Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура доходов государственного бюджета СССР по основным разделам в 1976—1985 гг. (в процентах)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Составлено по: Государственный бюджет СССР 1981—1985: Стат. сборник / Министерство финансов СССР. М.: Финансы и статистика, 1987. С. 6. Бюджетное устройство союзных республик определялось их национально-государственным и административно-территориальным устройством и устанавливалось Верховными Советами союзных республик.13.1. Структура доходов бюджетов СССР в 1965—1985 гг. 265 С 1956 г. доходы и расходы государственных бюджетов союзных республик стали устанавливаться в государственном бюджете СССР без подразделения на республиканские и местные бюджеты; разграничение доходов и расходов между указанными бюджетами передавалось в ведение союзных республик. Последние были наделены правом расходовать суммы дополнительно полученных доходов сверх объема бюджета, установленного ВС СССР союзной республике. Расширение бюджетных прав было закреплено Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (30 октября 1959 г.) и законами о бюджетных правах союзных и автономных республик и местных Советов, принятыми ВС союзных республик в 1960—1961 гг. В бюджеты союзных республик поступали следующие доходы: платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций республиканского и местного подчинения; лесной доход, подоходный налог с колхозов, а также подоходный налог с кооперативных и других общественных организаций, уплачиваемый их республиканскими и местными органами и подчиненными им предприятиями и организациями; сельскохозяйственный налог; отчисления от подоходного налога с населения в размере 50%; отчисления от поступлений по реализации государственных внутренних выигрышных займов в размере 50%; государственная пошлина, налог с доходов от демонстрации кинофильмов, местные налоги и другие доходы, устанавливаемые в порядке, предусмотренном законодательством СССР. Основную часть доходов составляли поступления от социалистического хозяйства. В государственные бюджеты союзных республик передаются отчисления от налога с оборота и других общесоюзных государственных доходов; средства государственного социального страхования на выплату пенсий. Основными изменениями в структуре доходов государственного бюджета РСФСР в 1975—1986 гг. были следующие: доля налога с оборота постоянно возрастала (в 1975 г. она составляла 32,4%, а в 1986 г. — 36,3%); снижалась доля платежей государственных предприятий и хозяйственных организаций от прибыли (с 24,4% в 1975 г. до 21,4% в 1986 г.); стабильной оставалась доля подоходного налога с колхозов, кооперативных и общественных предприятий и организаций (около 1%); доля государственных налогов с населения сократилась с 10,6% в 1975 г. до 9,6% в 1986 г. Разграничение доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации между республиканским бюджетом, государственными бюджетами АССР, бюджетами краев, областей, городов Москвы и Ленинграда осуществлялось Верховным Советом республики на основе принципа демократического централизма, обеспечива-266 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. ющего соблюдение прав автономных республик и местных Советов народных депутатов. Бюджет каждой административно-территориальной единицы располагал необходимыми средствами для финансирования мероприятий в области экономического и социального развития, осуществляемых соответствующими органами государственной власти и управления. За период с 1975 по 1986 г. в составе доходов государственных бюджетов АССР, бюджетов краев, областей, городов Москвы и Ленинграда постепенно снижалась доля налога с оборота и местных налогов, при этом возрастала доля платежей государственных предприятий и хозяйственных организаций из прибыли и государственных налогов с населения. В составе доходов государственных бюджетов АССР, бюджетов краев, областей, городов Москвы и Ленинграда в 1986 г. на долю налога с оборота приходилось 27,2%, на долю платежей государственных предприятий и хозяйственных организаций из прибыли — 24,4, на долю подоходного налога с колхозов, кооперативных и общественных предприятий, организаций — 2,1, на долю государственных налогов с населения — 1,8%1. Доля платежей из прибыли социалистических предприятий и отчислений от государственных налогов и доходов в доходах бюджета Москвы в 1980-е гг. достигла 95%. Главные в доходах бюджета Москвы — закрепленные доходы, на долю этих источников приходилось около 60%. В бюджет Москвы поступали также отчисления от общегосударственных налогов и доходов (налог с оборота, подоходный налог с потребительской кооперации и предприятий общественных организаций, подоходный налог с рабочих и служащих и др.); доля этих поступлений достигала 35%, а в бюджетах районов превышала 70%2. Доходы местных бюджетов формировались главным образом за счет поступлений от народного хозяйства (около 80% доходов этих бюджетов). В местные бюджеты поступали: платежи из прибыли предприятий, хозяйственных организаций местного подчинения, налог с доходов от демонстрации кинофильмов, государственная пошлина, местные налоги (к местным налогам относились: налог с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств) и некоторые другие доходы. Местные налоги и сборы в общей налоговой системе играли лишь вспомогательную роль. Местные налоги устанавливались Верховным 1 См.: Финансово-кредитный словарь / Под ред. Н.