Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №20 Сущность, значение бюджетной классификации РФ и ее состав

Поиск

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Важно отметить, что бюджетная классификация является одним из связующих звеньев бюджетной системы РФ. Впервые о единстве бюджетной классификации учёные заговорили на рубеже 80-90 гг. ХХ в. Однако законодательное закрепление единства бюджетной классификации нашло отражение в Законе о бюджетной классификации. До существования данного закона правила бюджетной классификации утверждались на уровне ведомственных приказов Министерства финансов РФ.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:

· классификацию доходов бюджетов РФ;

· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

· экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

· классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

· классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации» (действие ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» в основном, приостановлено). Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы*:

Код Наименование групп  
  Налоговые доходы  
  Неналоговые доходы  
  Безвозмездные перечисления  
  Доходы целевых бюджетных фондов  
Группа 3000000 «Безвозмездные перечисления» подразделяется на подгруппы:  
Код Наименование подгрупп  
  От нерезидентов  
  От бюджетов других уровней  
  От государственных внебюджетных фондов  
  От государственных организаций и др.  
Подгруппа 3020000 «От бюджетов других уровней» подразделяется на статьи:  
Код Наименование статей  
  Дотации  
  Субвенции  
  Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти  
  Трансферты и др.  

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Таким образом, бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

ВОПРОС №21 Новые аспекты бюд-й классификации РФ согласно Концепции рейормирования бюд-го процесса в РФ в 2004-2006 г. Согласно концепции реформ бюд-го процесса РФ 2004-2006 гг. одобренной постановлением правительства РФ от22 мая 2004 года. № 249 «О мерах по оповещанию бюд-х рас-в» в России проведена реформа классифик-ии учета и контроля и начиная с бюд-в на 2005 г. принимается новая бюд-я классиф-я. Цель реформиров-я бюд-й классифи-ии РФ является обеспечение условий переориентации бюд-го процесса на достижение конечных резул-в, конечных задач реформ в стране. Реформы бюд-й классифик-ии или учета являя-ся надежным и качественным инструм-м гарантирую-м прозрач-ть деят-ти органов власти и админи-в бюд-х сре-в (главных распоряд-й и получений бюд-х сред-в) и обеспечивающим необход-й объем фин. информации на всех этапах бюд-го процесса –от анализа фин. рез-в дея-ти за прошедший период, подготовки и представления проекта бюд-та и его исполнения в течение фин. года до составления соответ-й фин. отчетности. Новая бюд-я классиф-я направлена на: 1. ориентацию бюд-в; 2. достиж-е конечных рез-в; 3.в том числе путем самост-ти и ответ-ти бюд-в и распор-й бюд. сре-в; 4. при ведении направленной структуры функции-й классифи-ии рас-в в соотве-ии с основными функ-ми выполнен-ми органами местного самоу-я; 5. согласование бюд-й класси-ии с междун-ми станд-ми фин. отгласование бюд-й класси-ии с междун-ми станд-ми фин. отчет-ми и стандар-ми гос-х фин-в. 6. отказ от практики утвержд-я бюд-й классифи-ии отдельным федер-м законам. Временные издержки неизбежно сопутствуют возможности опера-го уничтожения. В случае необход-ти отдел-х позиций бюд-й классиф-ии затягивают процесс осущ-я реформы, поэтому более предпочти-м являя-ся подход применяемый большин-м стран междуна-го сообще-ва при котором закон закр-т лишь основное, обязат-е для всех уровней бюд. системы. Коды экон-й классификации и функцион-й (раздел, подраздел бюд-й класси-ии). Дальнейшая стру-ра классифи-ии опред-ся органами власти соответ-го уровня при принятии закона (решения о бюд-те). Такой подход обеспеч-т большую самост-ть и ответ-ть орган-в испол-й власти при соотавлии бюд-та в рамках законд-но устан-х единых принципов бюд-й классиф-ии.

