Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия обложения подоходным налогом для отдельных категорий плательщиковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Кроме различия в тяжести обложения, советское законодательство устанавливало для нетрудового населения (в законе — «плательщики подоходного налога по расписанию 3)») ряд ограничений политического и социально-бытового характера: лишение избирательных прав, взимание повышенной квартплаты и др. Источник: Фотиев ПА. Реконструкция системы налоговых и неналоговых изъятий (налоговая реформа 1930 и 1931 гг.) / Под ред. К.К. Аболина. М.: Госфиниздат, 1932. С. 22. Законами 31 мая 1931 г. и 27 октября 1932 г. был установлен особый порядок для не применяющих наемного труда некооперированных кустарей. Их доход стал определяться не в размере действительного заработка за определенный период, а по твердым нормам доходности, утверждаемым краевыми и областными финансовыми органами для отдельных видов промыслов на год вперед (фактически система единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности). Плательщики налога, кроме рабочих, служащих и кустарей, вносили в течение года авансы в счет налога, исчисляемые по доходам прошлого года, а по окончании года производился перерасчет. Налог на сверхприбыль имел весьма малое и постоянно снижающееся фискальное значение: поступления по нему в бюджете 1931 г. составили 18 млн руб., а в бюджете 1933 г. всего 6 млн руб. Как отмечалось специалистами по налогообложению того периода, «большая сложность этого налога (в частности, необходимость определения для отдельных частных предприятий какой-то «нормальной» прибыли)11.3. Налогообложение частного сектора 237 приводила к тому, что при практическом проведении налог взимался, как правило, в предельном дозволенном по закону размере, т.е. в размере 50% подоходного налога. По этой причине, а также потому, что количество плательщиков налога в связи с резким сокращением частной торговли в начале 1930-х гг. сократилось до минимума, предлагалась отмена налога на сверхприбыль как самостоятельного платежа и объединение его с подоходным налогом1. Налог был отменен постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1934 г. (о налоге на сверхприбыль см. также 10.2. Прямые налоги). В условиях сплошной коллективизации сельскохозяйственный налог был фактически преобразован в четыре налога: с колхозов, с колхозников, с единоличных трудовых крестьянских хозяйств, с кулацких хозяйств. В связи с тем что в 1936 г. сельскохозяйственный налог с колхозов был заменен подоходным налогом с колхозов, а совхозы стали платить отчисления от прибыли, сельскохозяйственный налог превращается в налог с населения, занимающегося сельским хозяйством. В 1933 г. от обложения сельхозналогом была освобождена заработная плата рабочих и служащих, связанных с сельским хозяйством в связи с тем, что зарплата облагалась подоходным налогом. С 1930 г. сельскохозяйственный налог перестает взиматься с доходов колхозников, получаемых по трудодням. С 1936 г. колхозники должны были уплачивать налог только с доходов от необобществленного хозяйства, причем по ставкам значительно ниже, чем аналогичные ставки для обложения единоличных хозяйств. В течение 1933— 1939 гг. налог с хозяйств колхозников исчислялся по твердым ставкам с гектара посевов и насаждений. Сельскохозяйственный налог рассматривался государством в качестве одного из рычагов проведения коллективизации. В 1931 г. налог с колхозов взимался по сумме их валового дохода по пониженной и пропорциональной ставке, кроме того, был установлен ряд льгот хозяйствам колхозников. Подлежащий обложению доход колхозов исчислялся на основании их отчетности. Был предусмотрен ряд льгот производственного характера, из которых особенно важными были: полное освобождение от обложения дохода от прироста посева в 1931 г. в сравнении с 1930 г., освобождение или льготное обложение технических культур, огородов, садов, виноградников, 1 См.: Финансы СССР: Учеб. для студентов финансово-экономических институтов / Составлен бригадой работников МФЭИ в НКФ СССР под руководством и редакцией В.