Условия обложения подоходным налогом для отдельных категорий плательщиков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия обложения подоходным налогом для отдельных категорий плательщиков



 

Группы плательщиков Необлагаемый минимум годов, дохода (в завис. Процент изъятия дохода при сумме годового дохода, руб.
от местности), руб.       12 000
Рабочие и служащие 900-1200 0,75 1,81 3,44 3,50
Литераторы, художники и т.п. 900-1200 0,90 1,93 3,58 11,46
Кустари без наемных рабо­чих 500-800 2,50 5,86 11,11 21,05
Домовладельцы и т.п. 500-800 3,75 8,80 16,65 31,57
Кустари с 1—2 наемными рабочими 500-800 4,00 9,83 18,42 35,58
Нетрудовое население 500-800 4,80 12,33 23,25 40,79

Кроме различия в тяжести обложения, советское законодательство устанавливало для нетрудового населения (в законе — «плательщики подоходного налога по расписанию 3)») ряд ограничений политического и социально-бытового характера: лишение избирательных прав, взимание повышенной квартплаты и др.

Источник: Фотиев ПА. Реконструкция системы налоговых и неналоговых изъятий (налоговая реформа 1930 и 1931 гг.) / Под ред. К.К. Аболина. М.: Госфиниздат, 1932. С. 22.

Законами 31 мая 1931 г. и 27 октября 1932 г. был установлен осо­бый порядок для не применяющих наемного труда некооперирован­ных кустарей. Их доход стал определяться не в размере действитель­ного заработка за определенный период, а по твердым нормам доход­ности, утверждаемым краевыми и областными финансовыми органа­ми для отдельных видов промыслов на год вперед (фактически система единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности).

Плательщики налога, кроме рабочих, служащих и кустарей, вноси­ли в течение года авансы в счет налога, исчисляемые по доходам про­шлого года, а по окончании года производился перерасчет.

Налог на сверхприбыль имел весьма малое и постоянно снижаю­щееся фискальное значение: поступления по нему в бюджете 1931 г. составили 18 млн руб., а в бюджете 1933 г. всего 6 млн руб. Как отме­чалось специалистами по налогообложению того периода, «большая сложность этого налога (в частности, необходимость определения для отдельных частных предприятий какой-то «нормальной» прибыли)11.3. Налогообложение частного сектора 237

приводила к тому, что при практическом проведении налог взимался, как правило, в предельном дозволенном по закону размере, т.е. в раз­мере 50% подоходного налога. По этой причине, а также потому, что количество плательщиков налога в связи с резким сокращением част­ной торговли в начале 1930-х гг. сократилось до минимума, предлага­лась отмена налога на сверхприбыль как самостоятельного платежа и объединение его с подоходным налогом1. Налог был отменен поста­новлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1934 г. (о налоге на сверх­прибыль см. также 10.2. Прямые налоги).

В условиях сплошной коллективизации сельскохозяйственный налог был фактически преобразован в четыре налога: с колхозов, с колхозников, с единоличных трудовых крестьянских хозяйств, с ку­лацких хозяйств. В связи с тем что в 1936 г. сельскохозяйственный налог с колхозов был заменен подоходным налогом с колхозов, а сов­хозы стали платить отчисления от прибыли, сельскохозяйственный налог превращается в налог с населения, занимающегося сельским хо­зяйством.

В 1933 г. от обложения сельхозналогом была освобождена заработ­ная плата рабочих и служащих, связанных с сельским хозяйством в связи с тем, что зарплата облагалась подоходным налогом.

С 1930 г. сельскохозяйственный налог перестает взиматься с дохо­дов колхозников, получаемых по трудодням. С 1936 г. колхозники должны были уплачивать налог только с доходов от необобществлен­ного хозяйства, причем по ставкам значительно ниже, чем аналогич­ные ставки для обложения единоличных хозяйств. В течение 1933— 1939 гг. налог с хозяйств колхозников исчислялся по твердым ставкам с гектара посевов и насаждений.