ВОПРОС №22 Классификация доходов бюджетов и ее содержание. Классиф-я дохо-в РФ – это группировка дохо-в бюд-в всех уровней бюд-й системы, основанного на законод-х актах, определяющих источников формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ включая бюджеты и внебюджетный госуд-й фонд. Остальные подразделения классификации доходов бюд-й системы явля-ся: 1. кад администратора, который состоит из 3-х знаков и соответ-т номеру присвоенному главному распорядителю в соответ-ии с перечнем главных распоря-й соотве-го бюд-та. 2. группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент, программа и т.д. Администраторами поступлений в бюд-т явл-ся налоговые органы, иные органы гос-й власти, органы управ-я госу-ми внебюд-ми фондами, органы мест-го самоу-я: юрид-е или физ-е лица, уполномоч-е указанными органами указанной власти, а также осуществ-е в соответ-ии с законодат-м РФ контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевремен-ю уплаты. Начисление, учет, взыскание, принятие решений о возврате из лично уплаченных по взысканным обязательным платежам в бюджет, пений и штрафов по ним и иных поступлений в бюд-ты РФ. В рамках бюд-го процесса администраторы поступ-й в бюд-т осущ-т мониторинг, контроль, анализ и прогнозиро-е поступ-й и средств из соответ-го доходного источника и предпо-т проектировки поступлений на очередной фин-й год в соответ-ии фин. органы. Группа доходы оказывают конкретные виды налогов через определенные подгруппы. Подвид доходов включает: группу, подгруппу, статью, постатью и элементы. Код вида доходов предусмат-т следующ-е группы: доходы соответ-х кодов; доходы, безвозме-е поступления; доходы от предприни-й и иной деяте-ти, приносящие доход. В группу «доходы» (1000 000 000) включаются следую-е подгруппы: налог на прибыль, налоги на доходы, налоги на соци-е нужды, налоги на товары, реализуе-е на территории России, налоги на товары совоку-й доход, налоги на имущ-во, налоги на пользование приро-ми ресур-ми, госуд-я пошлина, доходы от внешнеэко-й деяте-ти. В группу безвозм-е поступ-я (2000 000 000) вклю-ся след-е подгруппы: безвоз-е постуру-я нерезидентов, безвозм-е посту-я от других бюд-в бюд-й системы РФ, безвоз-е посту-я от госу-х органов, безвоз-е посту-я от негосуд-х орга-й, безвоз-е посту-я от национ-х орга-й. В группу доходы от предп-й и иной дея-ти принос-й прибыль (3000 000 000) включаются след-е подгруппы: доходы от сообстве-ти по предприн-й и иной деяте-ти, рыночные продажи товаров и услуг, целевые отчисления от госуд-х, муниц-х лотерей. Дальнейшая детализация кодов и подгрупп осущс-ся на сатьях и подстатьях. Один из подразделений доходов органи-ии – это элементы, код элемента дохода закрепляя-ся за уровнем бюд-й системы РФ. В зависим-ти от полном-й по установ-ю налогами субъектов РФ, орган-в власти муниц-х образ-й в соответ-ии с законно-м РФ о налогах и сборах. Для ненелог-х доходов код элемента доходов опред-ся в зависимости от принад-ти админис-ра, неналог-х пост-й в ьбд-т к соотв-м уровням власти для безвоз-х поступ-й.Код элемента доходов опре-ся исходя из принадл-ти трансферта его получателю. Устанав-ся след-е коды элем-в дох-в. – фед-й бюд-т; 02 – бюд-т суб-та РФ; 03 – местный бюд-т; 06 – пенсионный фонд РФ; 07 – фонд соц-го страх-я РФ; 08 – федер-й фонд обяз-го мед-го страх-я; 09 – территор-е фонды обяз-го медин-го страх-я.