П. Дьяченко. Вып. II. С. 52—53.238 Глава 11. Налоговая система в СССР 1930-1941 гг. полное освобождение от налога всего дохода от скота в колхозах и у колхозников. Для каждой из групп налогоплательщиков законом был установлен особый порядок обложения. При обложении колхозников не учитывались доходы, полученные от колхоза (оплата трудодней), скот, птица, кролики и пчелы. Полностью освобождались от налога хозяйства колхозников, в состав которых входили красноармейцы, лица, награжденные орденами Союза ССР, герои труда и т.п., а также те колхозники, которые имели в необобществленном пользовании только объекты, освобожденные от сельхозналога (например, рабочие, имеющие корову и мелкий скот). Хозяйствам колхозников, имеющих нетрудоспособных членов, предоставлялись скидки в размере от 5 до 15% налога. Обложение единоличных трудовых хозяйств отличалось от обложения колхозов и колхозников следующими особенностями: 1) применялись прогрессивные ставки налога (при облагаемом доходе до 200 руб. твердая ставка в размере 15 руб., но не менее ставки, установленной для колхозников данного района); 2) облагаемый доход исчислялся по средним нормам доходности, устанавливаемым для данного района для гектара земли различных видов (посева, сенокоса, спецкультур и т.д.) и головы скота (рабочего, крупного рогатого, мелкого); 3) к обложению привлекались неземледельческие заработки, облагаемые не полностью, но в некоторой части; 4) для этой категории был установлен меньший объем льгот (кроме льгот производственного характера предоставлялись скидки с налога на нетрудоспособных членов семьи, скидки хозяйствам военнослужащих, инвалидов и пр.); 5) в облагаемый доход хозяйства в сумме не более 30% остального облагаемого дохода включались доходы от продажи сельскохозяйственных продуктов на частном рынке по рыночным ценам (на колхозников обложение этих доходов не распространялось). Особенности порядка обложения кулацких хозяйств заключались в следующем: 1) кулацкие хозяйства облагались не по нормам, а по их действительной доходности, определяемой в индивидуальном порядке; 2) устанавливались повышенные ставки налога; 3) применялась минимальная ставка налога в размере 350 руб.; 5) к этим хозяйствам не применялись льготы, установленные для других категорий плательщиков; 6) устанавливались сокращенные сроки уплаты налога. В 1936 г. сельскохозяйственный налог с колхозов был заменен подоходным налогом с колхозов. Подоходный налог с колхозов представлял собой прямой налог, взимавшийся в виде части чистого дохода колхозов, поступавшей в государственный бюджет СССР и использовавшейся на финансирование общегосударственных потребностей.11.3. Налогообложение частного сектора 239 Совхозы как государственные предприятия платили отчисления от прибыли и не были плательщиками данного налога. Сельскохозяйственный налог, таким образом, превратился в налог с населения, занимающегося сельским хозяйством. Колхозники уплачивали налог с доходов от необобществленного хозяйства, причем по ставкам значительно ниже, чем при обложении единоличных хозяйств. Кроме того, хозяйства колхозников освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога с доходов от продуктивного скота, а с 1930 г. и с доходов, получаемых по трудодням. В течение 1933—1939 гг. налог с хозяйств колхозников исчислялся по твердым ставкам с гектара посевов и насаждений. При взимании сельскохозяйственного налога применялся окладной лист — извещение налогоплательщика о сумме и сроке внесения платежа. В окладном листе указывались основания для обложения налогом, сумма годового оклада (размера) налога и сроки уплаты. В 1934 г. окладной лист был заменен платежным извещением. К другим платежам сельскохозяйственного населения относились единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, культжилсбор (уплачивали хозяйства колхозников и единоличников), а также самообложение. Если в отношении платежей обощест-вленного и частного секторов общесоюзное законодательство устанавливало единые для всей территории СССР нормы обложения (ставки налогов, сроки уплаты и т.