Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономические показатели снс. Различия и взаимосвязь между ними.

Поиск

Макроэкономические показатели СНС. Различия и взаимосвязь между ними.

Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД).
Центральное место среди макроэкономических показателей занимает валовой внутренний продукт (ВВП).

ВВП - это совокупная рыночная стоимость конечной продукции, произведенной резидентами страны за год. Конечная продукция - это та часть валового выпуска, которая выходит из сферы производства и направляется на непроизводственное конечное потребление, инвестирование и экспорт.

ВНП - В отличие от Валового внутреннего продукта, отражающего совокупную стоимость всех благ, созданных на территории страны, валовой национальный продукт отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения.

ЧНП - общий объём товаров и услуг, которые страна за определённый промежуток времени произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства.

НД - денежный поток, направленный от фирм к домохозяйствам в уплату за факторы производства.

ЛД - денежный доход работника, складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденды, проценты, ренту, премии, трансферты. Исчисляется до вычета итогов. Различают номинальный доход, исчисленный непосредственно в денежной форме, и реальный доход, исчисленный с учетом покупательной способности денег, определяемой уровнем цен.
РЛД - это совокупный доход, доступный для непосредственного использования домашними хозяйствами.

Также существуют такие макроэкономические показатели:

Валовой выпуск (ВВ) - это совокупная рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных резидентами страны за год в основных ценах. При этом под основными ценами понимают цены, которые складываются из себестоимости и прибыли. Они не включают налоги на продукты, но включают субсидии на продукты.

Валовая добавленная стоимость (ВДС) - это разница между валовым выпуском и промежуточным потреблением. Она включает в себя первичные доходы, созданные участниками производства и распределены между ними.

Чистый факторный доход (ЧФД) - это Доход от использования факторов производства за вычетом налогов.

 

Связь между показателями:

 

1. ВНП = ВВП + ЧФД

2. НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций

3. ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям

4. РЛД = ЛД – индивидуальные налоги

 

 

Измерение результатов экономической деятельности. Валовой внутренний продукт (ВВП) и Валовой национальный продукт (ВНП).

 

ВВП – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года, независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).

ВНП – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года. ВНП измеряет стоимость продукции, созданной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран – это называется чистые доходы факторов.

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы.

ВВП и ВНП взаимосвязаны, но не тождественны. Если ВНП отражает результаты производственной деятельности национального капитала, т.е. включает в себя определенное количество товаров и услуг, созданных на предприятиях, принадлежащих капиталу данной страны, в том числе находящихся за рубежом, то в состав ВВП включается вся продукция, созданная на территории данной страны, в том числе и иностранным капиталом. Это означает, что ВВП и ВНП совпадают в той части, которая охватывает товары и услуги, созданные национальным капиталом на территории данной страны. Второй же частью ВНП является продукция, созданная национальным капиталом за пределами данной страны, а ВВП, соответственно, продукция, созданная иностранным капиталом на ее территории.

 

4. ​ Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен: отличие дефлятора ВВП от индекса потребительских цен.

Номинальный ВВП – это ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора:

изменение реального объема производства

изменение уровня цен.

Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВНП от воздействия на него изменения уровня цен. Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. При этом, базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего. Последнее используется для исторических сравнений (например, для расчета реального ВВП 1980 года в ценах 1999 года. В этом случае 1999 год будет базовым, а 1980 год – текущим).

Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень цен

Изменение реального ВВП (в %) = изменение номинального ВВП (в %) - изменение общего уровня цен (в %)

Общий уровень цен рассчитывается с помощью индекса цен.

Наиболее распространены индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.

 

Индекс потребительских цен – соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг (рыночной корзины) для данного временного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Изменение общего уровня цен в стране показывает дефлятор ВВП (средневзвешенный индекс цен на товары и услуги, формирующие ВВП), который можно считать общим индексом инфляции. Его можно определить по формуле:

дефлятор ВВП = Номинальный ВВП / Реальный ВВП

Дефлятор ВВП отражает динамику цен не только потребительских товаров и услуг, но также цен на товары производственного назначения, покупаемые государством, цен товаров и услуг, купленных и проданных на мировом рынке. Поэтому дефлятор ВВП есть корректировка денежного, т.е. номинального ВВП с учетом изменения цен.

