Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды финансового контроляСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При определении понятия финансового контроля представляется важным исходить из того, что это, прежде всего, функция финансовой деятельности, что и обуславливает ее целенаправленность. Целью финансового контроля как функции финансовой деятельности является получение результатов по мобилизации, распределению и расходованию государственных и муниципальных финансов, а также своевременное адекватное реагирование на выявленные нарушения. Объектом финансового контроля являются распределительные процессы по всем направлениям организации государственных и муниципальных финансов, движения всех видов фондов денежных средств. Различные варианты подходов к определению финансового контроля без уяснений главной цели финансовой деятельности не всегда являются удачными. Например, определение этого вида контроля А.Ю. Савиным как системного процесса специальных структур с целью проверки выполнения органами власти и управления функций по эффективному управлению финансами, а также субъектами экономических отношений финансовых обязательств и соблюдения ими законности при финансовых операциях более отражает административно-правовую сущность контрольной деятельности, чем ее финансовую направленность. С.О. Шохин и Л.И. Воронина под финансовым контролем понимают, с одной стороны, систему органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере финансовой деятельности, а с другой – форму государственного контроля, способствующую обеспечению законности, охране собственности, правильному эффективному и экономному использованию денежных средств, и помогающую вскрыть нарушения финансовой дисциплины. Представляется неточным определение финансового контроля как контроля за законностью и целесообразностью в области финансовой деятельности, поскольку проверка законности и целесообразности не является прерогативой органов контроля, а всего лишь может быть представлена как одна из его задач. Финансовый контроль есть обособившаяся часть самой финансовой деятельности, и как справедливо заметил Э.А. Вознесенский, направленная на проверку обоснованности процессов формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и местного самоуправления в целях создания финансовых условий для расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей. Легальное определение финансового контроля в основном сводится к целям обеспечения денежной формы государственной и муниципальной казны. Так, в ст. 1 Указа Президента РФ от 25июля 1996г. № 1095 установлено, что в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. На такой же позиции строится раздел 9 «Государственный и муниципальный финансовый контроль» в Бюджетном кодексе РФ. Задачи финансового контроля вытекают из его общей цели по выявлению обратной связи в работе по собиранию, распределению и расходованию государственных и муниципальных финансов. Выявление эффективности финансовой деятельности, ее результативности слагается из следующих назначений: - активно воздействовать на процесс распределения национального дохода и способствовать его рациональному и справедливому перераспределению; - определять эффективность экономических приемов и способов, а также средств достижения результата в финансовой сфере и их воздействия на финансовый механизм страны; - обеспечивать сохранность денежных ресурсов от различного рода финансовых и хозяйственных правонарушений; - выявлять причины и условия, порождающие финансовые правонарушения, и принимать меры к их устранению; - добиваться соблюдения финансовой дисциплины, исполнения принятых властными структурами решений, укрепления законности в сфере финансов; - создавать условия в сфере экономии, выявлять неиспользованные резервы в аккумуляции и распределении денежных средств; - обеспечивать точное ведение учета, бухгалтерской отчетности декларирования доходов и расходов. Поскольку финансовый контроль является функцией финансовой деятельности, а финансовой деятельностью занимаются все законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, контрольные задачи в сфере финансов обязательны для всех названных органов. Показать виды финансового контроля – значит классифицировать его по определенным основаниям, в том числе по осуществляющим его органам, времени проведения, характеру полномочий, объектам контроля и т.п. По характеру содержания полномочий финансовый контроль подразделяется на государственный, муниципальный, аудиторский и общественный вид их проявления. Первые два вида обладают властным характером полномочий осуществляющих их субъектов (императив государственных и муниципальных прав и обязанностей, волевые приемы и способы воздействия). Другие два вида не имеют властно-волевых начал и отличаются элементами независимости или добровольности. По подведомственности (подчиненности) объекта или целей проверок возможно выделение внешнего и внутреннего финансового контроля. Государственный финансовый контроль есть система контрольной деятельности органов государственной власти, занимающихся финансовой деятельностью. Насколько разнообразна система этих органов, настолько различны и многообразны виды финансового контроля. По федеральному устройству Российский финансовый контроль обособляется на федеральном и региональном уровне (т.