Сельскохозяйственный налог рассматривался государством в ка­честве одного из рычагов проведения коллективизации. В 1931 г. налог с колхозов взимался по сумме их валового дохода по пони­женной и пропорциональной ставке, кроме того, был установлен ряд льгот хозяйствам колхозников. Подлежащий обложению доход кол­хозов исчислялся на основании их отчетности. Был предусмотрен ряд льгот производственного характера, из которых особенно важ­ными были: полное освобождение от обложения дохода от прироста посева в 1931 г. в сравнении с 1930 г., освобождение или льготное обложение технических культур, огородов, садов, виноградников,

1 См.: Финансы СССР: Учеб. для студентов финансово-экономических институ­тов / Составлен бригадой работников МФЭИ в НКФ СССР под руководством и редак­цией В.П. Дьяченко. Вып. II. С. 52—53.238 Глава 11. Налоговая система в СССР 1930-1941 гг.

полное освобождение от налога всего дохода от скота в колхозах и у колхозников.

Для каждой из групп налогоплательщиков законом был установ­лен особый порядок обложения. При обложении колхозников не учи­тывались доходы, полученные от колхоза (оплата трудодней), скот, птица, кролики и пчелы. Полностью освобождались от налога хозяй­ства колхозников, в состав которых входили красноармейцы, лица, на­гражденные орденами Союза ССР, герои труда и т.п., а также те кол­хозники, которые имели в необобществленном пользовании только объекты, освобожденные от сельхозналога (например, рабочие, имею­щие корову и мелкий скот). Хозяйствам колхозников, имеющих не­трудоспособных членов, предоставлялись скидки в размере от 5 до 15% налога.

Обложение единоличных трудовых хозяйств отличалось от обло­жения колхозов и колхозников следующими особенностями: 1) при­менялись прогрессивные ставки налога (при облагаемом доходе до 200 руб. твердая ставка в размере 15 руб., но не менее ставки, установ­ленной для колхозников данного района); 2) облагаемый доход исчис­лялся по средним нормам доходности, устанавливаемым для данного района для гектара земли различных видов (посева, сенокоса, спец­культур и т.д.) и головы скота (рабочего, крупного рогатого, мелкого); 3) к обложению привлекались неземледельческие заработки, облагае­мые не полностью, но в некоторой части; 4) для этой категории был установлен меньший объем льгот (кроме льгот производственного ха­рактера предоставлялись скидки с налога на нетрудоспособных чле­нов семьи, скидки хозяйствам военнослужащих, инвалидов и пр.); 5) в облагаемый доход хозяйства в сумме не более 30% остального об­лагаемого дохода включались доходы от продажи сельскохозяйствен­ных продуктов на частном рынке по рыночным ценам (на колхозни­ков обложение этих доходов не распространялось).

Особенности порядка обложения кулацких хозяйств заключались в следующем: 1) кулацкие хозяйства облагались не по нормам, а по их действительной доходности, определяемой в индивидуальном поряд­ке; 2) устанавливались повышенные ставки налога; 3) применялась минимальная ставка налога в размере 350 руб.; 5) к этим хозяйствам не применялись льготы, установленные для других категорий пла­тельщиков; 6) устанавливались сокращенные сроки уплаты налога.

В 1936 г. сельскохозяйственный налог с колхозов был заменен по­доходным налогом с колхозов. Подоходный налог с колхозов представ­лял собой прямой налог, взимавшийся в виде части чистого дохода колхозов, поступавшей в государственный бюджет СССР и использо­вавшейся на финансирование общегосударственных потребностей.11.3. Налогообложение частного сектора 239

Совхозы как государственные предприятия платили отчисления от прибыли и не были плательщиками данного налога. Сельскохозяйст­венный налог, таким образом, превратился в налог с населения, зани­мающегося сельским хозяйством. Колхозники уплачивали налог с до­ходов от необобществленного хозяйства, причем по ставкам значи­тельно ниже, чем при обложении единоличных хозяйств. Кроме того, хозяйства колхозников освобождались от уплаты сельскохозяйствен­ного налога с доходов от продуктивного скота, а с 1930 г. и с доходов, получаемых по трудодням. В течение 1933—1939 гг. налог с хозяйств колхозников исчислялся по твердым ставкам с гектара посевов и на­саждений. При взимании сельскохозяйственного налога применялся окладной лист — извещение налогоплательщика о сумме и сроке вне­сения платежа. В окладном листе указывались основания для обложе­ния налогом, сумма годового оклада (размера) налога и сроки уплаты. В 1934 г. окладной лист был заменен платежным извещением.

