Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансов и денежных отношений

Поиск

Вопросы к экзамену

1. Понятие финансов и денежных отношений.

2. Функции финансов

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.

4. Понятие финансовой системы государства

5. Роль НБ в регулировании денежно-кредитной политики гос-ва.

6. Конституционная основа финансово-кредитной системы РБ

7. Основные направления денежно-кредитной политики РБ

8. Сферы и звенья фин-вой системы государства, их краткая хар-ка

9. Финансовая политика государства

10. Финансовая политика РБ на современном этапе

11. Социально-экономическая сущность и роль бюджета

12. Принципы построения бюджетной системы и ее типы

13. Доходы и расходы бюджетов

14. Дефицит бюджета и пути его сокращения

15. Финансовая система Республики Беларусь

16. Уровни бюджетной системы Республики Беларусь

17. Особенности организации бюджетов

18. Экономическое содержание налогов и признаки налогов

19. Формы расходов бюджетов

20. Государственный кредит и его отличие от банковского кредита.

21. Финансы предприятий (организаций) сферы материального производства.

22. Финансы организаций (учреждений) непроизводственной сферы

23. Финансовые отношения предприятий: понятия, классификация, функции

24. Принципы организации финансов предприятий

25. Финансовые ресурсы предприятия

26. Финансовый механизм предприятия

27. Понятие и сущность финансового менеджмента.

28. Содержание финансового менеджмента

29. Группировка основных функций финансового менеджмента

30. Организация финансового менеджмента

31. Нормативные документы для оценки финансовой деятельности предприятия

32. Информационная основа и инструменты финансового менеджмента

33. Денежные расходы предприятия, их характеристика и классификация.

34. Содержание затрат на производство и реализацию продукции

35. Планирование затрат на производство и реализацию продукции.

36. Контроль и рег-ние затрат на пр-во и реализацию продукции

37. Графический метод нахождения точки безубыточности производства продукции.

38. Состав и структура денежных доходов предприятий

39. Значение ВР продукции (работ, услуг), в деят-ти предприятий

40. Распределения выручки от реализации продукции (работ и услуг)

41. Формирование предприятиями цен нг реализуемую продукцию.

42. Понятие прибыли, ее состав и значение в деят-ти предприятий

43. Показатели рент-сти работы предприятия, порядок их исчисления

44. Факторы роста прибыли и повышения рентабельности

45. Методы планирования и прогнозирования прибыли

46. Понятие оборотных активов и их классификация.

47. Виды циклов пред-тия: операционный, произв-ный, финансовый

48. Политика управления оборотными активами

49. Определение совокупного норматива оборотных средств

50. Управление инвестициями в оборотный капитал

51. Сущность, состав и классификация основного капитала

52. Показатели движения и эффективного использования ОФ

53. Использования производственного оборудования

54. Источники финансирования прямых инвестиций

55. Финансирование инвестиций в нематериальные активы

56. Отраслевые особенности организации финансов в сельском хозяйстве

57. Отраслевые особенности организации финансов в торговле

58. Особенности финансов акционерных обществ, холдингов, ФПГ и других корпоративных структур

59. Финансовый рынок в экономической системе общества

60. Модели организации финансового рынка и их особенности

61. Участники финансового рынка

62. Рынок ценных бумаг: понятие, функции и классификация.

63. Ценные бумаги, их свойства и виды

64. Инвестиции в ценные бумаги


Понятие финансов и денежных отношений

Ф. – опред. сумма ден. ср-в, используемых государством и некоторыми участниками ден. отношений. Ф. – экон. инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД. ВВП – стоимость конечных товаров и услуг, произведенными резидентами данной страны за опред. период времени. ВВП вкл. След элементы:С – фонд возмещения израсходованныхден. Ср-в; V – фонд зп(зарплата); M – прибавочный продукт, в форме чистого дохода, в рез-те чего образ-ся доходы, накопления, ден. ср-ва. Эта часть вновь созданного продукта представляет собой суть фин. Отношений. НД – ВВП – потребленные в процессе производства предметы труда, орудия и ср-ва про-ва. 4 направления расходования ден. ср-в: на управление, на соц. нужды, на поддержание сфер экономики, на военн. цели.