е. субъектов федерации). Особое место занимает муниципальный финансовый контроль, осуществляемый органами местного самоуправления. Государственный финансовый контроль в зависимости от осуществляющих его органов подразделяется на общегосударственный, межведомственный, ведомственный и внутрихозяйственный контроль. Подобные виды (общий, функциональный, ведомственный, внутрихозяйственный) можно выделять и в муниципальном финансовом контроле. Общегосударственный финансовый контроль (общий) осуществляется законодательными органами и органами исполнительной власти общей компетенции, а поэтому его условно можно подразделить на парламентский и правительственный контроль. Межведомственный финансовый контроль осуществляется специальными органами исполнительной власти, обладающими полномочиями межотраслевого контроля по своему функциональному назначению. Налоговый контроль находится в компетенции Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных подразделений в регионах и на местах. В специально предусмотренных налоговым законодательством случаях такими полномочиями обладают органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы. Центральный банк РФ наряду с осуществлением банковского надзора является органом валютного контроля, контролирует развитие и эффективность кредитно-денежных и расчетных отношений. Таким образом, межведомственный финансовый контроль осуществляется на всех уровнях федеральных отношений, его осуществляют специальные органы. По своему целевому и функциональному назначению он распадается на бюджетный, налоговый, валютный, банковский, страховой и иные виды финансового контроля. Бюджетный контроль в системе межведомственного контроля осуществляется Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством Минфина РФ, а также главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Формы и порядок осуществления финансового контроля в сфере бюджета определяются Бюджетным кодексом РФ, иными федеральными нормативно-правовыми актами. На региональном и местном уровне организация контроля регулируется актами бюджетного законодательства субъектов федерации, нормативно-правовыми актами местного самоуправления. Налоговый контроль имеет основной задачей достижение строгого соблюдения законодательства о налогах и других обязательных платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения этих платежей в государственные и муниципальные фонды. Налоговые, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов осуществляют свои контрольные функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнении обязанностей, установленных федеральным налоговым законодательством, определяющим порядок организации и деятельности налоговых органов. Валютный контроль своей основной целью направлен на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Закон РФ от 9 октября 1992г. «О валютном регулировании и валютном контроле» направлениями валютного контроля называет: - определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; - проверку выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством; - проверку обоснованности платежей в иностранной валюте; - проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, по операциям нерезидентов в валюте РФ. Согласно указанному закону, валютный контроль возложен на органы валютного контроля и их агентов, а органами контроля названы Правительство РФ и Банк России. Банк России, его территориальные учреждения как органы валютного контроля своими агентами имеют уполномоченные банки и иные кредитные организации, получившие лицензию на проведение валютных операций. Страховой надзор в РФ призван обеспечить государственный контроль за соблюдением страховыми организациями требований страхового законодательства, а также защиту прав и законных интересов страхователей, страховщиков и государства. В сфере финансов контрольные функции направлены на организацию страховых резервов, учет и отчетность по страховым фондам. Банковский надзор (контроль) осуществляется за кредитно-денежными отношениями в РФ, в основном в лице Банка России и его территориальных учреждений. Одной из важнейших функций Банка России является во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Кроме всего, Банк России устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, учета и отчетности для банковской системы и осуществляет иные функции. Ведомственный финансовый контроль (образован в 1936г. и назывался до 1981г. внутриведомственным контролем) осуществляется внутри ведомства, министерства, отрасли специальными структурными подразделениями контрольно-ревизионных служб ревизионного аппарата в отношении подчиненных им организационных структур. Организация ведомственного контроля возложена на руководителя ведомства. К задачам ведомственного контроля относится оценка финансового состояния ведомства в целом, эффективность использования материальных и финансовых ресурсов при выполнении заданий подчиненными структурами, проверка достоверности представляемой ими отчетности, правильность ведения бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля. Особенностью ведомственного контроля является то, что контрольно-ревизионные службы напрямую подчинены руководителю ведомства, выполняют его прямые указания и действуют в интересах ведомства. Внутрихозяйственный финансовый контроль как государственного, так и муниципального типа возлагается на руководителя и главного бухгалтера хозяйственной организации, а также на создаваемые в крупных экономических субъектах, учреждениях по их