Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансы и финансовая система Российской Федерации (далее РФ) (правовой аспект)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность финансов наиболее видна через уяснение всех сторон их проявления, отражающих не только экономическую природу, но и особенности материальной оболочки и правовых характеристик. Финансы в системе товарно-денежных отношений занимают особое место, позволяющее государству в процессе распределения и перераспределения денежной части национального дохода формировать и использовать необходимые ему финансовые ресурсы. Роль финансов, закономерности их становления и развития обусловлены экономическим строем общества. Их задачи определяются политической природой государства и функциональным назначением государственной власти. Финансы, рождаясь в недрах экономических отношений, несут денежную форму, которая является обязательным условием их существования. В системе денежных отношений финансы представляют собой их обособившуюся часть, имеющую особую целевую направленность. В РФ потребность в самостоятельных финансовых ресурсах имеют не только государство как хозяйствующий субъект, но и субъекты федерации, муниципальные образования, отрасли, объединения и иные организации и хозяйства государственного и муниципального уровня. Это многообразие потребностей создает предпосылки для разветвленной системы финансов России и порождает специфику различных видов финансовых фондов. Финансы РФ в целом можно определить как обособившуюся часть денежных отношений, посредством которой формируются, распределяются и расходуются государственные и муниципальные, бюджетные и внебюджетные, централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, необходимые для решения задач и выполнения функций государства и его общественно-территориальных образований. При этом под общественно-территориальным образованием понимается РФ, субъекты федерации и муниципальные образования. В данном определении сущности финансов показан как экономический, так и материальный аспект их проявления, а также многообразие видов фондов. По своему материальному содержанию финансы представляют собой совокупность различных денежных фондов, объединяющих в себе все финансовые ресурсы страны. В фондах концентрируются централизованные на общие фонды и отдельные цели общественно-территориальных образований бюджетные средства, целевые внебюджетные затраты, децентрализованные финансы отдельных хозяйств и их объединений. Экономический аспект сущности финансов заключается в самой природе данной категории как особой системы экономических отношений. Посредством этой системы денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода страны становится возможным образование и использование всех видов денежных фондов. С правовых позиций финансы проявляются через систему законодательства и сопутствующего ему нормотворчества, отражающего финансовую политику государства. Стороны денежных отношений по образованию, распределению и использованию финансовых фондов наделяются юридическими правами и обязанностями, а финансы и финансовая деятельность подпадают под жесткое нормативно-правовое регулирование. Урегулированные нормами права отношения по практической организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые собирают, распределяют и расходуют денежные ресурсы страны, составляют предмет правового регулирования отрасли финансового права. Другая сторона правового проявления финансов наиболее видна через юридические формы финансового планирования. Любой фонд денежных средств может формироваться, распределяться и использоваться только в форме финансово-планового акта и процедур его формирования. Различные аспекты правового регулирования государственных и муниципальных финансов содержаться в нормах других традиционных отраслей права, в частности конституционного, административного и гражданского. Организацию финансовых основ местного самоуправления, формирование и использование муниципальных фондов денежных средств закрепляют и регулируют правовые нормы, составляющие один из институтов муниципального права. Роль финансов проявляется, прежде всего, через выполняемые ими функции распределения и контроля. Распределительная функция финансов позволяет осуществить вторичное распределение (перераспределение) денежной формы национального дохода и через звенья финансово-кредитной системы аккумулировать фонды накопления и потребления, а также обеспечить условия их рационального использования. Контрольная функция финансов (контроль рублем) проявляется на всех стадиях распределительного процесса. Она направлена на объективное определение пропорций между участниками общественного производства, полноту и своевременность формирования денежных фондов. Рациональное и целевое использование денежных средств должно происходить в условиях соблюдения финансовой дисциплины и режима экономии. Обособление финансов в системе экономических отношений обуславливает относительную самостоятельность финансовой политики государства и ее составных частей (бюджетной, налоговой, валютной, денежной и других). В финансах и финансовой политике проявляется своеобразие форм и методов функционирования финансового результата, и не только на государственном, но и муниципальном уровне. Исключительно федеральными законами определяется система и общие принципы налогообложения, а также порядок государственного заимствования. Виды финансов. Финансы