Бюджетные права Украины и органов местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетные права Украины и органов местного самоуправления.



Бюджетные права как правовой институт. Конституция Украины предоставила право на собственный бюджет как материально-финансовую базу функционирования государству и органам местного самоуправления всех уровней.

Бюджетные права (полномочия в виде прав и обязанностей) представляют собой субъективные права, принадлежащие органам государства и органам местного самоуправления и их исполнительным органам. Бюджетное право, как часть финансового, определяет круг субъектов, делая их правосубъектными.

Бюджетные права — это субъективное право, принадлежащее тем субъектам бюджетных правоотношений, которые наделены нормами бюджетного права правосубъектностью.

Субъекты бюджетного права способны иметь субъективные права и нести установленные законодательством обязанности. Анализ действующего бюджетного законодательства, законов об органах местного самоуправления и местных государственных администрациях дает возможность классифицировать бюджетные права Украины и местных органов самоуправления в такие группы. Бюджетные права Украины:

1) в области консолидированного бюджета Украины;

2) в области Государственного бюджета;

3) в области местных бюджетов.

Бюджетные права местных органов самоуправления также можно объединить в 3 группы:

1) в области Государственного бюджета;

2) в области своего бюджета (областного, городского, районного);

3) в области бюджетов нижестоящих органов местного самоуправления.

На каждом уровне бюджетной системы Украины бюджетные права (полномочия) имеют свои особенности, связанные с общими полномочиями органов власти соответствующего уровня (АРК, область, район и т.д.), но есть и общие черты, дающие возможность определить их: бюджетные права Украины и местных органов самоуправления — это совокупность полномочий (прав и обязанностей), принадлежащих им в лице органов государственной власти или местного самоуправления и установленных законодательством по формированию, утверждению и исполнению соответствующего бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории.

Полномочия Украины, как суверенного государства, в области бюджета широкие. В Бюджетном кодексе они конкретизируются через полномочия органов государственной власти, выступающих от имени государства. В соответствии с нормами статей Конституции Украины и Бюджетного кодекса к полномочиям Украины в области бюджета относятся:

· определение основных направлений бюджетной политики;

· установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Украины;

· определение видов расходов, включаемых в Государственный бюджет и местные бюджеты.

Статья 95 Конституции Украины установила, что исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные нужды, размер и целевая направленность этих расходов, а также критерии разграничения расходов между местными бюджетами;

· определение доходных источников, поступающих на формирование Государственного и местных бюджетов, поскольку статья 92 Конституции Украины установила, что система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами;

· распределение доходных источников между Государственным и местными бюджетами;

· разграничение расходов между бюджетами, учитываемых при определении межбюджетных трансфертов;

· определение дотации выравнивания бюджету Автономной Республики Крым и областным бюджетам и средств, передаваемых в Государственный бюджет из местных бюджетов;

· определение видов субвенций, передаваемых из Государственного бюджета в местные в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, и порядка предоставления межбюджетных трансфертов;

· утверждение единой бюджетной классификации;

· установление системы мер по сбалансированию бюджетов всех уровней;

· установление основ бюджетных полномочий органов местного самоуправления;

· установление принципов и основ бюджетного процесса для всех уровней бюджетов;

· составление сводного бюджета и отчета о его исполнении;

· осуществление методического руководства в бюджетной деятельности и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Эти полномочия принадлежат Украине как государству, на территории которого осуществляется единая бюджетно-финансовая политика.

Вторая группа полномочий Украины связана с тем, что главную роль в бюджетной системе Украины играет Государственный бюджет. В области Государственного бюджета Украина наделяется полномочиями:

· на утверждение Государственного бюджета Украины;

· на составление Государственного бюджета из общего и специального фондов;

· на получение закрепленных за Государственным бюджетом доходов;

· на определение направлений использования бюджетных ассигнований (назначении) и их размеров по направлениям;

· на образование в Государственном бюджете резервного фонда для осуществления непредвиденных расходов, не имеющих постоянного характера и которые не могли быть предусмотрены при составлении проекта бюджета, размером не более одного процента объема расходов общего фонда соответствующего бюджета;

· на определение видов расходов, которые включаются в Государственный бюджет и обеспечивают конституционный строй государства, государственную целостность и суверенитет, независимое судопроизводство и другие расходы, которые не передаются в местные бюджеты;

· на предоставление трансфертов из Государственного бюджета.

Украина в лице Верховной Рады Украины и органов исполнительной власти наделена полномочиями и по отношению к местным бюджетам. На основании статей Конституции Украины, Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» и Бюджетного кодекса между государством, Автономной Республикой Крым и местным самоуправлением устанавливаются отношения по поводу обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения возложенных на них функций.