д.), то в отношении платежей, взимаемых с сельского населения, широкие права по дифференциации условий налогообложения были предоставлены местным органам власти: по сельхозналогу на местах устанавливались нормы доходности земли и скота, по единовременному налогу, культжилсбору и самообложению на местах устанавливались размеры ставок, а по всем указанным платежам на местах могли устанавливать свои сроки уплаты. Единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства был введен Законом 19 ноября 1932 г. Налог был призван содействовать завершению заготовок и выполнению обязательств единоличников по денежным платежам. Полностью или частично освобождались от налога отдельные хозяйства, которые полностью и в срок выполнили свои обязательства перед государством по денежным платежам и планам государственных заготовок. Условия налогообложения устанавливались на основе аналогичных условий обложения сельскохозяйственным налогом. Для хозяйств, плативших сельхозналог в твердых ставках, размеры налога составляли 15—20 руб., для хозяйств, плативших сельхозналог по прогрессивным ставкам, налог взимался в размере 100—175% объема обязательств по сельхозналогу, для кулацких хозяйств устанавливалась ставка 200% сельхозналога. Конкретные ставки налога для отдельных районов устанавливались краевыми240 Глава 11. Налоговая система в СССР 1930-1941 гг. и областными исполкомами, причем последним было предоставлено право для местностей с особенно большими денежными доходами увеличивать эти ставки, но не выше чем в полтора раза по сравнению с установленными в законе. Сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства взимался в СССР с физических лиц в 1931 — 1942 гг. Первоначально он был установлен как единовременный сбор на культурно-бытовое, хозяйственное, а с 1932 г. и на жилищное строительство в городах и сельских местностях. Система сбора на 1933 г. была установлена законом 29 января 1933 г. С 1934 г. этот сбор приобрел характер постоянного платежа и, по существу, стал дополнением к подоходному обложению населения. Принцип построения, порядок взимания и дифференциация ставок культжилсбора по категориям плательщиков были теми же, что при обложении населения подоходным налогом. С рабочих и служащих сбор взимался ежемесячно по месту основной работы в размере 0,75—3% месячного заработка в зависимости от его величины; для этой группы плательщиков устанавливался необлагаемый минимум заработной платы. С работающих по совместительству на двух или нескольких предприятиях сбор исчислялся и уплачивался по каждому месту работы отдельно без применения необлагаемого минимума. Для подсобных хозяйств колхозников ставки устанавливались райисполкомами. Для единоличных трудовых хозяйств, облагавшихся сельскохозяйственным налогом по прогрессивным ставкам, культ-жилсбор составлял от 75 до 175%, для кулацких хозяйств — 200% оклада сельскохозяйственного налога. Суммы сбора поступали в доход союзного бюджета и в определяемом общесоюзным законодательством размере в государственные бюджеты союзных республик (некоторым республикам передавалась вся сумма сбора). Часть средств сбора в пределах доли, передаваемой в государственные бюджеты союзных республик, направлялась в местные бюджеты в качестве одного из источников регулирования этих бюджетов. От сельхозналога и от других взимавшихся «на базе сельхозналога» платежей культжилсбор отличался тем, что к обложению им привлекались (по минимальной ставке 5 руб.) также и не имеющие необобществленных доходов колхозники, которые никаких других налогов не платили. Для прочих хозяйств закон устанавливал либо твердые ставки сбора в размерах от 10 до 60 руб., либо ставки в процентах к сельхозналогу — от 75 до 200%, с правом краевых и областных исполкомов дифференцировать по районам размеры сбора для плативших сельхозналог хозяйств колхозников и трудящихся единоличников (для кулацких хозяйств действовала повсеместно одна ставка сбора — 200% оклада сельхозналога).11.3. Налогообложение частного сектора 241 В 1938 г. был введен государственный налог на лошадей единоличных хозяйств, взимавшийся с граждан, имевших в единоличных хозяйствах лошадей в возрасте от 3 лет и старше. Налог вводился с целью «пресечения использования лошадей, находящихся в личной собственности граждан, в целях спекуляции и наживы». Ставки налога устанавливались дифференцированно по группам районов в отдельных республиках, краях и областях в зависимости от величины дохода, получаемого от использования лошади. Уплачивался налог в один срок — 15 октября. Взимание этого налога было прекращено только с 1 января 1972 г. Самообложение населения представляло собой дополнительный источник дохода местных бюджетов, основывалось на союзном законодательстве и рассматривалось как составная часть общей системы налогообложения сельскохозяйственного населения. Доходы по