Финансы в системе экономических отношений в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы в системе экономических отношений в обществе.



Финансы в системе экономических отношений в обществе.

Финансы возникли в условиях становления товарно-денежных отношений под влиянием развития государства и его потребностей в ресурсах. Впервые термин стал применяться в 13–15 веках в Италии. Финансы являются частью экономических отношений. Финансы как экономическая категория совокупности экономических отношений возникают в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения общественного воспроизводства. Причиной их существования является объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта, а условием – существование государства, денег и товарного производства.

В процессе финансовых отношений происходит движение стоимости, не сопровождающееся обратным движением потребительской стоимости, т.е. товара.

К основным признакам финансов относятся следующие:

· финансы не являются эквивалентом денег, они представляют собой денежные отношения;

· не все денежные отношения относятся к финансовым, а только те из них, в результате которых осуществляется движение стоимости, не связанное с движением товаров;

· финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости;

· в результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.

Финансы являются исторической категорией, то есть они развивались вместе с развитием экономики и общества. Можно выделить несколько этапов развития финансовых отношений.

Первый этап характеризуется неразвитостью финансовых отношений, их слабым влиянием на экономику государства (рабовладельческий и феодальный строй).

На втором этапе казна государства перестала быть собственностью его главы. Однако финансовые отношения ограничивались формированием и использованием государственного бюджета. Он был единственным звеном финансовой системы (средние века). По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства начала формироваться многозвенная финансовая система.

Третий этап характеризуется высокой степенью воздействия финансов на экономику, возникновением и функционированием финансового рынка, многообразием финансовых инструментов (со второй половины XX в).Финансы выполняют 3 основные функции: распределительную (посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления), регулирующею ( финансы позволяют регулировать экономическую деятельность в обществе ), контрольную ( финансовые показатели позволяют дать характеристику результатов деятельности как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом). Первичным финансовым ресурсом является сумма прибыли в сфере материального производства.


Финансовые ресурсы и их роль в деятельности гос-ва и субъектов хоз-ния.

Фин. ресурсы – совокупность всех ресурсов различных секторов экономики (гос-го, частного, коллективного, совместных предприятий и т.д.), а так же совокупность денежных фондов, которые создаются в процессе перераспределения и использования ВВП и национального дохода.

По форме образования финансовые ресурсы — это, во-первых, накопления благодаря хоз-ой деятельности, которые отображают первичное распределение вновь созданной стоимости (прибыль, отчисление на социальные потребности, амортизационные отчисления).

Во-вторых, это ресурсы вторичного распределения и перераспределения вновь созданной стоимости: на структуру финансовых ресурсов в государстве влияет имеющаяся налоговая система (прямые и непрямые налоги, доходы от внешнеэкономической деят-ти, прирост долгосрочных вкладов населения и т.п..).

Структура, состав фин-х ресурсов зависит от уровня использования финансов в процессах распределения и перераспределения ВВП в каждом государстве. Финансовая деят-ть государства— это осущест­вление им функций по планомерному формирова­нию, распределению и использованию финан­совых ресурсов в целях реализации задач соц-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности гос-х органов.Крупная сфера- общегосударственные финансы, представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

Признаки финансовых ресурсов:

· всегда являются денежными средствами, но не все денежные средства являются ФР

· ФР всегда имеют собственника или лицо которое распоряжается ими.

· целевая направленность (расширение воспроизводства, мат-ное стимулирование).

Внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств. Субъекты хозяйствования обладают полной финансовой самостоятельностью, выражающейся в их праве распределять полученную выручку, распоряжаться прибылью. Государство вправе только регулировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

Основными функциями финансов предприятия являются:

· инвестиционно-распределительная;

· фондообразующая;

· доходораспределительная;

· обеспечивающая;

· контрольная.

В условиях переходной экономики значительные ресурсы должны направляться на структурную перестройку выполнения целевых общегосударственных программ в сфере технического прогресса, охрану окружающей среды. Объем, состав и структура финансовых ресурсов определяются госуд-м и устанавливаются в ходе разработки финансовой политике, законодательно закрепляется в определенных НПА. Важный законодательный акт в котором закрепляется объем обще государственных финансовых ресурсов на конкретный год - закон о бюджете.


Органы управления финансами РБ

Общее управление финансами осущ: парламент страны, аппарат президента, правительство. Палата представителей Нац собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает респуб налоги и сборы. Президент подписывает законы. Правительство рассматривает проект госбюджета, др фин документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент. Правительство – принимает постановления фин характера. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. Особенность фин апп - является частью гос аппарата, его нельзя включать в состав фин отношений. Но он оказывает непосредственное воздействие на фин отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.