В. Гаретовского. М.: Финансы и статистика, 1988. Т. III. С. 72-73. 2 См.: Москва. Энциклопедия / Гл. ред. А.Л. Нарочницкий. М.: Советская Энциклопедия, 1980. С. 162.13.2. Платежи в бюджет государственных предприятий и организаций 267 Советом СССР и поступали в ведение местных Советов народных депутатов (суммы поступлений от местных налогов полностью направлялись в местные бюджеты). При недостаточности указанных закрепленных доходов для финансирования мероприятий, предусмотренных планом экономического и социального развития, в порядке бюджетного регулирования в местные бюджеты передавались отчисления от государственных налогов и доходов в определенных размерах от сумм этих доходов. Регулирующими доходами для местных бюджетов являлись налог с оборота, подоходный налог с колхозов, потребительской кооперации и общественных организаций, лесной налог, налоги с населения (подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР). В исключительных случаях, если общей суммы закрепленных и всех регулирующих доходов, поступающих на данной территории, для покрытия расходов местных бюджетов было недостаточно, предусматривалось предоставление средств из вышестоящего бюджета в виде дотации. С начала 70-х гг. в порядке бюджетного регулирования применялась передача в бюджеты районов, сельских, поселковых Советов отчислений от налога с оборота (сверх его контингентов, поступающих на соответствующей территории) в зависимости от розничного товарооборота расположенных на этой территории предприятий потребительской кооперации. В бюджеты районов и городов передавались отчисления от платежей из прибыли расположенных на территории, подведомственной соответствующему Совету народных депутатов, объединений, предприятий, организаций вышестоящего подчинения. Начиная с 1985 г. в местные бюджеты зачислялись в полном размере суммы налога с оборота, уплачиваемые объединениями, предприятиями, организациями местной промышленности, бытового обслуживания населения и потребительской кооперации, а также средства, полученные в результате введения временных надбавок к розничным ценам на товары народного потребления улучшенного качества, в размере 50% сумм, запланированных к поступлению в государственный бюджет союзной республики. 13.2. Платежи в бюджет государственных предприятий и организаций В 1970—1980-е гг. основная часть государственных доходов в СССР концентрировалась в государственном бюджете. Платежи от социалистического хозяйства (налог с оборота, платежи из прибыли и другие отчисления государственных предприятий) составляли 91%268 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. общих доходов государственного бюджета СССР, причем их удельный вес оставался стабилен на протяжении ряда десятилетий. Налог с оборота и платежи из прибыли в бюджет были главными методами мобилизации доходов. Основной источник доходов бюджета — денежные накопления объединений, предприятий, хозяйственных органов. Эти платежи объединялись в следующие группы: платежи из прибыли в бюджет объединений, предприятий — плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства (плата за фонды), отчисления от прибыли государственных предприятий и организаций; платежи предприятий, организаций по обороту — налог с оборота, налог с доходов от демонстрации кинофильмов; платежи из доходов — подоходный налог с кооперативных и общественных организаций, подоходный налог с колхозов, лесной доход, плата за воду, доходы от реализации государственного имущества; платежи за услуги, оказываемые государственными органами, — государственная пошлина, сбор, взимаемый государственной автомобильной инспекцией, и другие сборы. Платежи в бюджет носили обязательный характер. Не внесенные в срок платежи государственных, кооперативных (включая колхозы) и общественных организаций финансовые органы взыскивали в бесспорном порядке. Платежи в бюджет, не внесенные гражданами в установленный срок уплаты, взыскивались районными (городскими) финансовыми отделами только по решению народного суда; такой порядок взыскания применяется только в исключительных случаях, если исчерпаны возможности добровольного взноса платежей. 