Структура доходов государственного бюджета СССР по основным разделам в 1976—1985 гг. (в процентах) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура доходов государственного бюджета СССР по основным разделам в 1976—1985 гг. (в процентах)



Виды доходов 1976-1980 гг. 1981-1985 гг.
Всего доходов    
В том числе:    
поступления от социалистического хозяйства 91,2 91,8
Из них:    
налог с оборота 31,0 28,0
платежи государственных предприятий и хо­зяйственных организаций из прибыли 30,2 29,8
В том числе:    
плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства 9,9 9,2
взносы свободного остатка прибыли 14,7 13,0
фиксированные платежи 0,5 1,2
отчисления от прибыли и другие платежи 5,1 6,4
подоходный налог с кооперативных и общест­венных предприятий и организаций 0,6 0,6
средства государственного социального страхо­вания 4,9 6,1
лесной доход 0,2 0,2
поступления от населения 8,8 8,2
Из них:    
государственные налоги с населения 8,3 7,7
В том числе:    
подоходный налог 7,7 7,2
сельскохозяйственный налог 0,1 0,1
налог на холостяков, одиноких и малосемей­ных граждан 0,5 0,4
государственные внутренние выигрышные займы и денежно-вещевые лотереи 0,3 0,4

Составлено по: Государственный бюджет СССР 1981—1985: Стат. сборник / Министерство финансов СССР. М.: Финансы и статистика, 1987. С. 6.

Бюджетное устройство союзных республик определялось их наци­онально-государственным и административно-территориальным уст­ройством и устанавливалось Верховными Советами союзных респуб­лик.13.1. Структура доходов бюджетов СССР в 1965—1985 гг. 265

С 1956 г. доходы и расходы государственных бюджетов союзных республик стали устанавливаться в государственном бюджете СССР без подразделения на республиканские и местные бюджеты; разграни­чение доходов и расходов между указанными бюджетами передава­лось в ведение союзных республик. Последние были наделены правом расходовать суммы дополнительно полученных доходов сверх объема бюджета, установленного ВС СССР союзной республике. Расширение бюджетных прав было закреплено Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (30 октября 1959 г.) и законами о бюджетных правах союзных и автономных республик и местных Со­ветов, принятыми ВС союзных республик в 1960—1961 гг.

В бюджеты союзных республик поступали следующие доходы: пла­тежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных ор­ганизаций республиканского и местного подчинения; лесной доход, подоходный налог с колхозов, а также подоходный налог с коопера­тивных и других общественных организаций, уплачиваемый их рес­публиканскими и местными органами и подчиненными им предпри­ятиями и организациями; сельскохозяйственный налог; отчисления от подоходного налога с населения в размере 50%; отчисления от поступ­лений по реализации государственных внутренних выигрышных зай­мов в размере 50%; государственная пошлина, налог с доходов от де­монстрации кинофильмов, местные налоги и другие доходы, устанав­ливаемые в порядке, предусмотренном законодательством СССР. Ос­новную часть доходов составляли поступления от социалистического хозяйства. В государственные бюджеты союзных республик переда­ются отчисления от налога с оборота и других общесоюзных государ­ственных доходов; средства государственного социального страхова­ния на выплату пенсий.

Основными изменениями в структуре доходов государственного бюджета РСФСР в 1975—1986 гг. были следующие: доля налога с обо­рота постоянно возрастала (в 1975 г. она составляла 32,4%, а в 1986 г. — 36,3%); снижалась доля платежей государственных предпри­ятий и хозяйственных организаций от прибыли (с 24,4% в 1975 г. до 21,4% в 1986 г.); стабильной оставалась доля подоходного налога с колхозов, кооперативных и общественных предприятий и организа­ций (около 1%); доля государственных налогов с населения сократи­лась с 10,6% в 1975 г. до 9,6% в 1986 г.

Разграничение доходов и расходов государственного бюджета Рос­сийской Федерации между республиканским бюджетом, государст­венными бюджетами АССР, бюджетами краев, областей, городов Москвы и Ленинграда осуществлялось Верховным Советом респуб­лики на основе принципа демократического централизма, обеспечива-266 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг.