самообложению населения зачислялись в местные (сельские) бюджеты. Самообложение формально могло было быть введено только в порядке добровольного решения самих плательщиков. Оно вводилось по постановлениям общих собраний граждан данного селения и имело целью удовлетворение совершенно конкретных, определяемых при самом его введении потребностей этого селения (или нескольких смежных селений). Назначение средств, собираемых по самообложению, ограничивалось особыми перечнями мероприятий культурного и хозяйственного значения, установленными законодательством союзных республик, а в общесоюзном законе в 1932 г. содержалось категорическое запрещение собирать и использовать средства от самообложения на покрытие каких-либо расходов, не предусмотренных общими собраниями граждан в постановлениях о самообложении. Размеры самообложения определялись общими собраниями граждан в установленных законом пределах: для всех хозяйств колхозников и для освобожденных от сельхозналога или плативших его в твердых ставках единоличников — в твердых ставках от 5 до 20 руб.; для хозяйств трудящихся единоличников, плативших сельхозналог в прогрессивных ставках, — в процентном отношении к их платежам по сельхозналогу, в размере от 60 до 100% этих платежей; для кулацких хозяйств — в размере 200% оклада сельхозналога. К участию в самообложении могли привлекаться также и проживающие в сельских местностях граждане, которые не имели сельского хозяйства и не являлись плательщиками сельхозналога, при этом рабочие, служащие и кооперированные кустари к самообложению не привлекались. Некооперированные кустари участвовали в самообложении по твердым, указанным в законе ставкам (от 7 до 80 руб.) в зависимости от получаемого ими заработка, а нетрудовое население —242 Глава 11. Налоговая система в СССР 1930-1941 гг. в размере 100% той «суммы сельхозналога, которая причиталась бы с них, если бы они по своему доходу облагались сельхозналогом»1. 11.4. Поимущественные налоги Систему местного обложения в СССР составляли преимущественно те налоги, которые государство не могло эффективно контролировать из единого центра. Эти налоги полностью поступали в местные бюджеты, и полномочия по их введению или невведению предоставлялись местным Советам соответствующих территорий. Общесоюзным законодательством устанавливались нормы только четырех видов местного обложения (обложение строений и земельных участков налогом со строений и земельной рентой, сбор с грузов, привозимых в города Москву и Ленинград и вывозимых из них, и с 1932 г. разовый сбор с торговли колхозников и единоличников). В отношении остальных местных налогов общесоюзная регламентация ограничивалась указанием на то, что правительства союзных республик могли предоставлять местным Советам право «устанавливать и взимать другие налоги и сборы с объектов, не облагаемых общегосударственными налогами». Таким образом, местные Советы могли вводить или не вводить те налоги, которые предусмотрены в общесоюзном и республиканском законодательстве. Союзным законодательством устанавливались предельные размеры и порядок уплаты. Основными местными поимущественными налогами были налог со строений и земельная рента. Налогом со строений облагались жилые дома, фабрики, заводы, склады, торговые помещения и всякого рода строения и сооружения, находившиеся в пользовании или владении как частных лиц, так и предприятий и учреждений обобществленного сектора (за исключением строений, отнесенных к имуществам местных Советов, т.е. муниципализированных, за пользование которыми могла взиматься только арендная плата). Предельные ставки налога, дифференцированные по плательщикам, были установлены законом в размерах: для государственных строений, промышленных предприятий — 0,75%, для прочих строений обобществленного сектора — 1,0% к балансовой стоимости (без скидки на амортизацию); для строений рабочих и служащих — 1,0% к страховой оценке, для остальных строений — 1,5% к страховой оценке (с правом республик повышать эту ставку до 2,С 1 Финансы СССР: Учеб. для студентов финансово-экономических институтов / Составлен бригадой работников МФЭИ в НКФ СССР под руководством и редакцией В.