Минфинансов РБ проводит единую финан, бюдж, налог, вал политику. В аппарат Минфин входят 15 управлений: -бюджет политики; -налог политики и доходов бюджета;- финансирования соц сферы и науки;-финансов производственной сферы;-ценных бумаг и ден-кред регулирования;-страхового надзора и др.

Задачи

· разработка предложений по совершенствованию форм фин взаимоотношений;

· эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;

· участие в организации инвестиционного сотрудничества страны;

· проведение гос политики в области страховой деятельности и др.

функции:

· осущ методическое руководство бюджетно-фин сферой в стране, изучает экономику и финансы отраслей, разрабатывает предложения по увеличению доходов бюджета;

· организует работу по составлению проекта бюджета, ежегодно разрабатывает проект Закона о бюджете страны на очередной финансовый год и представляет его в СовМин;

· участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогнозов эконом развития гос-ва, его платежного баланса и др.

Содержание, состав и структура доходов бюджета.

Госуд-ый бюджет для вып-я своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юр-х и физ-х лиц. Доходы бюджета представляют собой ден. средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законод-ом в распоряжение органов гос-ой власти соотв-щего уровня. Формы и методы образования доходов бюджета трансформируются под воздействием: уровня развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значит-е влияние на доходы оказывают сложившаяся экон-ая и соц-ая ситуация, политика и приоритеты развития общества на данном этапе, стратегия и тактика достижения намечаемых целей. Назначение доходов – покрытие расходов бюджета.

Доходы бюджета классиф-ся по следующим группам: налоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления. Налоговые доходы включают в себя: республ-е и местные налоги; пени; проценты за пользование налоговым кредитом.К неналоговым доходам бюджета отн-ся: доходы от исп-ия имущества, находящегося в гос-ой собственности; штрафы за нарушение порядка исп-ия средств республиканского бюджета и местных бюджетов, за налоговые правонарушения, штрафы за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг, банковской деятельности; др.К безвозмездным поступлениям: от иностранных государств; от международных организаций; от другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов – т.е. бюджетных средств, передаваемых из одного бюджета в другой бюджет на безвозмездной основе.

В зависимости от условий и способов зачислений доходов в бюджеты различных уровней выделяют: Собственные доходы – это налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет того или иного уровня на постоянной основе и над которыми власть соответствующего бюджету уровня имеет контроль. Собственные доходы бюджетов разного уровня бюджетной системы зачисляются в бюджеты по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов. Указанные нормативы предусмотрены Бюджетным кодексом РБ. Регулирующие доходы – это республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении, вышестоящего бюджета.По источникам образования различают доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. В зависимости от гражданства субъектов налогообложения – уплачиваемые резидентами или нерезидентами.

По юр-му основанию – обязательные и добровольные платежи. Осн-я доля доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают незначительный удельный вес. В зависимости от гос-го устройства страны различают доходы республ-го и местных бюджетов (в унитарном государстве) и доходы федерального бюджета: доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).

По праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы их делят на собственные и привлеченные (заемные). По конкретным видам – на прямые и косвенные налоги. К первым относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.; ко вторым – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.


Функции налогов

Сущность налогов раскрывается в их функциях.

Функция пред. соб. внешнее проявление свойств какого–либо объекта в дан. сис-ме отношений.

Функции налогов:

• фискальная;

• контрольно–учетная;

• распределительная;

• регулирующая;

• стимулирующая.

Фискальная ф-я – глав. ф-я налогов, основная, характерная для всех гос-в во все периоды существования; основ. назначение налога как инструмента обеспечения гос-ва денежными средствами для выполнения своих задач.

Контрольно–учетная ф-я – определяется эффективность использования экономич. ресурсов, доходов предприятий и домаш. хоз-в, а также источники и направления использования фин-вых ресурсов.

Распределительная ф-я – с одной стороны, происходит распределение и перераспределение доходов м/д различными уровнями гос-го бюджета, с другой – распределяется налоговое бремя м/д различными категориями плательщиков.

Посредством регулирующей ф-и гос-во целенаправленно воздействует на экономич. рост, структурную перестройку общ. производства, привлечение инвестиций и увеличение занятости, рост платежеспособности населения.

Стимулирующая ф-я реализуется через систему льгот, преференций с целью создания предпосылок для деловой активности субъектов хозяйствования, развития определенных отраслей и видов деятельности, привлечения инвестиций.


Содержание общей и специальной части Налогового кодекса (НК) РБ.

