Меры административного пресечения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры административного пресечения



Меры административного пресечения. Реальные правонару­шения представляют непосредственную угрозу охраняемым обще­ственным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запреще­ние эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного пи­тания при нарушении санитарных правил и т.п.

Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (дея­тельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учрежде­ний и организаций, нарушающих установленный порядок.

Значение этих мер в системе правоохранительных средств осо­бенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наи­более распространенные правонарушения — административные проступки, обеспечивается возможность привлечения нарушите­лей к ответственности. Однако назначение мер административно­го пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекра­щения преступных действий. Так, органы Госгортехнадзора Рос­сии приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механиз­мов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного проступка или преступления. Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффек­тивных средств борьбы с правонарушениями.

Далее, в соответствии с действующим законодательством орга­ны санитарно-эпидемиологического надзора имеют право выно­сить постановления об уничтожении, переработке или ином ис­пользовании продуктов питания, признанных негодными к упот­реблению. Между тем непригодными продукты могут стать в силу как правонарушения, так и естественных причин. Для примене­ния названной меры принуждения важен сам факт непригодности продуктов, а не ее причины. Поэтому меры административного пресечения являются средством защиты общественных отноше­ний от опасности независимо от того, возникла она вследствие пра­вонарушения или иного деяния или события.

Таким образом, основаниями применения мер административ­ного пресечения являются: во-первых, совершение правонаруше­ния и, во-вторых, совершение объективно противоправных дея­ний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эф­фективного прекращения различного рода посягательств на лич­ную безопасность, права и свободы граждан, интересы государст­венных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

В Частности, к ним относятся:

1) меры, применяемые непосредственно к личности правонару­шителя (требование прекратить неправомерное поведение, непо­средственное физическое воздействие, административное задер­жание и доставление в милицию и др.);

2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений

и др.);

3) меры технического характера (запрещение эксплуатации не­исправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строитель­ных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

4) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, даю­щей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взима­ние) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреж­дениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандарт­ной продукции и др.);

5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной под­лежащий лицензированию вид деятельности, приостановление действия лицензии и др.);

7) меры специального или исключительного назначения (при­менение огнестрельного оружия, химических слезоточивых ве­ществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Адми­нистративное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и до­кументов позволяют установить личность правонарушителя, со­ставить документы, необходимые для привлечения его к ответ­ственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении администра­тивного наказания.

Рассмотрим подробнее некоторые из наиболее часто применя­емых мер административного пресечения.

Доставление. Эта мера, предусмотренная ст. 27.2 КоАП, пред­ставляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном право­нарушении при невозможности его составления на месте выявле­ния административного правонарушения, если составление про­токола является обязательным.

Доставление нарушителя — это правовая принудительная мера, состоящая в кратковременном ограничении свободы дейст­вий и передвижения лица и перемещении его с места совершения административного правонарушения в орган внутренних дел (милицию), в служебное помещение внутренних войск, штаб на­родной дружины, общественный пункт охраны правопорядка, орган местного самоуправления, служебное помещение государст­венных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функ­ции в пределах предоставленной им компетенции. Таким образом, доставление нарушителя по своей юридической природе выступа­ет в качестве составной части административного задержания, од­нако с той особенностью, что срок административного задержания начинается только с момента доставления правонарушителя в орган, полномочный рассмотреть дело об административном пра­вонарушении и принять по нему то или иное решение.

Общая цель доставления —; составление протокола об админи­стративном правонарушении. Однако в соответствии с КоАП в за­висимости от характера и обстоятельств правонарушения предус­матривается достижение и других целей доставления:

а) пресечение правонарушения (например, при посягательст­вах на охраняемые объекты и другое имущество, при нарушении режима Государственной границы РФ, неповиновении сотрудни­кам органов внутренних дел, военнослужащим, представителям общественности при выполнении ими государственных обязаннос­тей в пределах их компетенции);

б) установление личности нарушителя при отсутствии у него документов, удостоверяющих личность, и свидетелей, которые могут сообщать о нем необходимые данные;

в) установление принадлежности транспортных средств и пере­возимых грузов при отсутствии необходимых документов;

г) установление принадлежности орудий совершения или не­посредственного предмета административного правонарушения при совершении лесонарушений, нарушений правил охоты и ры­боловства, других правил об охране и использовании животного мира, совершении правонарушений на континентальном шельфе Российской Федерации и других.