Признаки, отличающие Ф. от других категорий: денеж форма выражения; присущая им распредел. Категория, с пом. Кот.осуществляется распределение и перераспределение; взаимосвязь с формированием ден. доходов и накоплений. Деньги- всеобщий эквивалент, с пом кот.измер-ся затраты труда товаропроизводителей. Виды фондов: централиз. фонды; гос бюджет; госбюдж. фонды, ФСЗН, иновационный фонд; децентрализ. ден. фонды; фонды экон. стимулирования, резервный, страховой фонд.

Главное значение финансов закл-ся в том, чтобы путем образования ден доходов и фондов обеспечить выполнение всех функций государства, а также осуществить контроль за расходованием.

Ден. Отношения возникают между: Хоз. субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения ТМЦ; хоз. субъектами при создании совм. Фондов ден. ср-в; государством и населением по поводу взимания налогов и сборов; хоз. субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов; внутри хоз. субъектов; м\у правительством РБ и др. правительствами, междунар-кредит. организациями; ден. отношения, связанные с поступлением ср-в от приватизации в гос бюджет.

Т.о., Ф. – специфич. часть ден. Отношений, связанных сформированием, расперделением, использованием ден. ср-в для выполнения функций и задач гос-ва, с целью обеспечения расширенного воспроизводства.


Функции финансов

функции: распределительная и контрольная. Распр. функция проявляется при распр. НД, когда происходит создание перв. доходов: 1. З/п рабочих служащих, работников, занятых в сфере производства. 2. Доходы предприятий мат. пр-ва. Однако перв доходов недостаточно, чтобы успешно развивались приоритетные отрасли экономики и сферы н/х, поэтому необходимо дальнейшее распределение и перераспределение НД с пом финансов м/у: отраслями произв. и непроизв. сферы; территориями; соц. Группами населения. В результате этого образуются вторичные доходы.

Контрол. функция проявляется в:

Контроле за распределением ВВп, НД, проверке соблюдения взаимных обязательств и организаций по расчетам и платежам, проверке соблюдения законодательства.

Большую роль в осуществлении фин. контроля играет:

Минфин, Мин по налогам и сборам, КГБ, Президент, Парламент, Советь Министров.


 

Взаим-зь Ф с другими экон-ми катег-ми

Распр. процессы происходят не только посредством финансов, но и посредством цены и кредита. Цена- денежное выражение стоимости товара. Отличит.черты финансов от кредита:

1. кредит обладает след.характеристиками: возвратность, срочность, платность

2 кредит- двустороннее движение, Ф.- одностороннее

3 кредит.перераспределение связано с перемещением ден. ср-в м/у субъектами хоз-я, а фин. – осущ-ся как м/у субъектами, так и в рамках каждого из них.

4 Кредит.ресурсы оформляются за сч. временно свободных ден. ср-в, а фин. – из доходов и накоплений. В распределении стоимости обществ.продукта участвует з/п. Отличие з/п от Ф. состоит в том, что З/п используется в личных целях людей, а Ф. – для удовлетворения личных потребностей. Взаимосвязь, в том, что с пом. фин. отношений формируется фонд оплаты труда. В то же время начисление з/п может и не совпадать с временем выплаты, тогда З\п является источником формирования части фин. ресурсов предприятия.

Роль НБ в регул-ии ден-кред политики гос-ва

НБ – центр банк, кот действует в интересах дан гос-ва и осущ-ет свою дея-ть в соотв с Конституцией РБ и Банк кодексом РБ, а также в соотв с законами, норм-прав актами през-та РБ и он независим в своей дея-ти. Подчин-ся през-ту РБ.

Цели НБ: 1)защита и обспеч-е устойч-ти бел руб, в т.ч. его покуп способ-ти и курса по отнош-ю к ин валютам; 2)разв-е и укрепл-е банк сис-мы РБ; 3)обеспеч-е эффект-го, надежн и безопасн функц-я плат сис-мы.

Ставка рефин-я – ставка НБ, явл баз инстр-ом регул-я % ставок на ден рынке и служащая основой для устан-я % ставок.

 


 

Финансовая система РБ

Финансовая система представляет совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовой системы соответствующим им финансовых учреждений, образований; организация, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система РБ состоит из следующих элементов:

- Финансы субъектов хоз. с децентр. фондами: фонды коммерч. организ.; некомерч. орг.; дом.хоз.

- Общегос. (централиз.) фонды: гос. бюджетн. (республ. и местн.); гос. цел.фонды; гос. кредит.

- Органы управления фин. страны: Минфин, Мин по Нал.и Сборам.