С помощью индекса цен ВВП можно сравнивать цену объема производства каждого исследуемого года с ценой в базовом году и определять динамику развития экономики. Набор индексов цен для различных лет позволяет выявить рост или падение цен.

Рис. 4.5. Переход от краткосрочного равновесия к долгосрочному

 

1) Предположим, в результате роста денежной массы увеличивается совокупный спрос (AD1 → AD2) и краткосрочное равновесие устанавливается в точке В, где равновесный выпуск больше потенциального выпуска, при неизменных ценах: под влиянием высокого уровня спроса увеличивается выпуск, но некоторое время продукция реализуется по старым ценам.

2) Постепенно начинают расти издержки: при отсутствии достаточного количества ресурсов и роста спроса на них увеличивается их цена.

3) Это ведет к росту цен на готовую продукцию.

4) Величина спроса начинает снижаться (движение вдоль кривой AD2 к точке С) и экономика возвращается к прежнему уровню выпуска (Y*), но при более высоком уровне цен. Долгосрочное равновесие устанавливается в точке С.

2. Равновесие на п ромежуточном отрезке кривой AS (рис. 4.6)

 

 

Рис. 4.6. Равновесие на промежуточном отрезке кривой AS

 

1) Предположим, что уровень цен Р1. Следовательно, покупатели готовы приобрести Y2 при данном уровне цен, при этом выпуск Y2 выше потенциала.

2) Конкуренция среди покупателей имеющегося реального объема национального продукта взвинтит уровень цен до РЕ, что заставит производителей увеличить объем предложения (Y1 → YЕ), где реальный объем произведенного продукта и объем приобретенного продукта равны.

3. Равновесие на к ейнсианском отрезке кривой AS (рис. 4.7)

 

 

Рис. 4.7. Равновесие на кейнсианском отрезке кривой AS

 

Уровень цен не играет никакой роли в образовании равновесного реального объема национального производства:

- если бы производители произвели Y2, его нельзя было бы продать, т.к. совокупный спрос недостаточен, следовательно, рост незапланированных инвестиций в запасы, что, в свою очередь, вызвало бы сокращение производства до равновесного уровня (YЕ);

- если бы производители произвели Y1, то запасы быстро бы сокращались, т.к. совокупный спрос выше уровня предложения, следовательно, сокращение незапланированных инвестиций в запасы вызвало бы наращивание объема производства до равновесного уровня (YЕ)

Шоки спроса и предложения

Шоки – резкие изменения совокупного спроса и совокупного предложения – приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня.

Шоки со стороны совокупного спроса: резкое изменение предложения денег; скорости их обращения; резкие колебания инвестиционного спроса.

Шоки со стороны совокупного предложения: резкие скачки цен на ресурсы; стихийные бедствия; усиление профсоюзов; изменения в законодательстве.

Модель AD-AS:

- оценка воздействия шоков на экономику;

- оценка последствий стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний, вызванных шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.

Например, негативный шок предложения вызывает рост общего уровня цен (краткосрочная кривая AS сдвигается вверх от SRAS1 до SRAS2) и падение объема выпуска (точка В) (рис. 4.8).

 

7.Факторы, влияющие на потребление и сбережения. Предельная склонность к потреблению и сбережению, их взаимосвязь.

 

Доход, поступающий в личное распоряжение, может быть использован или на текущее потребление, или на сбережение. Потребление и сбережение всегда взаимосвязаны: при фиксированном доходе с увеличением потребления уменьшается возможность сбережения, и наоборот. Самый важный фактор, влияющий на потребление и сбережение, - это уровень дохода. Совокупный размер дохода в обществе растет вместе с ростом общественного производства, поэтому есть условия для увеличения как потребления, так и накопления. Но с ростом дохода начинает действовать одна закономерность: доля дохода, идущая на потребление, уменьшается, а доля сбережений увеличивается. Это естественно, так как текущее потребление ограничивается физическими возможностями человека. Для общества небезразлично, какая часть получаемых совокупных доходов тратится на потребление, а какая откладывается в сбережение. Это определяет условия развития производства, формируя два показателя - платежеспособный спрос и массу свободных денег, которые могут превратиться в кредитные средства. В связи с этим рассчитываются такие показатели, как средняя склонность к потреблению и средняя склонность к сбережению.

