Понятие и виды государственных и муниципальных доходов и расходов




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды государственных и муниципальных доходов и расходов



Выполнение задач и функций государства требует обеспече­ния финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и распо­ряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате оно располагает своими доходами, т.е. государст­венными доходами. Они находятся в собственности РФ и ее субъектов. Распоряжаются ими соответствующие органы госу­дарственной власти. Помимо этого собственными доходами рас­полагают муниципальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, являющиеся муниципальной собственнос­тью (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ), распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления.

Государственные доходы это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания фи­нансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осу­ществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирова­ния государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой ос­новы местного самоуправления, используются для решения во­просов местного значения, исходя из интересов населения соот­ветствующей территории.

Государственные и муниципальные доходы находятся соответ­ственно в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Распоряжаются ими соответствую­щие органы государственной власти или местного самоуправле­ния.

Государственные доходы зачисляются в различные государ­ственные денежные фонды: федеральный и региональные бюд­жеты, внебюджетные целевые государственные фонды. Муни­ципальные (местные) доходы, поступают соответственно в муниципальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюд­жетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государ­ственных или муниципальных предприятий.

Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государствен­ных и местных доходов, их система, правовой режим.

В связи с преобразованиями в экономике, а также во взаимо­отношениях между федеральными органами власти и субъектами Федерации, развитием местного самоуправления произошло об­новление этого законодательства: приняты новые нормативные акты как общего значения по вопросам государственных и мест­ных доходов, так и по конкретным их видам.

Составляя единую систему, государственные и местные дохо­ды классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены разные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку наиболее полное представление об их источ­никах, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства.

В соответствии с этим признаком в системе доходов государства муниципальных образований можно выделить поступления:

а) от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной дельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и прйродных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водо­емов других природных ресурсов, от приватизации государствен­ной и муниципальной собственности). При этом получаемые доходы (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с тем остаются в распоряжении предприятий;

б) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

в) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

г) от личных доходов граждан.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муни­ципальных образований выделяются налоговые и неналоговые платежи и поступления. Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогообла­гаемого объекта. Близкими к ним по форме являются сборы (ст. 8 НК РФ). При всей многочис­ленности налогов более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления.

По методам аккумуляции среди доходов государства и муниципальных образований выделяются обязательные и доброволь­ные платежи и поступления. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штра­фы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются сред­ства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.

С учетом отношений собственности можно говорить о доходах государства и муниципальных образований в собственном смысле слова (собственные доходы} и о финансовых ресурсах, которые используются ими временно и подлежат возврату {заемные средства). В первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государствен­ную или муниципальную собственность, т.е. становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федераций или муниципальной собственностью с соответствующим право­вым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и дру­гие обязательные платежи, поступления от использования госу­дарственного и местного имущества, природных ресурсов, от при­ватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источни­кам государственного внебюджетного фонда обязательного меди­цинского страхования и др., помимо установленных обязатель­ных платежей, отнесены и добровольные взносы граждан и юри­дических лиц.

К финансовым ресурсам государства и муниципальных обра­зований, не являющимся их доходами в прямом смысле, относят­ся средства, полученные от распространения облигаций государственных и муниципальных займов, банковские кредиты, используемые для пополнения бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов. При этом в качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ.

Полученные таким путем средства подлежат возврату и поэтому не являются доходами государства и муниципальных образований в собственном смысле слова. Тем не менее им принадлежит важная роль. Они способствуют снятию напряженности в финансовом поло­жении государства или муниципального образования при недоста­точности поступления их собственных доходов. Помимо этого такие методы привлечения ресурсов в распоряжение государства способ­ствуют более полному использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание потребностей общества.

Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных доходов, то их можно разделить на две группы: централизованные и децентрализованные доходы.

Децентрализованные доходы – это доходы государственных (и муниципальных предприятий), других организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к госу­дарственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления, как и другое закреп­ленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей при-былью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы законодательство (ГК РФ) относит к государственной казне РФ, государственной казне субъектов РФ, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными муниципальными предприятиями, другими организа­циями.

