Финансы как экономическая категория. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы как экономическая категория.



Финансы как экономическая категория.

К сущностным чертам финансовых отношений (ФО) следует отнести следующие:

1. Это экон-ие отношения, возникающие в процессе обществ-ого воспроизводства. Исторически возник-ние финансов связыв-ся с расслоением общ-ва на классы и появл-ем гос-ва. Для содержания гос-ого аппарата и выполнения гос-вом его функций необходимы были доходы, к-ые формир-лись за счет поступлений от гос-ого имущества, натур-х и денежных сборов, пошлин. Гос-во изымало часть прибавочного и даже необходимого продукта дляформирования своих доходов.

2. Это денежные отношения, поскольку проявляются через движение денежных средств. Особенность ФО в том, что они возникают между собственниками, а также в рамках одного собственника при установлении целевого назначения денежных средств.

Становление денежного характера ФО связано с развитием капитализма в 18-19 в.в. Термин "финансы" означал любой денеж. платеж и разграничивал таким обр. ден-ые и товар. отношения.

В 90-е г. в РФ сфера денеж-х отношений существенно сузилась. Это связано с уменьш-ем денеж. массы по отношению к ВВП, что явилось следствием проводимой ЦБ РФ политики сдерживания инфляции. Ввиду недостаточности денеж. массы для обслуживания движения тов. и услуг значит. часть товарно-денежных операций замещена товарными сделками. Но их проведение также порождает ФО, но в неденежной, т.е. в неразвитой форме.

3. Это отношения по поводу перераспред-ия ВНП и части нац-ого бог-ва. ФО, возникая в проц. распределения, охватывают лишь часть распредел-ых отношений: отнош-я вторич. распределения.

В процессе распределения происходит обособление денеж. формы стоимости продукта от его товарного воплощения. Одностороннее движение ден-х средств в процессе распределения - важнейший специфич. признак ФО. Встречного движения товарной или денежной форм стоимости в эквивалентном виде в ФО нет. ФО по своей природе исключают возмездность и эквив-ть.

Поскольку учитыв-ся лишь конечный продукт, то в расчет ВНП по доход.включ. аморт-ция(А), косв. налоги (КН) и дох. владельцев экон-их ресурсов –з/п(ЗП), рента (Р), % (Пр) и прибыль (П).

ВПН = А + КН + ЗП + Р + Пр + П, (

Амортизация –и элем-т затрат, и возмещение авансированного в долгоср. активы капитала. Отлич. амортизации от др. элементов затрат в том, что она не должна обязательно возвращаться в произв-во по окончании каждого кругооборота для обеспечения его непрер-ти. Поэтому возмещаемая стоим-ть амортизируемых активов может в теч. всего срока их амортиз. направляться на любые цели. Но наступит час, когда амортизац-ые отчисл-я будут востребованы для обновлен. активов.

Косв. налоги (налоги на потребление) имеют место в ВНП как доход госуд-ва. Они включаются в цену товаров, оплачив-ся конечным потребителем, изымаются гос-вом для пополнения своих дох. Особ-ть косв.нал. как дохода по сравнению с др. доходами, включенными в ВНП, в том, что это цена будущих услуг госуд-ва. Все потребители, приобретая тов. и оплачивая содержащиеся в цене косв. нал., авансируют госуд-во, создавая материальные возможности для выполнения им своих функций. Доходы владельцев эк-их ресурсов – з/п, рента, % и прибыль - первичные доходы и являются эквивалентным вознаграждением использования труда, земли, капитала и предприн-их способ-тей.

4. В качестве материальных носителей ФО выступают фин-ые ресурсы. Это денежные доходы и поступления, получившие относительно самост-ое существование, утеряв связь с товарной формой воплощения стоим-ти. По этой причине фин.рес. могут накапливаться и на уровне хозяйствующих субъектов, и на уровне госуд-ва в виде фондов спец-ого назначения или в нефондовой форме.

Объем фин-ых ресурсов в масштабе страны определяется на базе корректировки ВНП, из которого искл-ся ден. доходы населения, но прибавляется часть их, направляемая на уплату налогов и сбережения, а также поступления из бюджета в пользу населения и предприятий.