ющего соблюдение прав автономных республик и местных Советов народных депутатов. Бюджет каждой административно-территори­альной единицы располагал необходимыми средствами для финанси­рования мероприятий в области экономического и социального разви­тия, осуществляемых соответствующими органами государственной власти и управления.

За период с 1975 по 1986 г. в составе доходов государственных бюджетов АССР, бюджетов краев, областей, городов Москвы и Ле­нинграда постепенно снижалась доля налога с оборота и местных на­логов, при этом возрастала доля платежей государственных предпри­ятий и хозяйственных организаций из прибыли и государственных налогов с населения. В составе доходов государственных бюджетов АССР, бюджетов краев, областей, городов Москвы и Ленинграда в 1986 г. на долю налога с оборота приходилось 27,2%, на долю плате­жей государственных предприятий и хозяйственных организаций из прибыли — 24,4, на долю подоходного налога с колхозов, кооператив­ных и общественных предприятий, организаций — 2,1, на долю госу­дарственных налогов с населения — 1,8%1.

Доля платежей из прибыли социалистических предприятий и от­числений от государственных налогов и доходов в доходах бюджета Москвы в 1980-е гг. достигла 95%. Главные в доходах бюджета Мос­квы — закрепленные доходы, на долю этих источников приходилось около 60%. В бюджет Москвы поступали также отчисления от общего­сударственных налогов и доходов (налог с оборота, подоходный налог с потребительской кооперации и предприятий общественных органи­заций, подоходный налог с рабочих и служащих и др.); доля этих по­ступлений достигала 35%, а в бюджетах районов превышала 70%2.

Доходы местных бюджетов формировались главным образом за счет поступлений от народного хозяйства (около 80% доходов этих бюджетов). В местные бюджеты поступали: платежи из прибыли предприятий, хозяйственных организаций местного подчинения, налог с доходов от демонстрации кинофильмов, государственная пош­лина, местные налоги (к местным налогам относились: налог с вла­дельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств) и некоторые другие доходы.

Местные налоги и сборы в общей налоговой системе играли лишь вспомогательную роль. Местные налоги устанавливались Верховным

1 См.: Финансово-кредитный словарь / Под ред. Н.В. Гаретовского. М.: Финансы и статистика, 1988. Т. III. С. 72-73.

2 См.: Москва. Энциклопедия / Гл. ред. А.Л. Нарочницкий. М.: Советская Энцик­лопедия, 1980. С. 162.13.2. Платежи в бюджет государственных предприятий и организаций 267

Советом СССР и поступали в ведение местных Советов народных де­путатов (суммы поступлений от местных налогов полностью направ­лялись в местные бюджеты).

При недостаточности указанных закрепленных доходов для фи­нансирования мероприятий, предусмотренных планом экономическо­го и социального развития, в порядке бюджетного регулирования в местные бюджеты передавались отчисления от государственных нало­гов и доходов в определенных размерах от сумм этих доходов.

Регулирующими доходами для местных бюджетов являлись налог с оборота, подоходный налог с колхозов, потребительской кооперации и общественных организаций, лесной налог, налоги с населения (по­доходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР). В исключительных случа­ях, если общей суммы закрепленных и всех регулирующих доходов, поступающих на данной территории, для покрытия расходов местных бюджетов было недостаточно, предусматривалось предоставление средств из вышестоящего бюджета в виде дотации.

С начала 70-х гг. в порядке бюджетного регулирования применя­лась передача в бюджеты районов, сельских, поселковых Советов от­числений от налога с оборота (сверх его контингентов, поступающих на соответствующей территории) в зависимости от розничного това­рооборота расположенных на этой территории предприятий потреби­тельской кооперации. В бюджеты районов и городов передавались от­числения от платежей из прибыли расположенных на территории, подведомственной соответствующему Совету народных депутатов, объединений, предприятий, организаций вышестоящего подчинения.

