Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура доходов государственного бюджета СССР по основным разделам в 1976—1985 гг. (в процентах)
Составлено по: Государственный бюджет СССР 1981—1985: Стат. сборник / Министерство финансов СССР. М.: Финансы и статистика, 1987. С. 6. Бюджетное устройство союзных республик определялось их национально-государственным и административно-территориальным устройством и устанавливалось Верховными Советами союзных республик.13.1. Структура доходов бюджетов СССР в 1965—1985 гг. 265 С 1956 г. доходы и расходы государственных бюджетов союзных республик стали устанавливаться в государственном бюджете СССР без подразделения на республиканские и местные бюджеты; разграничение доходов и расходов между указанными бюджетами передавалось в ведение союзных республик. Последние были наделены правом расходовать суммы дополнительно полученных доходов сверх объема бюджета, установленного ВС СССР союзной республике. Расширение бюджетных прав было закреплено Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик (30 октября 1959 г.) и законами о бюджетных правах союзных и автономных республик и местных Советов, принятыми ВС союзных республик в 1960—1961 гг. В бюджеты союзных республик поступали следующие доходы: платежи из прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций республиканского и местного подчинения; лесной доход, подоходный налог с колхозов, а также подоходный налог с кооперативных и других общественных организаций, уплачиваемый их республиканскими и местными органами и подчиненными им предприятиями и организациями; сельскохозяйственный налог; отчисления от подоходного налога с населения в размере 50%; отчисления от поступлений по реализации государственных внутренних выигрышных займов в размере 50%; государственная пошлина, налог с доходов от демонстрации кинофильмов, местные налоги и другие доходы, устанавливаемые в порядке, предусмотренном законодательством СССР. Основную часть доходов составляли поступления от социалистического хозяйства. В государственные бюджеты союзных республик передаются отчисления от налога с оборота и других общесоюзных государственных доходов; средства государственного социального страхования на выплату пенсий.
Основными изменениями в структуре доходов государственного бюджета РСФСР в 1975—1986 гг. были следующие: доля налога с оборота постоянно возрастала (в 1975 г. она составляла 32,4%, а в 1986 г. — 36,3%); снижалась доля платежей государственных предприятий и хозяйственных организаций от прибыли (с 24,4% в 1975 г. до 21,4% в 1986 г.); стабильной оставалась доля подоходного налога с колхозов, кооперативных и общественных предприятий и организаций (около 1%); доля государственных налогов с населения сократилась с 10,6% в 1975 г. до 9,6% в 1986 г. Разграничение доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации между республиканским бюджетом, государственными бюджетами АССР, бюджетами краев, областей, городов Москвы и Ленинграда осуществлялось Верховным Советом республики на основе принципа демократического централизма, обеспечива-266 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. ющего соблюдение прав автономных республик и местных Советов народных депутатов. Бюджет каждой административно-территориальной единицы располагал необходимыми средствами для финансирования мероприятий в области экономического и социального развития, осуществляемых соответствующими органами государственной власти и управления.