П. Дьяченко. Вып. II. С. 59.11.5. Пошлины и сборы 243 Земельная рента представляла собой дополнение к налогу со строений, так как им облагались застроенные и незастроенные земельные участки, находящиеся в пользовании учреждений, предприятий и лиц, если только за эти участки и возведенные на них строения не взималась арендная плата в доход местных органов. Закон устанавливал перечень земель, с которых взимание арендной платы не допускалось и могла взиматься только рента: земли, обслуживающие строения, принадлежащие кооперации и частным лицам; земли, предоставленные госпредприятиям (кроме отнесенных к имуществам местных Советов) и т.п. Предельные ставки ренты были дифференцированы в зависимости от назначения земельных участков и от так называемых поясов местности и колебались от 0,5 коп. до 3 руб. 50 коп. с квадратного метра земельной площади. При подготовке налоговой реформы неоднократно ставился вопрос об объединении налога со строений и земельной ренты. 11.5. Пошлины и сборы Систему пошлин и сборов в рассматриваемый период составляли: единая государственная пошлина, таможенные пошлины, сбор с грузов, разовый сбор на колхозных рынках, паспортный сбор, прописочный сбор, курортный сбор, билетный сбор, рыболовный сбор, водный сбор, консульские сборы. До налоговой реформы 1930 г. в СССР существовало около десяти различных сборов пошлинного характера, взимавшихся в оплату разного рода услуг, оказываемых плательщикам государством: гербовый сбор, судебные пошлины, нотариальные сборы, сбор с заграничных паспортов, за прописку документов, за право охоты и др. Налоговая реформа значительно упростила систему пошлинного обложения, объединив девять сборов в один — единую пошлину, отказавшись от взимания сборов за большинство услуг (кроме судебных, нотариального засвидетельствования договоров и пр.) с обобществленного сектора и установив единый упрощенный порядок взимания этой пошлины. Единая государственная пошлина представляла собой плату, взимавшуюся в СССР государственными учреждениями (суд, государственный арбитраж, нотариальные конторы, органы загса, милиция и др.) за определенные действия (рассмотрение исковых заявлений, удостоверение договоров, доверенностей, подлинности подписей, нотариальные действия, регистрация актов гражданского состояния и т.д.), выполняемые по просьбе и в интересах предприятия, учреждения, организации и граждан. Единая государственная пошлина была244 Глава 11. Налоговая система в СССР 1930-1941 гг. установлена с 1 октября 1930 г. постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. Плательщики пошлины делились на три категории: 1) государственные учреждения, общественные организации и предприятия обобществленного сектора; 2) рабочие, служащие и приравненные к ним лица, единолично трудящиеся крестьяне, кустари и ремесленники, не использующие труд наемных рабочих, а также находящиеся на иждивении указанных лиц члены их семей; 3) прочие лица и предприятия. В зависимости от категории плательщиков устанавливались порядок уплаты и размер единой государственной пошлины, причем наиболее высокие ставки вводились для нетрудового населения. Единая государственная пошлина уплачивалась наличными деньгами, марками установленного образца или смешанным способом. Поступления зачислялись в доход местных бюджетов. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 февраля 1933 г. было утверждено новое Положение о единой государственной пошлине, согласно которому трудящиеся освобождались от пошлины при обращении в правительственные учреждения и подаче жалоб на обложение налогами, исчисление взносов по социальному страхованию и др., а постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 марта 1937 г. упразднено деление индивидуальных плательщиков на две категории (трудящиеся и прочие лица) и установлены единые для населения и организаций ставки пошлины с исков на сумму до 5 тыс. руб. (без пересчета на новый масштаб цен). С 1 апреля 1942 г. единая государственная пошлина заменена государственной пошлиной. В 1933 г. в дополнение к пошлине был введен особый паспортный сбор и выделен из пошлины особый прописочный сбор, в свою очередь дополненный курортным сбором. Курортный сбор вводился постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 августа 1933 г. и взимался с целью частичного возмещения расходов на благоустройство курортов и улучшение бытового обслуживания отдыхающих. Сбор уплачивался гражданами при прописке паспортов в местностях и периоды года, определяемые наркомфинами союзных республик по согласованию с наркомздравами. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 мая 1936 г. этот сбор был заменен единой государственной пошлиной. Впоследствии курортный сбор взимался Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов (ВЦСПС) и республиканскими Советами профсоюзов в пользу профсоюзных органов (постановления Совета Министров СССР (СМ СССР) от 10 марта 1960 г. и 27 февраля 1969 г.); сбор уплачивали хозрасчетные санатории и дома отдыха (за исключением туберкулезных и детских) в размере 4 руб. с каждой месячной путевки. Введение11.5. Пошлины и сборы 245 курортного сбора с граждан, приезжающих на курорты без путевок и курсовок, его размер, порядок взимания, льготы по его уплате регламентировались законодательными актами союзных республик. Суммы сбора использовались на благоустройство и поддержание в надлежащем состоянии курортной зоны и пляжей, на строительство гостиниц, оборудование стоянок для автомашин, а также на организацию предприятий общественного питания и бытового обслуживания отдыхающих. Таможенными пошлинами облагались грузы, привозимые в СССР и вывозимые из СССР. Объектом обложения являлась в большинстве случаев цена данного товара и лишь в виде исключения вес или количество единиц товара. Взимание таможенных пошлин с цены товаров введено с 15 февраля 1930 г., до этого времени пошлины взимались с количества или веса. Ставки таможенных пошлин устанавливались таможенными тарифами и были дифференцированы по видам товаров и по странам, из которых ввозились товары. Так, ставка таможенной пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины была установлена в размере 10% с цены, фабрично-заводское оборудование — 32, крупу — 20, овощи, фрукты, орехи — 200, пряности — 800, парфюмерию и косметику (с 1 кг) — 250 руб. Живые животные (скот) ввозились беспошлинно. При экспорте пошлина взималась лишь с живых лошадей, овец и верблюдов. СССР заключил с рядом стран специальные таможенно-тарифные соглашения (конвенции), по которым для отдельных товаров, ввозимых из этих стран, устанавливались либо скидки с общих ставок пошлин, либо особые пониженные ставки. Тарификация грузов (т.е. с распределением по ставкам пошлин) и уплата пошлины производились импортными объединениями по получении счетов инофирм, причем все полученные в течение каждого данного месяца счета подлежали оплате не позднее 25 числа следующего месяца. С частных предприятий и лиц таможенные пошлины взимались при выпуске грузов из таможен. Фискальное значение таможенных пошлин было незначительным, так как грузы, ввозимые в СССР учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора или вывозимые ими за границу, выпускались из таможен без уплаты пошлин. Сбор с грузов имел целевое назначение (поступления предназначались для развития гаражного строительства) и был установлен на два года (1932 и 1933). Сбор с грузов взимался со всех привозимых на станции Московского и Ленинградского железнодорожных узлов и водные пристани грузов, причем исчисление его производилось с тонны груза (отсюда его вторичное название — потонный сбор) по ставкам от 20 коп. с тонны (для дров, торфа и т.п.) до 1 руб. 20 коп. с246 Глава 11. Налоговая система в СССР 1930-1941 гг. тонны. С частных предприятий и лиц сбор взимался по удвоенным ставкам. Разовый сбор на колхозных рынках — местный сбор, взимавшийся в СССР в качестве платы за право торговли на рынках и других отведенных для этих целей местах за каждый день торговли с колхозов, колхозников и других граждан, продающих сельскохозяйственную продукцию своего производства, а также изделия своего кустарно-ремесленного промысла. Постановлением ЦИК и СНК от 28 мая 1932 г. отменялись все существовавшие местные налоги и сборы с торговли колхозов, колхозников и единоличников продуктами своего сельского хозяйства на базарах, площадях, станциях железных дорог и пристанях и разрешалось взимание местного разового сбора за каждый день торговли; одновременно был запрещен сбор за торговлю с рук птицей, яйцами, молоком, маслом, сыром. Для содержания базаров в чистоте и покрытия расходов по уборке базаров допускалось установление местного разового сбора, причем этот сбор не должен был превышать за день торговли: с воза — 1 руб., при торговле с рук, на лотках и т.