НК – это основной документ, регламентирующий в комплексе все направления налоговых отношений в государстве. Состоит из общей части (принята в дек. 2002 г. - упорядочивает все законодат. акты, действ-ие в налоговой сфере и рег. отношения в области налогообложения, сборов и пошлин).

В ней отражены основные принципы налогообложения (НО) РБ:

· Н и на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, взносы и платежи, не предусмотренные НК РБ - определено Конституцией НК РБ, актами Президента;

· К аждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы, по которым это лицо признается плательщиком;

· Н О в РБ основывается на признании всеобщности и равенства;

· Д опускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК РБ и таможенным законодательством;

· Н е допускается установ. налогов, сборов и льгот по их уплате, наносящих ущерб: нац. без. РБ; ее территор.целостности; полит. и эконом. стабильности, в том числе, нарушающих единое эконом. пространство РБ;

· ограничивающих свободное перемещение товаров (работ, услуг) или фин. средств в пределах тер-ии РБ; создающих в нарушение Конституции и принятых в соотв-ии с ней законодат. актов иные препятствия для осуществления предприним. и др. деятельности организаций и физ. лиц, кроме запрещенной законодат. актами.

Для того чтобы система НО была достаточно эффективной, она должна отвечать след. требованиям:

· не только давать возможность, но и стимулир предприятия к росту доходов, прибыли; механизм НО должен быть предельно простым, доступным для восприятия каждым налогоплательщиком;

· обеспечивать единый подход в НО предприятий и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования;

· ставки налогов должны быть гибкими, учитывать приоритетные направления отдельных отраслей, социальную значимость товаров и товарных групп для населения;

· ставки налоговых платежей и порядок отчисления в то же время должны оставаться стабильными и устойчивыми на длительный срок.

Особенная часть НК (с 1.01.2010 г.) - определяет порядок применения каждого из республ. и местных налогов, сборов, а также особых режимов НО. По каждому налоговому платежу устанавл. состав плательщиков, объект налогообл., налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций. Т.о. налоговая система РБ включает 30 стандартных платежей. При этом обычный налогоплательщик уплачивает только пять из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги. Все другие налоги, сборы (пошлины), предусмотренные Особенной частью НК, уплачиваются плательщиками только в разовых случаях либо при осуществлении ими отдельных видов деятельности. К ним относятся: сбор с заготовителей, акцизы, налог на добычу природных ресурсов, налог на доходы иностранных орг-ий, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство, оффшорный сбор, гербовый сбор, консульский сбор, госпошлина.


Планирование объемов и механизм бюджетного финн-ния непр-ной сферы в РБ.

Планирование объема бюджетных средств основано на использовании бюджетной сметы. На практике используется единая бюджетная смета для всех учреждений социальной сферы.

Бюджетная смета – это основной финансовый документ, позволяющий определить годовую потребность учреждения образования в финансовых ресурсах.

Годовая потребность бюджетного учреждения в финансовых ресурсах определяется посредством умножения количества учащихся (студентов), койко-мест и т.п. на норматив бюджетного финансирования одного учащегося (студента), больного.

Нормативы бюджетной обеспеченности расходов учреждений непроизводственной сферы устанавливаются государством на каждый финансовый год: первоначально для республики в целом, а затем конкретизируются для административно-территориальных единиц.

Поскольку совокупные затраты в смете регламентированы по всем статьям и элементам, то смета выступает также инструментом контроля за объемом и целевым использованием финансовых ресурсов.

Механизм бюджетного финансирования состоит из следующих обязательных, строго регламентируемых этапов:

· Соответствующее отраслевое Министерство (Министерство образования, Министерство здравоохранения и т.п.), руководствуясь постановлением СовМина РБ, устанавливает бюджетным учреждениям сроки составления и представления проектов смет, разрабатывает и сообщает им основные (сетевые) показатели их деятельности на предстоящий финансовый (бюджетный) год;

· На основании таких указаний бюджетные учреждения самостоятельно рассчитывают сумму заявки на ассигнования из бюджета на очередной финансовый год. Проект сметы подписывается руководителем бюджетного учреждения. В установленные сроки проекты смет представляются на рассмотрение вышестоящему распорядителю средств: районному, областному управлению образования, здравоохранения или Министерству образования (здравоохранения) РБ (в зависимости от подчиненности бюджетного учреждения);

· Далее вышестоящий распорядитель средств корректирует присланный проект сметы расходов в соответствии с суммой средств, выделяемых на образование (здравоохранение) в респуб-ом или местном бюджете. После утверждения смет соответствующее Министерство сообщают бюджетным учреждениям, утвержденные им объемы ассигнований на планируемый финансовый год;

· Основанием для получения образовательным учреждением средств из бюджета является зарегистрированная в автоматизированной системе гос-го казначейства поквартальная роспись расходов. Исполнение республиканского бюджета через систему гос-го казначейства обеспечивает прозрачность финансовых потоков, не допускает их нецелевого использования.