В состав фин. сист. Исходя из роли субъектов финансовых отношений вкл. 2 крупные сферы: 1.Фин предпр.,2.Общегос. фин.

1-е подр. На фин. коммерч. орг. И фин. некоммерч. орг.

В завис. От отрасли: 1.фин. пром. Предпр., 2.фин. АПК; 3.Фин. строит. Орг. И т.д

В сост. Фин. неком. орг, исходя из организ.-прав. формы суб. вкл: 1.фин. учрежд.;2.фин. обществ. и религ. орг.; 3.фин благотв и друг фондов.

Фин. общегос фондов вкл: 1.гос. бюдж.; 2. Целевые бюдж. и внебюдж. Фонды;

3. гос. кредит.

Отдельной сферой фин. сист. явл. организ. управления финансами, кот вкл:

1. Органы общего управл. Фин.(высш. орг. гос власти)

2. Орг. операт. управл. (Минфин)

3. Органы отраслевогоуправл.

Финансы субъектов хоз. представляют собой сист. фин. отношений, связанных с формированием и использ. ден средств предпр.

Гражд. Кодекс разгран. суб хоз. на коммерч и некомерч. организации. Коммерч. организ. являются те, которые преследуют своей целью получение прибыли. Неком. Орг. – те, кот ставят своей целью, не получение прибыли, а работают на цели орг. и создания в форме потребительских кооперативов, благотворительных фондов. Дом.хоз. – хозяйство, которое ведётся 1 или несколькими лицами, проживающими совместно имеющими общий бюджет.

Гос. фонд. - система денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и реализации их на функции государства. Гос. бюджет. – ведущее звено финансовой системы, с помощью которого правительство контролирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов. Внебюдж. Фонды – как звено государственной системы представляет собой средства правительственных и местных органов власти, связанных с финансированием расходов не включаемых в бюджет. К таким фондам относится фонд охраны природы., инновационный фонд, который образуется за счёт обязательных отчислений. Гос. кредит. – важнейш. Звено общегос. фондов, посредством которого осущ. формирование дополнительных. Фин. рес. Государство осуществляет руководство фондами через свои законодательные и исполнительные органы.

 

 


Уровни Бюджетной системы РБ

В соответствии с конституцией РБ состоит из 2 уровней:

- республиканский

- местные бюджеты

В соответствии с территориальным управлением местн. Бюдж. подр. На:

- бюдж. первичного уровня (сельск., поселк., городск.(городов районного подчинения))

- бюдж. базового уровня (район.и гор. (городов районного подчинения)

- областного уровня и бюджет города Минска

Выделяют понятие консолидированный бюджет, который представляет собой совокупность бюджетов РБ или соответствующих территориальных единиц.

Консолидир. Бюджет района включает: бюджет сельсовета, бюджет посёлков городского типа, бюджет городов районного подчинения, бюджет района.

Консолид. Бюдж. области состоит из: консолидированный бюджет района, бюджет городов областного подчинения, областной бюджет.

Консолидир. Бюдж. РБ состоит из: Республик.Бюдж., консолид бюджет областей, бюджет города Минска.

 

 


Формы расходов бюджетов

Расходы бюджета – ден. ср-ва, кот. используются на цели, предусмотренные в Законе о гос. бюджете.

Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РБ предоставление средств из бюджетов осуществляется в следующих формах:

· расходы на функционирование бюджетных организаций;

· бюджетные трансферты населению;

· субсидии организациям и физическим лицам;

· бюджетные трансферты за границу;

· межбюджетные трансферты;

· расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

· бюджетные ссуды, бюджетные займы;

· бюджетные кредиты;

· расходы на обслуживание долговых обязательств;

· другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.


20. Государственный кредит и его отличие от банковского кредита.

Гос. кредит – совокупность денежных отношений, возникающих м-ду государством, физ. и юр лицами при которых гос-во выступает в качестве заёмщика. По экономической природе гос крудит не является доходом гос-ва.

Отличия гос кредита от банковского.

Гос кредит:

1.получают ОВ и управления

2.используется для покрытию бюдж дефицита

3.гос займы не имеют конкретного целевого хар-ра

4.не предусм-т эк-х санкций к гос-ву

5.всегда явл-ся ср-ом уменьшения кол-ва денег в обращении

 

Банк-ий кредит:

1.получают юр и физ лица

2.исп-ся в процессе производства

3.имеет цеолевой характер

4.срок возврата банк-х ссуд строго регламентирован

5.причина появления избытка денежной массы

 

В РБ сроки погашения опр-ся СовМином или Мин Фином.