Правом доставления нарушителя пользуются специально уполномоченные лица различных органов исполнительной влас­ти. Так, в соответствии с Законом РФ «О милиции» все сотрудни­ки органов внутренних дел (милиции) имеют право осуществлять доставление лиц, совершивших административные правонаруше­ния, и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, незави­симо от того, находятся они в форменной или в гражданской одеж­де, в период несения службы или вне ее, например находясь в отпуске. Таким же правом в соответствии со ст. 24 Федерального | закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации» от 6 февраля 1997 г. с последующими изме-1 нениями и дополнениями1 обладают военнослужащие внутренних войск, участвующие в охране общественного порядка и в борьбе с преступностью, а также исполняющие другие обязанности воен-1 ной службы.

Кроме того КоАП предоставлено право осуществлять доставле-1 ние должностным лицам органов, на которые возложен надзор! или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и j лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных за­пасов, правил охоты и рыболовства, военнослужащим органов и войск пограничной службы, исполняющим обязанности по охране Государственной границы РФ, должностным лицам федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов и некоторым другим.

Кроме перечисленных субъектов, право производить доставле­ние предоставлено народным дружинникам, а за нарушение пра­вил охраны природы также и общественным инспекторам охраны природы, общественным охотничьим инспекторам, обществен­ным инспекторам органов рыбоохраны и общественным лесным инспекторам.

При нарушении режима Государственной границы РФ, погра­ничного режима и режима в пунктах пропуска через Государст­венную границу РФ правонарушители могут быть подвергнуты доставлению любым гражданином; исполняющим обязанности по охране Государственной границы РФ.

Учитывая, что удаленность места совершения правонаруше­ния от помещения, куда доставляется нарушитель, может быть различной, закон не устанавливает предельного срока доставле­ния и ограничивается указанием, что доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.

Правонарушение не всегда сопровождается доставлением нару­шителя в орган внутренних дел (милицию), другой государствен­ный орган или общественную организацию (штаб добровольной народной дружины). Предусмотрев необходимость составления протокола о каждом административном правонарушении (кроме случаев наложения штрафа или оформления предупреждения на месте совершения правонарушения), закон не связывает осущест­вление этих действий с обязательным доставлением нарушителей в милицию или иной орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления.

При наличии возможностей — установлена личность наруши­теля, имеются необходимые документы, обстановка на месте со­вершения правонарушения (включая погоду) не создает препятст­вий, — протокол о правонарушении может быть составлен на месте совершения правонарушения без применения доставления.

С лицами, совершившими малозначительные правонаруше­ния, следует тщательно разбираться на месте совершения проступ­ка и принимать к ним соответствующие меры воздействия, не до­ставляя их в помещение того или иного органа.

О доставлении составляется протокол либо делается соответст­вующая запись в протоколе об административном правонаруше­нии или в протоколе об административном задержании.

Административное задержание. Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратко­временное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП). Админи­стративное задержание применяется с целью пресечения, прекра­щения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.

Административное задержание применяется в исключитель­ных случаях также в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, если это необхо­димо для установления личности нарушителя, составления прото­кола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения правонарушения, обеспече­ния правильного и своевременного рассмотрения дел и исполне­ния постановлений по этим делам.

Административное задержание может применяться только при наличии правонарушения. Задержание недопустимо, если правонарушение отсутствует. Исключение составляет админи­стративное задержание психически больных и малолетних, на­хождение которых в общественных местах представляет опас­ность для окружающих и для них самих.

Административное задержание также не допускается:

а) при малозначительности административного правонаруше­ния и возможности его пресечения другими способами (выполне­ние нарушителем требования о прекращении правонарушения, устное замечание, разъяснение противоправности и недопусти­мости того или иного действия (бездействия) и т.д.);

б) при наличии возможности на месте совершения правонару­шения установить личность нарушителя и обстоятельства проис­шествия, составить протокол об административном правонаруше­нии;

в) при наличии основания для назначения наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения администра­тивного правонарушения.

Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся диплома­тической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консуль­скую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержа­нию военнослужащие. Однако при совершении в общественных местах серьезных правонарушений и в других случаях, предус­мотренных законом, военнослужащие могут быть при отсутствии военных патрулей задержаны для немедленной передачи их и ма­териалов о нарушении военным комендантам, командирам воин­ских частей или военным комиссарам.

Не подлежат административному задержанию депутаты, про­куроры, судьи. Так, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. *О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Феде­рации»1 от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Феде­рации»2 (п. 5 ст. 16) устанавливает, что судья не может быть за­держан, а равно принудительно доставлен в любой государствен­ный орган в порядке производства по делам об административных

правонарушениях, если установлена его личность. Личный до­смотр судьи также не допускается, за исключением случаев, пред­усмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопас­ности других людей (например, в аэропорту).

Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному за­держанию на общих основаниях.

По просьбе задержанного на месте его нахождения в крат­чайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Административное задержание несовершеннолетних, за ис­ключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несо­вершеннолетнего отсутствуют родители или лица, их заменяю­щие, они в обязательном порядке уведомляются о местонахож­дении несовершеннолетнего в органе, в производстве которого на­ходится дело. Они в праве обжаловать вышестоящему органу (должностному лицу) или прокурору задержание несовершенно­летнего.

Задержанным разъясняются их права и обязанности. Они имеют право: знать, за совершение какого административного правонарушения они задержаны; требовать проверки прокурором правомерности задержания, пользоваться юридической помощью защитника (ст. 25.1 и 25.5 КоАП).

Задержанные освобождаются: до истечения установленного срока их задержания, если отпала необходимость в задержании; когда истек установленный законом срок задержания; при нали­чии обстоятельств, предусмотренных КоАП, исключающих про­изводство по делу об административном проступке.

КоАП устанавливает, какие органы (должностные лица), пра­вомочны осуществлять административное задержание, и каковы его основания. К первым относятся должностные лица органов внутренних дел (милиции), старшее в местах расположения охра­няемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнос­лужащие внутренних войск МВД России, военнослужащие орга­нов и войск пограничной службы, должностные лица федераль­ных органов налоговой полиции, таможенных органов и некото­рые другие.

На основании ст. 56 Конституции РФ и в соответствии с Фе­деральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.1 должностные лица государственных органов, ответственных за осуществление мер чрезвычайного по­ложения, включая комендантский час,' задерживают в админи­стративном порядке нарушителей режима чрезвычайного поло­жения и могут содержать их до выяснения обстоятельств пра­вонарушения в органах охраны правопорядка, до окончания комендантского часа, а граждан, не имеющих при себе докумен­тов, удостоверяющих личность — до выяснения личности, но не более трех часов.

Срок административного задержания лица, совершившего ад­министративное правонарушение, включает время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, не должен пре­вышать три часа.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на режим Госу­дарственной границы и порядок пребывания на территории РФ, об административном правонарушении, совершенном во внутрен­них морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ или о наруше­нии таможенных правил, в случае необходимости для установле­ния личности или для выяснения обстоятельств административ­ного правонарушения может быть подвергнуто административно­му задержанию на срок не более 48 часов.

Лица, совершившие административные правонарушения, вле­кущие в качестве одной из мер административного наказания ад­министративный арест, могут быть подвергнуты административно­му задержанию на срок нё более 48 часов. В частности, лица, совер­шившие мелкое хулиганство и ряд других правонарушений, могут быть задержаны начальником органа внутренних дел (его замести­телем) на срок, необходимый для рассмотрения дела. Если начальник органа внутренних дел (его замести­тель) принимает решение передать дело в районный суд, то судья единолично в течение суток с момента поступления дела в суд рас­сматривает его. Те, кто совершил нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстра­ций, могут быть задержаны начальником органа внутренних дел (милиции), его заместителем на срок, необходимый для рассмотре­ния дела судьей, который не может превышать двух суток.

При вынесении постановления о назначении административ­ного наказания за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций судьи вправе обязать нарушителя, не являющегося жителем данной местности, покинуть ее. Во исполнение данного предписания судьи эти нарушители могут быть задержаны органами внутрен­них дел на срок, необходимый для их удаления, но не более 48 часов.

, Действующим законодательством некоторым органам испол­нительной власти за ряд правонарушений предоставлено право ад­министративного задержания на более длительные сроки (напри­мер, на срок до десяти суток могут быть задержаны лица, зани­мающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, до тридцати суток — граждане, задержанные в пунктах пропуска через Госу­дарственную границу РФ без документов, удостоверяющих лич­ность и гражданство). В соответствии с Федеральным конституци­онным законом «О военном положении» от 30 января 2002 г.1 на территории, на которой введено военное положение, задержание граждан допускается на срок до тридцати суток.

Вместе с тем ст. 22 Конституции РФ допускает арест, заключе­ние под стражу и содержание под стражей только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с мо­мента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьяне­ния, со времени его вытрезвления.

Об административном задержании составляется протокол, ко­торый подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанный отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физи­ческом лице (ст. 27.7 КоАП). Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей производится также в целях выявления и пресече­ния административных нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, составления протокола об административном право нарушении, установления личности, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административных дел. Досмотр производится в случаях:

а) когда лицо застигнуто в момент совершения административ­ного правонарушения или непосредственно после его совершения;

б) при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах;

в) когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение;

г) когда имеются показания технических средств контроля;

д) когда досмотр прямо предусмотрен законодательством РФ.

