Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-экономическая сущность и роль бюджетаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В РБ различают вышестоящий бюджет и нижестоящий: · Вышестоящий – республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к нижестоящей. · Нижестоящий – бюджет нижестоящей административно-хозяйственной единицы по отношению к вышестоящей или республиканскому бюджету. Государстенный бюджет – является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющую тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями. Сущность гос бюджета: ü Как социально-экономическая категория – инструмент перераспределения нац дохода страны. ü Как организационно-экономическая категория – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов гос власти. ü Как правовая категория – это тот финансовый план, который утверждается законодательными органами власти. ü В материальном смысле – общественный фонд денежных средств по мере поступления используется в соответствии с расходными статьями. Основные цели государственного бюджета: 1. Регулирование экономики путем перераспределения НД и ВВП. Бюджет позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы, посредством бюджета происходит территориальное и межотраслевое распределение. 2. Ресурсное обеспечение финансовой сферы, осуществление социальной политики государства и контроль за использованием средств. Функции: 1. Образование основного централизованного фонда денежных средств. 2. Расходование бюджетного фонда. 3. Контрольная (создает условия для контроля за поступлением доходов и целевым использованием бюджетных средств). Особенности бюджета как экономической категории: 1. Денежная форма отношений. 2. Ограниченная сфера деятельности. 3. Участниками с одной стороны является государство, а с другой – предприятия, учреждения и население. 4. Безвозмездность движения стоимости в виде взыскания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования. 5. Исторический характер взаимоотношений - с развитием государства развивались и товарно-денежные отношения. Принципы построения бюджетной системы и ее типы. Бюдж. устройство- орган-ция бюдж. системы и принципы ее построения.Бюдж.система-совок-ть бюджетов госу-ва и админис-террит. образований.Бюдж. регул-е- процесс распре-я доходов и перерас-я ср-в м-ду бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части местных бюджетов.Основа бюдж. регулир-я –закрепленное законом распред-е источников доходов м-ду буджетами разных уровней.В унит. гос-вах 2 уровня (республ,местный).В федер. гос-вах(госуд, федер бюдж,местный). Типы организации бюдж.системы:-централиз(самосто-ть функции-я нижестоящих звеньев сведено к минимуму, нижестоящ.уровни почти не наделены собств источниками, фина-ние из централиз средств)-децентрализ(высокая самостоят-ть местных бюджетов) –комбинированный(значит роль трансфертов из республ в местные,есть механизмы горизонт.и вертик. выравнивания,огранич. самос-ть региональных властей.) Вертик вырав-е – дотации нижестоящ уровням.Горизонт выравн-е-пропорц распред-е налогового бремени м-ду админ единицами по прожит мин-му,доходов и расх населения региона. Местные бюдж:- первичные(сельские,поселковые,городов рай подчинения)- базовые(район.и городские обл подчинения)- област уровня и минска.Консолид бюдж- совок-ть бюдж РБ.Консолид бюдж района:бюдж сельсоветов,бюдж поселков, бюдж городов рай подчинения,район бюджет.Консолид бюдж области:консолид бюдж района,городов обл подчинения, обл бюджет Консолид бюдж РБ:республ,консолид бюдж областей,минска. Принципы построения бюдж системы:-единство(общая правовая база),-рахграничение доходов и расх м-ду разл уровней;-самост-ть(наличие собст источников),-полнота отражения бюдж дох и расх,- сбалансиро-ть (равновесие м-ду до и расх бюджета),-эфф-сть и эконом-ть исполь-я бюдж средств,-общее покрытие расходов,-достовер-ть и реалистичность расчетов дох и расх,-правдивость (недопущение фальсификации),-гласность 13. Доходы и расходы бюджета Перераспределение Нац дох через бюджет имеет 2 стадии:-образование дох бюдж,-использование бюдж средств.Доходы-ден. сре-ва поступающие безвозмездно и безвозвратно по закону в распоря-е органов гос власти и местного самоупр-я.Расходы-ден средства направл-е на финн обеспечение задач и функций гос-ваи органов местного самоупр-я.Харак-ка доходов в соот-вии с порядком и условием зачисл-я в бюдж:1)закрепленные дох-дох полность или в % на постоянной или долговрем основе поступают в бюдж(их снова бюдж и налоговое закон-во)2)регулирующие дох-поступают в соотв-щий бюдж в виде% отчислений от налогов и др платежей на основе прав акта(они распред ежегодно) 3)дотации-ден отчисления от вышестоящ к нижест бюдж(выдел-я для формир-я миним бюдж, на безвозм основе и для покрытия текущих расходов.4) субвенции-выд-ся на определ срок из бюдж вышест уровней на конкретные цели(подлежат возврату в случае нецелевого испол-я или исп-я не в устан сроки).5)субсидии-ден суммы,из вышест бюдж на финан-ние определ меропр-й и предполог-щие долевое участие нижестоящ бюдж в этом финан-ии.6)бюдж ссуда-ден помощь вышестоящим бюдж нижестоящему (имеет возвр характер и её исполь-е м.б. сопряжено с уплатой%.В отличии от дотаций,субвенций,субсидий бюдж ссуда может выдел-ся в порядке бюдж регул-я в течении года. Собственные доходы-дох,закрепленные на постоянной основе полностью или част-но за соотве-ми бюджами законно-вом. К налоговым доходам относят: -республ налоги,сборы;местные налоги, сборы;налоговые доходы,установл президентом РБ и законами. -суммы задолж-ти по налогам и сборам. -пеня,начислен за несвоеврем-ую уплату налогов,пошлин. - % за польз-е отсрочкой и рассрочкой уплаты налогов, налоговым кредитом.