Начиная с 1985 г. в местные бюджеты зачислялись в полном раз­мере суммы налога с оборота, уплачиваемые объединениями, пред­приятиями, организациями местной промышленности, бытового об­служивания населения и потребительской кооперации, а также сред­ства, полученные в результате введения временных надбавок к роз­ничным ценам на товары народного потребления улучшенного качества, в размере 50% сумм, запланированных к поступлению в го­сударственный бюджет союзной республики.

13.2. Платежи в бюджет

государственных предприятий и организаций

В 1970—1980-е гг. основная часть государственных доходов в СССР концентрировалась в государственном бюджете. Платежи от социалистического хозяйства (налог с оборота, платежи из прибыли и другие отчисления государственных предприятий) составляли 91%268 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг.

общих доходов государственного бюджета СССР, причем их удель­ный вес оставался стабилен на протяжении ряда десятилетий. Налог с оборота и платежи из прибыли в бюджет были главными методами мобилизации доходов.

Основной источник доходов бюджета — денежные накопления объ­единений, предприятий, хозяйственных органов. Эти платежи объеди­нялись в следующие группы: платежи из прибыли в бюджет объедине­ний, предприятий — плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства (плата за фонды), отчисления от прибыли государственных предприятий и организаций; платежи пред­приятий, организаций по обороту — налог с оборота, налог с доходов от демонстрации кинофильмов; платежи из доходов — подоходный налог с кооперативных и общественных организаций, подоходный налог с колхозов, лесной доход, плата за воду, доходы от реализации государственного имущества; платежи за услуги, оказываемые госу­дарственными органами, — государственная пошлина, сбор, взимае­мый государственной автомобильной инспекцией, и другие сборы.

Платежи в бюджет носили обязательный характер. Не внесенные в срок платежи государственных, кооперативных (включая колхозы) и общественных организаций финансовые органы взыскивали в бес­спорном порядке. Платежи в бюджет, не внесенные гражданами в ус­тановленный срок уплаты, взыскивались районными (городскими) финансовыми отделами только по решению народного суда; такой по­рядок взыскания применяется только в исключительных случаях, если исчерпаны возможности добровольного взноса платежей.

13.3. Налог с оборота

Налогом с оборота облагались государственные отраслевые объедине­ния, предприятия и организации по продаже товаров собственного производства и заготовки. По каждому отраслевому объединению ус­танавливалась единая ставка налога в процентах к плановому обороту. Из общей суммы налога, поступающего в бюджет, 78% вносили про­мышленные предприятия и 22% — оптово-сбытовые базы. Как прави­ло, налог исчислялся в виде разницы в ценах. Поступления в бюджет, получаемые по этому методу, составляли 83% общей суммы налога с оборота; остальная его часть уплачивалась по ставкам в процентах к обороту и в твердых суммах с единицы продукции. Размер ставок оп­ределялся исходя из утвержденных розничных цен, себестоимости и с учетом прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия.

В соответствии с действующим законодательством налог с оборо­та, платежи из прибыли и другие государственные доходы предпри-13.5. Налоги с кооперативных предприятий 269

ятия и организации исчисляли и вносили в бюджет самостоятельно. На финансовые органы возлагался контроль за правильностью исчис­ления и своевременностью уплаты в бюджет причитающихся средств.

13.4. Налог с доходов от демонстрации кинофильмов

В доходы местных бюджетов зачислялись поступления по налогу с доходов от демонстрации кинофильмов, заменившему в 1975 г. налог со зрелищ. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 4 апре­ля 1975 г. плательщиками налога с доходов от демонстрации кино­фильмов были кинотеатры, клубы, дома и дворцы культуры, киноус­тановки, кинопередвижки и др. Плательщики исчисляли сумму плате­жа по ставкам в процентах к своей полной валовой выручке предпри­ятий. Ставки налога дифференцировались в зависимости от местонахождения плательщика: в городах и поселках городского типа — 55%, в сельских местностях — 10%. Кинотеатры, построенные, реконструированные, переоборудованные за счет ссуд Госбанка СССР, независимо от их местонахождения уплачивали налог по став­ке 10% (до погашения выданной ссуды).

