Система целей экономической политики. Конфликт целей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система целей экономической политики. Конфликт целей



Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.

Объективные цели экономической политики, которые остаются неизменными в любой период, на любой стадии развития страны, – поддержка эффективности рыночной экономики, смягчение противоречий рыночного механизма, то есть государственная политика должна находиться в консенсусе с рыночным механизмом.

Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество разных задач, которые образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей»

Государственной экономической политике присуща иерархическая подчиненность целей, которая может быть представлена как «дерево» или «пирамида» целей.

 

Пирамида целей: 3 уровня целей:

I. Уровень глобальных целей ЭП (стратегия развития государства: достижение максимального благосостояния граждан)

II. Уровень главных целей. Здесь расположены функции государства: эк свобода, правопорядок, безопасность.

III. Уровень прикладных конкретных целей (они должны соответствовать принятому стратегическому курсу):

эк рост. Индикатор - темп роста ВВП (для стабильного эк роста: 1-2%). Существует 3 основных подхода:

1) высокие темпы эк роста (в условиях преобразований)

2) стабильные темпы эк роста (в промышленно-развитых государствах)

3) нулевой эк рост (когда государство ставит иные задачи, напр, экологическую безопасность)

1. На глобальном уровне принято выделять высшие (глобальные) цели экономической политики, которые предусматривают обеспечение максимального благосостояния общества. Эту цель трудно однозначно сформулировать и оценить количественно, то есть в определенной степени она имеет условный характер.
2. Высшая цель развития общества конкретизируется в системе целей второго уровня, которые условно называют главными (генеральными) целями.

Генеральной целью экономической политики, проводимой правительством любой страны, является обеспечение ее экономической безопасности, достижение и поддержание социально-политической стабильности, укрепление существующего строя как внутри страны, так и за ее пределами, приспособление его к меняющимся внешним и внутренним условиям. Достижение данной цели требует формирования целого дерева опосредующих ее более конкретных целей, без достижения которых генеральная цель достигнута быть не может.

3. Генеральные цели конкретизируются с помощью стратегических целей, которые неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Эти цели взаимосвязаны. Их состав не может оставаться неизменным и должен уточняться в зависимости от изменения реальной политической и экономической ситуации в стране, системы социальных приоритетов, уровня осознания субъектами государственного регулирования системы приоритетов, установленной правительственными органами на определенный период и т.п.

Принято выделять четыре основные стратегические цели:
-обеспечение необходимых темпов экономического роста;
-обеспечение полной занятости населения страны;
-стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
-поддержка внешнеэкономического равновесия.

Существует несколько общих принципов разработки целей государственного регулирования экономики:
-практическая необходимость осуществления цели и ее научная обоснованность;
-если достижение цели наносит ущерба другим объектам, то и убытки должны быть полностью возмещены;
-любая цель государственного регулирования экономики может быть поставлена и достигнута -только во взаимодействии со всеми другими целями в соответствии с ее места в системе приоритетов целей;
-поставленные цели должны находиться в пределах возможного, то есть не только в рамках существующих юридических норм (их в случае крайней необходимости можно изменить в соответствии с установленной процедурой), но и реальных границ;
-для достижения цели или целей государственного регулирования экономики должно быть -достаточно финансовых, организационных средств и кадров;
-поставленные цели должны быть четкие, понятные и востребованные для широкой массы избирателей, союзов за экономическими интересами.

 

Методы реализации структурной политики гос-ва (совокупность мер гос-ва, оказывающих воздействие на структуру, пропорции экономики)

  • косвенные:
    • налоговые льготы,
    • политика ускоренной амортизации,
    • льготные кредиты,
    • субсидирование расходов на научно-исследовательские работы и т.п.
  • прямые:
    • гос.заказы на продукты и услуги
    • госинвестиции
    • запрет на производство некоторых видов продукции

Инструменты гос. регулирования:

  • экономическое прогнозирование
  • экономическое программирование
  • бюджетирование
  • индикативное и стратегическое планирование

Экон.прогнозирование – научное предвидение возможного состояния экономики в будущем.
Экон.программирование – процесс разработки и раелизации программ экономики или отдельных сфер (развивается после 2 мировой войны)
Бюджетирование –процесс разработки и реализации гос.бюджета страны (региона на рег. уровне)
Индикативное планирование – процесс формирования системы показателей, отражающих состояние целей развития страны, совокупность мер гос. воздействия на экономику страны для достижения поставленных целей. (Заставить частный бизнес получить показатели невозможно)
Индикативное план-е имеет особенности:
1) рекомендательный характер (частный бизнес будет выполнять рекомен-и при наличие стимула)
2) оно имеет вариантный характер ( разрабатывается как минимум 3 варианта: пессимистический, оптимистический, реальный)
Методы - административные и экономические.
Административные - базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические методы государственного регулирования подразделяются на методы денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные инструменты государственного регулирования: фискальная политика; денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика; государственное регулирование ценообразования; внешнеэкономическое регулирование. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении.
Налоги широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. (налоговая система, налоговые ставки, льготы).
Основные экономические инструменты денежной политики - регулирование учетной ставки; установление и изменение размеров минимальных резервов; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственные капиталовложения направляются в государственный сектор экономики - комплекс хозяйственных объектов, принадлежащих государству, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала.
Внешнеэкономическое регулирование - меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью.

 

29.

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции.

Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения. Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.

Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды, расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.

Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

– позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества;

– обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

– дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.

30.​ Государственный бюджет и его структура. Концепции регулирования бюджетного дефицита в период кризиса.

Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, государственные расходы, государственный кредит.