К другим платежам сельскохозяйственного населения относились единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, культжилсбор (уплачивали хозяйства колхозников и единолични­ков), а также самообложение. Если в отношении платежей обощест-вленного и частного секторов общесоюзное законодательство устанав­ливало единые для всей территории СССР нормы обложения (ставки налогов, сроки уплаты и т.д.), то в отношении платежей, взимаемых с сельского населения, широкие права по дифференциации условий на­логообложения были предоставлены местным органам власти: по сельхозналогу на местах устанавливались нормы доходности земли и скота, по единовременному налогу, культжилсбору и самообложению на местах устанавливались размеры ставок, а по всем указанным пла­тежам на местах могли устанавливать свои сроки уплаты.

Единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства был введен Законом 19 ноября 1932 г. Налог был призван содейство­вать завершению заготовок и выполнению обязательств единолични­ков по денежным платежам. Полностью или частично освобождались от налога отдельные хозяйства, которые полностью и в срок выполни­ли свои обязательства перед государством по денежным платежам и планам государственных заготовок. Условия налогообложения уста­навливались на основе аналогичных условий обложения сельскохо­зяйственным налогом. Для хозяйств, плативших сельхозналог в твер­дых ставках, размеры налога составляли 15—20 руб., для хозяйств, плативших сельхозналог по прогрессивным ставкам, налог взимался в размере 100—175% объема обязательств по сельхозналогу, для кулац­ких хозяйств устанавливалась ставка 200% сельхозналога. Конкрет­ные ставки налога для отдельных районов устанавливались краевыми240 Глава 11. Налоговая система в СССР 1930-1941 гг.

и областными исполкомами, причем последним было предоставлено право для местностей с особенно большими денежными доходами увеличивать эти ставки, но не выше чем в полтора раза по сравнению с установленными в законе.

Сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства взимался в СССР с физических лиц в 1931 — 1942 гг. Первоначально он был установлен как единовременный сбор на культурно-бытовое, хозяйственное, а с 1932 г. и на жилищное строительство в городах и сельских местностях. Система сбора на 1933 г. была установлена зако­ном 29 января 1933 г. С 1934 г. этот сбор приобрел характер постоян­ного платежа и, по существу, стал дополнением к подоходному обло­жению населения. Принцип построения, порядок взимания и диффе­ренциация ставок культжилсбора по категориям плательщиков были теми же, что при обложении населения подоходным налогом. С рабо­чих и служащих сбор взимался ежемесячно по месту основной работы в размере 0,75—3% месячного заработка в зависимости от его величи­ны; для этой группы плательщиков устанавливался необлагаемый ми­нимум заработной платы. С работающих по совместительству на двух или нескольких предприятиях сбор исчислялся и уплачивался по каждому месту работы отдельно без применения необлагаемого мини­мума. Для подсобных хозяйств колхозников ставки устанавливались райисполкомами. Для единоличных трудовых хозяйств, облагавших­ся сельскохозяйственным налогом по прогрессивным ставкам, культ-жилсбор составлял от 75 до 175%, для кулацких хозяйств — 200% ок­лада сельскохозяйственного налога. Суммы сбора поступали в доход союзного бюджета и в определяемом общесоюзным законодательст­вом размере в государственные бюджеты союзных республик (некото­рым республикам передавалась вся сумма сбора). Часть средств сбора в пределах доли, передаваемой в государственные бюджеты союзных республик, направлялась в местные бюджеты в качестве одного из ис­точников регулирования этих бюджетов.

От сельхозналога и от других взимавшихся «на базе сельхознало­га» платежей культжилсбор отличался тем, что к обложению им при­влекались (по минимальной ставке 5 руб.) также и не имеющие не­обобществленных доходов колхозники, которые никаких других нало­гов не платили. Для прочих хозяйств закон устанавливал либо твер­дые ставки сбора в размерах от 10 до 60 руб., либо ставки в процентах к сельхозналогу — от 75 до 200%, с правом краевых и областных ис­полкомов дифференцировать по районам размеры сбора для платив­ших сельхозналог хозяйств колхозников и трудящихся единолични­ков (для кулацких хозяйств действовала повсеместно одна ставка сбора — 200% оклада сельхозналога).11.3. Налогообложение частного сектора 241

В 1938 г. был введен государственный налог на лошадей единолич­ных хозяйств, взимавшийся с граждан, имевших в единоличных хо­зяйствах лошадей в возрасте от 3 лет и старше. Налог вводился с целью «пресечения использования лошадей, находящихся в личной собственности граждан, в целях спекуляции и наживы». Ставки нало­га устанавливались дифференцированно по группам районов в от­дельных республиках, краях и областях в зависимости от величины дохода, получаемого от использования лошади. Уплачивался налог в один срок — 15 октября. Взимание этого налога было прекращено только с 1 января 1972 г.