За период с 1975 по 1986 г. в составе доходов государственных бюджетов АССР, бюджетов краев, областей, городов Москвы и Ленинграда постепенно снижалась доля налога с оборота и местных налогов, при этом возрастала доля платежей государственных предприятий и хозяйственных организаций из прибыли и государственных налогов с населения. В составе доходов государственных бюджетов АССР, бюджетов краев, областей, городов Москвы и Ленинграда в 1986 г. на долю налога с оборота приходилось 27,2%, на долю платежей государственных предприятий и хозяйственных организаций из прибыли — 24,4, на долю подоходного налога с колхозов, кооперативных и общественных предприятий, организаций — 2,1, на долю государственных налогов с населения — 1,8%1. Доля платежей из прибыли социалистических предприятий и отчислений от государственных налогов и доходов в доходах бюджета Москвы в 1980-е гг. достигла 95%. Главные в доходах бюджета Москвы — закрепленные доходы, на долю этих источников приходилось около 60%. В бюджет Москвы поступали также отчисления от общегосударственных налогов и доходов (налог с оборота, подоходный налог с потребительской кооперации и предприятий общественных организаций, подоходный налог с рабочих и служащих и др.); доля этих поступлений достигала 35%, а в бюджетах районов превышала 70%2. Доходы местных бюджетов формировались главным образом за счет поступлений от народного хозяйства (около 80% доходов этих бюджетов). В местные бюджеты поступали: платежи из прибыли предприятий, хозяйственных организаций местного подчинения, налог с доходов от демонстрации кинофильмов, государственная пошлина, местные налоги (к местным налогам относились: налог с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств) и некоторые другие доходы. Местные налоги и сборы в общей налоговой системе играли лишь вспомогательную роль. Местные налоги устанавливались Верховным 1 См.: Финансово-кредитный словарь / Под ред. Н.В. Гаретовского. М.: Финансы и статистика, 1988. Т. III. С. 72-73. 2 См.: Москва. Энциклопедия / Гл. ред. А.Л. Нарочницкий. М.: Советская Энциклопедия, 1980. С. 162.13.2. Платежи в бюджет государственных предприятий и организаций 267 Советом СССР и поступали в ведение местных Советов народных депутатов (суммы поступлений от местных налогов полностью направлялись в местные бюджеты). При недостаточности указанных закрепленных доходов для финансирования мероприятий, предусмотренных планом экономического и социального развития, в порядке бюджетного регулирования в местные бюджеты передавались отчисления от государственных налогов и доходов в определенных размерах от сумм этих доходов. Регулирующими доходами для местных бюджетов являлись налог с оборота, подоходный налог с колхозов, потребительской кооперации и общественных организаций, лесной налог, налоги с населения (подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР). В исключительных случаях, если общей суммы закрепленных и всех регулирующих доходов, поступающих на данной территории, для покрытия расходов местных бюджетов было недостаточно, предусматривалось предоставление средств из вышестоящего бюджета в виде дотации.
С начала 70-х гг. в порядке бюджетного регулирования применялась передача в бюджеты районов, сельских, поселковых Советов отчислений от налога с оборота (сверх его контингентов, поступающих на соответствующей территории) в зависимости от розничного товарооборота расположенных на этой территории предприятий потребительской кооперации. В бюджеты районов и городов передавались отчисления от платежей из прибыли расположенных на территории, подведомственной соответствующему Совету народных депутатов, объединений, предприятий, организаций вышестоящего подчинения. Начиная с 1985 г. в местные бюджеты зачислялись в полном размере суммы налога с оборота, уплачиваемые объединениями, предприятиями, организациями местной промышленности, бытового обслуживания населения и потребительской кооперации, а также средства, полученные в результате введения временных надбавок к розничным ценам на товары народного потребления улучшенного качества, в размере 50% сумм, запланированных к поступлению в государственный бюджет союзной республики. 13.2. Платежи в бюджет государственных предприятий и организаций В 1970—1980-е гг. основная часть государственных доходов в СССР концентрировалась в государственном бюджете. Платежи от социалистического хозяйства (налог с оборота, платежи из прибыли и другие отчисления государственных предприятий) составляли 91%268 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. общих доходов государственного бюджета СССР, причем их удельный вес оставался стабилен на протяжении ряда десятилетий. Налог с оборота и платежи из прибыли в бюджет были главными методами мобилизации доходов. Основной источник доходов бюджета — денежные накопления объединений, предприятий, хозяйственных органов. Эти платежи объединялись в следующие группы: платежи из прибыли в бюджет объединений, предприятий — плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства (плата за фонды), отчисления от прибыли государственных предприятий и организаций; платежи предприятий, организаций по обороту — налог с оборота, налог с доходов от демонстрации кинофильмов; платежи из доходов — подоходный налог с кооперативных и общественных организаций, подоходный налог с колхозов, лесной доход, плата за воду, доходы от реализации государственного имущества; платежи за услуги, оказываемые государственными органами, — государственная пошлина, сбор, взимаемый государственной автомобильной инспекцией, и другие сборы.