 


Содержание финансового менеджмента

Финансовый менеджмент – система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением, и использованием финансовых ресурсов предприятия, а также организации оборота денежных средств.

Сущность ФМ – обоснование и реализация хозяйственных решений исходя из конечных результатов деятельности предприятия.

Цель ФМ – получить max выгоду от функционирования предприятия в интересах его собственников.

Для достижения этой цели менеджерам по финансам необходимо решать задачи:

1. Добиваться прироста рентабельности собственного капитала, т.е. увеличивать прибыль на каждую единицу вложенных учредителями средств

2. Постоянно поддерживать текущую платежеспособность, обеспечивать ликвидность предприятия, т.е. своевременно выполнять текущие обязательства за счёт оборотных средств

3. Поддерживать платежеспособность в долгосрочный период, т.е. выполнять обязательства перед инвесторами и кредиторами, которые имеют долгосрочные вложения в предприятие

4. Обеспечивать финансовыми ресурсами процессы расширенного воспроизводства

Ранжирование методов ФМ по фазам жизненного цикла:

Фаза жизн.цикла Методы реализ.страт.цели Методы текущ.управления Методы реализ.страт цели
0-я фаза Прогнозирование Инвестирования Ценообразование
1-я фаза Планирование Бюджетирования Сист.расчетов
2-я фаза     Анализ     Методы связанные со снижение издержек Распределение ответственности и их полномочий
3-я фаза     Прогнозирование     Инвестирования Антикризисное управление

Этапы развития ФМ:

1985-1994 формирование самост. области ФМ (строжайший контроль, оптимизация издержек, правильное проведение финансовых операций)

1990-1996 функциональный подход (выделение функций финансового планирования организации и контроля)

С 1993 по наст.вр. – системный подход (разработка универсальных процедур для принятия решений. Выделение элементов системы ФМ, определение их взаимосвязей)

ФМ --> Разработка финансовой политики --> Финансовая стратегия или финансовая тактика --> стратегический ФМ или Тактический ФМ --> Оптимальные финансовые решения

Для правильного функционирования ФМ необходима реализация внешних и внутренних условий.

К внешним:

1) рыночная инфраструктура;2) развитие рыночных отношений;3) совершенствование финансового и хозяйственного зак-ва;4) определенный уровень развития культ. и проф. образования

К внутренним:

1) наличие достоверной инф. базы; 2) кадровый потенциал


Содержание затрат на производство и реализацию продукции

Затраты на воспроизводство производ. фондов вкл. кап. вложения и вложения в оборотный капитал. Они формируют и увеличивают производ. потенциал предприятий, способствуют увеличению его конкурентоспособности, рейтинга и стоимости на рынке капитала.

Источниками кап. вложений в создание, расширение, реконструкцию, восстановление ОФ служат амортизационные отчисления и прибыль.

Законод-вом установлено, что прибыль, направленная предприятием на кап. вложения произв. характера и на жил. строит-во, на 50% освобождает от налогооблажения (налог на прибыль). Кроме собств. ресурсов предприятия могут привлекать на кап. вложения заёмный капитал.Документом, регламентирующим состав себест-ти прдукции, явл-ся основное положение по составу затрат, вкл-х в себест-ть прод-ии. Себестоимость – стоимостная оценка использованных в процессе производства продукции прир. рес, сырья, мат-ов, топлива, энергии, ОС, НА, труд. рес, а также др. затраты на её произв-во и реализацию.

В осн. положениях все элементы тек. затрат предприятия объед-ны в 5 групп:

1) мат. затраты(за «-» возвратн. отходов)

2)затр. на опл. труда

3)отчисл. на соц.нужды

4)амортиз. ОС, НА, исп-х в произв. деятельности

5) прочие затраты

Планирование затрат на произ-во и реал-ю продукции

Плановый расчёт себ-ти товарн. прод. явл-ся важнейшим разделом бизнес-плана. 1) Мат. затраты,в т.ч.:сырьё и ОС (за выч. отходов), покупн. полуфабр., услуги со стороны(топливо, энергия) 2) Осн. и доп. ЗП 3)Отчисления в ФСЗН 4) Амортизац. отчисл 5)Прочие затраты 6)Итого затрат на произ-во (1+2+3+4+5) 7)Затр на раб. и усл, не вкл. в валов. прод-ию(-) 8)Прирост(-), уменш(+)остатков резервов предст. расходов 9)Себ-ть вал. продукции(6-7+(-)8) 10)Прирост(-), уменш(+) себ-ти остатков НЗП 11) Производств. себ-ть товарн. продукции(9+(-)10) 12) Коммерч. расходы 13)Полная себ-ть тов. продукции(11+12)