От налога были освобождены Бюро пропаганды советского кино­искусства Союза работников кинематографии СССР по валовому сбору от проведения платных публичных лекций по вопросам киноис­кусства с демонстрацией киноматериалов, платных творческих вече­ров мастеров кино с показом их произведений; специализированные детские кинотеатры; киносеансы для учащихся в общеобразователь­ных школах.

Суммы платежа в соответствии с законодательством союзных рес­публик зачислялись в доходы местных бюджетов. Финансовые орга­ны осуществляли контроль за деятельностью предприятий-платель­щиков, учитывали начисленные и поступившие суммы платежей, про­веряли полноту и своевременность их перечисления в бюджет.

13.5. Налоги с кооперативных предприятий

Собственно налоговую систему СССР в 1970—1980-е гг. составляли: подоходный налог, взимаемый с кооперативных предприятий и обще­ственных организаций, колхозов, а также с населения, налог на холос­тяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, сельскохозяйствен­ный налог и местные налоги.

В СССР подоходный налог изымался в двух основных формах: по­доходный налог с населения и подоходный налог с кооперативных и общественных организаций. Первый делился на подоходный налог с270 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг.

рабочих и служащих, занятых на социалистических предприятиях, в учреждениях, организациях, а также с лиц, работающих не по найму, и на сельскохозяйственный налог. Второй — на подоходный налог с колхозов и подоходный налог с потребительской кооперации и хозяй­ственных органов общественных организаций.

Кооперативные и общественные организации уплачивали следую­щие виды налогов: подоходный налог с кооперативных и обществен­ных организаций, земельный налог (см. 13.6. Налоги с населения), налог с владельцев строений.

Подоходный налог с кооперативных и общественных организаций представлял собой прямой налог, взимавшийся в виде части прибыли (превышения доходов над расходами) предприятий и хозяйственных органов потребительской кооперации и общественных организаций. Этот налог взимался в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 1 марта 1979 г.

Налогом облагались фактическая балансовая прибыль от хозяйст­венной деятельности, осуществляемой кооперативными и обществен­ными организациями, и суммы превышения доходов над расходами от проведения ими платных мероприятий. Ставка налога для всех пла­тельщиков была установлена в размере 35%, а для организаций проф­союзов — 25% облагаемого дохода. Налог уплачивали предприятия и хозяйственные органы кооперативных и общественных организаций, состоящих на хозрасчете, имеющих самостоятельный баланс и расчет­ный счет в кредитном учреждении; по мелким предприятиям и видам хозяйственной деятельности, не выделенным на самостоятельный ба­ланс или не имеющим счетов в кредитном учреждении, плательщика­ми выступали кооперативные или общественные организации, в со­став которых они входят.

Освобождались от уплаты налога организации потребительской кооперации с прибыли от реализации товаров народного потребления и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства, и непродовольственных товаров народного потребления, изготовленных из местного сырья, не распределяемого в централизованном порядке, а также из местного и вторичного сырья, независимо от уровня рентабельности производства этой продукции (высвободившиеся средства используются для расширения матери­ально-технической базы производства указанных товаров). Не подле­жала обложению прибыль, получаемая от откорма скота, в том числе свинооткорма, молочного животноводства, птицеводства, огородниче­ства и реализации рыбы собственного улова. В течение первых двух лет деятельности не уплачивали налог вновь организованные пред­приятия и цехи обществ слепых и глухих, производивших товары на-13.5. Налоги с кооперативных предприятий 271

родного потребления из местного сырья и отходов, если стоимость полноценного сырья и материалов, используемых на выработку това­ра, не превышала 25% общей стоимости сырья и материалов, затра­ченных на производство данного товара. Освобождались от обложе­ния клубы, дворцы и дома культуры общественных организаций; са­натории, дома отдыха и другие санаторно-курортные и туристические учреждения профсоюзов; общество «Знание» с прибыли, полученной от проведения публичных лекций и других научно-просветительских мероприятий; Союз архитекторов СССР, Союз журналистов СССР, Союз композиторов СССР, Литературный и Художественный фонды и ряд других общественных организаций.