ВОПРОС №23 Функциональная классификация расходов бюд. системы РФ: хара-ка ее роли и структуры. Функции-я класси-я рас-в РФ являя-ся группировкой расходов бюд-в всех уровней бюд-й системы РФ и отражает направ-я бюд-х сре-в на выполнен-е основ-х функц-й гос-ва и решение вопросов местного бюд-та, в т.ч. на финан-е реализации нормат-х прав-х актов, принятых орга-в гос-й власти, и лицензии-х правовых актов прин-е орган-ми местного самоу-я на финан-е отдел-х гос-х полномочий переда-х другим уровням власти. Первым уровнем классиф-ии рас-в бюд-в РФ являя-ся разделы, опреде-е расход-е бюд-х сред-в на выпол-е функ-й гос-ва. Вторым уровнем классиф-и рас-в РФ явл-ся подр-лы, конкретизир-е направление бюд-х сре-в на выпол-е функций гос-ва в пределах разделов. Класси-я целевых статей и расходов Феде-го бюд-та образ-т 3-ий уровень функ-й класси-и расх-в бюд-в РФ по конкр-м направ-м деяте-ти главных распоряд-й сред-в федер-го бюд-та в пределах разделов функции-х классифик-й расх-в бюд-в РФ. Четвертый уровень функц-й классиф-ии расх-в РФ детализирует напра-я, финанс-е расх-в бюд-в по целевым статьям. В соответ-ии с БК РФ разделы которые отраж-т направ-е фин. ресурсов на выполне-е осн-х функц-й гос-ва состоит из 11 разд-в и 84 подраз-в. Первый раздел 0100 «общие гос-е вопросы» предусм-т 15 подраз-в, по указ-му разделу отраж-ся расходы на функцион-е главы гос-ва – президента РФ, функцион-е высшего долж-го лица субъекта РФ и органа мест-го самоу-я, функции-е закон-х (пред-х) органов власти и мест-го самоу-я, функции-е высших орг-в власти суб-в РФ мест-х админист-й, финанс-е судебной сит-мы и т. д. Раздел 0200 «Национ-я оборона»» состоит из 8 подраз-в и отраж-т расходы на финан-е национ-й обороны. Струк-ра расх-в по данному раз-лу в разрезе вход-х в его состав под-в преведена в соотв-ии с осно-ми фун-ми, выполняе-ми Феде-ми орга-ми испол-й власти в сфере обеспечения и укреп-я оборон-ти страны, руко-ва, управ-е вопросами и усугами в сфере наземной, морской, военно- воздуш-й, противоракетной, космиче-й обороны и др. Раздел 0300 «Национ-я безоп-ть и правоохр-я деят-ть» состоит из 13 подра-в. 0301- органы прокур-ры; 0302 – органы внутр-х дел; 0303 – внутрен-е войска; 0304 – органы инвестиций,0305 - система испол-й наказ-й; 0306 – органы без-ти и др. Раздел 0400 «Национа-я экон-ка» состоит из 11 подраз-в, отраж- х расходы на обеспе-е дея-ти отрасл-й экон-ки. 0401 – общеэконом-е вопросы» отраж-ся расх-ды на обеспе-е деят-ти мин-в, служб, агенств, осущ-хрук-во и управ-е в сфере нац-й экон-ки. 0402 – топливо и энергетика, отра-ся расходы связанные с гос-й поддер-й, указанной отрасли, включая предост-я субсидий. 0403- исслед-е и использ-е космич-го простран-ва, отраж-ся рас-ды связанные с госуд-й поддержкой космиче-й деят-ти, включая федер-е, целевые программы. 0404- воспроиз-во минерально-сырьевой базы. 0405 – с/х и рыбаловство.04060- водные ресурсы. 0407- лесное хоз-во, 0408 – транспорт. 0409 – связь и информатика, отра-ся расх-ды на формир-е Феде-х, информ-х рес-в, а также госуд-ею поддер-ку отраслей связи. Раздел 0500 ЖКХ состоит из 4 подраз-в. 0501- жилищное хоз-во, отра-ся рас-ды на руков-во деят-ю и управл-е услугами в области жилищного хоз-ва, снос ветхих домов и т.д. 0502- коммунальное хоз-во отр-ся рас-ды на руко-во коммуна-го разви-я и связан-е с ними услугами, плани-е новых жилых райнов и т.д. 0504 другие вопросы отра-ся такие рас-ды которые не могут быть отнесены к вышеназ-м разделам. Раздел 0600 – охрана окруж-й среды состоитииз 4 подра-в и отраж-т напра-е рас-в на очистку сточных вод, сбор и удаление отх-в, охрану расти-х и живых видов из среды обитания. Раздел 0700 образование состоит из 9 подраз- в, отраж-т направ-е расх-в на дошкольное, начальное, общее, средне-професси-е, высшее и т.д. Содерж-е учред-й образ-я, обеспе-е и органи-я учебного процесса. Раздел 0800 культура, киномотогра-я, СМИ состоит из 6 подраз-в и отражает направ-е расх-в на предост-е услуг в этой сфере, содер-е культуры и т.д. Раздел 0900 – здравоох-е и спорт, отраж-т напра-е рас-в гос-ва на финан-е здравоох-я спорта и физ куль-ры и состоит из 4 подразделов. Раздел 1000 социальная политика состоит из 6 подраз-в и отражает направ-е расх-в на пенсионное обеспечение, соц-е обслужив-е и социал-е обеспе-е насел-я, борьбу с преступ-ю, опеку и попечительство.

