Собственные и регулирующие доходы государственных и муниципальных бюджетов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собственные и регулирующие доходы государственных и муниципальных бюджетов



 

В соответствии с законодательством государственные и мест­ные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды» имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных Ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и рас­ходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все до­ходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграни­чиваются) между бюджетами разных уровней и видов.

Распределение (разграничение) доходов и расходов бюдже­тов — это определение видов и объемов доходов и расходов, под­лежащих включению в каждый из бюджетов.

Законодательство устанавливает единую для бюджетов всех уровней классификацию доходов и расходов, что обеспечивает со­поставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципом единства бюджетной системы в РФ.

Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с при­своением объектам классификации группировочных кодов.

Впервые в России бюджетная классификация утверждена за­конодательным актом — Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации». До принятия этого За­кона она утверждалась Министерством финансов РФ.

Требование единства классификации сочетается с определен­ными правами законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления: они вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства.

Доходы бюджетов. Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку можно подразде­лить на несколько групп:

а) доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;

б) доходы от государственного и муниципального имущества;

в) доходы от государственной внешнеэкономической и другой Деятельности;

г) поступления от личных доходов граждан.

Такая классификация имеет значение для характеристики ма­териального содержания доходной части бюджета, связи ее с эко­номикой страны. Каждая из групп доходов представляет совокуп­ность отдельных видов платежей и поступлений. Среди них важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организа­ций и физических лиц.

Федеральный закон «О бюджетной классификации» и БК РФ делят доходы бюджета на:

а) налоговые с выделением их видов;

б) неналоговые (доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономи­ческой деятельности и др.).

Такая группировка имеет важное значение для анализа ис­точников доходов, их объема, перспектив использования. Исхо­дя из этого, БК РФ определяет виды доходов бюджетов всех уровней.

Вместе с тем важное значение для характеристики правово­го статуса субъектов бюджетного права имеет группировка до­ходов бюджетной системы по организационно-правовым при­знакам.

Так, в зависимости от порядка зачисления в бюджет разли­чают доходы: закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регу­лирующие.

Закрепленные доходы бюджетов — это доходы, которые в со­ответствии с законодательством полностью или в твердо фиксиро­ванной доле (в процентах) на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом. БК РФ (ст. 47) отождествляет их с собственными доходами (что не вполне тождественно).

Так, перечень налогов и приравненных к ним платежей, за­крепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен За­коном РФ «Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации» и НК РФ (ст. 13, 14, 15); общий перечень разных видов доходных источников, закрепленных за бюджетами, содержит­ся в БК РФ. Федеральный закон «О финансовых основах мест­ного самоуправления в Российской Федерации» определяет виды доходов, закрепленных за местными бюджетами. Феде­ральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государ­ственного и муниципального имущества» также содержит ука­зания о закреплении доходов от этого процесса за бюджетами разных уровней (ст. ЗЗ)2.

В свою очередь законодательство субъектов РФ закрепляет до­ходные источники, находящиеся в их распоряжении, за местными бюджетами. В отдельных случаях федеральные источники могут быть непосредственно закреплены за местными бюджетами (в частности, государственная пошлина).

Доля закрепленных доходов в бюджете имеет существенное значение для его действительной самостоятельности. В современ­ных условиях для бюджетов нижестоящих уровней это продол­жает оставаться болезненным вопросом. На разрешение его была направлена норма Закона РФ «Об основах бюджетных прав...» 1993 г., установившая долю закрепленных доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов в размере не менее 70% доходной части соответствующего минимального бюджета. Однако в последующих законодательных актах, в частности, в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправ­ления в Российской Федерации», в БК РФ 1998 г. минимальная норма закрепленных доходов в местных бюджетах уже не была установлена.

Регулирующие доходы бюджета — это виды доходов, которые передаются в бюджет субъекта РФ или муниципального образо­вания в целях сбалансирования его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от них на основании решений вышесто­ящих органов власти по нормативам, определяемым при утверж­дении бюджета на очередной финансовый год.

Нормативы отчислений по бюджетам разных уровней утверж­дает соответственно вышестоящий орган представительной влас­ти. Эти нормативы могут быть едиными для бюджетов определен­ного уровня или дифференцированными в зависимости от объема закрепленных доходов и предстоящих расходов.

Для регулирования бюджета (ежегодного планового распреде­ления доходов бюджета в целях его сбалансирования) помимо процентных отчислений от сумм каких-либо видов доходов, при­меняется и иной метод: оказание прямой финансовой поддержки из бюджета другого уровня в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предо­ставляется в следующих формах: дотации, субвенции и субсидии, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муници­пальных образований, а также бюджетного кредита и бюджетной ссуды (ст. 6, 44, 133 БК РФ).

Дотация в бюджетных отношениях — это определенная де­нежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по реше­нию соответствующего представительного органа власти на без­возвратной и безвозмездной основе в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств. Дота­ция предоставляется в случаях, если закрепленных и регулирую­щих доходных источников недостаточно для выравнивания уров­ня минимальной бюджетной обеспеченности нижестоящего территориального.

Субвенция в бюджетных отношениях — это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в бюджеты субъектов Фе­дерации и муниципальных образований для осуществления опре­деленных целевых расходов.

Субвенции, как и дотации, предоставляются на основе решений соответствующих представительных органов власти.

Продолжая характеристику доходной части бюджета, отме­тим, что в ней в зависимости от права собственности имеются соб­ственные доходы и заемные средства. Эти понятия были приме­нены в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (ст. 12).