Налог зачислялся в союзный бюджет или государственные бюдже­ты союзных республик в зависимости от подчиненности плательщика. Сумма платежа определялась исходя из прибыли, показанной в балан­се за период с начала года до конца отчетного квартала нарастающим итогом, за вычетом сумм, уплаченных за предыдущие кварталы года. Окончательный расчет производился по утвержденному годовому ба­лансу. Платежи вносили ежеквартально (5-го числа 2-го месяца квар­тала, следующего за отчетным) и представляли финансовым органам в установленные сроки квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы, а также расчеты сумм налога. При непредставлении в срок отчета и баланса очередной платеж вносился в размере 110% суммы, исчисленной за предшествующий квартал.

Помимо подоходного налога с кооперативных предприятий взи­мался налог с владельцев строений, представлявший собой поимущест­венный налог, введенный с 1 июля 1981 г. Положением о местных налогах (Указ Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах») взамен действовавшего ранее налога со строений.

Налог взимался с кооперативных предприятий, организаций и уч­реждений за любые строения, находящиеся в их собственности или переданные им в пользование государственными и общественными (кроме кооперативных) предприятиями и организациями; граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц, лиц без граж­данства за принадлежащие им строения на территории СССР. Налог уплачивался в размере: 0,5% стоимости строений — за строения жи­лищного фонда кооперативных предприятий, учреждений, организа­ций и иностранных юридических лиц и 1% стоимости строений — за остальные строения.

Кооперативные предприятия, учреждения, организации исчисля­ли суммы налога сами исходя из балансовой стоимости строений; ис­числение налога с других плательщиков производили финансовые от­делы исполнительных комитетов Советов народных депутатов на ос-272 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг.

новании данных органов коммунального хозяйства об инвентаризаци­онной оценке строений (при ее отсутствии — по оценке, применяемой для исчисления платежей по государственному обязательному стра­хованию).

От налога с владельцев строений были освобождены: колхозы, производственные объединения и межхозяйственные предприятия (организации) в сельском хозяйстве, а также межхозяйственные пред­приятия и организации с участием рыболовецких колхозов, граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства, хозяй­ства которых подлежат обложению сельскохозяйственным налогом; инвалиды Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. и другие ин­валиды, приравненные к ним по пенсионному обеспечению, а также проживающие с ними члены семей; солдаты, матросы, сержанты, стар­шины, прапорщики и мичманы из числа военнослужащих и члены их семей; пенсионеры — собственники строений; члены семей пенсионе­ров — собственники строений, если они проживают в этих строениях совместно с пенсионером и при этом в семье не имеется других дохо­дов, кроме пенсии, стипендии, доходов от личного подсобного хозяй­ства, от сдачи внаем помещений; члены старательских артелей по до­быче и переработке золота, платины, олова и других редких металлов, а также совместно проживающие с ними члены семей. Героям Совет­ского Союза, Героям Социалистического Труда, лицам, награжден­ным орденами Славы трех степеней, и членам их семей предоставля­лась скидка в размере 50% с суммы исчисленного налога.

Кооперативные предприятия, учреждения, организации уплачива­ли налог равными долями в 4 срока (к 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября); другие плательщики — равными долями в 2 срока (к 15 июня и 15 августа). Поступающие суммы налога с владельцев стро­ений зачислялись в доходы местных бюджетов.