РФ и составляющие их централизованные и децентрализованные фонды денежных средств подразделяются на государственные и муниципальные уровни, соответствующие самостоятельным формам собственности. Государственные финансы включают в себя два уровня фондов: федеральные и территориальные (финансы субъектов федерации). В этом смысле, в зависимости от форм собственности и видов подведомственности в России функционируют три уровня обособленных финансовых ресурсов. Это – федеральные фонды, фонды субъектов федерации, фонды местного самоуправления. Государственные финансы призваны обеспечить денежными ресурсами государство и его организационные структуры для выполнения ими политических, социально-экономических и иных задач и функций. Финансовая система РФ Сущность финансовой системы РФ проявляется через обособление отдельных финансов и видов финансовых фондов как экономической категорий. Любое обособление представляет собой совокупность экономических отношений, имеющих свою специфику, функции и конкретное назначение. В основном экономические отношения объединяются в едином финансовом институте, а совокупность однородных институтов может составить особую подсистему внутри финансовой системы. Система – это всегда совокупность звеньев, элементов подразделений, отношений, институтов (при группировке свыше двух), все составные части которой взаимосвязаны и представляют собой целостный единый организм. Каждый институт финансовой системы специфичен, различно влияет на процесс общественного воспроизводства и решает собственные задачи. Или, иначе говоря, финансовая система – это совокупность финансовых институтов, каждый из которых объединяет однородные экономические отношения по формированию, распределению и расходованию государственных и муниципальных фондов денежных средств, имеет специфические формы и методы функционирования и свое целевое назначение. Финансовая система РФ объединяет в себе экономические отношения в сфере государственных финансов, муниципальных финансов, в том числе финансов предприятий, учреждений и организаций; кредитных и страховых фондов. Современное законодательство об организации местного самоуправления в России отделило местные финансы от государственных средств, включив их в состав муниципальной собственности. Поэтому местные финансы автономны от государственных фондов и составляют особое звено внутри финансовой системы. Ведущим институтом финансовой системы и ее отдельных звеньев является институт бюджетов, оказывающий воздействие на все иные финансы. В системе финансов России бюджетная система как совокупность государственных и муниципальных бюджетов имеет свое самостоятельное значение. В систему самостоятельных бюджетов России ныне входят: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, а также местные бюджеты как самостоятельные фонды муниципальных образований. К бюджетам субъектов относятся: республиканские бюджеты республик в составе федерации, краевые, областные, окружные бюджеты, областной бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга. Как институт финансовой системы каждый из названых бюджетов представляет собой совокупность экономических отношений по образованию, распределению и использованию централизованного на общие нужды фонда соответствующего общественно-территориального образования. А бюджетная система, как звено (подсистема) финансовой системы, - это общность вышеназванных экономических отношений по бюджетам России в целом. Подобное построение финансовой системы применимо и для института внебюджетных фондов, представляющего собой совокупность экономических отношений по аккумуляции, распределению и расходованию специальных целевых фондов, создаваемых наряду и независимо от бюджетов. Институт децентрализованных финансов есть совокупность экономических отношений по созданию фондов предприятий, организаций всех форм собственности, внебюджетных средств бюджетных учреждений и их использованию на собственные хозяйственные, социальные, инвестиционные службы и иные потребности трудового коллектива. Институт кредитования, объединяющий экономические отношения по привлечению и использованию временно свободных денежных средств различных экономических субъектов и населения, в зависимости от заемщиков и кредиторов подразделяется на банковский и государственной кредит. Банковский кредит – это совокупность экономических отношений по аккумуляции кредитными организациями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и использование их на возмездной и возвратной основе на определенные цели. Государственный кредит (муниципальный кредит) – это форма кредитных отношений между государством в лице его органов или органов местного самоуправления, выступающих в качестве заемщиков денежных средств, и юридическими и физическими лицами как кредиторами. Этот институт (как система экономических отношений) используется для формирования доходной части различных государственных и муниципальных фондов на добровольных началах в форме займов, вкладов, лотерей различных видов и назначений. Институт страхования есть совокупность денежных отношений по обязательному или добровольному привлечению финансовых ресурсов в страховые фонды, используемые для возмещения ущерба от наступивших страховых случаев. Экономические отношения по формированию государственных страховых фондов составляют разновидность этого института.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.73 (0.011 с.) |