Финансы и финансовая система Российской Федерации (далее РФ) (правовой аспект) 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы и финансовая система Российской Федерации (далее РФ) (правовой аспект)



Сущность финансов наиболее видна через уяснение всех сторон их проявления, отражающих не только экономическую природу, но и особенности материальной оболочки и правовых характеристик. Финансы в системе товарно-денежных отношений занимают особое место, позволяющее государству в процессе распределения и перераспределения денежной части национального дохода формировать и использовать необходимые ему финансовые ресурсы.

Роль финансов, закономерности их становления и развития обусловлены экономическим строем общества. Их задачи определяются политической природой государства и функциональным назначением государственной власти.

Финансы, рождаясь в недрах экономических отношений, несут денежную форму, которая является обязательным условием их существования. В системе денежных отношений финансы представляют собой их обособившуюся часть, имеющую особую целевую направленность.

В РФ потребность в самостоятельных финансовых ресурсах имеют не только государство как хозяйствующий субъект, но и субъекты федерации, муниципальные образования, отрасли, объединения и иные организации и хозяйства государственного и муниципального уровня. Это многообразие потребностей создает предпосылки для разветвленной системы финансов России и порождает специфику различных видов финансовых фондов.

Финансы РФ в целом можно определить как обособившуюся часть денежных отношений, посредством которой формируются, распределяются и расходуются государственные и муниципальные, бюджетные и внебюджетные, централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, необходимые для решения задач и выполнения функций государства и его общественно-территориальных образований. При этом под общественно-территориальным образованием понимается РФ, субъекты федерации и муниципальные образования. В данном определении сущности финансов показан как экономический, так и материальный аспект их проявления, а также многообразие видов фондов.

По своему материальному содержанию финансы представляют собой совокупность различных денежных фондов, объединяющих в себе все финансовые ресурсы страны. В фондах концентрируются централизованные на общие фонды и отдельные цели общественно-территориальных образований бюджетные средства, целевые внебюджетные затраты, децентрализованные финансы отдельных хозяйств и их объединений.

Экономический аспект сущности финансов заключается в самой природе данной категории как особой системы экономических отношений. Посредством этой системы денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода страны становится возможным образование и использование всех видов денежных фондов.

С правовых позиций финансы проявляются через систему законодательства и сопутствующего ему нормотворчества, отражающего финансовую политику государства. Стороны денежных отношений по образованию, распределению и использованию финансовых фондов наделяются юридическими правами и обязанностями, а финансы и финансовая деятельность подпадают под жесткое нормативно-правовое регулирование.

Урегулированные нормами права отношения по практической организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые собирают, распределяют и расходуют денежные ресурсы страны, составляют предмет правового регулирования отрасли финансового права. Другая сторона правового проявления финансов наиболее видна через юридические формы финансового планирования. Любой фонд денежных средств может формироваться, распределяться и использоваться только в форме финансово-планового акта и процедур его формирования.

Различные аспекты правового регулирования государственных и муниципальных финансов содержаться в нормах других традиционных отраслей права, в частности конституционного, административного и гражданского. Организацию финансовых основ местного самоуправления, формирование и использование муниципальных фондов денежных средств закрепляют и регулируют правовые нормы, составляющие один из институтов муниципального права.

Роль финансов проявляется, прежде всего, через выполняемые ими функции распределения и контроля.

Распределительная функция финансов позволяет осуществить вторичное распределение (перераспределение) денежной формы национального дохода и через звенья финансово-кредитной системы аккумулировать фонды накопления и потребления, а также обеспечить условия их рационального использования.

Контрольная функция финансов (контроль рублем) проявляется на всех стадиях распределительного процесса. Она направлена на объективное определение пропорций между участниками общественного производства, полноту и своевременность формирования денежных фондов. Рациональное и целевое использование денежных средств должно происходить в условиях соблюдения финансовой дисциплины и режима экономии.

Обособление финансов в системе экономических отношений обуславливает относительную самостоятельность финансовой политики государства и ее составных частей (бюджетной, налоговой, валютной, денежной и других). В финансах и финансовой политике проявляется своеобразие форм и методов функционирования финансового результата, и не только на государственном, но и муниципальном уровне. Исключительно федеральными законами определяется система и общие принципы налогообложения, а также порядок государственного заимствования.

Виды финансов.