13.6. Налоги с населения

К налогам, взимавшимся с населения, относились: подоходный налог с населения, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР (см. 12.1. Налоги, введенные в период Великой Отечественной войны), сельскохозяйственный налог, земельный налог, налог с владель­цев транспортных средств. Главное место среди доходов, поступаю­щих в бюджет от налогов с населения, занимали подоходный налог с рабочих и служащих, а также сельскохозяйственный налог (см. 12.2. Реформа сельскохозяйственного налога в 1953 г.). В период с 1970 по 1986 г. налоги с населения составляли 8—9% всех доходов государст­венного бюджета.13.6. Налоги с населения 273

В сфере подоходного обложения граждан с 1960 г. в СССР нача­лось постепенное снижение налогов с населения путем повышения необлагаемого минимума и расширения налоговых льгот. Неодно­кратно повышался не облагаемый налогами минимум заработной платы рабочих и служащих, уменьшен размер подоходного налога с граждан, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, предо­ставлены льготы по налогообложению участникам Великой Отечест­венной войны и некоторым другим категориям граждан.

Подоходный налог с населения — основной вид прямых налогов, взимаемый с доходов физических лиц. В СССР подоходный налог действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридичес­ких лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных орга­нов общественных организаций) и подоходный налог с населения. По­доходное обложение населения осуществлялось в соответствии с Ука­зом Президиума ВС СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» (с последующими дополнениями и изменениями).

Налогоплательщиками являлись советские и иностранные гражда­не, имевшие на территории СССР источники доходов. Плательщики налога в зависимости от источника их дохода подразделялись на не­сколько групп. Для каждой из них был предусмотрен особый порядок обложения, различные размеры необлагаемого минимума, скидки и льготы.

К первой группе относились рабочие, служащие и приравненные к ним лица (военнослужащие, учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты, аспиранты, сезонные и временные рабочие и не­которые другие). Объектом обложения в этой группе являлся сово­купный доход, включавший основную заработную плату, выплаты за сверхурочные и сдельные работы, премии, персональные надбавки, выплаты из средств социального страхования при временной нетрудо­способности и др. Данная группа плательщиков подлежала льготному обложению: были установлены более высокий необлагаемый мини­мум дохода и более низкие ставки налога, предоставлялись льготы по семейному положению. Для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц по месту основной работы необлагаемый минимум составлял 70 руб. в месяц. Размер подоходного налога понижался на 30% пла­тельщикам, имевшим на иждивении четырех и более человек. Подо­ходный налог взимался по прогрессивным ставкам. При месячном за­работке от 71 до 91 руб. ставки колебались от 0,35 до 7,8%. С заработка от 92 до 100 руб. налог уплачивался в размере 7 руб. 12 коп. плюс 12% с суммы, превышавшей 91 руб.; с заработка от 100 руб. и выше — в размере 8 руб. 20 коп. и дополнительно 13% взимался с суммы, превы­шавшей 100 руб. В 12-й пятилетке (1986—1990) была предусмотрена274 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг.

отмена взимания налога с заработной платы до 80 руб. в месяц и уменьшение с заработной платы от 80 до 100 руб. в месяц, а также было прекращено взимание с молодоженов налога на малосемейных граждан в течение первого года с момента регистрации брака.

Вторую группу налогоплательщиков составляли литераторы и ра­ботники искусства (аналог — лица свободных профессий). Подоход­ным налогом облагались все виды заработков и вознаграждений без вычета расходов, связанных с выполнением работы. Налог исчислял­ся исходя из годового заработка и удерживался по месту выплаты до­хода. Ставки налога были установлены в размере от 1,5 до 13%. Мак­симальная ставка применялась к доходу, превышавшему 1200 руб. в год. Необлагаемый минимум и льготы на иждивенцев при обложении этой группы не были установлены.