К собственным доходам бюджетов отнесены:

закрепленные в установленном порядке за бюджетом каждого уровня источники доходов;

отчисления, передаваемые в бюджеты от регулирующих до­ходных источников;

дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

 

Межбюджетные трансферты

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставля­ются в форме:

- финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъ­ектов Российской Федерации в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса и иных дотаций и субсидий в соответствии со статьей 132 насто­ящего Кодекса;

- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федераль­ного фонда компенсаций в соответствии со статьей 133 настоящего Кодек­са и иных субвенций;

- финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образова­ний, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральны­ми законами;

- иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

- бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 134 настоящего Кодекса.

Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета

1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исклю­чением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предоставляют­ся при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются при условии отсутствия просро­ченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом.

Использование бюджетных кредитов, полученных бюджетами субъ­ектов Российской Федерации из федерального бюджета, для предоставле­ния бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается.

3. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов российской Федерации и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых в двух из трех последних отчетных лет доля указанных дотаций в общем объеме собст­венных доходов превышала 50 процентов, в течение трех финансовых лет начиная с очередного финансового года предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Министерством финансов российской Федерации о мерах по повышению эффективности использо­вания бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Порядок заключения указанных соглашений и контроля за их испол­нением устанавливается Правительством Российской Федерации.

Иные средства финансовой помощи

1. В целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федера­ции субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значе­ния, а также для поддержки созданных субъектами Российской Федерации фондов муниципального развития в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд регионального развития.

Oт6op инвестиционных программ (проектов), федеральных целевых программ регионального развития для предоставления указанных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации (группами субъектов Российской Федерации) осуществляются в порядке, установ­ленном федеральными законами, нормативными правовыми актами Пре­зидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Объем Федерального фонда регионального развития и распределение его средств между субъектами Российской Федерации (группами субъек­тов Российской Федерации) утверждаются при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.

2. В целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федера­ции субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в составе федерального бюджета может быть образован Феде­ральный фонд софинансирования социальных расходов.

Условия и порядок предоставления и расходования указанных субси­дий устанавливаются федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

3. В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными зако­нами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак­тами Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Россий­ской Федерации и местным бюджетам могут быть предоставлены иные дотации и субсидии из федерального бюджета.

Предоставление бюджетам субъектов

1. Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюд­жета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года в объеме, утвержденном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Основания, порядок предоставления, использования и возврата ука­занных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Предоставление бюджетам субъ­ектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюд­жета осуществляется по процентной ставке, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

2. В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленный срок, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, погашается за счет дотаций из Федерального фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (за исключением местных налогов), подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Взаимоотношения бюджетов субъектов

1. Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской федерации местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах:

предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, образуемых в бюджета» субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государст­венных социальных стандартов, ответственность за финансирование ко­торых возложена на органы местного самоуправления;

- предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

- иные формы, предусмотренные бюджетным законодательством субъ­екта Российской Федерации.

2. Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта Российской Федерации на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.

3. Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на вырав­нивание уровня социально-экономического развития определяются зако­ном субъекта Российской Федерации либо законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

4. Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование це­левых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Фе­дерации определяются законом субъекта Российской Федерации либо законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

5. Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Ко­дексом и законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

 

23. Бюджетное планирование как стадия бюджетного процесса

Эта стадия начинается с послания Президента РФ Федеральному Собранию, которое в соответствии с БК РФ должно посту­пить в Федеральное Собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Затем составлением бюджета занимается Правительство РФ соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления.

Составление бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; плане развития со­ответствующей территории на очередной финансовый год; основ­ных направлениях бюджетной и налоговой политики на очеред­ной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; плане развития государственного I или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Порядок составления проекта федерального бюджета

1. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Пра­вительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финан­сового года.

Составление проекта федерального бюджета на очередной финансо­вый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой Россий­ской Федерации, определенной в Бюджетном послании Президента Рос­сийской Федерации.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, опреде­ляются Правительством Российской Федерации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития Российской Федера­ции на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенного в основу перспективного финансового плана.

3. Министерство финансов Российской Федерации организует разра­ботку:

проектировок основных показателей федерального бюджета на сред­несрочную перспективу;

проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

4. Проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе средне­срочной программы Правительства Российской Федерации, среднесроч­ного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогноза Сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.

5. Первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Российской Федерации плана-прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год, содержащего ос­новные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

На основании выбранного Правительством Российской Федерации плана-прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год Министерство финансов Российской Федера­ции осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов феде­рального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функ­циональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Одновременно Правительством Российской Федерации рассматрива­ются предложения о соотношениях между величиной прожиточного ми­нимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и дру­гих обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государст­венных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финан­совом году и на среднесрочную перспективу.

Принятые Правительством Российской Федерации основные харак­теристики федерального бюджета на очередной финансовый год и распре­деление расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации могут быть представлены в виде информация палатам Федерального Собрания по их запросам.

6. Министерство финансов Российской Федерации в двухнедельный срок со дня принятия Правительством Российской Федерации основных

характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и рас­пределения расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов российской Федерации:

направляет бюджетные проектировки федеральным органам испол­нительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

уведомляет органы исполнительной власти субъектов Российской федерации о методике формирования межбюджетных отношений Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации на очередной финан­совый год и на среднесрочную перспективу, определенной законодатель­ством Российской Федерации.

7. Второй этап формирования федерального бюджета — распределе­ние федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых вле­чет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источ­никами финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти фор­мирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финанси­рованию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на сред­несрочную перспективу.

8. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в пред­стоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой мини­стром финансов.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финан­совый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов о минимальном размере оплаты труда, о минимальном размере государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году, а также составляемого в виде приложения к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечня законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавлива­ется на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не преду­смотрены средства на их реализацию, завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

9. С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному фи­нансовому году, Правительство Российской Федерации рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную пер­спективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государст­венных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, ха­рактеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.169.83 (0.055 с.)