Изменения размеров ставок ндс в 1991—2000 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения размеров ставок ндс в 1991—2000 гг.



Закон РФ 6 декабря 1991 г. №1992-1 Закон РФ 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в ред. Закона РФ от 16 июля 1992 г. №3317-1 Закон РФ 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в ред. Фед. закона от 25 апреля 1995 г. № 63-ФЗ Закон РФ 6 декабря 1991 г. № 1992-1 в ред. Фед. закона от 1 апреля 1996 г. № 25-ФЗ
28% 10% — по продо­вольственным това­рам (кроме подак­цизных) и товарам для детей по пере­чню, утверждаемо­му Правительством РФ 10 % — по продо­вольственным това­рам (за исключени­ем подакцизных) по перечню, утвержда­емому Правительст­вом РФ, и товарам для детей по пере­чню, утверждаемо­му Правительством РФ 10 % — по продо­вольственным това­рам (за исключени­ем подакцизных) по перечню, утвержда­емому Правительст­вом РФ, и товарам для детей по пере­чню, утверждаемо­му Правительством РФ; 10 % — по зерну, са­хару-сырцу; рыбной муке, рыбе и море­продуктам, реализу­емым для использо­вания в техничес­ких целях, кормо­производства и производства ле­карственных пре­паратов
  20 % — по осталь­ным товарам (рабо­там, услугам), включая подакциз­ные продовольст­венные товары 20 % — по осталь­ным товарам (рабо­там, услугам), включая подакциз­ные продовольст­венные товары 20 % — по осталь­ным товарам (рабо­там, услугам), включая подакциз­ные продовольст­венные товары

322 Глава 16. Федеральные налоги по Закону РФ «Об основах налоговой системы в РФ»

Первоначально ставка НДС была единая — 28%. Впоследствии ис­пользовались стандартная ставка 20% и пониженная ставка 10% для определенных категорий товаров (табл. 9). Следует отметить, что спе­циальный налог, взимавшийся с 1 января 1994 г. до 1 января 1996 г., фактически представлял собой надбавку к НДС. Он рассчитывался по отношению к той же базе, и на него распространялись нормы законо­дательства по НДС. Первоначальная ставка специального налога была установлена в размере 3%, а с 1 января 1995 г. ставка составляла 1,5%.

Акцизы на отдельные группы и виды товаров были введены Зако­ном РФ от 6 декабря 1991 г. «Об акцизах» (с изменениями от 16 июля, 22 декабря, 25 декабря 1992 г., 6 августа 1993 г.). Закон устанавливал порядок обложения акцизами реализуемых винно-водочных изделий, этилового спирта из пищевого сырья (кроме отпускаемого для выра­ботки ликероводочных изделий и винодельческой продукции), пива, табачных изделий, шин, легковых автомобилей, грузовых автомоби­лей грузоподъемностью до 1,25 тонны, ювелирных изделий, брилли­антов, изделий из хрусталя, ковров и ковровых изделий, меховых из­делий, одежды из натуральной кожи, а также отдельных видов мине­рального сырья, определяемых Правительством РФ по согласованию с Верховным Советом РФ.

Впоследствии акцизы взимались на основании Федерального за­кона от 7 марта 1996 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Закон Рос­сийской Федерации «Об акцизах», в соответствии с которым вся прежняя система исчисления и взимания акцизов была коренным об­разом реформирована. Объектами обложения стали: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного), спиртосодержащая продукция (за исключением денатурированной), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натураль­ное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием эти­лового спирта более полутора процентов от объема единицы алко­гольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табач­ные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизирован­ный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию РФ, реализуемых инвалидам в порядке, оп­ределяемом Правительством РФ), а также отдельные виды минераль­ного сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительст­вом РФ (подакцизные товары). Новая система акцизов введена с 1 ян­варя 2001 г.

