![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоговое право в системе финансового права. Налоговые платежи: понятие и виды
Налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения постановлению, введению в действие и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц. Естественно, что налоговое право существует и как соответствующая часть финансово-правовой науки. В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в РФ являются налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства. Это обусловлено реформированием экономики России, ее рыночным характером, что требует активного использования инструментов финансового механизма, в том числе налогов. Поэтому налоговое право как одно из подразделений (подотраслей) финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. Для последнего десятилетия характерно существенное изменение налогового права. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Формирующееся налоговое право России призвано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны. Налоги — один из древнейших экономических инструментов в обществе1. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Помимо налогов для пополнения своей казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей. Но на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги Налоги в финансово-правовом аспекте - это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные фонды) с определением их размеров и сроков уплаты. Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер, т.е. направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня. Правовая наука придает большое значение определению понятия налогов, поскольку в нем отражается сущность и характерные особенности правоотношений, возникающих при взимании налогов. Современное российское законодательство также уделило ему внимание, что, без сомнения, важно. Первая попытка сформулировать понятие налога в законодательном акте была предпринята в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы» (ст. 2), согласно которому «под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Однако нечеткость такого определения очевидна хотя бы потому, что налог в нем не отграничивается от других платежей в бюджет. Существенно отличается от него в этом плане понятие налога, данное в Налоговом кодексе 1998 г. (ст. 8). Кодекс воспринял положения, разработанные по этому вопросу наукой финансового права. Характерно, что в нем дается понятие, относящееся именно к налогу, а сбор имеет свое особое определение с указанием признаков, отличающих его от налога. При этом особо отмечаются заложенные в налоге отношения собственности — ее отчуждения у налогоплательщика. Однако понятия иных платежей, упоминаемых в НК РФ (государственная пошлина, таможенная пошлина и др.) и включенных в единую систему, не сформулированы. В соответствии с НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В отличие от этого в понятии сборов (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально возмездный характер. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий). Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько. По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение для характеристики правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определения перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования. Целевым является, в частности, транспортный налог, единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды — Пенсионный, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Однако в последнее время появилась тенденция к сужению круга таких налогов и число их резко сократилось (это коснулось дорожных, экологических и других налогов). В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Этот вопрос в настоящее время относится к числу актуальных. Россия переходит к активному использованию косвенных налогов. Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице. Помимо рассмотренной классификации Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» подразделил налоги на три уровня с учетом федеративного государственного устройства и организации в России местного самоуправления: — федеральные налоги; — налоги субъектов Федерации; — местные налоги. НК РФ (гл. 2) в качестве равнозначного выражению «налоги и сборы субъектов Российской Федерации» ввел в отношении этих платежей термин «региональные». Хотя последний и не отличается четкостью, закрепление в законодательстве дает основание пользоваться им при характеристике соответствующих платежей. К федеральным налогам действующими нормами Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ст. 19) с учетом изменений и дополнений, связанных с принятием части второй НК РФ, отнесены: — налог на добавленную стоимость; — акцизы; — налог на доходы физических лиц; — единый социальный налог; — налог на операции с ценными бумагами; — налог на прибыль организаций; — налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; — налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; — налог на игорный бизнес; — налог на добычу полезных ископаемых. Кроме налогов к федеральным отнесены пошлины, несколько сборов и иных платежей: — государственная пошлина; — таможенная пошлина; — платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет и бюджеты других уровней в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации; — плата за пользование водными объектами; — сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; — сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. К налогам субъектов Федерации отнесены: — налог на имущество предприятий, который федеральный; закон обязывает зачислять равными долями в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты по месту нахождения плательщика; — транспортный налог; — лесной доход; — сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц и используемый через бюджет целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений; — налог с продаж. Самая многочисленная группа — местные налоги и сборы-В числе налогов: — налог на имущество физических лиц; — земельный налог; — налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; — налог на рекламу; — налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Кроме того, по решению представительных органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи: — налог на рекламу с юридических и физических лиц; — налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров с юридических и физических лиц; — целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели; — сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими лицами; — лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями с юридических и физических лиц; — лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; — сбор за выдачу ордера на квартиру; — сбор за парковку автотранспорта с юридических и физических лиц; — сбор за право использования местной символики, вносимый производителями продукции; — сбор за участие в бегах и на ипподромах с юридических и Физических лиц; — сбор за выигрыш на бегах; — сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; — сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; — сбор за право проведения кино- и телесъемок; — сбор за уборку территорий населенных пунктов; — сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физических лиц. После введения в действие части второй НК РФ в полном объеме предстоит обновление системы налогов и сборов, в кот НК РФ (ст. 13, 14 и 15) включил следующие платежи. Федеральные налоги и сборы: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на доходы от капитала; 5) подоходный налог с физических лиц; 6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 7) государственная пошлина; 8) таможенная пошлина и таможенные сборы; 9) налог на пользование недрами; 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13) лесной налог; 14) водный налог; 15) экологический налог; 16) федеральные лицензионные сборы. Региональные налоги и сборы: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на недвижимость должно прекращаться действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Местные налоги и сборы: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование или дарение; 5) местные лицензионные сборы. Этот перечень в ходе изменений налогового законодательства уточняется.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.01 с.) |