ФР = ВНП - (ЗП + Р + Пр + П) + Т + S + N + L, (

где Т – чист. налоги;N - пенсии, пособия, стип.; L - дотации и субсид. на произв-во и импорт.

Финансы - денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения ВНП и части нац-ого богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и гос-ва и использованием их на расширенное воспроизводство, для удовлетворения соц-ых потребностей членов общества, для реализации интересов собственников.


Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного перераспределения.

Внешне финансы проявляются как денежные отношения. Однако не все денежные отношения являются финансовыми. Финансы взаимод-ют с ценой, кредитом, з/п, налогами и деньгами.

Цена определяет пропорции перераспределения стоимости, созданной в процессе производства. Цена является исходным пунктом формирования финансовых ресурсов. В цене заложены величина и пропорции соотношения первичных доходов владельцев факторов производства. Во-вторых, в цене присутствуют элементы, указывающие на возможность перераспределения, которое имело бы место и при отсутствии перераспределения первичных доходов (косвенные налоги). В-третьих, в цене есть затраты, которые не направлены непосредственно на возмещение текущих расходов - амортизация, затраты на ремонт. Такие затраты позволяют аккумулировать средства и перераспределять их в рамках предприятия.

Таким образом, цена содержит в себе два механизма:

1.распределительный, когда устанавливается соответствие между ценой экономических ресурсов и доходами их владельцев;

2. перераспределительный или финансовый, который указывает на относительно самостоятельное существование денежной формы стоимости, не связанной с ее товарной материализацией.

Заработная плата - не финансовая категория, т.к. носит компенсационный характер, будучи формой вознаграждения за труд как экономический ресурс. Однако, начисление заработной платы по времени не совпадает с ее выплатой. Поэтому предприятие получает возможность использовать ее в качестве финансового ресурса. Заработная плата - одна из форм устойчивых пассивов предприятия и источник формирования оборотных средств.

Кредит наиболее близок к финансовым отношениям. В СССР олицетворением общих черт между финансами и кредитом являлась единая финансово-кредитная система, фактически объединявшая функции Госбанка СССР и Министерства финансов. Наряду с тем, что финансы и кредит объединяет их денежный характер, можно выделить ряд существенных различий между ними:

КРЕДИТ ФИНАНСЫ
1. Возвратность, хотя и отложенная во времени Одностороннее движение стоимости
2. Отношения возникают между субъектами экономики Складываются как между субъектами экономики, так и внутри них
3. Срочность, т.е. предоставление средств на определенный срок Бессрочность
4. Связан с денежным оборотом Отвлечение средств из оборота

Таким образом, следует иметь ввиду, что все финансовые отношения в их развитом виде являются денежными, но не все денежные отношения относятся к финансовым.

 

Финансовая система и ее звенья.

Развитие звеньев финансовой системы РФ и совершенствование форм взаимодействия между ними.

Финансовая система - это совокупность субъектов финансовых отношений и форм взаимодействия между ними.

Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:

· государственную бюджетную систему;

· специальные государственные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· финансы предприятий различных форм собственности;

· финансовый рынок.

Содержание финансовой политики государства и ее типы.

 

Финансовая политика гос-ва – это система целенаправленных мер гос-ва в области регулирования фин.отношений, ориентированное на достижение приоритетных для нац. развития целей.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Фин.политика включает: Совокупность мер по мобилизации фин.ресурсов бюджет; Систему распределения бюджетных ресурсов; Систему мер по контролю за эффективностью использования фин.ресурсов; Совокупность мероприятий по увеличению фин.ресурсов предприятия.

Цель фин.политики – стимулирование экон.роста или сдерживание инфляции.

Принципы реализации фин.политики: принцип преемственности, принцип осмотрительности (осторожности), принцип бюджетного равновесия, принцип устойчивости ден.системы, принцип адекватности темпов роста бюдж.расходов темпам роста экономики, принцип распределения бюдж.средств между уровнями бюдж.системы в соотв. с публичными обязательствами органов власти.