Платежи в бюджет носили обязательный характер. Не внесенные в срок платежи государственных, кооперативных (включая колхозы) и общественных организаций финансовые органы взыскивали в бесспорном порядке. Платежи в бюджет, не внесенные гражданами в установленный срок уплаты, взыскивались районными (городскими) финансовыми отделами только по решению народного суда; такой порядок взыскания применяется только в исключительных случаях, если исчерпаны возможности добровольного взноса платежей. 13.3. Налог с оборота Налогом с оборота облагались государственные отраслевые объединения, предприятия и организации по продаже товаров собственного производства и заготовки. По каждому отраслевому объединению устанавливалась единая ставка налога в процентах к плановому обороту. Из общей суммы налога, поступающего в бюджет, 78% вносили промышленные предприятия и 22% — оптово-сбытовые базы. Как правило, налог исчислялся в виде разницы в ценах. Поступления в бюджет, получаемые по этому методу, составляли 83% общей суммы налога с оборота; остальная его часть уплачивалась по ставкам в процентах к обороту и в твердых суммах с единицы продукции. Размер ставок определялся исходя из утвержденных розничных цен, себестоимости и с учетом прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия. В соответствии с действующим законодательством налог с оборота, платежи из прибыли и другие государственные доходы предпри-13.5. Налоги с кооперативных предприятий 269 ятия и организации исчисляли и вносили в бюджет самостоятельно. На финансовые органы возлагался контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет причитающихся средств. 13.4. Налог с доходов от демонстрации кинофильмов В доходы местных бюджетов зачислялись поступления по налогу с доходов от демонстрации кинофильмов, заменившему в 1975 г. налог со зрелищ. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 4 апреля 1975 г. плательщиками налога с доходов от демонстрации кинофильмов были кинотеатры, клубы, дома и дворцы культуры, киноустановки, кинопередвижки и др. Плательщики исчисляли сумму платежа по ставкам в процентах к своей полной валовой выручке предприятий. Ставки налога дифференцировались в зависимости от местонахождения плательщика: в городах и поселках городского типа — 55%, в сельских местностях — 10%. Кинотеатры, построенные, реконструированные, переоборудованные за счет ссуд Госбанка СССР, независимо от их местонахождения уплачивали налог по ставке 10% (до погашения выданной ссуды). От налога были освобождены Бюро пропаганды советского киноискусства Союза работников кинематографии СССР по валовому сбору от проведения платных публичных лекций по вопросам киноискусства с демонстрацией киноматериалов, платных творческих вечеров мастеров кино с показом их произведений; специализированные детские кинотеатры; киносеансы для учащихся в общеобразовательных школах.
Суммы платежа в соответствии с законодательством союзных республик зачислялись в доходы местных бюджетов. Финансовые органы осуществляли контроль за деятельностью предприятий-плательщиков, учитывали начисленные и поступившие суммы платежей, проверяли полноту и своевременность их перечисления в бюджет. 13.5. Налоги с кооперативных предприятий Собственно налоговую систему СССР в 1970—1980-е гг. составляли: подоходный налог, взимаемый с кооперативных предприятий и общественных организаций, колхозов, а также с населения, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, сельскохозяйственный налог и местные налоги. В СССР подоходный налог изымался в двух основных формах: подоходный налог с населения и подоходный налог с кооперативных и общественных организаций. Первый делился на подоходный налог с270 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. рабочих и служащих, занятых на социалистических предприятиях, в учреждениях, организациях, а также с лиц, работающих не по найму, и на сельскохозяйственный налог. Второй — на подоходный налог с колхозов и подоходный налог с потребительской кооперации и хозяйственных органов общественных организаций. Кооперативные и общественные организации уплачивали следующие виды налогов: подоходный налог с кооперативных и общественных организаций, земельный налог (см. 13.6. Налоги с населения), налог с владельцев строений. Подоходный налог с кооперативных и общественных организаций представлял собой прямой налог, взимавшийся в виде части прибыли (превышения доходов над расходами) предприятий и хозяйственных органов потребительской кооперации и общественных организаций. Этот налог взимался в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 1 марта 1979 г. Налогом облагались фактическая балансовая прибыль от хозяйственной деятельности, осуществляемой кооперативными и общественными организациями, и суммы превышения доходов над расходами от