Налог на доходы банков устанавливался Законом РСФСР от 12 де­кабря 1991 г. «О налогообложении доходов банков» с 1 января 1992 г.16.1. Федеральные налоги, введенные в первой половине 1990-х гг. 323

и применялся при расчетах с бюджетом начиная с итогов деятельнос­ти банков в 1992 г. Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 с 1 января 1994 г. был отменен действующий порядок налого­обложения доходов банков и кредитных учреждений. Их налогообло­жение стало осуществляться в порядке и на условиях, определенных Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Налог на доходы от страховой деятельности устанавливался За­коном РФ от 13 декабря 1991 г. «О налогообложении доходов от стра­ховой деятельности» (с изменениями от 16 июля и от 22 декабря 1992 г.). Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 с 1 янва­ря 1994 г. был отменен ранее действовавший порядок налогообложе­ния страховых организаций, а налогообложение страховых организа­ций стало регулироваться Законом РФ «О налоге на прибыль пред­приятий и организаций».

Налог на операции с ценными бумагами первоначально был введен Законом РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2023-1 «О налоге на опера­ции с ценными бумагами». Плательщиками были юридические и фи­зические лица, осуществляющие в установленном порядке соответст­вующие операции. Операциями с ценными бумагами признавались действия или намерения плательщика налога, направленные на воз­никновение имущественных прав в отношении акций, сберегательных сертификатов, облигаций независимо от их вида, условий обращения и номинала и переводных векселей посредством заключения договора и регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг. Проспектом эмиссии ценных бумаг являлось подлежащее регистрации письменное заявле­ние юридического лица о намерении произвести первичную эмиссию ценных бумаг.

Объектами налогообложения были цена договора и регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг. Налог на операции с ценными бу­магами взимался по следующим ставкам: при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг в размере 0,5% номинальной суммы эмиссии. При этом эмитент, осуществлявший первичную эмиссию ценных бумаг, уплачивал налог в виде платы за регистрацию проспекта эмис­сии. В случае отказа в регистрации проспекта эмиссии налог не воз­вращался; при покупке государственных ценных бумаг в размере 1 руб. с каждой 1000 руб.; при заключении договора купли-продажи ценных бумаг с каждого участника сделки ценных бумаг в размере 3 руб. с каждой 1000 руб.

Освобождались от уплаты налога на операции с ценными бумага­ми: юридические и физические лица, приобретающие акции, впервые эмиссируемые акционерным обществом с момента его государствен­ной регистрации; эмитент, осуществляющий первичную эмиссию цен-324 Глава 16. Федеральные налоги по Закону РФ «Об основах налоговой системы в РФ»

ных бумаг; юридические лица, осуществляющие в установленном по­рядке посреднические операции с ценными бумагами за счет и по по­ручению клиента.

В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в указанный закон Федеральным законом от 18 октября 1995 г. № 158-ФЗ «О вне­сении изменений в Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами», налог стал фактически налогом на эмиссию ценных бумаг. Налогоплательщиками остались только юридические лица — эмитен­ты ценных бумаг. Объектом налогообложения стала номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. При этом объек­том обложения данным видом налога не является: номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих пер­вичную эмиссию ценных бумаг; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества, образованного в результате реоргани­зации в форме слияния, разделения или выделения акционерных об­ществ; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного об­щества, конвертируемых в акции акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, не превышающая размера уставного капитала присоединяемого акционерного общества; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества при консолида­ции или дроблении размещенных ранее акций без изменения размера уставного капитала акционерного общества; номинальная сумма вы­пуска ценных бумаг акционерного общества при конвертации разме­щенных ранее акций одного типа в акции другого типа без изменения размера уставного капитала акционерного общества; номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерного общества в случае умень­шения им своего уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций. Ставка налога была установлена в размере 0,8% но­минальной суммы выпуска ценных бумаг.

Подоходный налог (налог на прибыль с предприятий) был введен Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». С 1991 до 2000 г. в указанный Закон было внесено свыше 20 изменений и дополнений.