Особенности бюджетного финансирования:

· финансирование расходов по строго целевому назначению;

· предоставление бюджетных средств в минимально необходимых объемах в соответствии с установленными нормами и нормативами;

· финансирование по мере выполнения плана по сетевым показателям, которые отражают объем работы, предстоящей учреждению. При невыполнении сетевых показателей объем бюджетного финансирования автоматически уменьшается.


Учетная политика.

Учетная политика является важным инструментом денежно-кредитного регулирования. Метод регулирования учетных ставок наиболее быстро и непосредственно воздействует на денежное обращение. В большинстве государств учетная ставка является официальной ставкой центрального банка, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции. Политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Если центральный банк преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку, удорожая тем самым кредитование банковских учреждений. Если же целью центрального банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень учетной ставки. Однако центральному банку не всегда удается достичь поставленной цели. Так, повышение учетной ставки не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент наблюдается тенденция снижения стоимости кредита в результате их повышенного предложения. В этом случае коммерческие банки предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели дорогие кредитные ресурсы центрального банка.

Рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Это ведет к снижению рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, приводит к противоположным процессам. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования.

Официальная учётная ставка в значительной мере влияет и на экономику страны. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление или покупку акций и иных ценных бумаг. Таким образом, может образоваться излишний кредитный потенциал, который затруднит быстрое перетекание денег из секторов экономики. Наоборот, желая облегчить получение кредитов и проводя политику «дешевых денег», центральный банк снижает учетную ставку, вследствие чего происходит удешевление кредита, увеличение денег в обороте, что способствует расширению производства и экономическому росту. Снижение учетной ставки в этом случае может отрицательно повлиять на платежный баланс и валютный курс в результате отлива капитала в страны с более высокими ставками. Центральный банк страны может выступать на денежном рынке в качестве кредитора или в качестве заемщика кредитных ресурсов в объеме, необходимом для того, чтобы оказать давление на соотношения спроса и предложения.

В стабильной экономике уровень учетной ставки повышается в период экономического роста и снижается в момент спада. Однако эта закономерность не выполняется в условиях высокой инфляции.

Учитывая положительные тенденции в развитии экономики, замедление инфляции, тенденцию к укреплению белорусского рубля, Национальный банк проводит политику снижения ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Национального банка, что способствует снижению всего спектра процентных ставок на финансовом рынке как в номинальном, так и в реальном выражении.


Финансы в системе экономических отношений в обществе.

Финансы возникли в условиях становления товарно-денежных отношений под влиянием развития государства и его потребностей в ресурсах. Впервые термин стал применяться в 13–15 веках в Италии. Финансы являются частью экономических отношений. Финансы как экономическая категория совокупности экономических отношений возникают в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения общественного воспроизводства. Причиной их существования является объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта, а условием – существование государства, денег и товарного производства.

В процессе финансовых отношений происходит движение стоимости, не сопровождающееся обратным движением потребительской стоимости, т.е. товара.

К основным признакам финансов относятся следующие:

· финансы не являются эквивалентом денег, они представляют собой денежные отношения;

· не все денежные отношения относятся к финансовым, а только те из них, в результате которых осуществляется движение стоимости, не связанное с движением товаров;

· финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости;

· в результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.

Финансы являются исторической категорией, то есть они развивались вместе с развитием экономики и общества. Можно выделить несколько этапов развития финансовых отношений.

Первый этап характеризуется неразвитостью финансовых отношений, их слабым влиянием на экономику государства (рабовладельческий и феодальный строй).

На втором этапе казна государства перестала быть собственностью его главы. Однако финансовые отношения ограничивались формированием и использованием государственного бюджета. Он был единственным звеном финансовой системы (средние века). По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства начала формироваться многозвенная финансовая система.

Третий этап характеризуется высокой степенью воздействия финансов на экономику, возникновением и функционированием финансового рынка, многообразием финансовых инструментов (со второй половины XX в).Финансы выполняют 3 основные функции: распределительную (посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления), регулирующею ( финансы позволяют регулировать экономическую деятельность в обществе ), контрольную ( финансовые показатели позволяют дать характеристику результатов деятельности как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом). Первичным финансовым ресурсом является сумма прибыли в сфере материального производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.159.186.146 (0.05 с.)