Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Поиск

В РБ различают вышестоящий бюджет и нижестоящий:

· Вышестоящий – республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к нижестоящей.

· Нижестоящий – бюджет нижестоящей административно-хозяйственной единицы по отношению к вышестоящей или республиканскому бюджету.

Государстенный бюджет – является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющую тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями.

Сущность гос бюджета:

ü Как социально-экономическая категория – инструмент перераспределения нац дохода страны.

ü Как организационно-экономическая категория – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов гос власти.

ü Как правовая категория – это тот финансовый план, который утверждается законодательными органами власти.

ü В материальном смысле – общественный фонд денежных средств по мере поступления используется в соответствии с расходными статьями.

Основные цели государственного бюджета:

1. Регулирование экономики путем перераспределения НД и ВВП. Бюджет позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы, посредством бюджета происходит территориальное и межотраслевое распределение.

2. Ресурсное обеспечение финансовой сферы, осуществление социальной политики государства и контроль за использованием средств.

Функции:

1. Образование основного централизованного фонда денежных средств.

2. Расходование бюджетного фонда.

3. Контрольная (создает условия для контроля за поступлением доходов и целевым использованием бюджетных средств).

Особенности бюджета как экономической категории:

1. Денежная форма отношений. 2. Ограниченная сфера деятельности.

3. Участниками с одной стороны является государство, а с другой – предприятия, учреждения и население. 4. Безвозмездность движения стоимости в виде взыскания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования. 5. Исторический характер взаимоотношений - с развитием государства развивались и товарно-денежные отношения.

Принципы построения бюджетной системы и ее типы.

Бюдж. устройство- орган-ция бюдж. системы и принципы ее построения.Бюдж.система-совок-ть бюджетов госу-ва и админис-террит. образований.Бюдж. регул-е- процесс распре-я доходов и перерас-я ср-в м-ду бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части местных бюджетов.Основа бюдж. регулир-я –закрепленное законом распред-е источников доходов м-ду буджетами разных уровней.В унит. гос-вах 2 уровня (республ,местный).В федер. гос-вах(госуд, федер бюдж,местный).

Типы организации бюдж.системы:-централиз(самосто-ть функции-я нижестоящих звеньев сведено к минимуму, нижестоящ.уровни почти не наделены собств источниками, фина-ние из централиз средств)-децентрализ(высокая самостоят-ть местных бюджетов) –комбинированный(значит роль трансфертов из республ в местные,есть механизмы горизонт.и вертик. выравнивания,огранич. самос-ть региональных властей.) Вертик вырав-е – дотации нижестоящ уровням.Горизонт выравн-е-пропорц распред-е налогового бремени м-ду админ единицами по прожит мин-му,доходов и расх населения региона.

Местные бюдж:- первичные(сельские,поселковые,городов рай подчинения)- базовые(район.и городские обл подчинения)- област уровня и минска.Консолид бюдж- совок-ть бюдж РБ.Консолид бюдж района:бюдж сельсоветов,бюдж поселков, бюдж городов рай подчинения,район бюджет.Консолид бюдж области:консолид бюдж района,городов обл подчинения, обл бюджет

Консолид бюдж РБ:республ,консолид бюдж областей,минска.

Принципы построения бюдж системы:-единство(общая правовая база),-рахграничение доходов и расх м-ду разл уровней;-самост-ть(наличие собст источников),-полнота отражения бюдж дох и расх,- сбалансиро-ть (равновесие м-ду до и расх бюджета),-эфф-сть и эконом-ть исполь-я бюдж средств,-общее покрытие расходов,-достовер-ть и реалистичность расчетов дох и расх,-правдивость (недопущение фальсификации),-гласность


13. Доходы и расходы бюджета

Перераспределение Нац дох через бюджет имеет 2 стадии:-образование дох бюдж,-использование бюдж средств.Доходы-ден. сре-ва поступающие безвозмездно и безвозвратно по закону в распоря-е органов гос власти и местного самоупр-я.Расходы-ден средства направл-е на финн обеспечение задач и функций гос-ваи органов местного самоупр-я.Харак-ка доходов в соот-вии с порядком и условием зачисл-я в бюдж:1)закрепленные дох-дох полность или в % на постоянной или долговрем основе поступают в бюдж(их снова бюдж и налоговое закон-во)2)регулирующие дох-поступают в соотв-щий бюдж в виде% отчислений от налогов и др платежей на основе прав акта(они распред ежегодно) 3)дотации-ден отчисления от вышестоящ к нижест бюдж(выдел-я для формир-я миним бюдж, на безвозм основе и для покрытия текущих расходов.4) субвенции-выд-ся на определ срок из бюдж вышест уровней на конкретные цели(подлежат возврату в случае нецелевого испол-я или исп-я не в устан сроки).5)субсидии-ден суммы,из вышест бюдж на финан-ние определ меропр-й и предполог-щие долевое участие нижестоящ бюдж в этом финан-ии.6)бюдж ссуда-ден помощь вышестоящим бюдж нижестоящему (имеет возвр характер и её исполь-е м.б. сопряжено с уплатой%.В отличии от дотаций,субвенций,субсидий бюдж ссуда может выдел-ся в порядке бюдж регул-я в течении года.

Собственные доходы-дох,закрепленные на постоянной основе полностью или част-но за соотве-ми бюджами законно-вом.

