Системный подход в рамках ГУ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход в рамках ГУ.



Системный подход в теории ГУ и политики предполагает на­личие в ГУ и политике черт внутренней взаимосвязи между элементами, образующих единое целое, качест­во которого не сводимо к сумме отдельных качеств элементов.

Системный подход позволяет представить ГУ как единство множества относительно самостоятельных подсистем. В эту систему включают управляющие и управляемые подсистемы, подсистемы целей и функций государственного властно управляющего воздействия, подсистема принципов ГУ, подсистема форм, методов и средств, с помощью которых обеспечиваются соответствующие управленческие процессы.

Управляющая подсистема – народ как первоисточник и первооснова гос. власти в стране; гос-во как носитель власти и определяющий субъект исполнения. Следовательно, их производные – госаппарат, госорганы, должностные лица и госслужащие. Все перечисленные субъекты наделены соответствующими полномочиями, несут юридическую, политическую и моральную ответственность перед обществом, гос-вом и его гражданами. Неотъемлемой частью гос. упр. является также некоторые негосударственные структуры, а именно научно-учебные центры, созданные при госорганах, органы муниципального упр., которым передаются некоторые государственные полномочия.

Управляемая подсистема включает в себя все то, по поводу чего и взвези с чем, возникает государственно-управленческие отношения. Основными составляющими объекта такого взаимодействия является общество в целом, отдельные социальные структуры, различного рода общественно политические, экономические, социальные, структурные, культурные, духовно-нравственные институты.

Подсистема взаимодействия управляющих и управляемых – комплекс управленческих отношений, в котором выражен гос. интерес и в рамках которого реализуются цели и функции государства.

 

Структурный подход при рассмотрении системы ГУ и соответствующие подсистемы.

Структурный подход подчинен решению проблем, связанных с существованием, функционированием и под­держанием жизнеспособности системы. Знание и понимание внутренних связей и отношений во взаимодействии элементов системы позволяет раскрыть условия ее функционирования и жизнедеятельности, установить функциональные зависимости ее существования от внешней среды.

Структурный анализ управленческой системы может быть представлен как совокупность следующих подсистем.

Институциональная подсистема состоит из социальных институтов, каждый из которых является относительно самостоятельной системой. Она включает в себя гос-во, политические партии, социально-экономические учреждения, а также связи и отношения между ними.

Нормативная подсистема складывается из политических, правовых и нравственных норм, принципов, традиций, направленных на регламентацию системы ГУ в целом т каждого ее структурного элемента в частности

Функциональная подсистема определяется формами государственно-управляющего воздействия, способами осуществления власти, преобладания среди них насильственных и ненасильственных методов упр..

Коммуникативная подсистема включает разнообразные форм, средства и методы воздействия как внутри системы, так и вне ее

Культурно-идеологическая подсистема формируется из различных по содержанию теорий целей и взглядов участников социальной жизни. Она во многом определяется уровнем политической, правовой и нравственной культуры общества и аппарата ГУ, преобладанием в нем гуманистических негуманистических течений.

 

Законы и закономерности ГУ.

 

Законы упр. выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях упр.. Реализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта.

Роль законов упр. выражается в том, что они:

•образуют теоретический фундамент науки;

•способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;

•позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

•позволяют анализировать зарубежный опыт;

•выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения упр. и направления их развития.

Законы упр. обнаруживают свои требования в реализации принципов упр., функциональном разделении труда, структуре системы упр., в механизме и методах упр.; в процессе упр..

При анализе упр. влияние входного воздействия (переменной) на результат (выход) и результата на входы принято считать как зависимость. Зависимость это связь между переменными входа и выхода. Зависимости являются основой для формулирования закона упр..

Закон - это постоянная существенная связь (зависимость) между процессами и явлениями. В этом аспекте закон упр. - зависимость «выхода» системы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов - независимых переменных, характеризующих состояние объекта упр. и внешней среды. То есть это связь целей упр. со средствами и методами их достижения.

На основе данной методологии сформулированы законы организации Э.А. Смирновым и другими учеными. Законы организации и законы упр. - в сущности, идентичны. С той лишь разницей, что теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория упр. изучает принципы, законы и закономерности упр. этими объективно обусловленными процессами.

 

Цели и задачи ГУ.

 

Цель ГУ– отражение общественных потребностей и интересов. Иерархия целей ГУ строится на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества.

Виды классификации целей:

1.В зависимости от выполняемых функций: общественно-политические, организационно-правовые, производственно-обеспечительные, социально-экономические, духовные, информационно-разъяснительные

2.Связанные с качеством общества, его сохранением и преобразованием – стратегические цели. Делятся на: оперативные – фиксируют крупные блоки действий; тактические – определяют каждодневные, конкретные действия.

3.По объему: общие и частные.

4.По результатам: конечные и промежуточные.

5.По времени: отдаленные, близкие и непосредственные.

Задачи упр. – промежуточные, этапные цели управленческой деятельности. Среди основных задач ГУ выделяются:

1. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций.

2. Обеспечение эффективного функционирования рыночного механизма, создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения.

3. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов; обеспечение общественного порядка и безопасности.

4. Создание кадрового потенциала упр. (государственной службы).