Данная стр-ра себ-ти не раскрывает результат пр-ва конкр. изделия в сост. товарн. продукции, поэтому составл. 2-й финн. документ – калькуляция, т.к. рез-т здесь показывается в форме статей, исходя из целевого назнач.Статьи калькуляции:1)сырьё и мат-ы;2)возвр. отходы;3)пок. комплект. изделия:4)топливо и энергия;5)осн. ЗП;6)дополн. ЗП;7)налоги и сборы, отчисл. в бюджет;8)расходы на подгот. и освоен. новых произв-в;9)общепроизв. расходы;10)общехоз. расх;11)потери от брака;12)прочие расх(итоговаясеб-ть).С/c=з-ты+прибыль+акцизы(налоги).На предпр. составл-ся сводная плановая калькул., кот. сравнивается с рез-ми, полученными в смете затрат.В бизнес-планировании на предпр-ях целесообр. исп. аналит. метод затрат,кот. позвол. отслеживать влияние внешн. и внутр. фак-ов на ур-нь вып-емой прод-ции и управлять ею в реал. режиме времени. Аналит. м-д базируется на распред. затрат на переменные и постоянные. Себ-ть реализ. прод-ии опр-ся уменш. полной себ-ти прод-ции на остатки гот. прод. на конец года и увел. на нач. года: , где Ср-себ. реализ. прод-ии;О1,О2-остатки гот. прод. на нач. и конец года;Сп- полная себ-ть.Нереализов. остатки гот. прод.:ГП на складе, в неоформленных отгрузках;ГП отгруженная, срок опл. ещё не поступил и не оплачен. в срок, принятая на отвентств. хранение.

Политика управл-я

Обор.А. предприятия разрабат-ся по след.основным стадиям в зависимости от осуществления произв-ого процесса. 1группа -Анализ Об.А. предприятия за предшеств.период: 1 стадия-рассматр-ся динамика общего VОб.А.,исполь-х пр-ем,сопред-ем темпов изм-ния средней ΣОб.А.,в соотв. с темпами изм-нияVреал. прод. и сред.Σ всех активов, и динамики удел.весаОб.А. в общей Σактивовпр-тия. 2 стадия-рассматр-ся динамика составаОб.А.(запасов сырья и мат-в,запасовгот.прод., текущей дебит.здолж-ти, остатков ден.активов. 3 стадия-изучается оборачиваемость отдельных видов Об.А. и общей их Σ(к-тоборач-ти;устанавливаетсяпродолж-тьоперационного,производ-ого и фин-ого циклов пр-тия). 4 стадия-опред-ся рентаб-ть Об.А.,исполь-ся модель «Дюпон»: Роб.а.=Ррп×Ооб.а., гдеРрп-рентаб-ть реал.прод.,Ооб.а.-оборачиваемость Об.А. 5 стадия-рассматр-ся состав основных источников фин-нияОб.А.,динамика их Σ и удел.веса в общей Σфин-х ср-в,инвестир-х в эти активы, опред-ся уровень фин-ого риска. 2группа -Выбор политики формир-нияОб.А. Выделяют 3подхода к опред-ю политики формир-ния: 1)консерватив-ный(полное удовлетворение текущей потребности для обеспечения операц.деят-ти,создание высоких Vрезервов на случай непредвид.сложностей,min-циярисков,но это отриц-но сказывается на оборач-ти и ур-не рентаб-ти). 2)умеренный(обеспечение полного удовлет-я тек.потреб-ти и создание норамальныхстрах.запасов,обспеч-х среднее отношение м/у ур-ем риска и эфф-ю их испол-ния). 3)агрессивный (min-ция всех форм страх.резервов по отдел.видам активов и обеспеч-е высокого ур-няэфф-ти их исполь-ния). 3группа -Оптимизация VОб.А.

1этап-опред-ся система мер по реал-цииОб.А.,резервов по сокращению произв-ого цикла. 2этап-вскрытие резервов для сокращения сокращенияпроизв-ого цикла. 3этап-опред-ся общийVОб.А.