13.3. Налог с оборота Налогом с оборота облагались государственные отраслевые объединения, предприятия и организации по продаже товаров собственного производства и заготовки. По каждому отраслевому объединению устанавливалась единая ставка налога в процентах к плановому обороту. Из общей суммы налога, поступающего в бюджет, 78% вносили промышленные предприятия и 22% — оптово-сбытовые базы. Как правило, налог исчислялся в виде разницы в ценах. Поступления в бюджет, получаемые по этому методу, составляли 83% общей суммы налога с оборота; остальная его часть уплачивалась по ставкам в процентах к обороту и в твердых суммах с единицы продукции. Размер ставок определялся исходя из утвержденных розничных цен, себестоимости и с учетом прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия. В соответствии с действующим законодательством налог с оборота, платежи из прибыли и другие государственные доходы предпри-13.5. Налоги с кооперативных предприятий 269 ятия и организации исчисляли и вносили в бюджет самостоятельно. На финансовые органы возлагался контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет причитающихся средств. 13.4. Налог с доходов от демонстрации кинофильмов В доходы местных бюджетов зачислялись поступления по налогу с доходов от демонстрации кинофильмов, заменившему в 1975 г. налог со зрелищ. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 4 апреля 1975 г. плательщиками налога с доходов от демонстрации кинофильмов были кинотеатры, клубы, дома и дворцы культуры, киноустановки, кинопередвижки и др. Плательщики исчисляли сумму платежа по ставкам в процентах к своей полной валовой выручке предприятий. Ставки налога дифференцировались в зависимости от местонахождения плательщика: в городах и поселках городского типа — 55%, в сельских местностях — 10%. Кинотеатры, построенные, реконструированные, переоборудованные за счет ссуд Госбанка СССР, независимо от их местонахождения уплачивали налог по ставке 10% (до погашения выданной ссуды). От налога были освобождены Бюро пропаганды советского киноискусства Союза работников кинематографии СССР по валовому сбору от проведения платных публичных лекций по вопросам киноискусства с демонстрацией киноматериалов, платных творческих вечеров мастеров кино с показом их произведений; специализированные детские кинотеатры; киносеансы для учащихся в общеобразовательных школах. Суммы платежа в соответствии с законодательством союзных республик зачислялись в доходы местных бюджетов. Финансовые органы осуществляли контроль за деятельностью предприятий-плательщиков, учитывали начисленные и поступившие суммы платежей, проверяли полноту и своевременность их перечисления в бюджет. 13.5. Налоги с кооперативных предприятий Собственно налоговую систему СССР в 1970—1980-е гг. составляли: подоходный налог, взимаемый с кооперативных предприятий и общественных организаций, колхозов, а также с населения, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, сельскохозяйственный налог и местные налоги. В СССР подоходный налог изымался в двух основных формах: подоходный налог с населения и подоходный налог с кооперативных и общественных организаций. Первый делился на подоходный налог с270 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. рабочих и служащих, занятых на социалистических предприятиях, в учреждениях, организациях, а также с лиц, работающих не по найму, и на сельскохозяйственный налог. Второй — на подоходный налог с колхозов и подоходный налог с потребительской кооперации и хозяйственных органов общественных организаций. Кооперативные и общественные организации уплачивали следующие виды налогов: подоходный налог с кооперативных и общественных организаций, земельный налог (см. 13.6. Налоги с населения), налог с владельцев строений. Подоходный налог с кооперативных и общественных организаций представлял собой прямой налог, взимавшийся в виде части прибыли (превышения доходов над расходами) предприятий и хозяйственных органов потребительской кооперации и общественных организаций. Этот налог взимался в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 1 марта 1979 г. Налогом облагались фактическая балансовая прибыль от хозяйственной деятельности, осуществляемой кооперативными и общественными организациями, и суммы превышения доходов над расходами от проведения ими платных мероприятий. Ставка налога для всех плательщиков была установлена в размере 35%, а для организаций профсоюзов — 25% облагаемого дохода. Налог уплачивали предприятия и хозяйственные органы кооперативных и общественных организаций, состоящих на хозрасчете, имеющих самостоятельный баланс и расчетный счет в кредитном учреждении; по мелким предприятиям и видам хозяйственной деятельности, не