Финансы РФ и составляющие их централизованные и децентрализованные фонды денежных средств подразделяются на государственные и муниципальные уровни, соответствующие самостоятельным формам собственности.

Государственные финансы включают в себя два уровня фондов: федеральные и территориальные (финансы субъектов федерации). В этом смысле, в зависимости от форм собственности и видов подведомственности в России функционируют три уровня обособленных финансовых ресурсов. Это – федеральные фонды, фонды субъектов федерации, фонды местного самоуправления.

Государственные финансы призваны обеспечить денежными ресурсами государство и его организационные структуры для выполнения ими политических, социально-экономических и иных задач и функций.

Финансовая система РФ

Сущность финансовой системы РФ проявляется через обособление отдельных финансов и видов финансовых фондов как экономической категорий. Любое обособление представляет собой совокупность экономических отношений, имеющих свою специфику, функции и конкретное назначение. В основном экономические отношения объединяются в едином финансовом институте, а совокупность однородных институтов может составить особую подсистему внутри финансовой системы.

Система – это всегда совокупность звеньев, элементов подразделений, отношений, институтов (при группировке свыше двух), все составные части которой взаимосвязаны и представляют собой целостный единый организм. Каждый институт финансовой системы специфичен, различно влияет на процесс общественного воспроизводства и решает собственные задачи.

Или, иначе говоря, финансовая система – это совокупность финансовых институтов, каждый из которых объединяет однородные экономические отношения по формированию, распределению и расходованию государственных и муниципальных фондов денежных средств, имеет специфические формы и методы функционирования и свое целевое назначение. Финансовая система РФ объединяет в себе экономические отношения в сфере государственных финансов, муниципальных финансов, в том числе финансов предприятий, учреждений и организаций; кредитных и страховых фондов.

Современное законодательство об организации местного самоуправления в России отделило местные финансы от государственных средств, включив их в состав муниципальной собственности. Поэтому местные финансы автономны от государственных фондов и составляют особое звено внутри финансовой системы.

Ведущим институтом финансовой системы и ее отдельных звеньев является институт бюджетов, оказывающий воздействие на все иные финансы. В системе финансов России бюджетная система как совокупность государственных и муниципальных бюджетов имеет свое самостоятельное значение. В систему самостоятельных бюджетов России ныне входят: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, а также местные бюджеты как самостоятельные фонды муниципальных образований. К бюджетам субъектов относятся: республиканские бюджеты республик в составе федерации, краевые, областные, окружные бюджеты, областной бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Как институт финансовой системы каждый из названых бюджетов представляет собой совокупность экономических отношений по образованию, распределению и использованию централизованного на общие нужды фонда соответствующего общественно-территориального образования. А бюджетная система, как звено (подсистема) финансовой системы, - это общность вышеназванных экономических отношений по бюджетам России в целом.

Подобное построение финансовой системы применимо и для института внебюджетных фондов, представляющего собой совокупность экономических отношений по аккумуляции, распределению и расходованию специальных целевых фондов, создаваемых наряду и независимо от бюджетов.

Институт децентрализованных финансов есть совокупность экономических отношений по созданию фондов предприятий, организаций всех форм собственности, внебюджетных средств бюджетных учреждений и их использованию на собственные хозяйственные, социальные, инвестиционные службы и иные потребности трудового коллектива.

Институт кредитования, объединяющий экономические отношения по привлечению и использованию временно свободных денежных средств различных экономических субъектов и населения, в зависимости от заемщиков и кредиторов подразделяется на банковский и государственной кредит.

Банковский кредит – это совокупность экономических отношений по аккумуляции кредитными организациями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и использование их на возмездной и возвратной основе на определенные цели.

Государственный кредит (муниципальный кредит) – это форма кредитных отношений между государством в лице его органов или органов местного самоуправления, выступающих в качестве заемщиков денежных средств, и юридическими и физическими лицами как кредиторами. Этот институт (как система экономических отношений) используется для формирования доходной части различных государственных и муниципальных фондов на добровольных началах в форме займов, вкладов, лотерей различных видов и назначений.

Институт страхования есть совокупность денежных отношений по обязательному или добровольному привлечению финансовых ресурсов в страховые фонды, используемые для возмещения ущерба от наступивших страховых случаев. Экономические отношения по формированию государственных страховых фондов составляют разновидность этого института.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.214.227 (0.013 с.)