Самообложение населения представляло собой дополнительный источник дохода местных бюджетов, основывалось на союзном зако­нодательстве и рассматривалось как составная часть общей системы налогообложения сельскохозяйственного населения. Доходы по само­обложению населения зачислялись в местные (сельские) бюджеты. Самообложение формально могло было быть введено только в поряд­ке добровольного решения самих плательщиков. Оно вводилось по постановлениям общих собраний граждан данного селения и имело целью удовлетворение совершенно конкретных, определяемых при самом его введении потребностей этого селения (или нескольких смежных селений). Назначение средств, собираемых по самообложе­нию, ограничивалось особыми перечнями мероприятий культурного и хозяйственного значения, установленными законодательством союз­ных республик, а в общесоюзном законе в 1932 г. содержалось катего­рическое запрещение собирать и использовать средства от самообло­жения на покрытие каких-либо расходов, не предусмотренных общи­ми собраниями граждан в постановлениях о самообложении.

Размеры самообложения определялись общими собраниями граж­дан в установленных законом пределах: для всех хозяйств колхозни­ков и для освобожденных от сельхозналога или плативших его в твер­дых ставках единоличников — в твердых ставках от 5 до 20 руб.; для хозяйств трудящихся единоличников, плативших сельхозналог в про­грессивных ставках, — в процентном отношении к их платежам по сельхозналогу, в размере от 60 до 100% этих платежей; для кулацких хозяйств — в размере 200% оклада сельхозналога.

К участию в самообложении могли привлекаться также и прожи­вающие в сельских местностях граждане, которые не имели сельского хозяйства и не являлись плательщиками сельхозналога, при этом ра­бочие, служащие и кооперированные кустари к самообложению не привлекались. Некооперированные кустари участвовали в самообло­жении по твердым, указанным в законе ставкам (от 7 до 80 руб.) в зависимости от получаемого ими заработка, а нетрудовое население —242 Глава 11. Налоговая система в СССР 1930-1941 гг.

в размере 100% той «суммы сельхозналога, которая причиталась бы с них, если бы они по своему доходу облагались сельхозналогом»1.

11.4. Поимущественные налоги

Систему местного обложения в СССР составляли преимущественно те налоги, которые государство не могло эффективно контролировать из единого центра. Эти налоги полностью поступали в местные бюд­жеты, и полномочия по их введению или невведению предоставля­лись местным Советам соответствующих территорий. Общесоюзным законодательством устанавливались нормы только четырех видов местного обложения (обложение строений и земельных участков на­логом со строений и земельной рентой, сбор с грузов, привозимых в города Москву и Ленинград и вывозимых из них, и с 1932 г. разовый сбор с торговли колхозников и единоличников). В отношении осталь­ных местных налогов общесоюзная регламентация ограничивалась указанием на то, что правительства союзных республик могли предо­ставлять местным Советам право «устанавливать и взимать другие налоги и сборы с объектов, не облагаемых общегосударственными на­логами». Таким образом, местные Советы могли вводить или не вво­дить те налоги, которые предусмотрены в общесоюзном и республи­канском законодательстве. Союзным законодательством устанавлива­лись предельные размеры и порядок уплаты.

Основными местными поимущественными налогами были налог со строений и земельная рента.

Налогом со строений облагались жилые дома, фабрики, заводы, склады, торговые помещения и всякого рода строения и сооружения, находившиеся в пользовании или владении как частных лиц, так и предприятий и учреждений обобществленного сектора (за исключе­нием строений, отнесенных к имуществам местных Советов, т.е. муни­ципализированных, за пользование которыми могла взиматься только арендная плата). Предельные ставки налога, дифференцированные по плательщикам, были установлены законом в размерах: для государст­венных строений, промышленных предприятий — 0,75%, для прочих строений обобществленного сектора — 1,0% к балансовой стоимости (без скидки на амортизацию); для строений рабочих и служащих — 1,0% к страховой оценке, для остальных строений — 1,5% к страховой оценке (с правом республик повышать эту ставку до 2,С