Средняя склонность к потреблению рассчитывается как отношение суммы, выделенной на потребление, к общему доходу, средняя склонность к сбережению - как отношение сберегаемой суммы к общему доходу.

Факторы:

· изменения дохода на уровень потребления

· уровень богатства, что относится как к обществу в целом, так и к отдельным субъектам

· большую роль в изменении соотношения между потреблением и сбережением играют ожидания(дефицита ведет к увеличению потребления; увеличения доходов ведет к более свободному распоряжению сегодняшним доходом)

· зависимость от уровня налогов. При больших налогах уменьшается доход, остающийся в распоряжении субъекта, и, соответственно, уменьшаются возможности как потребления, так и сбережения. Снижение налогов вызовет обратную реакцию - могут увеличиться как потребление, так и сбережение.

 

Рис.1 Реальная кривая потребления - это кривая СС. В точке А она отражает тот уровень дохода, который полностью обеспечивает потребление, т. е. прожиточный минимум, для осуществления сбережений он недостаточен. Поэтому отрезок кривой потребления ниже точки А обозначает необходимость жизни в долг, так как получаемый доход недостаточен для обеспечения текущего потребления. Эта недостающая сумма заштрихована клеткой. Наоборот, выше точки А с ростом доходов возникает возможность увеличения потребления и формирования определенных средств для целей сбережения. Площадь с вертикальной штриховкой показывает возрастающие возможности сбережения.

Рис.2 График сбережения показывает, что возможности сбережения возникают после того, как доход становится больше прожиточного минимума и с ростом дохода возрастают сбережения.

Изменения всех других факторов, кроме дохода, ведет к смещению кривых потребления и сбережения(графики внизу).Если под воздействием различных факторов увеличивается потребление и кривая потребления сдвигается вверх, то кривая сбережения опускается вниз, и наоборот. Только один фактор - изменение налогов - может вызвать смещение кривых потребления и сбережения в одну и ту же сторону.

Сдвиги кривой потребления/сбережения

Кейнсианский крест

 

На графике точка А - точка равенства фактических и планируемых расходов. При этом объем выпуска равен потенциальному. Данная модель получила название "кейнсианского креста". Если совокупный спрос (AD) возрастает до уровня Е1 и рост совокупного предложения начинает опережать рост совокупного спроса (AS > AD), то есть фирмы наращивают объем выпуска в большем объеме, чем растет совокупный спрос, то происходит незапланированное накопление запасов. Если падает совокупный спрос до Е2 и фирмы сокращают предложение до V2, будет иметь место превышение количества совокупного спроса над совокупным предложением: (AD > AS), произойдет удовлетворение его за счет сокращения запасов. Сокращение запасов станет стимулом для роста производства и экономика начнет сдвигаться в сторону естественного объема выпуска.

Равновесный объем выпуска Vo может колебаться в зависимости от изменения величины любого компонента совокупных расходов. Рост любого из компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх, что влияет на рост равновесного уровня выпуска. Спад любого из компонентов совокупного спроса влечет за собой снижение уровня занятости и равновесного объема выпуска.

Если фактический объем выпуска меньше потенциального (Vo < V'), то это говорит о том, что совокупный спрос неэффективен, т.е. совокупные расходы в экономике недостаточны для того, чтобы обеспечить полную занятость ресурсов. Эффект недостаточности совокупного спроса депрессивно влияет на экономику - возникает рецессионный разрыв (хотя AD = AS). Для того, чтобы преодолеть данный рецессионный разрыв, а также обеспечить полную занятость, необходимо обеспечить увеличение совокупного спроса до уровня, обеспечивающего равенство фактического объема выпуска потенциальному: Vo = V'.