Например, ст. 12, 23, 31 Федерального закона «О чрезвычай­ном положении» предписывают в исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия производить личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физичес­ком лице, осуществляются теми же должностными лицами, кото­рым КоАП предоставлено право производить доставление или ад­министративное задержание.

Личный досмотр гражданина осуществляется лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ посторон­них граждан и отвечающих правилам санитарии и гигиены. При производстве личного досмотра должны быть обеспечены безопас­ность и здоровье досматриваемого, его личное достоинство, со­хранность сведений, компрометирующих досматриваемого, полу­ченных при производстве досмотра.

Вместе с тем при производстве досмотра должностные лица должны соблюдать бдительность и осторожность, чтобы исклю­чить возможность внезапного нападения со стороны досматривае­мого лица или его сообщников.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых, как правило, собственника данных вещей и предметов. При этом должна быть обеспечена конструктивная целостность и сохранность досматри­ваемых вещей, их товарный внешний вид.

В исключительных случаях при наличии достаточных основа­ний полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причине-

ния вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, до­смотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осу­ществлены без понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, ви­деозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Содержание личного досмотра составляют действия по внеш­нему осмотру лиц работниками, осуществляющими пропускной режим, а также их вещей с помощью стационарных контрольных установок.

Досмотру должно предшествовать предложение уполномочен­ных работников лицу, в отношении которого имеются данные о совершении правонарушения, или в иных предусмотренных зако­ном случаях, предъявить документы, подтверждающие личность задержанного, вещи, другие предметы, являющиеся орудием со­вершения или непосредственным объектом правонарушения.

Широкими полномочиями по осуществлению личного досмот­ра, досмотра вещей и товаров обладают сотрудники милиции. Так, сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) имеют право производить личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, до­смотр транспортных средств при подозрении, что водитель исполь­зует его в противоправных целях, а также досмотр груза при на­личии оснований полагать, что он перевозится незаконно. Сотруд­ники транспортной милиции производят досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необхо­димости и личный досмотр пассажиров; сотрудники милиции вне­ведомственной охраны могут производить личный досмотр, до­смотр вещей, товаров, транспортных средств на охраняемых ими предприятиях, в учреждениях и организациях.

После производства личного досмотра или досмотра вещей, то­варов, транспортных средств уполномоченным лицом составляет­ся протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе о доставле­нии либо об административном задержании.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей указываются дата и место его составления, должность и фамилия лица, соста­вившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификацион­ных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных признаках оружия, о виде о количестве боеприпасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре. В протоколе делается запись о применении фото- и ки­носъемки, видеозаписи, иных установленных способах фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осу­ществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при. физическом лице, с применением фото- и киносъемки, других ус­тановленных способов, прилагаются к соответствующему прото­колу.

Предметы, обнаруженные у досматриваемого, являющиеся орудием совершения или непосредственным объектом правонару­шения, изымаются должностными лицами органов, предусмот­ренными соответствующими статьями КоАП. Об этом изъятии составляется протокол либо делается запись в протоколах об ад­министративном правонарушении, о досмотре вещей или о задер­жании.

В отдельных случаях досмотр вещей, ручной клади, багажа и других предметов может быть осуществлен в отсутствие собствен­ника (владельца).

В камерах хранения уполномоченное лицо в присутствии двух понятых может подвергнуть досмотру вещи и другие предметы в тех случаях, когда:

истек срок их хранения в автоматических камерах хранения; установить собственника данных вещей или предметов не уда­лось;

имеются сведения о наличии в них взрывных устройств; это прямо предусмотрено законодательством РФ. Изъятие вещей и документов. Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объек­тами административного правонарушения, имеющих значение до­казательств по делу и обнаруженных на месте совершения адми­нистративного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, представляет собой администра­тивно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении правонарушителя возможности владеть, пользоваться и распоряжаться противоправно добытым имуществом или под­дельными (недействительными) документами.

Правом применения данной меры обладают должностные лица органов, правомочных осуществлять доставление, администра­тивное задержание и должностные лица органов, уполномочен­ных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП, в пределах компетенции того или иного органа.

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или пред­метами административного правонарушения, и документов, име­ющих значение доказательств по делу, обнаруженных при осу­ществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу терри­торий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется должностными лицами органов, уполномочен­ных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со статьями КоАП, в пределах компетенции.