Государственный бюджет

· основной финансовый план государства

· централизованный фонд денежных средств

· инструмент перераспределения НД

· баланс доходов и расходов за опред. период

Функции ГБ: перераспределение НД, гос. регулирование и стимулирование экономики, стимулирование НТП, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использование ЦФДС.

Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти (парламентом) страны, утверждается главой государства и публикуется в форме бюджетного закона. Н
Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса — аккумуляцию доходов в руках государства и их использование для удовлетворения государственных нужд — и потому тесно взаимодействует с понятиями «государственные доходы» и «государственные расходы», основу которых составляют бюджетные доходы и расходы.

Доходы и расходы бюджета — две стороны количественной характеристики централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

Государственный бюджет :ДОХОДЫ (налоги и неналоговые поступления), РАСХОДЫ (оборона и в/п, социально-экономические, гос. управление, охрана правопорядка, % по гос. долгу)

25-45% поступлений в ГБ - подоходный налог с населения

Бюджетный дефицит / профицит - превышение расходов над доходами / наоборот (Что лучше?)

Природа дефицита госбюджета различна:

Ò Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Дж. Кейнсом была обоснована возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах экономического развития;

Ò Дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.)

стране.

Покрытие б.д.: государственные займы (гос. ценные бумаги), денежная эмиссия, сокращение расходов ?!, не платить.

Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственного бюджета в XX столетии стал английский экономист Дж. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов.

Теория Дж. Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государства в общественном воспроизводстве и означала разрыв с прежними представлениями, существовавшими в экономической теории, о значении государственных финансов. Она отвергала догмат о необходимости сбалансированности бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Так, в условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом стимулируя дополнительный спрос в «вялой» экономике.

 

31.Государственный бюджет России. Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой со-вокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной каз-ны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

• Федеральный бюджет

• бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

• бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осу-ществляется Федеральным казначейством.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетной сбалансированности устраняет равновесие. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:

Ò Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.

Ò Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Ò Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);

выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);

финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом

 

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

Ò реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;

Ò реструктуризация государственного внешнего долга;

Ò усиление контроля за расходованием бюджетных средств;

Ò сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;

Ò упорядочение действующей системы социальных льгот.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД,

где:

ДБ — доходы госбюджета;

К — кредиты и займы;

РБ — расходы госбюджета;

ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

Ò сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

Ò предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

Ò увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

· Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

· Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

· кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· государственных ценных бумаг;

· договоров о предоставлении государственных гарантий;

· переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

 

32Механизм действия мультипликатора государственных расходов. Встроенные стабилизаторы в доходной и расходной частях бюджета.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг

 

 

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению МРС. В результате мультипликатор государственных расходов будет равен:

 

 

Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

Можно отметить, что мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций. С экономических позиций такая идентичность закономерна. В самом деле, если государство создает дополнительный спрос на товары путем увеличения государственных расходов, то это вызывает первичное возрастание ВНП, равное росту расходов. Экономические субъекты, которые пользуются государственными ассигнованиями, в свою очередь, отметив повышение дохода, увеличивают свое потребление на собственной предельной склонности к потреблению, способствуя тем самым дальнейшему возрастанию общего спроса и валового национального продукта и т. д.

Таким образом, изменение объема государственных расходов приводит в процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении инвестиций. Из этого следует, что доходная и расходная части бюджета могут находиться под непосредственным воздействием и регулированием ресурсов со стороны государства. К сожалению, механизм этого регулирования не достаточно отлажен, а его осуществление на практике наталкивается на многие преграды, связанные с ростом цен, изменением курса валюты, динамикой ссудного процента. И все же подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.

Встроенный стабилизатор - любая мера, которая автоматически увеличивает бюджетный дефицит в фазе спада и порождает его положительное сальдо (или сокращает дефицит бюджета) в фазе подъ-ема. Действие системы таких автоматических стабилизаторов тесно связано с изменениями реально-го объема национального производства, уровня цен и процентных ставок:

1. Изменение реального объема производства воздействует как на доходную, так и на расходную части бюджета. При росте производства происходит, как известно, увеличение нацио-нального дохода. Встроенным стабилизатором здесь становится налоговая система. При ее грамот-ном построении в условиях относительно небольшого прироста облагаемых доходов населения в бюджет начинают несравненно более мощным потоком автоматически поступать подоходные нало-ги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, налоги на потребление и т.п. Вследствие снижения располагаемого фирмами и домохозяйствами доходов серьезно тормозится рост потребительских расходов домохозяйств, инвестиции фирм, и это неминуемо оказывает сдерживающее влияние на экономическую конъюнктуру. Во время же спада налоговые поступления в бюджет автоматически резко сокращаются: значительная часть населения уходит за черту бедности, когда налоги не взимаются, а те экономические субъекты, кто остался "на плаву", перечисляют государству в виде прямых и косвенных налогов меньший процент своих доходов. Возрастающий в этих условиях дефицит госбюджета имеет своей оборотной стороной то, что большая часть национального дохода остается у домохозяйств и фирм. А это помимо поддержания социальной стабильности в обществе открывает дополнительные возможности наращивания их потребительского и инвестиционного спроса, обновления основного капитала и выхода из кризиса.

2. Повышение уровня цен при отсутствии индексации налоговых порогов (еще одного встроенного стабилизатора экономики) приводит к росту налоговых поступлений в бюджет, что сдерживает дальнейший рост и предотвращает возможную инфляцию.

3. формирование рынка государственных ценных бумаг также оправданно рассматривать в ка-честве встроенного стабилизатора экономики.

Как видим, высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма жела-тельной для экономики. Встроенные стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры.

33. Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.) Фискальная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.018 с.)