Этапы реализации фин.политики (содержание фин.политики):

1) Выработка научно обоснованной концепции развития финансов (осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений);

2) Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период (базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей и т.д.);

3) Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу (предполагает выработку путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени).

В зависимости от применяемых государством методов регулирования экономики складываются два типа фин.политики:

1) Недискреционная фин.политика (политика встроенных стабилизаторов) – ряд способностей экон.системы самостоятельной стабилизации, т.е. без вмешательства каких-либо органов. Инструменты: налоги, соц.выплаты, программа помощи фермерам, эффект надежности компании, инертность склонности к потреблению и др.

2) Дискреционная фин.политика (проводимая гос-вом) – сознательное изменение налогов и правительственных расходов с целью воздействия на реальный объем нац.произв-ва и занятости, контроля над инфляцией и ускорение экон.роста. Инструменты: общественные работы, гос.соц.программы, правительственные закупки и инвестиции, фискальная политика и др.


Министерство финансов РФ и его роль в управлении финансами

Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Основные задачи Министерства финансов РФ:

¾ совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

¾ разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

¾ концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

¾ разработка проекта федерального бюджета;

¾ составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

¾ разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ и др.

 

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

¾ подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

¾ участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

¾ участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

¾ участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

¾ разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития РФ;

¾ разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;

¾ исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

¾ осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.

 

Важное подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение федерального бюджета, управление его доходами и расходами. Задачи:

¾ организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами, для чего открываются счета казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

¾ краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

¾ аналитическая обработка информации о состоянии государственных финансов и бюджетной системы, ее представление высшим законодательным и исполнительным органам власти;

¾ управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга и др.

Таким образом, деятельность Министерства финансов РФ распространяется на все звенья финансовой системы, хотя и в разной степени.


 

Бюджетное регулирование, его формы и порядок применения.

Бюджетное регулирование – это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.

 

Процесс бюджетного регулирования осуществляется сверху вниз: каждый вышестоящий бюджет регулирует нижестоящие бюджеты.

Формы бюджетного регулирования:

- горизонтальное финансовое выравнивание

- вертикальное фин. выравнивание

Вертикальное финансовое выравнивание – система перераспределения ресурсов между бюджетами различного уровня (преимущественно вышестоящих бюджетов нижестоящему).

Вертикальное фин.выравнивание включает в себя:

1) выделение финансовой помощи (межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотаций, субвенций, субсидий).

2) отчисления от фед-ых и рег-ых налогов и сборов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие.

Межбюджетные трансферты – ср-ва, передаваемые одним бюджетом РФ другому бюджету бюджетной системы

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств на возвратной и возмездной основах.

Дотация – межб трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе, без установления напр-ий и условий их использования.

Субвенция – межбюджетные трансферты, предост-е бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осущ-е опр-ых целевых расходов

Субсидия – межб. трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюдж.системы РФ физ. или юрид. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Горизонтальное финансовое выравнивание – передача бюджетных ср-в между бюджетами 1-го уровня бюджетной системы. В РФ не применяется. Применяется в Германии и широко развито (отчисления от НДС экономическими отсталым землям)

Методами бюджетного регулирования являются: а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему; б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы; в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних; г) сбалансирование нижестоящего бюджета путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия); д) межбюджетное кредитование в виде в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды; е) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование (Пропорциональное сокращение средств, предусмотренных бюджетом, в условиях преодоления его дефицита.).

33. Бюджетный процесс как законодательно-организационная форма управления финансовыми ресурсами государства и муниципальных образований.

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти и иных участников БП по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Задачи БП:

1. максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов;

2. обеспечение сбалансированности бюджета;

3. согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, проводимой в стране;

4. сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

5. повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

Принципы организации бюджетного процесса:

1. единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета

2. реальность запланированных доходов и расходов бюджета;

3. гласность и публичность;

4. самостоятельность каждого участника при осуществлении бюджетного процесса. Обеспечивается наличием собственных и регулирующих источников доходов, а также правом определять направления их использования;

5. балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов, а также создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости бюджета.