Об.А.предстоящ.пер.=ЗС+ЗГ+ДЗ+ДА+П, где ЗС-Σзапасов сырья на конец пер., ЗГ-Σзапасовгот.прод. на к.п., ДЗ-дебит.задолж-ть на к.п., ДА-Σден. активов на к.п., П-Σпрочих видов Об.А. на к.п. 4группа -Оптимизация соотношений пост. и перем.частейОб.А.: опред-сяΣпост.частиОб.А. (ОАпост=ОАср×Кmin, где ОАср-средняя ΣОб.А. пр-тия в рассматр. период, Кmin-к-т minур-няОб.А.), опред-сяmaxΣОб.А.[ОАmax=ОАсред×(Кmax-Kmin)]. 5группа -Обеспечение необх-ой ликвид-тиОб.А.(опред-ся доля Об.А. в форме ден.ср-в). 6групп а -Обеспечениенеобх-ой рентаб-тиОб.А. 7группа -Выбор форм и источников фин-ния.

Финансирование инвестиций в нематериальные активы (НА)

НА- хоз. средства, не обладающ. физ. содерж, но представл. для предпр. определ. ценность. Могут исполь. в его экономич. обороте и приносят им доход. Патенты – выдаваемые уполномоч. гос. органами док.,подтверж.предост. права охраны объекту пром. собственности. Вып. функции-удостовер. авторство, приоритет изобретения.

Право на использ земли- часть стоим.. вносимой в уст. капитал предпр. ден. оценка этих прав расч. исход. из стоим. земли и определ. по соглаш. сторон.

Тов. Знак (знак обслуж.)-обознач.,способствующ. отличию тов. или услуг одного лица от однородн. тов. или услуг др. лицу (В РБ – регистрация в нац. Центре интелект. собственности)

Ноу-хау – конфеденц. знаки, включ. незапотент сведения технич., экономич, управленч., финхаракт, использ. которых обеспеч. определ. преемущ. владельцу.

Сами НА уч. по стоим.приобретения. НА ниже их стоим. (цена фирмы, торг. марка)

Источники фин.:

1) Амморт. отчисл., поступающие в состав выручки от реализпродю. раб., усл.

2) Частная прибыль, остающ. враспоряж. предпр.

3) Средства, поступающ. от продажи ЦБ.

4) Ссуды коммерч. банков


УЧАСТНИИ ФИН. РЫНКА

Участники международного финансового рынка с институционной точки зрения — это совокупность кредитно-финансовых учреждений, из-за которых осуществляется движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.

На финансовом рынке действуют разл. участники, функции кот. определяются целями их деят-ти и степенью участия в совершении отдельных сделок. Состав участников финансового рынка дифференцируется в зависимости от форм осуществления сделок, которые подразделяются на прямые и опосредствованные.

участники подразделяются на две группы:

1) продавцы и покупатели финансовых инструментов (услуг); 2) финансовые посредники.

Кроме осн. участников,принимающих непоср. участие в сделках, есть множ. участники, со вспом. функциями (функции обслуживания осн. участников или операций фин. рынка)

1)Прод.и пок-ли: Рассмотрим их на важнейш.сегментах фин.рынка: а)Кредитн. рынок: Кредиторы-дают ссуды на опр срок и под опр. %.-это государство (осуществляя целевое кредитование за счет бюджета или спец.фондов); коммерческие банки, осущ. наиб. объем и широкий спектр кредитных операций; небанковские кр.-фин. учр-я.Заемщики:гос-во,комм.банки,население для разл.целей.

б) Рынок ЦБ: Эмитенты-выпуск ЦБ для получ. прибыли.Это: гос-во, акц.общества. Инвесторы- покупают ЦБ.Это: инд.предприниматели, фин.институты.

2)Фин. посредники: 1. Фин. посредники, осущ. только брокерскую деят-ть, явл. професс. участниками ФР, деят-ть которых подлежит обяз. лицензированию. Осн. функция-оказание помощи продавцам и пок-лям фин. инструментов.Финансовый посредник, осуществляющий брокерскую деятельность, участвует в заключении сделок в качестве поверенного (на основании договора-поручения от клиента) или в качестве комиссионера (на основании договора комиссии).БЫВАЮТ инвестиционные брокеры;валютные;страховые.