5. Укрепление престижа страны и поддержание соответствующего статуса на международной арене.

 

17.Функции ГУ–

 

совокупная общественно и объективно необходимая деятельность всей системы ГУ по реализации ф-ций гос-ва, содержание которых имеет пространственно-временную форму выражения.

Основные функции:

1. Информационное обеспечение деятельности госорганов - сбор, получение, обработку, анализ сведений о системе упр., необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности.

2. Прогнозирование и моделирование развития системы ГУ, системы и структуры госорганов - предвидение изменений в развитии и результатах каких-либо событий или процессов в системе гос. деятельности и создание системы упр., предназначенной для спланированного упр., решения задач и достижения поставленных целей.

3. Планирование – определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе ГУ.

4. Распорядительство - оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий госорганов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной гос. деятельности в форме принятия административных актов.

5. Руководство – установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий госорганов (госслужащих, должностных лиц), управляемых объектов.

6. Координация – согласование деятельности различных госорганов для достижения общих целей и задач ГУ.

7. Контроль – наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности.

8. Регулирование – использование методов и способов упр. в процессе организации системы ГУ и ее функционирования.

 

Принципы ГУ.

 

Все ГУ действует на основе определенных принципов. Принцип ГУ представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов ГУ, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.

Общесистемные принципы ГУ – общеуниверсальные закономерности. Выделим основные:

1. Принцип объективности ГУ обусловливает необходимость во всех управленческих процессах следовать требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям.

2. Принцип демократизма понимается как народовластие в ГУ. Предполагает приоритет прав, свобод, интересов граждан во всех сферах ГУ.

3. Принцип правовой упорядоченности ГУ – необходимость законодательного определения и закрепления основных элементов ГУ (целей, функций, структур, процесса, принципов).

4. Принцип законности ГУ – установление в ГУ режима повсеместного и полного исполнения правовых актов, вся деятельность органов гос. власти подзаконна.

5. Принцип разделения власти в ГУ подразумевает разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви.

Структурные принципы подразделяются на:

1) структурно-целевые;

2) структурно-функциональные;

3) структурно-организационные;

4) структурно-процессуальные.

Специализированные принципы: принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы информационного обеспечения ГУ и т.д.

 

Методы и формы ГУ

Формы управленческой деят. – внешнее постоянное типизированное выражение практической активности госорганов по формированию и реализации управленческих целей и ф-ций. Выделяют следующие формы гос.-упр. деят.:

-правовые - формы, посредством которых реализуются конституционные полномочия гос-ва, фиксируются и реализуются его управленческие решения; представляют собой правосудие, законодательствование, контроль, организационно-распорядит. деят в правовых формах.

-организационно-правовые – процессуальные процедуры, закрепленные в кодексах, уставах, регламентах, инструкциях. К таким формам относятся: организационные действия (процедура банкротства, приватизация и т.д.), организационные структуры (комитеты, советы и т.д.).

-организационные – формы упр., связанные с осущ. определенных коллективных и индивидуальных, оперативно-организационных и материально-технических операций и действий. В отличие от правовых форм, в которых выражено одностороннее волеизъявление уполномоченного госоргана, организационные формы такой официальностью не обладают. Они практически не влекут юридических последствий.

Методы упр. – способы и приемы целенаправленного воздействия на участников управленческого процесса с целью реализации ф-ций упр. И решения поставленных задач.

Методы гос-упр. деят. – способы и приемы властно-управленческого воздействия на соц. и его отдельные сегменты в процессе реализации полномочий гос-ва по упорядочению общ. отношений.

I.В зависимости от того на кого направлено и кому адресовано то или иное упр. Воздействие различают две основные группы методов: 1)методы, обеспеч. организацию работы аппарата упр. – в основном сводятся к приемам и способам подготовки и принятия управленческих решений; 2) методы, обеспеч. Управляющее воздействие на внешние объекты упр.-содержание методов определяется правовым статусом объекта управляющего воздействия.

II.Различают также методы 1) централизованного -используется органами гос.власти на властно-императивных началах(методы запрета, принуждения..); 2) децентрализованного -позволяют осущ. упр. посредством согласования(заключение договора); 3) субсидиарного воздействия -применяются в дополнение традиционно-принятым формам упр.

III.1) Политические -методы вовлечения в гос-упр. деят населения путем всеобщих или региональных выборов, проведение пропагандистских мероприятий и т.д.; 2) административные – прямое воздействие на поведение управляемых объектов методами прямых односторонних юридически-властных предписаний или косвенно регулирующего воздействия на соответствующие объекты упр. независимо от конкретной обл. общ. жизни.; 3) экономические – методы финансового и денежно-кредитного регулирования поведения налоговой, бюджетной и финансовой реформ, осущ. материальн. стимулирования оптимизации тарифных ставок, предоставления имущественных и налоговых льгот и т.д.; 4) идеологич. -методы воздействия на сознание и поведение людей с помощью различных форм пропаганды и огитации.; 5) соц.-психологич. – активное воздействие на сознание, чувства людей на подсознаельном уровне с использованием спец. Методов коммуникации(убеждение, принуждение..).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.03 с.)