ВОПРОС №24 Экономическая и ведомственная классификация расх-в бюд. системы РФ: их сущность и значение. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Экономическая классификация расходов может быть представлена в следующем виде: 1) текущие расходы: расходы на товары и услуги:оплата труда; начисления на заработную плату; приобретение товаров и услуг; оплата прочих услуг; выплата процентов: выплата процентов по займам у Центрального банка; выплата процентов по прочим займам внутри страны; выплата процентов по государственному внешнему долгу; субсидии и другие текущие трансфертные платежи:субсидии; текущие трансфертные платежи; трансферты другим уровням государственного управления; трансферты некоммерческим (неприбыльным) орга­низациям; трансферты домашним хозяйствам. Капитальные расходы: приобретение основного капитала приобретение товаров для создания государственных запасов; приобретение земли и нематериальных активов; капитальные трансферты. Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Текущие расходы включают возмездные платежи, за исключением платежей за капитальные активы или товары и услуги, которые предназначены для создания капитальных акти­вов, а также любые безвозмездные платежи, назначением кото­рых не является приобретение их получателем капитальных активов, компенсация потерь, связанных с разрушением или порчей капитальных активов, или увеличение финансового капитала получателя таких платежей. Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая: 1.статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. 2.средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством. 3)расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;4)другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. В капитальные расходы входят платежи с целью оплаты приобретенных капитальных активов, земли, нематериальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров либо безвозмездные платежи, передаваемые их получателям с целью приобретения ими подобных активов, компенсаций; убытков, понесенных в связи с разрушением или порчей основных фондов, либо увеличения финансового капитала получателя таких трансфертов. Государственное финансирование капитальных вложений в условиях рыночной экономики направляется на цели, финансирование которых невозможно за счет других источников. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются ФЗ. Ведомственная классификация расходов фед-го бюд-та – группировка расх-в, отраж-я рапреде-е бюд-х ассигнований по прямым получателям сред-в из Феде-го бюд-та, а в рамках их бюд-в – по целевым статьям и видам рас-в. Классификация целевых статей рас-в фед-го бюд-та – второй уровень указанной классификации – отражает финансир-е по конкретным направл-м деяте-ти прямых получ-й сре-в из Феде-го бюд-та по определ-м разделам и подразделам функцио-й классиф-ии расходов бюд-в РФ. Классифи-я видов расх-в фед-го бюд-та детализ-т направл-е финансир-я по целевым статьям.

Вопрос №25 Экономическое и правовое содержание доходов бюджетной системы РФ и их классификация

Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ, региональных органов государственной власти РФ и органов муниципального управления.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет и бюджеты федерального и местного уровней, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, так как она используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.

В соответствии с БК РФ расчеты доходов БС РФ формируются на основании законов или решений законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год в соответствии с принятым налоговым, таможенным и другим законодательством на момент составления проекта бюджета.

Доходы бюджетов образуются за счет собственных, закрепленных и регулирующих доходных источников, а также прямой финансовой помощи в различных формах и других доходов в соответствии с законом или решением о бюджете на соответствующий финансовый год.

Классификация доходов бюджетов РФ основывается на законодательных актах РФ, определяющие источники формирования доходов бюджетов всех уровней БС РФ.

Структура доходов бюджетов:

  1. Налоговые
  2. Неналоговые
  3. Безвозмездные перечисления от других бюджетов БС РФ

Пропорции распределения налогов и порядок бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются ФЗ о Федеральном Бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет. БК РФ вводит как обязательное условие возможное увеличение нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год

Налоговые доходы включают:

  1. Налоги на прибыль и доходы (налог на прибыль организации, НДФЛ, налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам)
  2. Налоги и взносы на социальные нужды (ЕСН)
  3. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы)
  4. Налоги на услуги и товары, ввозимые на территорию РФ (НДС, акцизы)
  5. Налог на совокупный доход (единый налог, взимаемый в связи с применением УСН, единый налог для юридических лиц, для ИП, ЕНВД для отдельных видов деятельности, единый с/х налог)
  6. Налог на имущество (налог на имущество физических лиц, на имущество предприятий, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения)
  7. Налоги, сборы и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов)
  8. Государственные пошлины
  9. Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам
  10. Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, сборы, прочие налоги на импорт)
  11. Прочие пошлины и сборы

Неналоговые доходы включают:

  1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду государственного имущества, проценты, полученные за размещение в банках и банковских учреждениях временно свободных средств и за предоставление кредитов внутри страны, а также правительствам иностранных государств; доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства, перечисление прибыли ЦБ РФ, прочие поступления от государственной собственности или деятельности).
  2. Платежи за пользование природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование лесным фондом)
  3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, лицензионные сборы и т.д.)
  4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов (от продажи государством принадлежащих ему акций предприятий, от продажи права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и т.д.)
  5. Административные платежи и сборы (сборы, взимаемые государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов), прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций)
  6. Штрафы, санкции, возмещение ущерба, взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей; поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; и др.)
  7. Прочие неналоговые доходы


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.01 с.)