2. Финансовые посредники, осуществляющие дилерскую деятельность.Осн. функция -купля-продажа фин. инструментов от своего имени и за свой счет с целью получения прибыли от разницы в ценах.ЭТО:коммерческие банки;инвестиционные компании; инвестиционные фонды; инвестиционные дилеры или андеррайтеры (специальные банк. учреждения, занимающиеся первичной продажей акций и облигаций путем покупки новых их эмиссий и организации подписки (реализации) их участникам вторичного фондового рынка мелкими партиями);трастовые компании или инвестиционные управляющие (финансовые посредники, осуществляющие доверительное управление ЦБ или ден. сре-вами, переданными им во владение третьими лицами с целью инвестирования в ЦБ);финансово-промышленные группы или финансовые холдинговые компании


Инвестиции в ценные бумаги.

Развитие финансовых рынков в рыночной экономике предоставляет предприятиям возможность не только привлекать денежные ресурсы путем эмиссии цен.бум.,но и осущ.финан.инвестиции в цен.бумаги с целью получения дохода,являющегося доп.источником финан.ресурсов предприятия.

Портфель цен.бум.-это совокупность цен.бумаг, принадлежащих институц.или индивидуальному инвестору,служащая для достижения поставленных инвестиц.целей и выступающая как целостный объект управления.Формируется инвест.портфель в зависимости от рейтинга цен.бум.,отражающего их основные экон.характеристики и инвест.кач-ва.Состав портфеля цен.бум.зависит от типа инвестора и его целей.Основ.целями могут быть:сохранение капитала;обеспечение прироста капитала,получение дохода в виде %,дисконта,дивиденда.

В рын.эк-ке инвестирование в цен.бум.может преследовать и др.цели:расширение сферы влияния,перераспределения собственности; проведение спекуляций цен.бум.за счет колебаний их курсов: страхование своих активов от рисков. В зависимости от поставленных целей инвесторы могут формировать разл.портфели цен.бум.как по стр-ре,так и по типу портфеля.Тип портфеля-это его обобщенная характеристика с позиции целей и задач,стоящих перед цен.бум.,входящими в портфель.Типы порфелей цен.бум.включают: портфел дохода, портфель роста,сбалансир. портфель, специализированный портфель и портфель рискованного капитала.

В зависимости от вида цен.бум.,входящих в портфель,инвесторы могут получать разные виды доходов: див-ды,проценты, дисконт, доход от увелич. курсовой стоимости, премия при вложении ден.ср-в в опционы и фьючерсы.

Этапы управления портфелем цен.бум.:

1.анализ-ся рын.цен.бум.,фин-вое сост-е эмитентов,кач-во цен.бум.

2.опр-ся инв-ные цели,выбирается оптимальный тип портфеля.

3.рассчитывается приемлемое соотношение риска и дохода.

4.опр-ся стр-ра инвест.портфеля.

5.опр-ся схема дальнейшего управления портфелем.

6.проводится оценка эффективности портфеля с точки зрения достижения инвест.целей.

Вопросы к экзамену

1. Понятие финансов и денежных отношений.

2. Функции финансов

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.

4. Понятие финансовой системы государства

5. Роль НБ в регулировании денежно-кредитной политики гос-ва.

6. Конституционная основа финансово-кредитной системы РБ

7. Основные направления денежно-кредитной политики РБ

8. Сферы и звенья фин-вой системы государства, их краткая хар-ка

9. Финансовая политика государства

10. Финансовая политика РБ на современном этапе

11. Социально-экономическая сущность и роль бюджета

12. Принципы построения бюджетной системы и ее типы

13. Доходы и расходы бюджетов

14. Дефицит бюджета и пути его сокращения

15. Финансовая система Республики Беларусь

16. Уровни бюджетной системы Республики Беларусь

17. Особенности организации бюджетов

18. Экономическое содержание налогов и признаки налогов

19. Формы расходов бюджетов

20. Государственный кредит и его отличие от банковского кредита.

21. Финансы предприятий (организаций) сферы материального производства.

22. Финансы организаций (учреждений) непроизводственной сферы

23. Финансовые отношения предприятий: понятия, классификация, функции

24. Принципы организации финансов предприятий

25. Финансовые ресурсы предприятия

26. Финансовый механизм предприятия

27. Понятие и сущность финансового менеджмента.