Если же фактический объем выпуска больше потенциального (Vo > V'), то это говорит о том, что совокупные расходы в стране избыточны. Из-за избыточности совокупного спроса возникает инфляционный бум: уровень цен, следовательно, возрастает. Фирмы не имеют возможности расширять производство пропорционально возрастающему совокупному спросу, т.к. все имеющиеся ресурсы уже заняты в производстве - возникает инфляционный разрыв. Инфляционный разрыв преодолевается путем сдерживания совокупного спроса.

Крест Кейнса может быть использован только для целей макроэкономического анализа в краткосрочном периоде, т.к. подразумевает фиксированные цены и не в состоянии быть использован в целях анализа последствий макроэкономической политики в долгосрочном периоде, которые связаны с ростом либо снижением уровня инфляции.

Кейнсианский крест показывает лишь, как устанавливается равновесный объем выпуска при данном уровне планируемых инвестиций, государственных расходов и налогов.

Парадокс бережливости - это парадоксальное явление, суть которого состоит в сокращении сбережений вследствие усиления стремления к сбережениям (то есть роста бережливости). Причины этого явления заключаются в том, что бережливость обусловливает снижение потребления и, следовательно, ведет к сокращению объема реализации продукции. В результате компании тормозят инвестиционный процесс и нанимают все меньше рабочей силы.Доходы падают. В конечном итоге, несмотря на возможный рост той доли доходов, которая направляется на сбережения, сами доходы сокращаются так, что и общий объем сбережений также уменьшается.

Рисунок 1. Парадокс бережливости

Сдвиг вверх графика функции сбережений от S до S1 при неизменном уровне автономных инвестиций I приведет к тому, что из-за эффекта мультипликатора экономика будет функционировать на уровне более низкого выпуска. Так, если ранее равновесие между сбережениями и инвестициями устанавливалось в точке Е при значении дохода в Y0, то теперь равновесие установится в точке EIпри значении YI. Таким образом, парадокс бережливости означает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению дохода.

 

Инфляция спроса

Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:

Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

 

Инфляция предложения

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:

Рост заработной платы;

Удорожание сырья и энергоносителей;

Монопольная и олигополистическая практика ценообразования;

Финансовая политика государства.

Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.

Общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения. Требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции рождает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, увеличение доходов ведет к росту издержек предпринимателей на заработную плату (инфляция предложения) и/или к восстановлению платежеспособного спроса (инфляция спроса).

 

Со стороны предложения (AS)

Производственная функция:

Y = f (L, K, N...)

ресурсы: трудовые, капитал, природные, технологии

Труд (L):

трудозатраты:- численность занятых, - продолжительность ср.раб. недели,

производительность труда:- технический прогресс,- технологии, - качество р.с.

Ò со стороны спроса (AD)

- уровень доходов населения

Þ уровень экономической активности

- циклические колебания спроса

со стороны распределения:

мотивация труда, социальная стабильность, дифференциация доходов населения, структура производства (отраслевая, территориальная), размещение ресурсов, экономия и дезэкономия на масштабах производства

Факторы ЭР: административные, институциональные (система законодательных и правовых норм, гос. управления, судебная, инфраструктуры рынка, средств массовой информации), внешнеэкономические (внешняя торговля)?!

Типы ЭР: Экстенсивный и Интенсивный (Реально?! Преимущественно...)

Экстенсивный экономический рост представляет собой увеличение производства за счет простого количественного расширения самих факторов производства, т.е. расширение производственных мощностей происходит на прежней технической основе.

Преимущества:

1) Простота обеспечения экономического роста;

2) Быстрота освоения природных ресурсов;

3) Создание условий для относительно высокой занятости;

Недостатки:

1. Порождает технический застой;

2. Возможность появления стагнации производства;

3. Усиление затратного характера развития производства;

Интенсивный экономический рост - эффективное использование ресурсов, улучшение качественных характеристик производства.

Ò использование достижений НТП

Ò обновление производства

Ò ­ квалификации р.с.

Ò ­ качества продукции, обновление ассортимента

Интенсивный путь достижения экономического роста является более экономным, менее трудо-, капитало- и ресурсоемким.

Смешанный тип экономического роста представляет собой увеличение производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства и совершенствования техники и технологии.