Субъектами (участниками) бюджетного процесса являются:

1. президент РФ;

2. органы законодательной власти - Федеральное собрание и две его палаты: Совет Федерации и Государственная Дума;

3. органы исполнительной власти - Министерство финансов, налоговые органы, главы местного самоуправления и высшие должностные лица субъектов РФ и др.;

4. органы денежно-кредитного регулирования - Центральный Банк РФ и его филиалы;

5. органы государственного финансового контроля - Счетная палата и контрольно-финансовые органы на уровне субъектов РФ и на местном уровне;

6. государственные внебюджетные фонды;

7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8. получатели бюджетных средств


Стадии бюджетного процесса

Составление проекта бюджета

Базируется на бюджетном послании Президента РФ, прогнозе соц-эк развития основ-х направлениях бюдж и налоговой политики. СПБ явл искл прерогативой правительсав и РФ, высших испольнительных органов гос власти субъектов РФ и местных администраций МО. Непоср. СПБ осуществляет МинФин РФ, МинФин субъектов РФ и фин. органы МО.

Исходные макроэкон показатели:

1. объем ввп

2. темп роста ввп

3. уровень инф

Заключительным моментом этой стадии является согласование проекта бюджета в Правительстве РФ совместно с Министерством финансов и налоговыми органами. После чего утвержденный проект закона "О федеральном бюджете" вносится на рассмотрение в Государственную Думу.

ГД рассм проект в 3 чтениях

1 чтение: рассм. доходов и расходов, опр верхнего предела гос внутр и внешнего долга, установление нормативной величины резервного фонда, дефицит (профицит) бюджета

2 чтение: рассм. перечень главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета, распределение межбюдж. трансферт, программа предоставления гос внешних и внутр заимствований, пр-ма представления гос фин. и экспортных кредитов, пр-ма гос гарантий РФ в валюте РФ и иностр валюте, текстовые статьи проекта ФЗ.

3 чтение: ведомственная структура расходов фед. бюджета на очередной и 1,2 годы планового периода

Исполнение бюджета

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что все операции со средствами бюджетов осуществляются и учитываются Главным управлением Федерального Казначейства и подчиненными ему территориальными органами на местах. Бюджеты всех уровней исполняются на основе принципа единства кассы, то есть зачисление всех доходов и осуществление всех расходов происходит с использованием единого счета бюджета, подконтрольного Казначейству.

Исполнение бюджетов осуществляется на основе бюджетной росписи. Сводная бюджетная роспись (документ поквартального распределения доходов и раходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной классификацией) федерального бюджета составляется Минфином РФ и утверждается министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную Палату РФ.

Исполнение бюджета по доходам включает в себя: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета; распределение регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности.

Исполнение бюджета по расходам предполагает следующее: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение смет бюджетных учреждений, и утверждение и уведомление об ассигнованиях их бюджета; утверждение и уведомление о лимитах бюджетных обязательств; принятие денежных обязательств получателями; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов, то может быть введен режим сокращения расходов - секвестр. Учет исполнения бюджетов основывается на едином плане счетов и организуется органом, исполняющим бюджет.

Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного (финансового) года (с 1 января по 31 декабря) предоставляется льготный период (1 месяц), в течение которого заканчиваются операции по обязательствам. В совокупности финансовый год и льготный период составляют счетный период.

4) Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Отчет об исполнении бюджета составляется органом, исполнявшим бюджет, и представляется на рассмотрение в представительный орган власти в форме закона (решения) вместе с соответствующими документами и материалами. Отчет об исполнении бюджета может быть отклонен в случае его несоответствия утвержденному закону о бюджете. При этом представительный орган власти может обратиться в Прокуратуру для выяснения обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения виновных к ответственности. Отчет об исполнении федерального бюджета направляется Правительством РФ в Государственную Думу и Счетную палату не позже 1 июля в форме федерального закона.