28. Содержание финансового менеджмента

29. Группировка основных функций финансового менеджмента

30. Организация финансового менеджмента

31. Нормативные документы для оценки финансовой деятельности предприятия

32. Информационная основа и инструменты финансового менеджмента

33. Денежные расходы предприятия, их характеристика и классификация.

34. Содержание затрат на производство и реализацию продукции

35. Планирование затрат на производство и реализацию продукции.

36. Контроль и рег-ние затрат на пр-во и реализацию продукции

37. Графический метод нахождения точки безубыточности производства продукции.

38. Состав и структура денежных доходов предприятий

39. Значение ВР продукции (работ, услуг), в деят-ти предприятий

40. Распределения выручки от реализации продукции (работ и услуг)

41. Формирование предприятиями цен нг реализуемую продукцию.

42. Понятие прибыли, ее состав и значение в деят-ти предприятий

43. Показатели рент-сти работы предприятия, порядок их исчисления

44. Факторы роста прибыли и повышения рентабельности

45. Методы планирования и прогнозирования прибыли

46. Понятие оборотных активов и их классификация.

47. Виды циклов пред-тия: операционный, произв-ный, финансовый

48. Политика управления оборотными активами

49. Определение совокупного норматива оборотных средств

50. Управление инвестициями в оборотный капитал

51. Сущность, состав и классификация основного капитала

52. Показатели движения и эффективного использования ОФ

53. Использования производственного оборудования

54. Источники финансирования прямых инвестиций

55. Финансирование инвестиций в нематериальные активы

56. Отраслевые особенности организации финансов в сельском хозяйстве

57. Отраслевые особенности организации финансов в торговле

58. Особенности финансов акционерных обществ, холдингов, ФПГ и других корпоративных структур

59. Финансовый рынок в экономической системе общества

60. Модели организации финансового рынка и их особенности

61. Участники финансового рынка

62. Рынок ценных бумаг: понятие, функции и классификация.

63. Ценные бумаги, их свойства и виды

64. Инвестиции в ценные бумаги


Понятие финансов и денежных отношений

Ф. – опред. сумма ден. ср-в, используемых государством и некоторыми участниками ден. отношений. Ф. – экон. инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД. ВВП – стоимость конечных товаров и услуг, произведенными резидентами данной страны за опред. период времени. ВВП вкл. След элементы:С – фонд возмещения израсходованныхден. Ср-в; V – фонд зп(зарплата); M – прибавочный продукт, в форме чистого дохода, в рез-те чего образ-ся доходы, накопления, ден. ср-ва. Эта часть вновь созданного продукта представляет собой суть фин. Отношений. НД – ВВП – потребленные в процессе производства предметы труда, орудия и ср-ва про-ва. 4 направления расходования ден. ср-в: на управление, на соц. нужды, на поддержание сфер экономики, на военн. цели.

Признаки, отличающие Ф. от других категорий: денеж форма выражения; присущая им распредел. Категория, с пом. Кот.осуществляется распределение и перераспределение; взаимосвязь с формированием ден. доходов и накоплений. Деньги- всеобщий эквивалент, с пом кот.измер-ся затраты труда товаропроизводителей. Виды фондов: централиз. фонды; гос бюджет; госбюдж. фонды, ФСЗН, иновационный фонд; децентрализ. ден. фонды; фонды экон. стимулирования, резервный, страховой фонд.

Главное значение финансов закл-ся в том, чтобы путем образования ден доходов и фондов обеспечить выполнение всех функций государства, а также осуществить контроль за расходованием.

Ден. Отношения возникают между: Хоз. субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения ТМЦ; хоз. субъектами при создании совм. Фондов ден. ср-в; государством и населением по поводу взимания налогов и сборов; хоз. субъектами и банковской системой при получении и погашении кредитов; внутри хоз. субъектов; м\у правительством РБ и др. правительствами, междунар-кредит. организациями; ден. отношения, связанные с поступлением ср-в от приватизации в гос бюджет.

Т.о., Ф. – специфич. часть ден. Отношений, связанных сформированием, расперделением, использованием ден. ср-в для выполнения функций и задач гос-ва, с целью обеспечения расширенного воспроизводства.


Функции финансов

функции: распределительная и контрольная. Распр. функция проявляется при распр. НД, когда происходит создание перв. доходов: 1. З/п рабочих служащих, работников, занятых в сфере производства. 2. Доходы предприятий мат. пр-ва. Однако перв доходов недостаточно, чтобы успешно развивались приоритетные отрасли



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.014 с.)