Государство обязано:

· оказывать финансовую поддержку местному самоуправлению и принимать участие в формировании местных бюджетов;

· гарантировать органам местного самоуправления доходную базу, достаточную для обеспечения населения услугами на уровне минимальных социальных потребностей;

· утверждать дифференцированные и единые нормативы отчислений от общегосударственных доходов и налогов в местные бюджеты высшего уровня;

· изымать у местных бюджетов в Государственный бюджет часть излишка в случае превышения прогнозируемых показателей доходов местных бюджетов расчетного объема расходов соответствующего бюджета;

· определять размеры субвенций и целевых направлений их использования;

· осуществлять контроль за законным, целесообразным, экономным расходованием средств и надлежащим их учетом.

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления складываются из установления порядка прохождения местных бюджетов (составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, их утверждение решениями о местных бюджетах, их исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов). Согласно статье 75 Бюджетного кодекса особенности составления расчетов к проектам бюджетов на следующий период Совету Министров АР Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов доводит Министерство финансов Украины. Поскольку в Украине существует единая бюджетная система и бюджетные отношения регулируются единым бюджетным законодательством (ст. 4 Бюджетного кодекса), органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения, имеют полномочия в сфере бюджетов деятельности, которые можно объединить в три группы:

· по отношению к Государственному бюджету Украины;

· по отношению к собственному бюджету;

· по отношению к бюджету низшего уровня.

 


Бюджетное законодательство Украины. (ст. 4 БК)

1. Бюджетне законодавство складається з:

1) Конституції України -посідає визначальне місце серед інших законів, які регулюють бюджетні відносини, бо має особливі юридичні властивості і є основою нормативно-правового регулювання всіх публічних фінансових відносин, що пов'язані з бюджетною діяльністю держави, її органів і органів місцевого самоврядування. Вплив Конституції на бюджетне законодавство відчувається на всіх стадіях законодавчого процесу і проведенні контролю за бюджетною діяльністю. Статті 95 - 98 Основного Закону присвячені встановленню засад бюджетної системи, яка будується на засадах справедливого і неупередженого розподілу суспільного багатства між громадянами і територіальними громадами;

2) Бюджетного Кодексу -прийнято 8 липня 2010 року і введено в дію (за деякими винятками, визначеними в розділі VI) з 1 січня 2011 р. Він складається з шести розділів. Бюджетним кодексом України регулюються відносини, що виникають у процесі складання, розгляду, затвердження, виконання бюджетів, звітування про їх виконання та контролю за дотриманням бюджетного законодавства, а також питання відповідальності за порушення бюджетного законодавства.

3) закону про Державний бюджет України -виключно законом про Державний бюджет України визначаються надходження та витрати Державного бюджету України. Стаття 74 Конституції України забороняє проведення референдуму щодо законопроектів з питань бюджету;

4) інших законів, що регулюють бюджетні відносини. Насамперед, до джерел бюджетного права належать спеціальні закони, норми яких регулюють тільки бюджетні правовідносини. Спеціальні бюджетні закони включають Бюджетний кодекс України як систематизований бюджетний закон та закон про державний бюджет. Крім того, до актів цього виду належать і закони, які регулюють окремі бюджетні відносини.

Серед інших законів, які безпосередньо не регулюють бюджетні відносини, але відіграють роль у їх регулюванні, слід назвати закони України "Про місцеве самоврядування", "Про місцеві державні адміністрації". Відіграє роль у регулюванні бюджетних відносин Закон України "Про затвердження Конституції Автономної Республіки Крим", у якому визначаються повноваження у галузі бюджету Верховної Ради та Ради міністрів Автономної Республіки Крим;

5) нормативно-правових актів Кабінету Міністрів України -Кабінет Міністрів України на підставі Конституції України та законів України, указів Президента видає постанови та розпорядження, норми яких регулюють бюджетні відносини на всіх стадіях бюджетного процесу. Кабінет Міністрів України приймає нормативно-правові акти разом з іншими центральними органами;

6) нормативно-правових актів органів виконавчої влади -укази Президента України, приписи яких регулюють відносини, не врегульовані законами України. Центральні органи виконавчої влади видають на підставі та на виконання Бюджетного кодексу України, інших законів України та нормативно-правових актів Кабінету Міністрів України свої акти.

Особливу роль у регулюванні бюджетних відносин відіграють нормативно-правові акти Міністерства фінансів України, Державного казначейства України.

Для регулювання бюджетних відносин видаються спільні нормативно-правові акти;

7) рішень про місцевий бюджет;

8) рішень органів АРК, місцевих державних адміністрацій, органів місцевого самоврядування, прийнятих відповідно до Кодексу, нормативно-правових актів. До нормативно-правових актів, що регулюють бюджетні відносини, належать акти органів Автономної Республіки Крим, місцевих державних адміністрацій, органів місцевого самоврядування. До них належать рішення про затвердження місцевих бюджетів, планів соціально-економічного розвитку, надання пільг окремим платникам, платежі яких надходять до місцевих бюджетів, випуск місцевої позики тощо.

При здійсненні бюджетного процесу в Україні положення нормативно-правових актів застосовуються лише в тій частині, в якій вони не суперечать Конституції України, Бюджетному кодексу України і щорічному закону про Державний бюджет України на відповідний рік.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.019 с.)