1 Финансы СССР: Учеб. для студентов финансово-экономических институтов / Составлен бригадой работников МФЭИ в НКФ СССР под руководством и редакцией В.П. Дьяченко. Вып. II. С. 59.11.5. Пошлины и сборы 243

Земельная рента представляла собой дополнение к налогу со стро­ений, так как им облагались застроенные и незастроенные земельные участки, находящиеся в пользовании учреждений, предприятий и лиц, если только за эти участки и возведенные на них строения не взима­лась арендная плата в доход местных органов. Закон устанавливал перечень земель, с которых взимание арендной платы не допускалось и могла взиматься только рента: земли, обслуживающие строения, принадлежащие кооперации и частным лицам; земли, предоставлен­ные госпредприятиям (кроме отнесенных к имуществам местных Со­ветов) и т.п. Предельные ставки ренты были дифференцированы в зависимости от назначения земельных участков и от так называемых поясов местности и колебались от 0,5 коп. до 3 руб. 50 коп. с квадрат­ного метра земельной площади. При подготовке налоговой реформы неоднократно ставился вопрос об объединении налога со строений и земельной ренты.

11.5. Пошлины и сборы

Систему пошлин и сборов в рассматриваемый период составляли: единая государственная пошлина, таможенные пошлины, сбор с гру­зов, разовый сбор на колхозных рынках, паспортный сбор, прописоч­ный сбор, курортный сбор, билетный сбор, рыболовный сбор, водный сбор, консульские сборы.

До налоговой реформы 1930 г. в СССР существовало около десяти различных сборов пошлинного характера, взимавшихся в оплату раз­ного рода услуг, оказываемых плательщикам государством: гербовый сбор, судебные пошлины, нотариальные сборы, сбор с заграничных паспортов, за прописку документов, за право охоты и др. Налоговая реформа значительно упростила систему пошлинного обложения, объединив девять сборов в один — единую пошлину, отказавшись от взимания сборов за большинство услуг (кроме судебных, нотариаль­ного засвидетельствования договоров и пр.) с обобществленного сек­тора и установив единый упрощенный порядок взимания этой пош­лины.

Единая государственная пошлина представляла собой плату, взи­мавшуюся в СССР государственными учреждениями (суд, государст­венный арбитраж, нотариальные конторы, органы загса, милиция и др.) за определенные действия (рассмотрение исковых заявлений, удостоверение договоров, доверенностей, подлинности подписей, но­тариальные действия, регистрация актов гражданского состояния и т.д.), выполняемые по просьбе и в интересах предприятия, учрежде­ния, организации и граждан. Единая государственная пошлина была244 Глава 11. Налоговая система в СССР 1930-1941 гг.

установлена с 1 октября 1930 г. постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.

Плательщики пошлины делились на три категории: 1) государст­венные учреждения, общественные организации и предприятия обоб­ществленного сектора; 2) рабочие, служащие и приравненные к ним лица, единолично трудящиеся крестьяне, кустари и ремесленники, не использующие труд наемных рабочих, а также находящиеся на ижди­вении указанных лиц члены их семей; 3) прочие лица и предприятия. В зависимости от категории плательщиков устанавливались порядок уплаты и размер единой государственной пошлины, причем наиболее высокие ставки вводились для нетрудового населения. Единая госу­дарственная пошлина уплачивалась наличными деньгами, марками установленного образца или смешанным способом. Поступления за­числялись в доход местных бюджетов.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 февраля 1933 г. было утверждено новое Положение о единой государственной пошлине, со­гласно которому трудящиеся освобождались от пошлины при обраще­нии в правительственные учреждения и подаче жалоб на обложение налогами, исчисление взносов по социальному страхованию и др., а постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 марта 1937 г. упразднено деление индивидуальных плательщиков на две категории (трудящие­ся и прочие лица) и установлены единые для населения и организа­ций ставки пошлины с исков на сумму до 5 тыс. руб. (без пересчета на новый масштаб цен). С 1 апреля 1942 г. единая государственная пош­лина заменена государственной пошлиной.

В 1933 г. в дополнение к пошлине был введен особый паспортный сбор и выделен из пошлины особый прописочный сбор, в свою очередь дополненный курортным сбором.