проведения ими платных мероприятий. Ставка налога для всех плательщиков была установлена в размере 35%, а для организаций профсоюзов — 25% облагаемого дохода. Налог уплачивали предприятия и хозяйственные органы кооперативных и общественных организаций, состоящих на хозрасчете, имеющих самостоятельный баланс и расчетный счет в кредитном учреждении; по мелким предприятиям и видам хозяйственной деятельности, не выделенным на самостоятельный баланс или не имеющим счетов в кредитном учреждении, плательщиками выступали кооперативные или общественные организации, в состав которых они входят. Освобождались от уплаты налога организации потребительской кооперации с прибыли от реализации товаров народного потребления и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства, и непродовольственных товаров народного потребления, изготовленных из местного сырья, не распределяемого в централизованном порядке, а также из местного и вторичного сырья, независимо от уровня рентабельности производства этой продукции (высвободившиеся средства используются для расширения материально-технической базы производства указанных товаров). Не подлежала обложению прибыль, получаемая от откорма скота, в том числе свинооткорма, молочного животноводства, птицеводства, огородничества и реализации рыбы собственного улова. В течение первых двух лет деятельности не уплачивали налог вновь организованные предприятия и цехи обществ слепых и глухих, производивших товары на-13.5. Налоги с кооперативных предприятий 271 родного потребления из местного сырья и отходов, если стоимость полноценного сырья и материалов, используемых на выработку товара, не превышала 25% общей стоимости сырья и материалов, затраченных на производство данного товара. Освобождались от обложения клубы, дворцы и дома культуры общественных организаций; санатории, дома отдыха и другие санаторно-курортные и туристические учреждения профсоюзов; общество «Знание» с прибыли, полученной от проведения публичных лекций и других научно-просветительских мероприятий; Союз архитекторов СССР, Союз журналистов СССР, Союз композиторов СССР, Литературный и Художественный фонды и ряд других общественных организаций. Налог зачислялся в союзный бюджет или государственные бюджеты союзных республик в зависимости от подчиненности плательщика. Сумма платежа определялась исходя из прибыли, показанной в балансе за период с начала года до конца отчетного квартала нарастающим итогом, за вычетом сумм, уплаченных за предыдущие кварталы года. Окончательный расчет производился по утвержденному годовому балансу. Платежи вносили ежеквартально (5-го числа 2-го месяца квартала, следующего за отчетным) и представляли финансовым органам в установленные сроки квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы, а также расчеты сумм налога. При непредставлении в срок отчета и баланса очередной платеж вносился в размере 110% суммы, исчисленной за предшествующий квартал. Помимо подоходного налога с кооперативных предприятий взимался налог с владельцев строений, представлявший собой поимущественный налог, введенный с 1 июля 1981 г. Положением о местных налогах (Указ Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах») взамен действовавшего ранее налога со строений. Налог взимался с кооперативных предприятий, организаций и учреждений за любые строения, находящиеся в их собственности или переданные им в пользование государственными и общественными (кроме кооперативных) предприятиями и организациями; граждан СССР, иностранных физических и юридических лиц, лиц без гражданства за принадлежащие им строения на территории СССР. Налог уплачивался в размере: 0,5% стоимости строений — за строения жилищного фонда кооперативных предприятий, учреждений, организаций и иностранных юридических лиц и 1% стоимости строений — за остальные строения. Кооперативные предприятия, учреждения, организации исчисляли суммы налога сами исходя из балансовой стоимости строений; исчисление налога с других плательщиков производили финансовые отделы исполнительных комитетов Советов народных депутатов на ос-272 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. новании данных органов коммунального хозяйства об инвентаризационной оценке строений (при ее отсутствии — по оценке, применяемой для исчисления платежей по государственному обязательному страхованию). От налога с владельцев строений были освобождены: колхозы, производственные объединения и межхозяйственные предприятия (организации) в сельском хозяйстве, а также межхозяйственные предприятия и организации с участием рыболовецких колхозов, граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства, хозяйства которых подлежат обложению сельскохозяйственным налогом; инвалиды Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. и другие инвалиды, приравненные к ним по пенсионному обеспечению, а также проживающие с ними члены семей; солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы из числа военнослужащих и члены их семей; пенсионеры — собственники строений; члены семей пенсионеров — собственники строений, если они проживают в этих строениях совместно с пенсионером и при этом в семье не имеется других доходов, кроме пенсии, стипендии, доходов от личного подсобного хозяйства, от сдачи внаем помещений; члены старательских артелей по добыче и переработке золота, платины, олова и других редких металлов, а также совместно проживающие с ними члены семей. Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, лицам, награжденным орденами Славы трех степеней, и членам их семей предоставлялась скидка в размере 50% с суммы исчисленного налога. Кооперативные предприятия, учреждения, организации уплачивали налог равными долями в 4 срока (к 15 февраля, 15 мая, 15 августа, 15 ноября); другие плательщики — равными долями в 2 срока (к 15 июня и 15 августа). Поступающие суммы налога с владельцев строений зачислялись в доходы местных бюджетов. 13.6. Налоги с населения К налогам, взимавшимся с населения, относились: подоходный налог с населения, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР (см. 12.1. Налоги, введенные в период Великой Отечественной войны), сельскохозяйственный налог, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств. Главное место среди доходов, поступающих в бюджет от налогов с населения, занимали подоходный налог с рабочих и служащих, а также сельскохозяйственный налог (см. 12.2. Реформа сельскохозяйственного налога в 1953 г.). В период с 1970 по 1986 г. налоги с населения составляли 8—9% всех доходов государственного бюджета.13.6. Налоги с населения 273 В сфере подоходного обложения граждан с 1960 г. в СССР началось постепенное снижение налогов с населения путем повышения необлагаемого минимума и расширения налоговых льгот. Неоднократно повышался не облагаемый налогами минимум заработной платы рабочих и служащих, уменьшен размер подоходного налога с граждан, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, предоставлены льготы по налогообложению участникам Великой Отечественной войны и некоторым другим категориям граждан. Подоходный налог с населения — основной вид прямых налогов, взимаемый с доходов физических лиц. В СССР подоходный налог действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридических лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных органов общественных организаций) и подоходный налог с населения. Подоходное обложение населения осуществлялось в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» (с последующими дополнениями и изменениями). Налогоплательщиками являлись советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР источники доходов. Плательщики налога в зависимости от источника их дохода подразделялись на несколько групп. Для каждой из них был предусмотрен особый порядок обложения, различные размеры необлагаемого минимума, скидки и льготы. К первой группе относились рабочие, служащие и приравненные к ним лица (военнослужащие, учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты, аспиранты, сезонные и временные рабочие и некоторые другие). Объектом обложения в этой группе являлся совокупный доход, включавший основную заработную плату, выплаты за сверхурочные и сдельные работы, премии, персональные надбавки, выплаты из средств социального страхования при временной нетрудоспособности и др. Данная группа плательщиков подлежала льготному обложению: были установлены более высокий необлагаемый минимум дохода и более низкие ставки налога, предоставлялись льготы по семейному положению. Для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц по месту основной работы необлагаемый минимум составлял 70 руб. в месяц. Размер подоходного налога понижался на 30% плательщикам, имевшим на иждивении четырех и более человек. Подоходный налог взимался по прогрессивным ставкам. При месячном заработке от 71 до 91 руб. ставки колебались от 0,35 до 7,8%. С заработка от 92 до 100 руб. налог уплачивался в размере 7 руб. 12 коп. плюс 12% с суммы, превышавшей 91 руб.; с заработка от 100 руб. и выше — в размере 8 руб. 20 коп. и дополнительно 13% взимался с суммы, превышавшей 100 руб. В 12-й пятилетке (1986—1990) была предусмотрена274 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. отмена взимания налога с заработной платы до 80 руб. в месяц и уменьшение с заработной платы от 80 до 100 руб. в месяц, а также было прекращено взимание с молодоженов налога на малосемейных граждан в течение первого года с момента регистрации брака. Вторую группу налогоплательщиков составляли литераторы и работники искусства (аналог — лица свободных профессий). Подоходным налогом облагались все виды заработков и вознаграждений без вычета расходов, связанных с выполнением работы. Налог исчислялся исходя из годового заработка и удерживался по месту выплаты дохода. Ставки налога были установлены в размере от 1,5 до 13%. Максимальная ставка применялась к доходу, превышавшему 1200 руб. в год. Необлагаемый минимум и льготы на иждивенцев при обложении этой группы не были установлены. Третью группу налогоплательщиков составляли лица, занятые кустарно-ремесленным промыслом; четвертую — граждане, имевшие частную практику (врачи, преподаватели, машинистки и т.