Дефицит бюджета и его регулирование В процессе составления, утверждения и исполь-я бюдж могут возникнуть 3 ситуации: -сбалансированность -дефицит -профицит В послед.годы размер дефицита консолид бюдж РБ в% к ВВП примерно 1-1.9% Последовательность сокращения профицита в процессе составления или рассмотрения бюдж:1.сокращение привлечения дох от продажи гос собст-ти.2.сокращение привлеч дох от реализации гос запасов и резервов3.доп погашение долговых обязат-в 4.увелич-е расходов бюдж если дефицит то наоборот Первичный профицит-превышение дох над расх без увеличения затрат на обслуживание гос долга. Бюдж дефицит-дефицит,предусмотренный в самом бюдж для покрытия него д.быть изысканы источники его финансирования. Действительный дефицит- дефицит,скрытый в бюдж и выявляющийся из отчета о поступлении дох и производстве расх. Источники финан-я дефицита: -внутренние-кредиты от кредитных организаций,гос займы,бюдж ссуды. -внешние- кредиты правительств и госуд-в,банков, фирм,международных финанс. госуд-в. Временный дефицит-при размере дефицита не более 3%ВВП и наличие перспективы его преодоления. Допустимый-10% от доходов Критический- более 20% от доходов
Финансовая система РБ Финансовая система представляет совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовой системы соответствующим им финансовых учреждений, образований; организация, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансовая система РБ состоит из следующих элементов: - Финансы субъектов хоз. с децентр. фондами: фонды коммерч. организ.; некомерч. орг.; дом.хоз. - Общегос. (централиз.) фонды: гос. бюджетн. (республ. и местн.); гос. цел.фонды; гос. кредит. - Органы управления фин. страны: Минфин, Мин по Нал.и Сборам. В состав фин. сист. Исходя из роли субъектов финансовых отношений вкл. 2 крупные сферы: 1.Фин предпр.,2.Общегос. фин. 1-е подр. На фин. коммерч. орг. И фин. некоммерч. орг. В завис. От отрасли: 1.фин. пром. Предпр., 2.фин. АПК; 3.Фин. строит. Орг. И т.д В сост. Фин. неком. орг, исходя из организ.-прав. формы суб. вкл: 1.фин. учрежд.;2.фин. обществ. и религ. орг.; 3.фин благотв и друг фондов. Фин. общегос фондов вкл: 1.гос. бюдж.; 2. Целевые бюдж. и внебюдж. Фонды; 3. гос. кредит. Отдельной сферой фин. сист. явл. организ. управления финансами, кот вкл: 1. Органы общего управл. Фин.(высш. орг. гос власти) 2. Орг. операт. управл. (Минфин) 3. Органы отраслевогоуправл. Финансы субъектов хоз. представляют собой сист. фин. отношений, связанных с формированием и использ. ден средств предпр. Гражд. Кодекс разгран. суб хоз. на коммерч и некомерч. организации. Коммерч. организ. являются те, которые преследуют своей целью получение прибыли. Неком. Орг. – те, кот ставят своей целью, не получение прибыли, а работают на цели орг. и создания в форме потребительских кооперативов, благотворительных фондов. Дом.хоз. – хозяйство, которое ведётся 1 или несколькими лицами, проживающими совместно имеющими общий бюджет. Гос. фонд. - система денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и реализации их на функции государства. Гос. бюджет. – ведущее звено финансовой системы, с помощью которого правительство контролирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов. Внебюдж. Фонды – как звено государственной системы представляет собой средства правительственных и местных органов власти, связанных с финансированием расходов не включаемых в бюджет. К таким фондам относится фонд охраны природы., инновационный фонд, который образуется за счёт обязательных отчислений. Гос. кредит. – важнейш. Звено общегос. фондов, посредством которого осущ. формирование дополнительных. Фин. рес. Государство осуществляет руководство фондами через свои законодательные и исполнительные органы.
Уровни Бюджетной системы РБ В соответствии с конституцией РБ состоит из 2 уровней: - республиканский - местные бюджеты В соответствии с территориальным управлением местн. Бюдж. подр. На: - бюдж. первичного уровня (сельск., поселк., городск.(городов районного подчинения)) - бюдж. базового уровня (район.и гор. (городов районного подчинения) - областного уровня и бюджет города Минска Выделяют понятие консолидированный бюджет, который представляет собой совокупность бюджетов РБ или соответствующих территориальных единиц. Консолидир. Бюджет района включает: бюджет сельсовета, бюджет посёлков городского типа, бюджет городов районного подчинения, бюджет района. Консолид. Бюдж. области состоит из: консолидированный бюджет района, бюджет городов областного подчинения, областной бюджет. Консолидир. Бюдж. РБ состоит из: Республик.Бюдж., консолид бюджет областей, бюджет города Минска.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.007 с.) |