Курортный сбор вводился постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 августа 1933 г. и взимался с целью частичного возмещения расхо­дов на благоустройство курортов и улучшение бытового обслужива­ния отдыхающих. Сбор уплачивался гражданами при прописке пас­портов в местностях и периоды года, определяемые наркомфинами союзных республик по согласованию с наркомздравами. Постановле­нием ЦИК и СНК СССР от 7 мая 1936 г. этот сбор был заменен еди­ной государственной пошлиной. Впоследствии курортный сбор взи­мался Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Со­юзов (ВЦСПС) и республиканскими Советами профсоюзов в пользу профсоюзных органов (постановления Совета Министров СССР (СМ СССР) от 10 марта 1960 г. и 27 февраля 1969 г.); сбор уплачивали хозрасчетные санатории и дома отдыха (за исключением туберкулез­ных и детских) в размере 4 руб. с каждой месячной путевки. Введение11.5. Пошлины и сборы 245

курортного сбора с граждан, приезжающих на курорты без путевок и курсовок, его размер, порядок взимания, льготы по его уплате регла­ментировались законодательными актами союзных республик. Суммы сбора использовались на благоустройство и поддержание в надлежащем состоянии курортной зоны и пляжей, на строительство гостиниц, оборудование стоянок для автомашин, а также на организа­цию предприятий общественного питания и бытового обслуживания отдыхающих.

Таможенными пошлинами облагались грузы, привозимые в СССР и вывозимые из СССР. Объектом обложения являлась в большинстве случаев цена данного товара и лишь в виде исключения вес или коли­чество единиц товара. Взимание таможенных пошлин с цены товаров введено с 15 февраля 1930 г., до этого времени пошлины взимались с количества или веса. Ставки таможенных пошлин устанавливались таможенными тарифами и были дифференцированы по видам това­ров и по странам, из которых ввозились товары. Так, ставка таможен­ной пошлины на ввозимые сельскохозяйственные машины была уста­новлена в размере 10% с цены, фабрично-заводское оборудование — 32, крупу — 20, овощи, фрукты, орехи — 200, пряности — 800, парфю­мерию и косметику (с 1 кг) — 250 руб. Живые животные (скот) ввози­лись беспошлинно. При экспорте пошлина взималась лишь с живых лошадей, овец и верблюдов. СССР заключил с рядом стран специаль­ные таможенно-тарифные соглашения (конвенции), по которым для отдельных товаров, ввозимых из этих стран, устанавливались либо скидки с общих ставок пошлин, либо особые пониженные ставки. Та­рификация грузов (т.е. с распределением по ставкам пошлин) и упла­та пошлины производились импортными объединениями по получе­нии счетов инофирм, причем все полученные в течение каждого дан­ного месяца счета подлежали оплате не позднее 25 числа следующего месяца. С частных предприятий и лиц таможенные пошлины взима­лись при выпуске грузов из таможен. Фискальное значение таможен­ных пошлин было незначительным, так как грузы, ввозимые в СССР учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора или вывозимые ими за границу, выпускались из таможен без уплаты пошлин.

Сбор с грузов имел целевое назначение (поступления предназнача­лись для развития гаражного строительства) и был установлен на два года (1932 и 1933). Сбор с грузов взимался со всех привозимых на станции Московского и Ленинградского железнодорожных узлов и водные пристани грузов, причем исчисление его производилось с тонны груза (отсюда его вторичное название — потонный сбор) по ставкам от 20 коп. с тонны (для дров, торфа и т.п.) до 1 руб. 20 коп. с246 Глава 11. Налоговая система в СССР 1930-1941 гг.

тонны. С частных предприятий и лиц сбор взимался по удвоенным ставкам.