д.); пятую — граждане, получавшие доходы от работы не на предприятиях, в учреждениях, организациях. Облагаемым доходом у граждан третьей — пятой групп являлась разность между валовым доходом (в денежной и натуральной формах) и расходами, связанными с получением дохода. Обложение этих групп плательщиков производилось по декларациям самих плательщиков, которые подавались ими к 15 января. Инспектора государственных доходов не реже одного раза в месяц должны были проводить обследования плательщиков налога. Максимальные ставки составляли: для третьей группы — 65% (с суммы годового дохода, превышающего 5000 руб.); четвертой — 69% (с суммы, превышающей 7000 руб.); для пятой группы — 81% (с суммы, превышающей 7000 руб.). Исчисленные суммы налога сообщались плательщику извещением установленной формы. Налог уплачивался в четыре срока: 15 марта, 15 мая, 15 августа, 15 ноября. При обложении подоходным налогом была установлена система льгот. От уплаты налога полностью освобождались: военнослужащие (солдаты, матросы, сержанты, старшины срочной службы) со всех видов довольствия, включая премии и награды; все граждане, получавшие пенсию, независимо от ее размеров; лауреаты Ленинской и Государственной премий и премии Ленинского комсомола с сумм этих премий; инвалиды I и II групп по зрению; инвалиды Великой Отечественной войны. Участникам войны предоставлялась скидка по налогу в размере 50% по всем видам получаемых доходов. Не облагались подоходным налогом выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям, проценты по вкладам, страховые вознаграждения, алименты, доходы, облагавшиеся сельскохозяйственным налогом, и13.6. Налоги с населения 275 др. Минфин СССР и министерства финансов союзных республик помимо льгот, указанных в законодательных актах по подоходному налогу, имели право устанавливать дополнительные льготы для отдельных граждан и для групп плательщиков. В 1964 г. в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 4 ноября 1964 г. в связи с запрещением гражданам содержать скот в городах был отменен денежный налог с граждан, имеющих скот в городах — столицах союзных, автономных республик, краевых и областных центрах и других крупных городах по перечню, устанавливаемому Советами министров союзных республик. Земельный налог являлся местным прямым налогом, введенным с 1 июля 1981 г. (Положение о местных налогах утверждено Указом Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах»). Этот налог заменил ранее существовавший платеж — земельную ренту. Налог взимался с кооперативных предприятий, учреждений и организаций, а также с граждан СССР, иностранных юридических и физических лиц и лиц без гражданства по выделенным им в установленном порядке земельным участкам. Исчисление налога производилось с квадратного метра земельной площади. Ставки устанавливались в расчете на год для каждого из шести классов поселений, которые определялись Советами министров союзных республик в зависимости от их экономических особенностей (численности населения, уровня развития промышленности, сельского хозяйства, торговли и других факторов). Кооперативные предприятия, учреждения и организации самостоятельно исчисляли налог по специальным ставкам, которые представлялись финансовым органам. Исчисление налога другим плательщикам производилось финансовыми органами. Налогоплательщикам при этом вручались платежные извещения установленной формы. Налог уплачивался: кооперативными предприятиями, учреждениями и организациями равными долями в четыре срока; гражданами СССР и другими плательщиками равными долями в два срока. Поступающие суммы налога зачислялись в местные бюджеты и составляли значительную часть доходов поселковых Советов. От уплаты земельного налога освобождались: колхозы, граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства, хозяйства которых в соответствии с действующим законодательством СССР подлежали обложению сельскохозяйственным налогом; производственные объединения и межхозяйственные предприятия (организации) в сельском хозяйстве, а также межхозяйственные предприятия и организации с участием рыболовецких колхозов; инвалиды Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. либо другие инвалиды из числа276 