выделенным на самостоятельный баланс или не имеющим счетов в кредитном учреждении, плательщиками выступали кооперативные или общественные организации, в состав которых они входят. Освобождались от уплаты налога организации потребительской кооперации с прибыли от реализации товаров народного потребления и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства, и непродовольственных товаров народного потребления, изготовленных из местного сырья, не распределяемого в централизованном порядке, а также из местного и вторичного сырья, независимо от уровня рентабельности производства этой продукции (высвободившиеся средства используются для расширения материально-технической базы производства указанных товаров). Не подлежала обложению прибыль, получаемая от откорма скота, в том числе свинооткорма, молочного животноводства, птицеводства, огородничества и реализации рыбы собственного улова. В течение первых двух лет деятельности не уплачивали налог вновь организованные предприятия и цехи обществ слепых и глухих, производивших товары на-13.5. Налоги с кооперативных предприятий 271 родного потребления из местного сырья и отходов, если стоимость полноценного сырья и материалов, используемых на выработку товара, не превышала 25% общей стоимости сырья и материалов, затраченных на производство данного товара. Освобождались от обложения клубы, дворцы и дома культуры общественных организаций; санатории, дома отдыха и другие санаторно-курортные и туристические учреждения профсоюзов; общество «Знание» с прибыли, полученной от проведения публичных лекций и других научно-просветительских мероприятий; Союз архитекторов СССР, Союз журналистов СССР, Союз композиторов СССР, Литературный и Художественный фонды и ряд других общественных организаций. Налог зачислялся в союзный бюджет или государственные бюджеты союзных республик в зависимости от подчиненности плательщика. Сумма платежа определялась исходя из прибыли, показанной в балансе за период с начала года до конца отчетного квартала нарастающим итогом, за вычетом сумм, уплаченных за предыдущие кварталы года. Окончательный расчет производился по утвержденному годовому балансу. Платежи вносили ежеквартально (5-го числа 2-го месяца квартала, следующего за отчетным) и представляли финансовым органам в установленные сроки квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы, а также расчеты сумм налога. При непредставлении в срок отчета и баланса очередной платеж вносился в размере 110% суммы, исчисленной за предшествующий квартал. Помимо подоходного налога с кооперативных предприятий взимался налог с владельцев строений, представлявший собой поимущественный налог, введенный с 1 июля 1981 г. Положением о местных налогах (Указ Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах») взамен действовавшего ранее налога со строений. Налог взимался с кооперативных предприятий, организаций и учреждений за любые строения, находящиеся в их собственности или переданные им в пользование государственными и общественными (кроме кооперативных) предприятиями и организациями; граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц, лиц без гражданства за принадлежащие им строения на территории СССР. Налог уплачивался в размере: 0,5% стоимости строений — за строения жилищного фонда кооперативных предприятий, учреждений, организаций и иностранных юридических лиц и 1% стоимости строений — за остальные строения. Кооперативные предприятия, учреждения, организации исчисляли суммы налога сами исходя из балансовой стоимости строений; исчисление налога с других плательщиков производили финансовые отделы исполнительных комитетов Советов народных депутатов на ос-272 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. новании данных органов коммунального хозяйства об инвентаризационной оценке строений (при ее отсутствии — по оценке, применяемой для исчисления платежей по государственному обязательному страхованию). От налога с владельцев строений были освобождены: колхозы, производственные объединения и межхозяйственные предприятия (организации) в сельском хозяйстве, а также межхозяйственные предприятия и организации с участием рыболовецких колхозов, граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства, хозяйства которых подлежат обложению сельскохозяйственным налогом; инвалиды Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. и другие инвалиды, приравненные к ним по пенсионному обеспечению, а также проживающие с ними члены семей; солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы из числа военнослужащих и члены их семей; пенсионеры — собственники строений; члены семей пенсионеров — собственники строений, если они проживают в этих строениях совместно с пенсионером и при этом в семье не имеется других доходов, кроме пенсии, стипендии, доходов от личного подсобного хозяйства, от сдачи внаем помещений; члены старательских артелей по добыче и переработке золота, платины, олова и других редких металлов, а также совместно проживающие с ними члены семей. Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, лицам, награжденным орденами Славы трех степеней, и членам их семей предоставлялась скидка в размере 50% с суммы исчисленного налога. Кооперативные предприятия, учреждения, организации уплачивали налог равными долями в 4 срока (к 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября); другие плательщики — равными долями в 2 срока (к 15 июня и 15 августа). Поступающие суммы налога с владельцев строений зачислялись в доходы местных бюджетов. 13.6. Налоги с населения К налогам, взимавшимся с населения, относились: подоходный налог с населения, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР (см. 12.1. Налоги, введенные в период Великой Отечественной войны), сельскохозяйственный налог, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств. Главное место среди доходов, поступающих в бюджет от налогов с населения, занимали подоходный налог с рабочих и служащих, а также сельскохозяйственный налог (см. 12.2. Реформа сельскохозяйственного налога в 1953 г.). В период с 1970 по 1986 г. налоги с населения составляли 8—9% всех доходов государственного бюджета.13.6. Налоги с населения 273 В сфере подоходного обложения граждан с 1960 г. в СССР началось постепенное снижение налогов с населения путем повышения необлагаемого минимума и расширения налоговых льгот. Неоднократно повышался не облагаемый налогами минимум заработной платы рабочих и служащих, уменьшен размер подоходного налога с граждан, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, предоставлены льготы по налогообложению участникам Великой Отечественной войны и некоторым другим категориям граждан. Подоходный налог с населения — основной вид прямых налогов, взимаемый с доходов физических лиц. В СССР подоходный налог действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридических лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных органов общественных организаций) и подоходный налог с населения. Подоходное обложение населения осуществлялось в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» (с последующими дополнениями и изменениями). Налогоплательщиками являлись советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР источники доходов. Плательщики налога в зависимости от источника их дохода подразделялись на несколько групп. Для каждой из них был предусмотрен особый порядок обложения, различные размеры необлагаемого минимума, скидки и льготы. К первой группе относились рабочие, служащие и приравненные к ним лица (военнослужащие, учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты, аспиранты, сезонные и временные рабочие и некоторые другие). Объектом обложения в этой группе являлся совокупный доход, включавший основную заработную плату, выплаты за сверхурочные и сдельные работы, премии, персональные надбавки, выплаты из средств социального страхования при временной нетрудоспособности и др. Данная группа плательщиков подлежала льготному обложению: были установлены более высокий необлагаемый минимум дохода и более низкие ставки налога, предоставлялись льготы по семейному положению. Для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц по месту основной работы необлагаемый минимум составлял 70 руб. в месяц. Размер подоходного налога понижался на 30% плательщикам, имевшим на иждивении четырех и более человек. Подоходный налог взимался по прогрессивным ставкам. При месячном заработке от 71 до 91 руб. ставки колебались от 0,35 до 7,8%. С заработка от 92 до 100 руб. налог уплачивался в размере 7 руб. 12 коп. плюс 12% с суммы, превышавшей 91 руб.; с заработка от 100 руб. и выше — в размере 8 руб. 20 коп. и дополнительно 13% взимался с суммы, превышавшей 100 руб. В 12-й пятилетке (1986—1990) была предусмотрена274 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. отмена взимания налога с заработной платы до 80 руб. в месяц и уменьшение с заработной платы от 80 до 100 руб. в месяц, а также было прекращено взимание с молодоженов налога на малосемейных граждан в течение первого года с момента регистрации брака. Вторую группу налогоплательщиков составляли литераторы и работники искусства (аналог — лица свободных профессий). Подоходным налогом облагались все виды заработков и вознаграждений без вычета расходов, связанных с выполнением работы. Налог исчислялся исходя из годового заработка и удерживался по месту выплаты дохода. Ставки налога были установлены в размере от 1,5 до 13%. Максимальная ставка применялась к доходу, превышавшему 1200 руб. в год. Необлагаемый минимум и льготы на иждивенцев при обложении этой группы не были установлены. Третью группу налогоплательщиков составляли лица, занятые кустарно-ремесленным промыслом; четвертую — граждане, имевшие частную практику (врачи, преподаватели, машинистки и т.