Методы и инструменты денежно-кредитной политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и инструменты денежно-кредитной политики.



Инструменты денежно-кредитной - операции и способы, при помощи которых ЦБ может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики

Инструменты:

1) Операции на открытом рынке. Они представляют собой покупку и продажу центральным банком ценных бумаг. Продажа поведет за собой сокращение денежной массы. Считается самым эффективным инструментом денежно-кредитной политики.

2) Рефинансирование банков. Прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег. ЦБ может влиять на объем рефинансирования, воздействуя на величину процентной ставки по кредитам (растет ставка – растет стоимость кредитов ЦБ – сокращается объем заимствований); и воздействуя на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования. Рефинансирование используется как инструмент стабилизации банковской системы.

3) Резервные требования. ЦБ имеет право требовать от банков хранить резервы в определенной пропорции к депозитам. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственной денежную массу (и наоборот). Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов.

4) Депозитные операции– привлечение свободных денежных средств банков в срочные депозиты банка России. Предназначены для стерилизации свободной банковской ликвидности.

5) Прямые количественные ограничения– установление лимитов на рефинансирование банков и других кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.

 

МЕТОДЫ:

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

 

42.​ Государственная политика регулирования доходов. Механизм перераспределения. Кривая

Лоренца.

Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

1. Регулирование доходов населения;

2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.

Практика регулирования доходов предполагает:

• установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы,

• регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

• защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

(ИНДЕКСАЦИЯ — Способ учета связи между экономическими величинами, при котором индексные показатели, характеризующие одни величины, отражаются на изменении других)

Политика перераспределения доходов включает:

• аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

• предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.

• финансирование системы социальной защиты, включающей:

а) систему социального страхования;

б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Кривая Лоренца — график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения сформированные на основании размера дохода, который они получают.

Если бы в обществе было бы равное распредение дохода, то кривая Лоренца приняла бы вид прямой, называемая линией абсолютного равенства, и, наконец, если бы в обществе весь доход получали только 1% населения, то на графике это выразилось бы вертикальной прямой линией, называемой линией абсолютного неравенства.

43.​ Социальная защита населения. Влияние кризиса на социальные программы государства.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Государственные формы:

· Доступное здравоохранение;

· Льготы;

· Доступное образование;

· Пенсионное обеспечение;

· Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

· Меры социальной поддержки;

Негосударственные формы:

· Добровольное социальное страхование;

· Благотворительность;

· Частные системы здравоохранения и др.

 

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Социальное обеспечение — создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

По оценкам аналитиков, программа антикризисных мер правительства РФ является одной из самых неэффективных, в первую очередь в части социальной защиты россиян. Следует отметить, что социальные проблемы в России накапливались и углублялись даже в благополучные годы, а проводимая государством социальная политика во многом велась бессистемно, в надежде на то, что решение социальных задач будет обеспечено по мере экономического роста.Обвал производства в 2009 году дал властям повод для сокращения финансирования социальной сферы. В первую очередь ― образования и науки, что, очевидно, дополнительно ухудшает структуру совокупного общественного работника. Образование становится платным и, следовательно, недоступным для семей с низким доходом. В сфере образования сообщается, что в планах не только сокращение штата школьных учителей на 200 тысяч человек, но и закрытие 20 % образовательных учреждений высшей школы и 30 % их филиалов. Также вузы, не соответствующие современным требованиям и работающие неэффективно, подлежат реорганизации или закрытию. Аналогичная ситуация складывается в пенсионной политике. Пенсионный фонд попытался увеличить свои доходы за счет повышения страховых взносов, эта попытка к успеху не привела. Рост доходов ПФР произошел, но чиновники и эксперты зафиксировали и рост случаев уклонения от налогов. Поскольку кризис в социальной сфере является составляющей экономического кризиса, причем активно ему содействующая, устранение социальных кризисных процессов ― как одно из обязательных направлений общей антикризисной политики, так и один из критериев ее успешности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.008 с.)