инициативе финансово-плановые или контрольно-финансовые службы. Объектом внутрихозяйственного контроля является повседневная финансово-хозяйственная деятельность организации. Задачей этого контроля является, прежде всего, защита интересов организации в укреплении хозяйственного расчета и самофинансировании, режим экономии денежных средств, достоверность бухгалтерского учета и отчетности. Таким образом, внутренний контроль направлен на обеспечение выполнения уставных задач с наименьшими потерями и издержками. Федеральный закон от 21 ноября 1996г. «О бухгалтерском учете» (ст. 6) и Положение о бухгалтерском отчете и отчетности в РФ ответственность за организацию бухгалтерского отчета и отчетности, за соблюдение законодательства при выполнении финансово хозяйственных операций возлагают на руководителя. В его праве вести бухгалтерский учет лично или учреждать бухгалтерскую службу и вводить в штат главного бухгалтера, либо принимать иные централизованные или специализированные формы учета. Общественный финансовый контроль базируется на конституционных нормах о правах граждан, групп населения на непосредственное участие в управлении делами государства. Характерными особенностями этого вида контроля, осуществляемого не государственными органами и не органами местного самоуправления, является добровольность и собственная инициатива, отсутствие государственных и муниципальных властных полномочий, как правило, безвозмездность затрат. Формами общественного контроля являются как индивидуальное участие граждан, так и коллективный контроль, в том числе контроль общественных объединений. Коллективный общественный контроль проводится силами трудовых коллективов и их органов (например, Совета трудового коллектива), в форме рабочего контроля. Контроль общественных объединений (особенно в форме общественных организаций) наиболее виден в деятельности профсоюзных организаций, заинтересованных в справедливом использовании фондов социального страхования. Аудиторский финансовый контроль. Аудиторская деятельность представлена как независимый вневедомственный финансовый контроль. Основной целью этой деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта и соответствия его финансово-хозяйственных операций действующим в России нормативным актам. Таким образом, аудит (аудиторская деятельность) есть предпринимательская деятельность аудиторов и аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Аудиторские проверки могут осуществляться как обязательные и как инициативные. Обязательные проводятся в случаях, прямо установленных законодательными актами по решению экономического субъекта или по поручению государственных органов. В частности, арбитражный суд, как и другие судебно-следственные органы, в соответствии с процессуальным законодательством вправе дать поручение аудитору (аудиторской фирме) провести аудиторскую проверку экономического субъекта, создав условия ее проведения и обеспечив оплату и при необходимости личную безопасность аудиторов и членов их семей. Инициативные проверки возникают по решению экономического субъекта, т.е. по его собственному желанию и договоренностью с аудитором (аудиторской фирмой). Аудиторской деятельностью могут заниматься физические лица – аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы, независимо от формы собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы). Заключение представляет собой документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления. В случаях, когда проверка проводилась по поручению государственных органов, заключение аудитора приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ. По времени осуществления относительно проводимым финансовым операциям и процедурам финансовый контроль определяется как предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль проводится в процессе финансового планирования, вплоть до начала исполнения планового акта, либо до финансовой операции по расходованию денежных средств. Текущий контроль проводится в ходе исполнения финансовых планов или совершения денежных операций. Последующий контроль является завершающей стадией контрольной работы и осуществляется после заключения исполнения финансовых планов, проведения денежной операции, как правило, в стадии отчетности или иного подведения итогов. С принятия Бюджетного кодекса РФ предварительный, текущий и последующий виды финансового контроля получили законодательное закрепление, как по их содержанию, так и обстоятельствам применения. Федеральное казначейство Минфина РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей бюджетных средств, а также других участников бюджетного процесса (ст. 267 БК РФ). Задачами предварительного контроля является установление обоснованности о достоверности плановых заданий и проводимых финансовых операций, полноты учета всех показателей, результативность средств и приемов, установленных для достижения цели. Для текущего контроля главным является определение качества и эффективности исполнительного процесса, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии, пресечение злоупотреблений и исключение ошибок. Задачами последующего контроля являются оценка итогов выполнения планов, заданий, законность и целесообразность проведенных операций и расчетов, обоснованность произведенных затрат, принятие мер по устранению причин и условий, порождающих финансовые нарушения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.011 с.) |