Разовый сбор на колхозных рынках — местный сбор, взимавшийся в СССР в качестве платы за право торговли на рынках и других отве­денных для этих целей местах за каждый день торговли с колхозов, колхозников и других граждан, продающих сельскохозяйственную продукцию своего производства, а также изделия своего кустарно-ре­месленного промысла. Постановлением ЦИК и СНК от 28 мая 1932 г. отменялись все существовавшие местные налоги и сборы с торговли колхозов, колхозников и единоличников продуктами своего сельского хозяйства на базарах, площадях, станциях железных дорог и приста­нях и разрешалось взимание местного разового сбора за каждый день торговли; одновременно был запрещен сбор за торговлю с рук птицей, яйцами, молоком, маслом, сыром. Для содержания базаров в чистоте и покрытия расходов по уборке базаров допускалось установление местного разового сбора, причем этот сбор не должен был превышать за день торговли: с воза — 1 руб., при торговле с рук, на лотках и т.п. — 20 коп., с головы крупного скота — 1 руб. и с головы мелкого скота — 50 коп. В 1935 г. в связи с введением разового сбора на колхозных рынках были отменены сборы за продажу сельскохозяйственных про­дуктов колхозами, колхозниками и окрестным населением с лотков, прилавков и с рук на станциях железных дорог и пристанях. Указ Президиума ВС СССР (Верховного Совета СССР) от 10 апреля 1942 г. предусматривал взимание сбора за каждый день торговли на колхозных рынках с колхозов, колхозников и других граждан, прода­ющих продукты сельского хозяйства, с кустарей, занимающихся раз­решенными промыслами на территории рынка, граждан, продающих изделия своего производства и собственные вещи.

Билетный сбор как вид государственного сбора в СССР взимался за разрешение (билет) на лов рыбы в твердых ставках, устанавливае­мых краевыми (областными) исполкомами; уплачивался колхозами, организациями и предприятиями обобществленного сектора, а также единоличными ловецкими хозяйствами за промысловый лов рыбы на Камчатке, Чукотском побережье, Северо-Курильских островах и Охотском побережье Хабаровского края. С 1932 г. взимание данного сбора было прекращено.

Рыболовный сбор представлял собой платеж в государственный бюджет СССР. Первоначально он был введен постановлениями ЦИК и СНК СССР от 23 апреля и 2 сентября 1930 г. взамен всех видов налогов с рыбных промыслов (билетный сбор, арендная плата за ры­боловные угодья, сельскохозяйственный налог, промысловый налог, подоходный налог).11.6. Организация сбора налогов 247

Помимо налогов и сборов для определенных категорий населения в 30-е гг. существовали натуральные повинности, в частности, в соот­ветствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 марта 1936 г. было установлено трудовое участие колхозников и единоличников в дорожных работах (дорожные повинности).

11.6. Организация сбора налогов

В соответствии с налоговой реформой сбор налогов с населения осу­ществлялся учрежденными в 1930 г. налоговыми инспекциями (тер­риториальными налоговыми органами) — структурными подразделе­ниями районных и городских финансовых отделов. Организацион­ным подразделением городской (районной) налоговой инспекции в СССР был налоговый участок, который на определенной территории (участке) осуществлял работу по исчислению и взиманию налогов. До налоговой реформы 1930—1932 гг. существовали специальные ин­спекции по прямым и косвенным налогам и соответствующие налого­вые участки; после реформы налоговые участки действовали только в городах. В связи с передачей в 1937 г. взимания налогов с колхозни­ков и сельского населения налоговым инспекциям районных финан­совых отделов налоговые участки были образованы и на селе. Деление территории города (района) на налоговые участки производилось не­посредственно городским (районным) финансовым отделом: в город­ской местности — в зависимости от числа домовладений, плательщи­ков, предприятий и организаций, а в сельской — от количества сель­ских Советов, колхозов, хозяйств граждан, территориального располо­жения селений и условий связи с районным центром.

Должностными лицами налоговой инспекции районного и город­ского финансовых отделов были налоговые инспектора и налоговые агенты. Налоговые инспектора осуществляли контрольную деятель­ность. Налоговый агент — это должностное лицо налоговой инспек­ции, осуществлявшее прием налоговых и страховых платежей от сель­ского населения. Налоговый агент производил также учет налогопла­тельщиков и объектов обложения, исчислял платежи, учитывал их по­ступление, вручал гражданам платежные извещения.

Налоговую регистрацию осуществляли налоговые органы, а также другие государственные и негосударственные органы и организации (органы юстиции и статистики, органы, осуществляющие записи актов гражданского состояния, нотариаты, Госбанк и его подразделе­ния, таможенные органы и т.д.). В СССР в 1932—1954 гг. в соответст­вии с действовавшей системой регистрации подлежали хозяйствен­ные органы, обязанные вносить в бюджет налог с оборота, налог с248 Глава 11. Налоговая система в СССР 1930-1941 гг.