Изъятие вещей и документов производится в присутствии двух понятых. В случае необходимости при изъятии вещей и докумен­тов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установ­ленные способы фиксации вещественных доказательств.

При совершении административного правонарушения, влеку­щего лишение права управления транспортным средством, у во­дителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постанов­ления по делу водительское удостоверение, удостоверение тракто­риста-машиниста, судоводителя, пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством до вступления в законную силу постановления по делу об админи­стративном правонарушении.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или административном задержании. Об изъятии водительского удос­товерения делается запись в протоколе об административном пра­вонарушении. В протоколе об изъятии вещей и документов ука­зываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве и других признаках изъятых вещей, особенно подробно описываются признаки оружия, вид и количество бое­вых припасов.

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковы­ваются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и доку­менты хранятся в местах, определяемых должностным лицом, осуществившим изъятие вещей и документов. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Пра­вительством РФ, сдаются в соответствующие организации для ре­ализации, а при ее невозможности уничтожаются.

Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продук­ция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, сани­тарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направле­нию на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правительством РФ. Образцы соответствующих средств, веществ и продукции хранятся до вступления в законную силу постанов­ления по делу об административном правонарушении.

Вещи и документы, являющиеся орудием совершения или не­посредственным объектом правонарушения, хранятся до рассмот­рения дела. В зависимости от результатов его рассмотрения они в установленном порядке конфискуются или возвращаются вла­дельцу либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей —

реализуются.

Изъятые вещи и другие ценности подлежат оценке, если: а) нормой об ответственности за административное правонаруше­ние предусмотрено наказание в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей; б) изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию или уничтожение; в) изъятые из оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат на­правлению на переработку или уничтожение.

Стоимость изъятых вещей определяется на основании государ­ственных регулируемых цен, если таковые установлены. В иных случаях стоимость изъятых вещей определяется по их рыночной стоимости. При необходимости она определяется на основании за­ключения эксперта.

Отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, за­держание транспортного средства, запрещение его эксплуата­ции. В соответствии с КоАП, Законом РФ «О милиции» и некото­рыми другими нормативными актами должностные лица Государ­ственной инспекции безопасности дорожного движения, военной автомобильной инспекции, Государственной инспекции по мало­мерным судам, а также иные должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих административных пра­вонарушениях, имеют право отстранять от управления водителей или иных лиц, управляющих транспортным средством, задержи­вать транспортные средства, запрещать их эксплуатацию, а води­телей, в отношении которых имеются достаточные основания по­лагать, что они находятся в состоянии опьянения, направлять на медицинское освидетельствование.

Под отстранением от управления транспортным средством следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, ко­торыми транспортное средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии Ключа от

замка зажигания, в освобождении лицом места водителя (судово­дителя) в кабине транспортного средства и т.п.

Задержание транспортного средства — это запрещение экс­плуатации с помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами местного самоуправления, а маломерных судов — на базу (сооружение) для их стоянок. При отсутствии таких стоянок транспортное средство (исключая маломерные суда) может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть строевого подразделения ГИБДД, органа внутренних дел или на площадку у стационарного поста милиции. Если нарушение свя­зано с управлением транспортным средством, имеющим неисправ­ности тормозной системы, рулевого управления или тягово-сцепного устройства (в составе автопоезда), а также в некоторых дру­гих случаях, предусмотренных КоАП, его эксплуатация может быть запрещена со снятием государственного регистрационного знака до устранения причины запрещения эксплуатации этого транспортного средства. Сотрудник, принявший решение о задер­жании или запрещении эксплуатации транспортного средства, со­ставляет отдельный протокол либо делает запись в протоколе об административном правонарушении. Копия протокола о задержа­нии транспортного средства, запрещении его эксплуатации вруча­ется лицу, в отношении которого применена данная мера. Прото­кол о задержании транспортного средства, создавшего препятст­вия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.

Основаниями для отстранения от управления транспортными средствами водителей (судоводителей) и задержания транспортно­го средства являются факты управления им:

1) лицом, в отношении которого имеются достаточные основа­ния полагать, что оно находится в состоянии опьянения;

2) лицом, не имеющим удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории (вида) или лишенным такого права;

3) лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных транспортными правилами;

4) при наличии неисправностей рулевого управления, тормоз­ной системы или тягово-сцепного устройства (в составе автопоездов);

5) при отсутствии отметки о регистрации транспортного сред­ства в подразделениях ГИБДД, государственных регистрацион­ных знаков или при наличии таких подложных знаков.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.247.69 (0.011 с.)