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг. военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, инвалиды из числа бывших партизан, а также другие инвалиды, приравненные по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих, или члены их семей, совместно проживающие с ними; солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы из числа военнослужащих и члены их семей; пенсионеры — пользователи земельных участков, независимо от того, что назначенная пенсия за счет государства или за счет фонда колхозов им не выплачивается; члены семей пенсионеров — пользователи земельных участков, если они проживают совместно с пенсионером в строении на отведенном земельном участке и при этом в семье не имеют других доходов, кроме пенсии, стипендии, доходов от подсобного сельского хозяйства, от сдачи внаем строений; члены старательских артелей по добыче и переработке золота, платины, олова и других редких металлов, а также совместно проживающие с ними члены семей; Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, и члены их семей — в размере 50% с суммы исчисленного налога; кооперативные предприятия, учреждения и организации, граждане СССР, иностранные физические лица и лица без гражданства за земельные участки, отведенные им для сельскохозяйственного использования, включая земельные участки, предоставленные в установленном порядке для сенокошения и выпаса скота; кооперативные предприятия, учреждения и организации за предоставленные им в пользование незастроенные лесные территории, входящие в состав земель государственного лесного фонда; за незастроенные участки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, предоставленные для добычи торфа; за незастроенные земли, занятые садами, парками, детскими площадками, стадионами и другими культурно-бытовыми и спортивными объектами. Этими льготами пользовалось около половины владельцев строений. Налог с владельцев транспортных средств был введен в СССР с 1 июля 1981 г. Положением о местных налогах (Указ Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах») взамен действовавшего ранее сбора с владельцев транспортных средств. Налог взимался с граждан СССР, иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства за принадлежащие им автомобили, мотоциклы, мотосани, моторные лодки (катера, яхты). Ставки налога были установлены в копейках с каждой лошадиной силы или киловатта мощности мотора в зависимости от вида транспортного средства и13.7. Пошлины 277 административного значения местности, в которой проживает его владелец (столица союзной, автономной республики, краевой, областной центр, другой город, дачный, курортный поселок и т.д.). Налог уплачивался ежегодно, в сроки, устанавливаемые исполнительными комитетами Советов народных депутатов, до регистрации, перерегистрации, технического осмотра транспортного средства, осуществляемых соответствующими государственными органами. От налога освобождались: инвалиды Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., другие инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте, инвалиды из числа бывших партизан, а также другие инвалиды, приравненные по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих; члены старательских артелей по добыче и переработке золота, платины, олова и других редких металлов. Поступления по налогу зачислялись в доходы местных бюджетов. 13.7. Пошлины Пошлина представляет собой плату, взимаемую учреждениями за определенные действия или услуги, оказываемые отдельным физическим и юридическим лицам. В СССР взимались следующие виды пошлин: государственная пошлина, таможенные (ввозные, вывозные и транзитные) пошлины, пробирная и патентная пошлины. В 1979 г. была изменена система взимания государственной пошлины. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР «О государственной пошлине» от 29 июня 1979 г. и постановлением СМ СССР «О ставках государственной пошлины» было установлено два вида пошлины: простая (взимаемая в твердых ставках) и пропорциональная (в проценте от суммы договора, иска и т.п.). Уплата пошлины производилась специальными пошлинными марками, наличными деньгами путем их взноса в кредитные учреждения либо перечисления со счета налогоплательщика в кредитном учреждении. Суммы государственной пошлины подлежали зачислению в доходы государственных бюджетов союзных республик. Таможенные пошлины в СССР применялись при ввозе товаров из капиталистических стран. Они служили вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли и торговой политики: использовались в целях совершенствования планирования объема и структуры товарооборота, более эффективной борьбы за обеспечение равноправия и взаимной выгоды в обмене, а также защиты народного278 Глава 13. Платежи в бюджет и налоговая система СССР в 1965—1985 гг.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.044 с.) |