Третью группу налогоплательщиков составляли лица, занятые кустарно-ремесленным промыслом; четвертую — граждане, имевшие частную практику (врачи, преподаватели, машинистки и т.д.); пя­тую — граждане, получавшие доходы от работы не на предприятиях, в учреждениях, организациях. Облагаемым доходом у граждан тре­тьей — пятой групп являлась разность между валовым доходом (в де­нежной и натуральной формах) и расходами, связанными с получени­ем дохода. Обложение этих групп плательщиков производилось по декларациям самих плательщиков, которые подавались ими к 15 янва­ря. Инспектора государственных доходов не реже одного раза в месяц должны были проводить обследования плательщиков налога. Макси­мальные ставки составляли: для третьей группы — 65% (с суммы годо­вого дохода, превышающего 5000 руб.); четвертой — 69% (с суммы, превышающей 7000 руб.); для пятой группы — 81% (с суммы, превы­шающей 7000 руб.). Исчисленные суммы налога сообщались платель­щику извещением установленной формы. Налог уплачивался в четы­ре срока: 15 марта, 15 мая, 15 августа, 15 ноября.

При обложении подоходным налогом была установлена система льгот. От уплаты налога полностью освобождались: военнослужащие (солдаты, матросы, сержанты, старшины срочной службы) со всех видов довольствия, включая премии и награды; все граждане, полу­чавшие пенсию, независимо от ее размеров; лауреаты Ленинской и Государственной премий и премии Ленинского комсомола с сумм этих премий; инвалиды I и II групп по зрению; инвалиды Великой Отечественной войны. Участникам войны предоставлялась скидка по налогу в размере 50% по всем видам получаемых доходов. Не облага­лись подоходным налогом выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям, проценты по вкладам, страховые вознаграждения, алименты, доходы, облагавшиеся сельскохозяйственным налогом, и13.6. Налоги с населения 275

др. Минфин СССР и министерства финансов союзных республик по­мимо льгот, указанных в законодательных актах по подоходному на­логу, имели право устанавливать дополнительные льготы для отдель­ных граждан и для групп плательщиков.

В 1964 г. в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 4 но­ября 1964 г. в связи с запрещением гражданам содержать скот в горо­дах был отменен денежный налог с граждан, имеющих скот в горо­дах — столицах союзных, автономных республик, краевых и област­ных центрах и других крупных городах по перечню, устанавливаемо­му Советами министров союзных республик.

Земельный налог являлся местным прямым налогом, введенным с 1 июля 1981 г. (Положение о местных налогах утверждено Указом Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах»). Этот налог заменил ранее существовавший платеж — зе­мельную ренту.

Налог взимался с кооперативных предприятий, учреждений и орга­низаций, а также с граждан СССР, иностранных юридических и физи­ческих лиц и лиц без гражданства по выделенным им в установленном порядке земельным участкам. Исчисление налога производилось с квад­ратного метра земельной площади. Ставки устанавливались в расчете на год для каждого из шести классов поселений, которые определялись Советами министров союзных республик в зависимости от их эконо­мических особенностей (численности населения, уровня развития промышленности, сельского хозяйства, торговли и других факторов).

Кооперативные предприятия, учреждения и организации самосто­ятельно исчисляли налог по специальным ставкам, которые представ­лялись финансовым органам. Исчисление налога другим плательщи­кам производилось финансовыми органами. Налогоплательщикам при этом вручались платежные извещения установленной формы. Налог уплачивался: кооперативными предприятиями, учреждениями и организациями равными долями в четыре срока; гражданами СССР и другими плательщиками равными долями в два срока. Поступаю­щие суммы налога зачислялись в местные бюджеты и составляли зна­чительную часть доходов поселковых Советов.

От уплаты земельного налога освобождались: колхозы, граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства, хозяй­ства которых в соответствии с действующим законодательством СССР подлежали обложению сельскохозяйственным налогом; произ­водственные объединения и межхозяйственные предприятия (органи­зации) в сельском хозяйстве, а также межхозяйственные предприятия и организации с участием рыболовецких колхозов; инвалиды Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. либо другие инвалиды из числа276 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг.

военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связан­ного с пребыванием на фронте, инвалиды из числа бывших партизан, а также другие инвалиды, приравненные по пенсионному обеспече­нию к указанным категориям военнослужащих, или члены их семей, совместно проживающие с ними; солдаты, матросы, сержанты, стар­шины, прапорщики, мичманы из числа военнослужащих и члены их семей; пенсионеры — пользователи земельных участков, независимо от того, что назначенная пенсия за счет государства или за счет фонда колхозов им не выплачивается; члены семей пенсионеров — пользова­тели земельных участков, если они проживают совместно с пенсионе­ром в строении на отведенном земельном участке и при этом в семье не имеют других доходов, кроме пенсии, стипендии, доходов от подсо­бного сельского хозяйства, от сдачи внаем строений; члены старатель­ских артелей по добыче и переработке золота, платины, олова и дру­гих редких металлов, а также совместно проживающие с ними члены семей; Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, и члены их семей — в размере 50% с суммы исчисленного налога; кооперативные предприятия, учреждения и организации, граждане СССР, иностран­ные физические лица и лица без гражданства за земельные участки, отведенные им для сельскохозяйственного использования, включая земельные участки, предоставленные в установленном порядке для сенокошения и выпаса скота; кооперативные предприятия, учрежде­ния и организации за предоставленные им в пользование незастроен­ные лесные территории, входящие в состав земель государственного лесного фонда; за незастроенные участки месторождений общерас­пространенных полезных ископаемых, предоставленные для добычи торфа; за незастроенные земли, занятые садами, парками, детскими площадками, стадионами и другими культурно-бытовыми и спортив­ными объектами. Этими льготами пользовалось около половины вла­дельцев строений.

Налог с владельцев транспортных средств был введен в СССР с 1 июля 1981 г. Положением о местных налогах (Указ Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах») взамен действовавшего ранее сбора с владельцев транспортных средств. Налог взимался с граждан СССР, иностранных юридических и физи­ческих лиц, лиц без гражданства за принадлежащие им автомобили, мотоциклы, мотосани, моторные лодки (катера, яхты). Ставки налога были установлены в копейках с каждой лошадиной силы или киловат­та мощности мотора в зависимости от вида транспортного средства и13.7. Пошлины 277

административного значения местности, в которой проживает его вла­делец (столица союзной, автономной республики, краевой, областной центр, другой город, дачный, курортный поселок и т.д.). Налог упла­чивался ежегодно, в сроки, устанавливаемые исполнительными коми­тетами Советов народных депутатов, до регистрации, перерегистра­ции, технического осмотра транспортного средства, осуществляемых соответствующими государственными органами. От налога освобож­дались: инвалиды Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., дру­гие инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вслед­ствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо забо­левания, связанного с пребыванием на фронте, инвалиды из числа бывших партизан, а также другие инвалиды, приравненные по пенси­онному обеспечению к указанным категориям военнослужащих; члены старательских артелей по добыче и переработке золота, плати­ны, олова и других редких металлов. Поступления по налогу зачисля­лись в доходы местных бюджетов.

13.7. Пошлины

Пошлина представляет собой плату, взимаемую учреждениями за оп­ределенные действия или услуги, оказываемые отдельным физичес­ким и юридическим лицам. В СССР взимались следующие виды пош­лин: государственная пошлина, таможенные (ввозные, вывозные и транзитные) пошлины, пробирная и патентная пошлины.

В 1979 г. была изменена система взимания государственной пошли­ны. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР «О государствен­ной пошлине» от 29 июня 1979 г. и постановлением СМ СССР «О ставках государственной пошлины» было установлено два вида пошлины: простая (взимаемая в твердых ставках) и пропорциональ­ная (в проценте от суммы договора, иска и т.п.). Уплата пошлины производилась специальными пошлинными марками, наличными деньгами путем их взноса в кредитные учреждения либо перечисле­ния со счета налогоплательщика в кредитном учреждении. Суммы го­сударственной пошлины подлежали зачислению в доходы государст­венных бюджетов союзных республик.

Таможенные пошлины в СССР применялись при ввозе товаров из капиталистических стран. Они служили вспомогательным инстру­ментом регулирования внешней торговли и торговой политики: ис­пользовались в целях совершенствования планирования объема и структуры товарооборота, более эффективной борьбы за обеспечение равноправия и взаимной выгоды в обмене, а также защиты народного278 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.044 с.)