нетоварных операций, отчисления от прибыли и др. платежи. Налого­вая регистрация проводилась один раз в два года районными (город­скими) финансовыми отделами по месту нахождения предприятий, организаций. Впоследствии финансовые органы осуществляли учет объединений, предприятий, организаций-плательщиков по мере воз­никновения у них обязательств по платежам в бюджет.

Государственная регистрация представляла собой обязательную процедуру постановки на учет налогоплательщиков и объектов на­логообложения (определенных видов имущества). Система государ­ственной регистрации действовала параллельно с системой учета на­логоплательщиков. В СССР осуществлялся учет финансовыми орга­нами государственных, кооперативных предприятий и предприятий общественных организаций с целью контроля за законностью их возникновения, реорганизации и прекращения деятельности. Госу­дарственная регистрация была введена постановлением СНК СССР от 9 февраля 1931 г., в соответствии с которым отменялась торговая регистрация органами народных комиссариатов внешней и внутрен­ней торговли и снабжения; дела и архивы по торговой регистрации передавались в ведение Наркомфина СССР и его органов на местах. В 1940 г. СНК СССР утвердил новое положение о государственной регистрации, которое предусматривало учет хозяйственных органи­заций и предприятий, пользующихся правами юридического лица, их филиалов и представительств, а также единоличных уполномо­ченных. Без прохождения государственной регистрации предпри­ятия, организации не могли участвовать в хозяйственном обороте, заключать договоры, открывать в учреждениях Госбанка расчетные и текущие счета. Государственная регистрация органами Министер­ства финансов СССР отменена постановлением СМ СССР от 20 ок­тября 1956 г.

В 1937 г. учреждаются приходные кассы по налогам — структур­ные подразделения районных финансовых отделов. Приходные кассы по налогам принимали налоговые и страховые платежи от сельского населения. Кассы открывались непосредственно при районных фи­нансовых отделах и принимали налоговые платежи в районном цент­ре, выездные кассы — в селах и колхозах (обычно в периоды массовой уплаты платежей). В селениях, находившихся на значительном рас­стоянии от районных центров, действовали приходно-расходные кассы, в функции которых помимо приема денег от населения входи­ло кассовое исполнение сельских бюджетов. В связи с введением должности налоговых агентов приходно-расходные и выездные кассы были упразднены в 1938 г., а кассы районных финансовых отделов — в 1939 г.ГЛАВА 12

Изменения в налоговой системе СССР

в 1941-1965 гг.

12.1. Налоги, введенные в период Великой Отечественной войны

В период Великой Отечественной войны продолжала действовать система обязательных платежей из прибыли государственных пред­приятий, установленная в предвоенный период. Дополнительные по­требности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения {налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР, военный налог, сбор с владельцев скота, сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак). Были внесены существенные измене­ния в системы подоходного и поимущественного налогообложения фи­зических лиц, сельскохозяйственного налога, единой государственной пошлины, налога с доходов от демонстрации кинофильмов, сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства и др.

В качестве чрезвычайного налога периода войны вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Этот налог был установлен с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, оказание помощи многодетным семьям и одиноким мате­рям. Налог взимался на основании указов Президиума ВС СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. в городских и сельских местностях.

Плательщики налога — граждане СССР, не имевшие детей: муж­чины в возрасте от 20 до 50 и женщины, состоящие в браке, в возрасте от 20 до 45 лет. Рабочие, служащие и приравненные к ним по обложе­нию подоходным налогом граждане, получавшие по месту основной работы заработную плату 91 руб. в месяц и выше, уплачивали налог по ставке 6%; с заработка от 71 до 90 руб. включительно налог взимал­ся в пониженных размерах; с заработков до 70 руб. включительно налог не взимался. В 1986—1990 гг. налог был отменен с заработной платы до 80 руб. в месяц и уменьшен с заработной платы от 80 до 100 руб. в месяц. По ставке 6% облагались заработки (независимо от их размера) литераторов и работников искусств.250 Глава 12. Изменения в налоговой системе СССР в 1941 — 1965 гг.

Налог исчислялся по месту получения заработка и удерживался одновременно с подоходным налогом с той же суммы. С остальных граждан (кустарей, ремесленников, владельцев строений, граждан, за­нимающихся частной практикой, и др.) налог взимался непосредст­венно финансовыми органами в размере 6% с дохода, принятого для исчисления подоходного налога на текущий год. Уплачивался в 4 срока равными долями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.221.42 (0.055 с.)