Разделение экономического роста на экстенсивный и интенсивный типы условно, так как в чистом виде они практически не встречаются, а действуют в сочетании. В связи с этим принято говорить о преимущественно экстенсивном и преимущественно интенсивном типе экономического роста.

24.​ Монетаристский и кейнсианский подходы к государственному регулированию.

Кейнсианская теория гос. регулирования

С точки зрения Кейнса в обществе необходимы общественные работы, приводящие к выплатам заработной платы

Макроравновесие экономики может быть достигнуто основе оптимального сочетания саморегулирования и государственного регулирования. Появление проблем стоит прогнозировать и заранее блокировать.

Таким образом, кейнсианская теория подтверждает необходимость участия государства в социально-экономических процессах по следующим направлениям.

1. государство в рыночной экономике должно выступать как равноправный партнер на рынке. Классификация благ и потребностей:

-частные,

- общественные,

- насущные.

Благо является частным, (например, продукты питания)

Благо является общественным,

(например, чистая окружающая среда, транспортная коммуникация) Насущные блага —получать и потреблять вне зависимости от их доходов (например, базовый набор медицинских услуг, базовое образование).

2. Государство должно участвовать в регулировании макроструктуры производства.

3. государство в рыночной экономике должно участвовать в формировании конкурентной рыночной среды, поскольку без конкуренции рынок не существует.

4. государство в рыночной экономике должно заниматься поддержкой занятости населения с целью минимизации безработицы.

5. поддержка малообеспеченных граждан и прекращение обнищания населения. Государство должно предоставить населению насущные блага.

В нестабильной или переходной экономике должны преобладать элементы кейнсианской теории. На практике одновременно используются элементы кейнсианской и монетаристской теории при условии сочетания их методов.

Монетаристская теория предполагает, что вмешательство государства в экономику необходимо, но за счет регулирования денежной массы, выпускаемой государством в обращение. Главная задача государства в соответствии с монетаристской теорией состоит в обеспечении стабильной сбалансированности спроса на деньги и предложения денежной массы. Монетаристы считают, что единственным фактором, определяющим уровень экономической активности в стране, является денежно-кредитное регулирование экономики. Изменяя количество денег, находящихся в обращении, можно повлиять на уровень производства, занятости и цен. Именно поэтому монетарные мероприятия Центрального банка — наиболее эффективный инструмент экономического регулирования, в частности, в проведении антиинфляционной политики. По мнению последователей этой теории, проведение «гибкой» денежно-кредитной политики представляет серьезную опасность, поскольку для проявления эффекта монетаристских мероприятий в процессе регулирования характерно запаздывание между изменением денежной массы и соответствующим эффектом в сфере производства: от 5 до 21 месяца в условиях циклического кризиса и 13—14 месяцев — при циклическом подъеме. И в связи с этим монетаристы делают вывод, что центральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы — не более 3—5% в год. Монетаризм выступает за проведение жесткой кредитно-денежной политики, не зависящей от состояния конъюнктуры и направленной на ограничение инфляции. Главная функция этой политики — контроль за выпуском денег в обращение в соответствии с определенным правилом, т.е. уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики. Современный монетаризм возник в качестве оппозиции кейнсианству. В противовес последователям Дж. Кейнса М. Фридмен показал, что правильная монетаристская политика играет важную роль в период не только инфляции, но и депрессии. Монетаристы против государственного вмешательства в экономику, кейнсианцы, напротив, считают рынок несаморегулирующейся системой, и вмешательство государства должно осуществляться во время деловых циклических спадов и подъемов с помощью фискальной политики, проводимой путем соответствующей системы налогов. Данные подходы выражают разные аспекты экономического развития и поэтому должны скорее дополнять, чем исключать друг друга.

25.​ Проявление рыночных провалов и функции государства.