д.); пятую — граждане, получавшие доходы от работы не на предприятиях, в учреждениях, организациях. Облагаемым доходом у граждан третьей — пятой групп являлась разность между валовым доходом (в денежной и натуральной формах) и расходами, связанными с получением дохода. Обложение этих групп плательщиков производилось по декларациям самих плательщиков, которые подавались ими к 15 января. Инспектора государственных доходов не реже одного раза в месяц должны были проводить обследования плательщиков налога. Максимальные ставки составляли: для третьей группы — 65% (с суммы годового дохода, превышающего 5000 руб.); четвертой — 69% (с суммы, превышающей 7000 руб.); для пятой группы — 81% (с суммы, превышающей 7000 руб.). Исчисленные суммы налога сообщались плательщику извещением установленной формы. Налог уплачивался в четыре срока: 15 марта, 15 мая, 15 августа, 15 ноября. При обложении подоходным налогом была установлена система льгот. От уплаты налога полностью освобождались: военнослужащие (солдаты, матросы, сержанты, старшины срочной службы) со всех видов довольствия, включая премии и награды; все граждане, получавшие пенсию, независимо от ее размеров; лауреаты Ленинской и Государственной премий и премии Ленинского комсомола с сумм этих премий; инвалиды I и II групп по зрению; инвалиды Великой Отечественной войны. Участникам войны предоставлялась скидка по налогу в размере 50% по всем видам получаемых доходов. Не облагались подоходным налогом выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям, проценты по вкладам, страховые вознаграждения, алименты, доходы, облагавшиеся сельскохозяйственным налогом, и13.6. Налоги с населения 275 др. Минфин СССР и министерства финансов союзных республик помимо льгот, указанных в законодательных актах по подоходному налогу, имели право устанавливать дополнительные льготы для отдельных граждан и для групп плательщиков. В 1964 г. в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 4 ноября 1964 г. в связи с запрещением гражданам содержать скот в городах был отменен денежный налог с граждан, имеющих скот в городах — столицах союзных, автономных республик, краевых и областных центрах и других крупных городах по перечню, устанавливаемому Советами министров союзных республик. Земельный налог являлся местным прямым налогом, введенным с 1 июля 1981 г. (Положение о местных налогах утверждено Указом Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах»). Этот налог заменил ранее существовавший платеж — земельную ренту. Налог взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан СССР, иностранных юридических и физических лиц и лиц без гражданства по выделенным им в установленном порядке земельным участкам. Исчисление налога производилось с квадратного метра земельной площади. Ставки устанавливались в расчете на год для каждого из шести классов поселений, которые определялись Советами министров союзных республик в зависимости от их экономических особенностей (численности населения, уровня развития промышленности, сельского хозяйства, торговли и других факторов). Кооперативные предприятия, учреждения и организации самостоятельно исчисляли налог по специальным ставкам, которые представлялись финансовым органам. Исчисление налога другим плательщикам производилось финансовыми органами. Налогоплательщикам при этом вручались платежные извещения установленной формы. Налог уплачивался: кооперативными предприятиями, учреждениями и организациями равными долями в четыре срока; гражданами СССР и другими плательщиками равными долями в два срока. Поступающие суммы налога зачислялись в местные бюджеты и составляли значительную часть доходов поселковых Советов. От уплаты земельного налога освобождались: колхозы, граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства, хозяйства которых в соответствии с действующим законодательством СССР подлежали обложению сельскохозяйственным налогом; производственные объединения и межхозяйственные предприятия (организации) в сельском хозяйстве, а также межхозяйственные предприятия и организации с участием рыболовецких колхозов; инвалиды Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. либо другие инвалиды из числа276 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, инвалиды из числа бывших партизан, а также другие инвалиды, приравненные по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих, или члены их семей, совместно проживающие с ними; солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы из числа военнослужащих и члены их семей; пенсионеры — пользователи земельных участков, независимо от того, что назначенная пенсия за счет государства или за счет фонда колхозов им не выплачивается; члены семей пенсионеров — пользователи земельных участков, если они проживают совместно с пенсионером в строении на отведенном земельном участке и при этом в семье не имеют других доходов, кроме пенсии, стипендии, доходов от подсобного сельского хозяйства, от сдачи внаем строений; члены старательских артелей по добыче и переработке золота, платины, олова и других редких металлов, а также совместно проживающие с ними члены семей; Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, и члены их семей — в размере 50% с суммы исчисленного налога; кооперативные предприятия, учреждения и организации, граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства за земельные участки, отведенные им для сельскохозяйственного использования, включая земельные участки, предоставленные в установленном порядке для сенокошения и выпаса скота; кооперативные предприятия, учреждения и организации за предоставленные им в пользование незастроенные лесные территории, входящие в состав земель государственного лесного фонда; за незастроенные участки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, предоставленные для добычи торфа; за незастроенные земли, занятые садами, парками, детскими площадками, стадионами и другими культурно-бытовыми и спортивными объектами. Этими льготами пользовалось около половины владельцев строений. Налог с владельцев транспортных средств был введен в СССР с 1 июля 1981 г. Положением о местных налогах (Указ Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах») взамен действовавшего ранее сбора с владельцев транспортных средств. Налог взимался с граждан СССР, иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства за принадлежащие им автомобили, мотоциклы, мотосани, моторные лодки (катера, яхты). Ставки налога были установлены в копейках с каждой лошадиной силы или киловатта мощности мотора в зависимости от вида транспортного средства и13.7. Пошлины 277 административного значения местности, в которой проживает его владелец (столица союзной, автономной республики, краевой, областной центр, другой город, дачный, курортный поселок и т.д.). Налог уплачивался ежегодно, в сроки, устанавливаемые исполнительными комитетами Советов народных депутатов, до регистрации, перерегистрации, технического осмотра транспортного средства, осуществляемых соответствующими государственными органами. От налога освобождались: инвалиды Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., другие инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте, инвалиды из числа бывших партизан, а также другие инвалиды, приравненные по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих; члены старательских артелей по добыче и переработке золота, платины, олова и других редких металлов. Поступления по налогу зачислялись в доходы местных бюджетов. 13.7. Пошлины Пошлина представляет собой плату, взимаемую учреждениями за определенные действия или услуги, оказываемые отдельным физическим и юридическим лицам. В СССР взимались следующие виды пошлин: государственная пошлина, таможенные (ввозные, вывозные и транзитные) пошлины, пробирная и патентная пошлины. В 1979 г. была изменена система взимания государственной пошлины. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР «О государственной пошлине» от 29 июня 1979 г. и постановлением СМ СССР «О ставках государственной пошлины» было установлено два вида пошлины: простая (взимаемая в твердых ставках) и пропорциональная (в проценте от суммы договора, иска и т.п.). Уплата пошлины производилась специальными пошлинными марками, наличными деньгами путем их взноса в кредитные учреждения либо перечисления со счета налогоплательщика в кредитном учреждении. Суммы государственной пошлины подлежали зачислению в доходы государственных бюджетов союзных республик. Таможенные пошлины в СССР применялись при ввозе товаров из капиталистических стран. Они служили вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли и торговой политики: использовались в целях совершенствования планирования объема и структуры товарооборота, более эффективной борьбы за обеспечение равноправия и взаимной выгоды в обмене, а также защиты народного278 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. хозяйства от недобросовестной торговой практики «монополистического капитала». Существовали дифференцированные и преференциальные пошлины в отношении различных товаров и в торговле с отдельными странами. Ставки таможенных пошлин определялись таможенным тарифом — специализированным по группам товаров перечнем таможенных пошлин, взимаемых с ввозимых и
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.012 с.) |