В современных условиях формирования новых экономичес­ких отношений в Российской Федерации, сопровождающегося ос­ложненной финансовой ситуацией в стране, в том числе и недо­статочностью финансовых ресурсов, важное значение имеет четкость в правовом регулировании порядка использования последних, т.е. осуществления государственных и муниципальных расходов.

Выражение «государственные (и муниципальные) расходы» можно понимать в разных аспектах. Например, как конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, про­изведенных ими в целях выполнения своих функций и задач. Такое понимание имеет значение для учета средств, анали­за расходов и определения перспектив социально-экономической политики и других направлений развития государства. Следует отметить публичный характер этих расходов.

Помимо этого, данное понятие имеет организационный и юри­дический аспекты, выступая в качестве составной части финан­совой деятельности государства и муниципальных образовании, а именно, деятельности по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенности финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований при наличии специфических черт, свой­ственных данному ее этапу. Следует отметить, что эта часть (на­правление) финансовой деятельности находится во взаимозависи­мости с другими ее направлениями: образованием денежных фон­дов, их распределением; неотъемлемым ее элементом также должен быть финансовый контроль. Все это наглядно проявляет­ся в условиях финансовых трудностей государства, усугубляю­щихся принятием решений, не подкрепленных наличием необхо­димой финансовой базы, недостатками в организации государст­венного контроля за использованием финансовых ресурсов.

Анализируя содержание правовых институтов государствен­ных и муниципальных расходов, следует обратить внимание на их тесную связь с институтами бюджетного права, государствен­ных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных и муниципальных предприятий: регулируемые этими институтами отношения получают развитие в процессе осущест­вления государственных и муниципальных расходов как завершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий. На этом этапе происходит использование выделенных для расходов средств всеми их непосредственными получа­телями.

Отсюда ясно исключительно важное практическое значение финансово-правовых институтов государственных и муниципаль­ных расходов, четкости составляющих их правовых норм, как ме­ханизма, способствующего экономному и эффективному исполь­зованию государственных и муниципальных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами и приоритетами. Это особенно актуально для последнего времени, когда в сложнейших условиях дефицита государственных и муниципальных финансовых ресурсов наблю­даются многочисленные факты отвлечения бюджетных средств на непредусмотренные мероприятия и даже «исчезновение» их в неизвестном направлении, выхода из-под государственного кон­троля.

Государственные и муниципальные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям.

Прежде всего в зависимости от формы собственности субъек­тов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные.

Такую классификацию развивает подразделение расходов на три группы соответственно уровням организации власти в Рос­сийской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации (региональные), которые вместе с федеральными составляют государственный расходы, и расходы местного значения, или муниципальные.

В зависимости от источников получения де­нежных средств, а также порядка их планирования и исполь­зования расходы можно подразделить на: а) централизован­ные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов; и б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера участия в общественном произ­водстве деятельности выделяются расходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фондов (капитальных вложений); в) создание резервов.

Существенное значение для характеристики целевых направ­лений государственных и муниципальных расходов имеет клас­сификация их по функциональному признаку. Законодательная основа такой классификации заложена Федеральным законом «О бюджетной классификации». Хотя Закон установил ее только в отношении бюджетов, в определенной части она применима к государственным и муниципальным расходам в целом. Так, в со­ставе последних можно выделить направления расходов на:

а) отрасли экономики — промышленность, строительство сельское хозяйство и т.д.;

б) социально-культурную сферу и науку;

в) охрану окружающей природной среды;

г) оборону;

д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопаснос­ти, функционирование судебной системы;

е) международную деятельность;

ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнитель­ных органов власти;

з) создание запасов и резервов; и) прочие расходы.

Можно заметить ряд общих характеристик, свойственных по­нятиям государственных (муниципальных) расходов и доходов: расходы, как и доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на федеральные, субъектов Федера­ции (региональные) и местные (муниципальные) или более обоб­щенно — на государственные и местные (муниципальные).

Государственные (муниципальные) расходы и государствен­ные (муниципальные) доходы — тесно взаимосвязанные катего­рии. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последст­вия — бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных зна­ков, введение дополнительных налогов, использование внутрен­них и внешних займов в больших размерах, чем может выдер­жать экономика, и т.д., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.01 с.)