необходимостью проведения финансового контроля со стороны уполномоченных органов, в том числе со стороны вышестоящих органов, в ведении которых находятся конкретные бюджетные учреждения. На укрепление контроля направлен переход к каз-начейской системе исполнения бюджета. Соответственно такому порядку БК РФ предписывает зачислять средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федераль-ного казначейства. Аналогичный порядок распространяется и на учреждения, финансируемые из бюджетов других уровней. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Определите понятие и принципы сметно-бюджетного финансирования, найдите в законодательстве нормы, подтвер-ждающие их. 2. Что относится к объектам сметно-бюджетного финанси-рования? Дайте определение понятия бюджетного учреждения 1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150. 2 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135; 2003. № 28. Ст. 2892. Учебник: Краткий курс. Особенная часть Глава 22. Правовые основы банковского кредитования
на основании БК РФ. Назовите характерные признаки, свой-ственные бюджетному учреждению. 3. Ссылаясь на законодательство, назовите виды расходов, осуществляемых бюджетными учреждениями. 4. Охарактеризуйте правоотношения, возникающие в связи с осуществлением финансирования бюджетных учреждений. Кто выступает в них в качестве субъектов? Рассмотрите вопрос на конкретных примерах. 5. Каковы права и обязанности бюджетного учреждения как получателя бюджетных средств? Ответ дайте на основании зако-нодательства. 6. Кто является главным распорядителем бюджетных средств и распорядителем бюджетных средств? Назовите их права и обязанности. Охарактеризуйте их взаимоотношения с бюджет-ными учреждениями. 7. Определите понятие сметы доходов и расходов бюджетно-го учреждения. Каковы ее содержание, порядок утверждения? Проанализируйте эти вопросы на примере конкретного бюд-жетного учреждения. 8. Что понимается под внебюджетными средствами бюджет-ных учреждений? 9. На основе законодательства назовите источники внебюд-жетных средств бюджетных учреждений. Каков порядок их ис-пользования? 10. Охарактеризуйте на основе законодательства контроль, осуществляемый за формированием и использованием бюджет-ных и внебюджетных средств бюджетных учреждений.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.011 с.) |