К налоговым доходам относят:

-республ налоги,сборы;местные налоги, сборы;налоговые доходы,установл президентом РБ и законами.

-суммы задолж-ти по налогам и сборам.

-пеня,начислен за несвоеврем-ую уплату налогов,пошлин.

- % за польз-е отсрочкой и рассрочкой уплаты налогов, налоговым кредитом.


 

Дефицит бюджета и его регулирование

В процессе составления, утверждения и исполь-я бюдж могут возникнуть 3 ситуации:

-сбалансированность

-дефицит

-профицит

В послед.годы размер дефицита консолид бюдж РБ в% к ВВП примерно 1-1.9%

Последовательность сокращения профицита в процессе составления или рассмотрения бюдж:1.сокращение привлечения дох от продажи гос собст-ти.2.сокращение привлеч дох от реализации гос запасов и резервов3.доп погашение долговых обязат-в 4.увелич-е расходов бюдж

если дефицит то наоборот

Первичный профицит-превышение дох над расх без увеличения затрат на обслуживание гос долга.

Бюдж дефицит-дефицит,предусмотренный в самом бюдж для покрытия него д.быть изысканы источники его финансирования.

Действительный дефицит- дефицит,скрытый в бюдж и выявляющийся из отчета о поступлении дох и производстве расх.

Источники финан-я дефицита:

-внутренние-кредиты от кредитных организаций,гос займы,бюдж ссуды.

-внешние- кредиты правительств и госуд-в,банков, фирм,международных финанс. госуд-в.

Временный дефицит-при размере дефицита не более 3%ВВП и наличие перспективы его преодоления.

Допустимый-10% от доходов

Критический- более 20% от доходов

 

 


Финансовая система РБ

Финансовая система представляет совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовой системы соответствующим им финансовых учреждений, образований; организация, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система РБ состоит из следующих элементов:

- Финансы субъектов хоз. с децентр. фондами: фонды коммерч. организ.; некомерч. орг.; дом.хоз.

- Общегос. (централиз.) фонды: гос. бюджетн. (республ. и местн.); гос. цел.фонды; гос. кредит.

- Органы управления фин. страны: Минфин, Мин по Нал.и Сборам.

В состав фин. сист. Исходя из роли субъектов финансовых отношений вкл. 2 крупные сферы: 1.Фин предпр.,2.Общегос. фин.

1-е подр. На фин. коммерч. орг. И фин. некоммерч. орг.

В завис. От отрасли: 1.фин. пром. Предпр., 2.фин. АПК; 3.Фин. строит. Орг. И т.д

В сост. Фин. неком. орг, исходя из организ.-прав. формы суб. вкл: 1.фин. учрежд.;2.фин. обществ. и религ. орг.; 3.фин благотв и друг фондов.

Фин. общегос фондов вкл: 1.гос. бюдж.; 2. Целевые бюдж. и внебюдж. Фонды;

3. гос. кредит.

Отдельной сферой фин. сист. явл. организ. управления финансами, кот вкл:

1. Органы общего управл. Фин.(высш. орг. гос власти)

2. Орг. операт. управл. (Минфин)

3. Органы отраслевогоуправл.

Финансы субъектов хоз. представляют собой сист. фин. отношений, связанных с формированием и использ. ден средств предпр.

Гражд. Кодекс разгран. суб хоз. на коммерч и некомерч. организации. Коммерч. организ. являются те, которые преследуют своей целью получение прибыли. Неком. Орг. – те, кот ставят своей целью, не получение прибыли, а работают на цели орг. и создания в форме потребительских кооперативов, благотворительных фондов. Дом.хоз. – хозяйство, которое ведётся 1 или несколькими лицами, проживающими совместно имеющими общий бюджет.

Гос. фонд. - система денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и реализации их на функции государства. Гос. бюджет. – ведущее звено финансовой системы, с помощью которого правительство контролирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов. Внебюдж. Фонды – как звено государственной системы представляет собой средства правительственных и местных органов власти, связанных с финансированием расходов не включаемых в бюджет. К таким фондам относится фонд охраны природы., инновационный фонд, который образуется за счёт обязательных отчислений. Гос. кредит. – важнейш. Звено общегос. фондов, посредством которого осущ. формирование дополнительных. Фин. рес. Государство осуществляет руководство фондами через свои законодательные и исполнительные органы.

 

 


Уровни Бюджетной системы РБ

В соответствии с конституцией РБ состоит из 2 уровней:

- республиканский

- местные бюджеты

В соответствии с территориальным управлением местн. Бюдж. подр. На:

- бюдж. первичного уровня (сельск., поселк., городск.(городов районного подчинения))

- бюдж. базового уровня (район.и гор. (городов районного подчинения)

- областного уровня и бюджет города Минска

Выделяют понятие консолидированный бюджет, который представляет собой совокупность бюджетов РБ или соответствующих территориальных единиц.

Консолидир. Бюджет района включает: бюджет сельсовета, бюджет посёлков городского типа, бюджет городов районного подчинения, бюджет района.

Консолид. Бюдж. области состоит из: консолидированный бюджет района, бюджет городов областного подчинения, областной бюджет.

Консолидир. Бюдж. РБ состоит из: Республик.Бюдж., консолид бюджет областей, бюджет города Минска.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.007 с.)