Общая характеристика расходов бюджетной системы РФ на социальную сферу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика расходов бюджетной системы РФ на социальную сферу



 

В социально-бытовую инфраструктуру входят не только все отрасли непроизводственной сферы, но и некоторые отрасли сферы материального производства. Таким образом, социально-бытовая инфраструктура — это комплекс отраслей производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства, обслуживающих население и основное производство.

Социально-бытовая инфраструктура включает: просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения. Развитие инфраструктуры находится в зависимости от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной, и непроизводственной сферами. Вместе с тем инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социально-бытовой инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социально-бытовой инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития. Особенность деятельности предприятий обслуживания состоит в том, что часть их услуг населению поступает на платной основе, а часть — на бесплатной или льготной.

Бесплатное распределение материальных благ и услуг позволяет нашему обществу более направленно реализовать свои цели, активно вмешиваться в формирование структуры потребления. Бесплатные услуги в основном предоставляются за счет общественных фондов потребления и направляю ^я населению по каналам местных бюджетов. Эти расходы связаны с финансированием жилищного хозяйства, здравоохранения и просвещения и т.д. Рост услуг указанных учреждений влечет за собой увеличение бюджетных расходов. В перспективе будет наблюдаться увеличение платных услуг.

Политика регулирования соотношения между платными и бесплатными услугами должна быть конкретной и последовательной. В ближайшие годы темпы роста платных услуг будут выше бесплатных. Платные услуги будут развиваться в бытовом обслуживании, торговле, общественном питании и жилищно-коммунальном обслуживании населения. В то же время основная часть услуг здравоохранения, просвещения должна быть, на наш взгляд, традиционно бесплатной, то есть финансироваться за счет бюджетных средств.

Финансовое обеспечение социально-бытовой инфраструктуры — это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения, перераспределения и использования фонда финансовых ресурсов, направляемых на содержание и развитие социально-бытовой инфраструктуры. Одна из важных черт современного этапа экономического развития страны — необходимость перехода к интенсификации народного хозяйства. Интенсификация экономики вносит существенные коррективы в распределительные отношения. С повышением производительности труда в сфере материального производства открываются более широкие возможности для высвобождения работников в непроизводственную сферу, для ее неуклонного развития.

Таким образом, по мере интенсификации труда в сфере материального производства снижается потребность в наращивании мощностей предприятий путем их экстенсивного развития. Одновременно с этим растет масса прибавочного продукта как в целом, так и в расчете на одного работающего в данной сфере. Это в свою очередь позволяет увеличивать долю прибавочного продукта, используемого для развития непроизводственной сферы. Развитие производительных сил осуществляется как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. Ведомственно-корпоративный принцип распределения финансовых ресурсов используется предприятиями в рамках решаемых ими производственных задач и для обеспечения их работников необходимым объемом социально-бытовых услуг.

В соответствии с территориальным принципом средства на социально-бытовую инфраструктуру выделяются территориальным органам власти для развития административно-территориальных единиц, обеспечения их жителей услугами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры. С экономической и социальной точек зрения более приемлем территориальный принцип распределения ресурсов на развитие социально-бытовой инфраструктуры, финансовое обеспечение ее по линии территориальных органов власти. Население всех регионов должно обеспечиваться необходимой социально-бытовой инфраструктурой независимо от наличия в них развитого экономического потенциала. Таким образом, с интенсификацией народного хозяйства, повышением роли местных органов в экономике усиливается тенденция кконцентрации социально-бытовой инфраструктуры в их ведении, к расширению территориального канала распределения финансовых ресурсов государства на развитие непроизводственной сферы.

Исходя из этих предпосылок система финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры должна включать следующие основные элементы: образование финансовых ресурсов, предназначенных на инфраструктуру; распределение и перераспределение финансовых ресурсов; каналы финансирования инфраструктуры; планирование финансового обеспечения; объединение финансовых ресурсов; методы финансирования.

 

 

46. Расходы на образование

Образование — процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков, это необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования — обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием. Процесс образования требует также от личности самообразования, участия в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры. Под образованием в действующем Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующими документами. Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется возможность бесплатного получения общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.

В соотв с ФЗ «Об образовании» установлены образват цензы общего образования:

основное общее, среднее полное обр-е.

Среднее проф образование м.б. получено в образ учречдении среднего проф обр-я, высшее проф- в общеобразоват учр высш проф обр-я. Реализация конституц прав граждан д.б. обеспечена путем создания условий для получения образования.

Основной целью гос политики в сфере образования является повышение уровня образования населения, а также повышения доступности качественного образования для всех слоев населения независимо от происхождения, доходов и места жительства граждан.

Одной из основных задач гос политики в сфере образования является повышение его соответствия потребностям экономики. В 2008-2010 гг. сосредотачиваются усилия на подготовке высококвалифицированных кадров со средним проф образованием для высокотехнологичных и инновационных отраслей промышленности. Одним из направлений модернизации образовательных программ является вовлечение бизнеса в образовательный процесс. В рез-те решается вопрос о дальнейшем трудоустройстве выпускников.

Расходы федерального бюджета РФ на образ-е в 2008 г-308,9 млрд р, 2009 г.-315,5 млрд р,.В расходах федерального бюджета предусмотрено финансирование в 2008 высшего проф обр-я =239,9 млр р, на среднее образование – 29,5 млрд р, что ниже, чем во многих зарубежные странах.

При оценке эффективности вложений в Об-е учитывается повыш-е произ-ти труда благодаря вовлечению в произ-во более квалиф-х рабочих и управленч-х кадров. В непроизвод сферере повышается качество услуг благодаря вовлечению в отрасль образованных кадров.С развитием образования повышается культурный и духовный уровень населения страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.007 с.)