В отношении плательщиков налога основные изменения были осу­ществлены в связи с принятием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270. В перечень налогоплательщиков были дополнительно включены: коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала и иностранные банки, получившие лицензию Центрального банка РФ; Банк внешней торговли РФ, Сбе-16.1. Федеральные налоги, введенные в первой половине 1990-х гг. 325

регательный банк РФ; кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка РФ на осуществление отдельных банковских операций; Центральный банк РФ и его учреждения в части прибыли (дохода), полученной от деятельности, не связанной с регулировани­ем денежного обращения; филиалы банков и страховых организаций, имеющих отдельный баланс и расчетный счет (корреспондентский счет или корреспондентский субсчет), включая филиалы иностран­ных банков-нерезидентов, получивших лицензию Центрального банка РФ на проведение на ее территории банковских операций; страховые организации и предприятия (страховщики), получившие лицензию на право заниматься страховой деятельностью в Государственном стра­ховом надзоре РФ, а также филиалы этих предприятий, имеющие от­дельный баланс и расчетный счет. Эти изменения были связаны с от­меной налога на доходы банков и налога на доходы от страховой дея­тельности. Распространению на указанные организации и предпри­ятия налога на прибыль сопутствовало создание для них особых условий (режимов) налогообложения прибыли. Кроме того, для этих организаций и учреждений на уровне регионов могли устанавливать­ся ставки, отличные от тех, которые устанавливались для остальных предприятий и организаций — плательщиков налога на прибыль.

В соответствии с Законом от 25 апреля 1995 г. № 64-ФЗ было ус­тановлено, что по предприятиям, в состав которых входят территори­ально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдель­ного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, за­числение налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов РФ, производится в доходы бюджетов субъектов РФ по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, оп­ределяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фон­дов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действу­ющим на территориях, где расположены эти предприятия и структур­ные подразделения.

В соответствии с Законом от 31 июля 1998 г. № 143-ФЗ было уста­новлено, что организации, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности.

Наиболее часто изменения и дополнения затрагивали объект обло­жения налогом на прибыль, порядок исчисления и уплаты, а также налоговые льготы. В разные годы были введены фактически особые326 Глава 16. Федеральные налоги по Закону РФ «Об основах налоговой системы в РФ»

условия налогообложения для предприятий банковской, страховой, инвестиционной сфер, для брокерской и посреднической деятельнос­ти, сельского хозяйства, для предприятий и организаций железнодо­рожного транспорта, энергетики, нефтяной и газовой промышленнос­ти и ряда других отраслей.

Первоначально для предприятий с иностранными инвестициями существовали более благоприятные условия по сравнению с общим режимом налогообложения прибыли. Так, предприятия с иностран­ными инвестициями в течение года производили квартальные авансо­вые взносы налога в размере одной четверти годовой суммы платежей не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала. Авансовая сумма налога на текущий год определялась исходя из предполагаемой прибыли и ставки. Налог на прибыль, фактически полученную за ис­текший календарный год, исчислялся на основании бухгалтерского отчета не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. Уплата на­лога производилась в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчета. Для российских пред­приятий и организаций были установлены системы ежеквартального исчисления и уплаты указанного налога. Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» льготный режим для предприятий с иностранными ин­вестициями был упразднен (исключен п. 4 ст. 8 Закона РФ от 27 де­кабря 1991 г. № 2116-1).

Важным этапом реформирования системы налога на прибыль было принятие Указа Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685, кото­рым устанавливалось, что в целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций начиная с 1 января 1998 г. осуществляется периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом инфляции. До этого Указа в налоговой базе пред­приятий значительную долю составляла инфляционная составляю­щая.

Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 62-ФЗ было установ­лено, что при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учиты­вается разница между продажной ценой и первоначальной или оста­точной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительст­вом РФ (см. п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1).

Первоначально были установлены следующие ставки налога на прибыль (ст. 5 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1): на прибыль предприятий и иностранных юридических лиц — 32%, для бирж и16.1. Федеральные налоги, введенные в первой половине 1990-х гг.

брокерских контор, а также предприятий — по прибыли от посредни­ческих операций и сделок — 45%. Впоследствии была установлена система, в соответствии с которой устанавливалась единая ставка на­лога, зачисляемого в республиканский бюджет РФ, для всех предпри­ятий и организаций, а органам государственной власти субъектов РФ было предоставлено право самостоятельно повышать ставку налога на прибыль, но не более чем в установленном законом размере (размер ставок по налогу на прибыль приведен в табл. 10).

Таблица 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.011 с.)