Задачи

1. обеспечение гражданам гос пособий, оздоровление работников и членов их семей

2. участие в разраб и реализации гос программ охраны здоровья работников

3. разраб предложений размера тарифов стр взносов

 

Финансовый менеджмент

ФМ – управление движением капитала в целях макс стоимости предприятия

 

Показатели деятельности предприятия:

1. Прибыль

2. Ден поток и актитвы

3. Выручка
Ден поток – сумма ДС, ост-ся в распоряжении собственника после того, как решены все проблемы текущ и инвест финансирования

 

Важнейшее значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового менеджмента.

1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности корпораций.

2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования крупных средств. Успешно функционирующая корпорация имеет быстро растущий объем реализации продукции, что требует новых инвестиций на расширение производства (приобретение оборудования, проведение НИОКР и т.д.).

3. Координация финансовой деятельности корпорации со всеми ее службами.

 

Концепции современного ФМ:

Концепция альтернативного дохода — доход, неполученный в результате отказа от участия в операции, имеющей минимальный риск и минимальную гарантированную доходность, должен учитываться в качестве альтернативных затрат при принятии любых решений, связанных с использованием финансовых ресурсов предприятия.

Концепция стоимости капитала — величина, отражающая среднюю стоимость капитала компании, используется при оценке будущих денежных потоков и характеризует минимально приемлемый уровень доходности инвестированного капитала, который должна обеспечить компания, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.

Концепция эффективности рынка — финансовый рынок обладает свойством эффективности, если он дает адекватную оценку обращающимся на нем активам.

Концепция агентских отношений — под агентскими отношениями в финансовом менеджменте подразумевают отношения между акционерами (владельцами) компании и менеджерами, а также между акционерами и кредиторами.

Концепция асимметричной информации — смысл данной концепции заключается в том, что менеджеры или владельцы предприятия могут в определенных случаях обладать информацией, недоступной остальным участникам рынка, и использовать ее для получения повышенного, по сравнению со среднерыночным, дохода.

 

 


 

Предпринимательская деятельность общественных объединений должна носить дополнительный характер основной уставной деятельности, в частности способствовать созданию материальной базы общественных объединений.

 

Предпринимательской деятельностью НКО признаются:

- пр-во товаров, выполнение работ и оказание услуг, приносящих прибыль и отвечающих целям создания НКО;

- получение внереализационных доходов (размещение средств на депозитных счетах в банках, приобретение векселей, депозитных сертификатов, сдача имущества в аренду);

- осуществление предпринимательской деятельности в форме регистрации дочерних и зависимых организаций (хозяйственных обществ и товариществ) и получения доходов от них.

 


Функции страхования

1. Рисковая - раскрывает вероятный характер наступления чрезвычайных обстоятельств и выплат страхового возмещения; означает оказание денежной помощи пострадавшим хозяйствам и гражданам.

2. Предупредительная - связана с использованием части средств страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска.

3. Сберегательная - означает, что страхование должно обеспечить сохранность и капитализацию аккумулируемых средств.

4. Контрольная - означает финансовый контроль за правильностью проведения страховых операций; контроль за строго целевым и экономным расходованием средств страхового фонда; контроль за деятельностью страховых организаций, их финансовой устойчивостью и платежеспособностью; контроль за действиями страхователя, чтобы избежать мошенничества при наступлении страхового случая и осуществления выплат.

МЕГАРЕГУЛЯТОР – цб

Необходимо

1.проведение кластерной политики

Кластер – группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний взаимодополняющих друг друга.

2. Создание условий для развития малого и среднего бизнеса по 5 направлениям: создание бизнес инкубаторов; микрофинансирование; кредитование и лизинг; поддержка экспорта; создание инновационной инфраструктуры.

3. Наличие специальных налоговых режимов

 


 

Финансы как экономическая категория.

К сущностным чертам финансовых отношений (ФО) следует отнести следующие:

1. Это экон-ие отношения, возникающие в процессе обществ-ого воспроизводства. Исторически возник-ние финансов связыв-ся с расслоением общ-ва на классы и появл-ем гос-ва. Для содержания гос-ого аппарата и выполнения гос-вом его функций необходимы были доходы, к-ые формир-лись за счет поступлений от гос-ого имущества, натур-х и денежных сборов, пошлин. Гос-во изымало часть прибавочного и даже необходимого продукта дляформирования своих доходов.