Фиаско рынка — крах рынка, не работают рыночные механизмы, это рыночная ситуация, когда равновесие на рынке, возникшее в процессе взаимодействия агентов (обмен, торговля, производство), не является эффективным по Парето. (Эффективность по Парето - уже невозможно осуществить какие-либо

Фиаско рынка: социальная справедливость, безработица, конкуренция Þ монополизация,

внешние эффекты ((экстерналии) -это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах

Ò отрицательные ВЭ возникают в случае, если деятельность одно ЭА вызывает издержки для других

Ò положительные ВЭ возникают в случае, если деятельность ЭА приносит выгоды другим

общественные блага. Важнейшей причиной того, что государство вынуждено вмешиваться в экономику, является наличие (наряду с частными) общественных благ.

Чисто общественное благо - это благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Свойства: неизбирательность и неисключаемость в потреблении.

Проблема «безбилетника»: Потребители получают выгоду от ЧОБ независимо от вклада на покрытие издержек - Люди стремятся вносить вклад меньший, чем получаемая ими выгода - Объем ЧОБ меньше эффективного.

На деле чисто общественные блага встречаются крайне редко, они обычно имеют смешанный частно-общественный характер и частично реализуется на рынке (например, образование)

Общественные блага, как правило, предоставляются гос-вом за счет средств налогообложения. Если эти блага предложить через рынок, то не произойдет повышения уровня производства, потому что в случае неисключительности рыночный механизм не работает, рынок в этом случае терпит фиаско.

Ò Фиаско рынка Þ необходимость государственного регулирования рыночной экономики Þ фиаско государства

Ò $ «ПРОВАЛЫ» ГОСУДАРСТВА

Ò Внутренняя неэффективность механизма предоставления ОБ

Ò Давление электората

Ò Лоббирование

Ò Поиск политической ренты

Бюрократия (оппортунистическое поведение чиновников)

Функции государства: главная и наиболее общая – корректировка и поддержание работоспособности рыночного механизма. Вторичная функция – создание и поддержание в работоспособном состоянии инфраструктуры для рыночной экономики (т.е. создание работоспособного института прав собственности, поддержка правопорядка, финансирование государством части транзакционных издержек). Следующими важнейшими функциями государства являются «цели второго уровня», являющиеся подгруппой главных целей. К целям второго уровня относят 1) свободное развитие общества, 2) правовой порядок, 3) внешняя и внутренняя безопасность. Вышеперечисленные функции составляют рамочные условия для рынка.

 

29.

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции.

Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения. Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.

Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды, расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.

Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

– позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества;

– обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

– дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.

30.​ Государственный бюджет и его структура. Концепции регулирования бюджетного дефицита в период кризиса.

Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, государственные расходы, государственный кредит.

Государственный бюджет

· основной финансовый план государства

· централизованный фонд денежных средств

· инструмент перераспределения НД

· баланс доходов и расходов за опред. период

Функции ГБ: перераспределение НД, гос. регулирование и стимулирование экономики, стимулирование НТП, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использование ЦФДС.

Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Н
Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса — аккумуляцию доходов в руках государства и их использование для удовлетворения государственных нужд — и потому тесно взаимодействует с понятиями «государственные доходы» и «государственные расходы», основу которых составляют бюджетные доходы и расходы.

Доходы и расходы бюджета — две стороны количественной характеристики централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Государственный бюджет:ДОХОДЫ (налоги и неналоговые поступления), РАСХОДЫ (оборона и в/п, социально-экономические, гос. управление, охрана правопорядка, % по гос. долгу)

25-45% поступлений в ГБ - подоходный налог с населения

Бюджетный дефицит / профицит - превышение расходов над доходами / наоборот (Что лучше?)

Природа дефицита госбюджета различна:

Ò Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Дж. Кейнсом была обоснована возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах экономического развития;

Ò Дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.)

стране.

Покрытие б.д.: государственные займы (гос. ценные бумаги), денежная эмиссия, сокращение расходов?!, не платить.

Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственного бюджета в XX столетии стал английский экономист Дж. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов.

Теория Дж. Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государства в общественном воспроизводстве и означала разрыв с прежними представлениями, существовавшими в экономической теории, о значении государственных финансов. Она отвергала догмат о необходимости сбалансированности бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Так, в условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом стимулируя дополнительный спрос в «вялой» экономике.

 



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 3820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.251 (0.013 с.)