п. — 20 коп., с головы крупного скота — 1 руб. и с головы мелкого скота — 50 коп. В 1935 г. в связи с введением разового сбора на колхозных рынках были отменены сборы за продажу сельскохозяйственных продуктов колхозами, колхозниками и окрестным населением с лотков, прилавков и с рук на станциях железных дорог и пристанях. Указ Президиума ВС СССР (Верховного Совета СССР) от 10 апреля 1942 г. предусматривал взимание сбора за каждый день торговли на колхозных рынках с колхозов, колхозников и других граждан, продающих продукты сельского хозяйства, с кустарей, занимающихся разрешенными промыслами на территории рынка, граждан, продающих изделия своего производства и собственные вещи. Билетный сбор как вид государственного сбора в СССР взимался за разрешение (билет) на лов рыбы в твердых ставках, устанавливаемых краевыми (областными) исполкомами; уплачивался колхозами, организациями и предприятиями обобществленного сектора, а также единоличными ловецкими хозяйствами за промысловый лов рыбы на Камчатке, Чукотском побережье, Северо-Курильских островах и Охотском побережье Хабаровского края. С 1932 г. взимание данного сбора было прекращено. Рыболовный сбор представлял собой платеж в государственный бюджет СССР. Первоначально он был введен постановлениями ЦИК и СНК СССР от 23 апреля и 2 сентября 1930 г. взамен всех видов налогов с рыбных промыслов (билетный сбор, арендная плата за рыболовные угодья, сельскохозяйственный налог, промысловый налог, подоходный налог).11.6. Организация сбора налогов 247 Помимо налогов и сборов для определенных категорий населения в 30-е гг. существовали натуральные повинности, в частности, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 марта 1936 г. было установлено трудовое участие колхозников и единоличников в дорожных работах (дорожные повинности). 11.6. Организация сбора налогов В соответствии с налоговой реформой сбор налогов с населения осуществлялся учрежденными в 1930 г. налоговыми инспекциями (территориальными налоговыми органами) — структурными подразделениями районных и городских финансовых отделов. Организационным подразделением городской (районной) налоговой инспекции в СССР был налоговый участок, который на определенной территории (участке) осуществлял работу по исчислению и взиманию налогов. До налоговой реформы 1930—1932 гг. существовали специальные инспекции по прямым и косвенным налогам и соответствующие налоговые участки; после реформы налоговые участки действовали только в городах. В связи с передачей в 1937 г. взимания налогов с колхозников и сельского населения налоговым инспекциям районных финансовых отделов налоговые участки были образованы и на селе. Деление территории города (района) на налоговые участки производилось непосредственно городским (районным) финансовым отделом: в городской местности — в зависимости от числа домовладений, плательщиков, предприятий и организаций, а в сельской — от количества сельских Советов, колхозов, хозяйств граждан, территориального расположения селений и условий связи с районным центром. Должностными лицами налоговой инспекции районного и городского финансовых отделов были налоговые инспектора и налоговые агенты. Налоговые инспектора осуществляли контрольную деятельность. Налоговый агент — это должностное лицо налоговой инспекции, осуществлявшее прием налоговых и страховых платежей от сельского населения. Налоговый агент производил также учет налогоплательщиков и объектов обложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные извещения. Налоговую регистрацию осуществляли налоговые органы, а также другие государственные и негосударственные органы и организации (органы юстиции и статистики, органы, осуществляющие записи актов гражданского состояния, нотариаты, Госбанк и его подразделения, таможенные органы и т.д.). В СССР в 1932—1954 гг. в соответствии с действовавшей системой регистрации подлежали хозяйственные органы, обязанные вносить в бюджет налог с оборота, налог с248 Глава 11. Налоговая система в СССР 1930-1941 гг. нетоварных операций, отчисления от прибыли и др. платежи. Налоговая регистрация проводилась один раз в два года районными (городскими) финансовыми отделами по месту нахождения предприятий, организаций. Впоследствии финансовые органы осуществляли учет объединений, предприятий, организаций-плательщиков по мере возникновения у них обязательств по платежам в бюджет. Государственная регистрация представляла собой обязательную процедуру