2. Это денежные отношения, поскольку проявляются через движение денежных средств. Особенность ФО в том, что они возникают между собственниками, а также в рамках одного собственника при установлении целевого назначения денежных средств.

Становление денежного характера ФО связано с развитием капитализма в 18-19 в.в. Термин "финансы" означал любой денеж. платеж и разграничивал таким обр. ден-ые и товар. отношения.

В 90-е г. в РФ сфера денеж-х отношений существенно сузилась. Это связано с уменьш-ем денеж. массы по отношению к ВВП, что явилось следствием проводимой ЦБ РФ политики сдерживания инфляции. Ввиду недостаточности денеж. массы для обслуживания движения тов. и услуг значит. часть товарно-денежных операций замещена товарными сделками. Но их проведение также порождает ФО, но в неденежной, т.е. в неразвитой форме.

3. Это отношения по поводу перераспред-ия ВНП и части нац-ого бог-ва. ФО, возникая в проц. распределения, охватывают лишь часть распредел-ых отношений: отнош-я вторич. распределения.

В процессе распределения происходит обособление денеж. формы стоимости продукта от его товарного воплощения. Одностороннее движение ден-х средств в процессе распределения - важнейший специфич. признак ФО. Встречного движения товарной или денежной форм стоимости в эквивалентном виде в ФО нет. ФО по своей природе исключают возмездность и эквив-ть.

Поскольку учитыв-ся лишь конечный продукт, то в расчет ВНП по доход.включ. аморт-ция(А), косв. налоги (КН) и дох. владельцев экон-их ресурсов –з/п(ЗП), рента (Р), % (Пр) и прибыль (П).

ВПН = А + КН + ЗП + Р + Пр + П, (

Амортизация –и элем-т затрат, и возмещение авансированного в долгоср. активы капитала. Отлич. амортизации от др. элементов затрат в том, что она не должна обязательно возвращаться в произв-во по окончании каждого кругооборота для обеспечения его непрер-ти. Поэтому возмещаемая стоим-ть амортизируемых активов может в теч. всего срока их амортиз. направляться на любые цели. Но наступит час, когда амортизац-ые отчисл-я будут востребованы для обновлен. активов.

Косв. налоги (налоги на потребление) имеют место в ВНП как доход госуд-ва. Они включаются в цену товаров, оплачив-ся конечным потребителем, изымаются гос-вом для пополнения своих дох. Особ-ть косв.нал. как дохода по сравнению с др. доходами, включенными в ВНП, в том, что это цена будущих услуг госуд-ва. Все потребители, приобретая тов. и оплачивая содержащиеся в цене косв. нал., авансируют госуд-во, создавая материальные возможности для выполнения им своих функций. Доходы владельцев эк-их ресурсов – з/п, рента, % и прибыль - первичные доходы и являются эквивалентным вознаграждением использования труда, земли, капитала и предприн-их способ-тей.

4. В качестве материальных носителей ФО выступают фин-ые ресурсы. Это денежные доходы и поступления, получившие относительно самост-ое существование, утеряв связь с товарной формой воплощения стоим-ти. По этой причине фин.рес. могут накапливаться и на уровне хозяйствующих субъектов, и на уровне госуд-ва в виде фондов спец-ого назначения или в нефондовой форме.

Объем фин-ых ресурсов в масштабе страны определяется на базе корректировки ВНП, из которого искл-ся ден. доходы населения, но прибавляется часть их, направляемая на уплату налогов и сбережения, а также поступления из бюджета в пользу населения и предприятий.

ФР = ВНП - (ЗП + Р + Пр + П) + Т + S + N + L, (

где Т – чист. налоги;N - пенсии, пособия, стип.; L - дотации и субсид. на произв-во и импорт.

Финансы - денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения ВНП и части нац-ого богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и гос-ва и использованием их на расширенное воспроизводство, для удовлетворения соц-ых потребностей членов общества, для реализации интересов собственников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.127 с.)