постановки на учет налогоплательщиков и объектов налогообложения (определенных видов имущества). Система государственной регистрации действовала параллельно с системой учета налогоплательщиков. В СССР осуществлялся учет финансовыми органами государственных, кооперативных предприятий и предприятий общественных организаций с целью контроля за законностью их возникновения, реорганизации и прекращения деятельности. Государственная регистрация была введена постановлением СНК СССР от 9 февраля 1931 г., в соответствии с которым отменялась торговая регистрация органами народных комиссариатов внешней и внутренней торговли и снабжения; дела и архивы по торговой регистрации передавались в ведение Наркомфина СССР и его органов на местах. В 1940 г. СНК СССР утвердил новое положение о государственной регистрации, которое предусматривало учет хозяйственных организаций и предприятий, пользующихся правами юридического лица, их филиалов и представительств, а также единоличных уполномоченных. Без прохождения государственной регистрации предприятия, организации не могли участвовать в хозяйственном обороте, заключать договоры, открывать в учреждениях Госбанка расчетные и текущие счета. Государственная регистрация органами Министерства финансов СССР отменена постановлением СМ СССР от 20 октября 1956 г. В 1937 г. учреждаются приходные кассы по налогам — структурные подразделения районных финансовых отделов. Приходные кассы по налогам принимали налоговые и страховые платежи от сельского населения. Кассы открывались непосредственно при районных финансовых отделах и принимали налоговые платежи в районном центре, выездные кассы — в селах и колхозах (обычно в периоды массовой уплаты платежей). В селениях, находившихся на значительном расстоянии от районных центров, действовали приходно-расходные кассы, в функции которых помимо приема денег от населения входило кассовое исполнение сельских бюджетов. В связи с введением должности налоговых агентов приходно-расходные и выездные кассы были упразднены в 1938 г., а кассы районных финансовых отделов — в 1939 г.ГЛАВА 12 Изменения в налоговой системе СССР в 1941-1965 гг. 12.1. Налоги, введенные в период Великой Отечественной войны В период Великой Отечественной войны продолжала действовать система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения {налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, военный налог, сбор с владельцев скота, сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак). Были внесены существенные изменения в системы подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц, сельскохозяйственного налога, единой государственной пошлины, налога с доходов от демонстрации кинофильмов, сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства и др. В качестве чрезвычайного налога периода войны вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Этот налог был установлен с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям. Налог взимался на основании указов Президиума ВС СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. в городских и сельских местностях. Плательщики налога — граждане СССР, не имевшие детей: мужчины в возрасте от 20 до 50 и женщины, состоящие в браке, в возрасте от 20 до 45 лет. Рабочие, служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом граждане, получавшие по месту основной работы заработную плату 91 руб. в месяц и выше, уплачивали налог по ставке 6%; с заработка от 71 до 90 руб. включительно налог взимался в пониженных размерах; с заработков до 70 руб. включительно налог не взимался. В 1986—1990 гг. налог был отменен с заработной платы до 80 руб. в месяц и уменьшен с заработной платы от 80 до 100 руб. в месяц. По ставке 6% облагались заработки (независимо от их размера) литераторов и работников искусств.250 Глава 12. Изменения в налоговой системе СССР в 1941 — 1965 гг. Налог исчислялся по месту получения заработка и удерживался одновременно с подоходным налогом с той же суммы. С остальных граждан (кустарей, ремесленников, владельцев строений, граждан, занимающихся частной практикой, и др.) налог взимался непосредственно финансовыми органами в размере 6% с дохода, принятого для исчисления подоходного налога на текущий год. Уплачивался в 4 срока равными долями. От уплаты налога освобожд
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.248.65 (0.012 с.) |