Эволюция государственно-управленческой мысли.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция государственно-управленческой мысли.



1. Школа научной организации труда. В начале века получили развитие теоретические основы автократической модели упр., которые впоследствии утвердились в качестве основ общего менеджмента. Первая фаза развития менеджмента связана с работами американского исследователя и фактического основателя науки менеджмента Ф.Тейлора. В основе системы Тейлора лежит использование наблюдений, замеров, хронометрирования и анализа операций ручного труда с целью рационализации действий работника. В ряде отраслей система Тейлора позволила повысить эффективность в несколько раз. Генри Форд – последователь Тейлора (человек – конвейер). Гилберт Френк изобрел прибор микрохронометр.

2. Школа административного упр.. В начале XX в. сформировалась так называемая классическая школа менеджмента, родоначальником которой является французский ученый и менеджер-практик А.Файоль. Он и его последователи изучали такие функции менеджмента в крупных организациях, как прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация и контроль. Целью классической школы было создание универсальных принципов и методов менеджмента. Приверженцы классической школы, разрабатывая принципы организации и функции упр., не придавали большого значения развитию социальной стороны менеджмента, т.е. той области знаний, которая впоследствии получила название "упр. персоналом".

3. Школа человеческих отношений. Одним из первых исследователей этой сферы менеджмента был Э.Мэйо, который в 30-х гг. проводил знаменитые хоторнские эксперименты. Результатом исследования, в частности, стал вывод о том, что не меньшее, а подчас большее влияние на результаты работы людей оказывают не материальные условия труда (запыленность, загазованность, освещенность и пр.), а нематериальные условия: благоприятный климат в коллективе, наличие и эффективность действий неформальных лидеров, общественное признание результатов труда каждого работника и пр.

4. Школа науки упр. (количественный подход). Существенный вклад в ее развитие оказали мат. статистика, инженерные науки. Выделяются три подхода к управлению: - Процессный подход – процесс упр. общая сумма всех функций (миссия, цель, функции по достижению этой цели); - Системный подход – в основе лежит системы и их принципы: целостности, структурности, иерархичности, множественности; - Ситуационный подход- выбирать набор инструментов исходя из ситуации.

 

4.Взаимосвязь теории ГУ с другими дисциплинами.

 

Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук. Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы.

ТГУ и философия.Обращение к передовым достижениям философии при изучении проблем государства позволяет исследователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем и более осознанному решению «вечных» вопросов государства. Именно философское мировоззрение того или иного мыслителя может быть использовано и для прогрессивного, и для реакционного влияния на формирование в обществе взглядов на гос-во и упр..

ТГУ и экономические науки. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты. ТГУ исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловленность государственно-управленческих явлений выражается прежде всего в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Словом, экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых институтов. В этом смысле можно говорить об экономической заданности государственных учреждений и правовых норм, где непосредственно смыкаются экономические и управленческо-правовые проблемы.

ТГУ и социология.Социология — одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами упр. социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с государственным упр.м. Социология изучает также закономерности социального поведения людей, его мотивацию.

Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, ТГУ может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата.

ТГУ и политология. Главное назначение политологии — изучение политики, политических институтов, систем и процессов. ГУ неотделимо от политики и политической жизни общества. Причем гос-во, его деятельность отнюдь не частный случай политики, не один из отдельных, рядовых участников политической жизни. С государственной властью, с ее содержанием и формами, методами деятельности напрямую связана политическая жизнь в целом.

Политическая (государственная) власть представляет собой венец политики, служит основой порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с государственным упр.м.

 

Социальная природа ГУ.

 

Среди всех видов упр. ГУ занимает особое место. И это не случайно. ГУ -это механизм реализации властных полномочий государства по руководству, организации и целенаправленному государственно-властному воздействию на общество и все его подсистемы. Это особый вид профессиональной деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях реализации его правотворческих, правоисполнительных, правоохранительных и воспитательных функций.

Профессор Атаманчук Г.В. представляет государственное явление как сознательное организующее и регулирующее воздействие государства на общественную (публичную) жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования. С этой точки зрения ГУ представляет собой целенаправленное, системно-организованное, практически-преобразующее воздействие на процессы, отношения и явления в обществе, на сознание, поведение и деятельность людей, придающее объекту упр. необходимую динамику и социально ориентированный характер.

 

Признаки ГУ

 

Гос. упр. – механизм реализации властных полномочий гос-ва по руководству, организации и целенаправленному гос-властному воздействию на общество и все его подсистемы.

Признаки: 1) масштабность ( распространенностью управляющего воздействия на все общество и даже выходящие далеко за его пределы в рамках проводимой международ политики.); 2) властный характер; 3) возможность использования в своей управленческой деят-ти всех имеющихся в обществе ресурсов. ( материальных, интеллектуально-кадровых, финансовых, социальных, экон-х, инф-х…); 4) наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество; 5) осущ. специальными органами государственной исполнительной власти, которые образуют систему органов ГУ; 6) деятельность органов исполнительной власти основывается на положениях и требованиях законов и актов РФ; 7) строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений; 8) для него характерно многообразие организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма; 9)обеспечивает административный (внесудебный) порядок осуществления органами исполнительной власти так называемого "принуждающего" упр. (например, наложение административных взысканий, применение мер предупреждения или пресечения).

 

Виды ГУ

 

1) упр. может быть демократическим, цивилизованным, антидемократическим (тоталитарн, авторитар, диктаторск.)

2) по иерархич. структуре власти: федеральным, региональным, местным.

3) по объекту управленческого воздействия: функциональным (отраслевым и межотраслевым) и территориальным. Функциональное упр. предполагает наличие вертикальной соподчиненности (от центра до предприятия); реализуется через министерства службы и агентства, которые осуществляют единую политику в отрасли или в сфере упр., разрабатывают нормативно-правовую базу упр., обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции, осущ. соответствующий надзор и контроль, оказывают гос. услуги населению. Территориальное направлено на рациональное размещение произ-ва, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономич и соц развития.

4) в зависимости от целей, задач и временных рамок упр. подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное. Стратегическое – процесс определения и достижения долгосрочных целей(перспектив гос-ва); опирается на человеч-й потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации. Тактическое – детальное определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине – общей цели, предусмотренной стратегией. Оперативное – упр. текущими событиями: совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий произв-ва. Оперативное упр. подразделяется оперативное планирование, оперативные учет, оперативный контроль.

5) по содержанию и методам управленческого воздействия ГУ может быть: а) Политическое упр. – разработка политики, применение политических и соответствующих правовых решений, а также их практическая реализация; б)Экономическое упр. – процесс принятия и реализации гос решений, касающихся экономической сферы. Гос-во обладает исключительным правом на налоговое, инвестиционное, таможенное и тарифное регулирование; в) Административное упр. – проведение политики с помощью эффективного и ответственного гос-ого администрирования; г) Соц. организация и управленческие процедуры в гражд. обществе, защищающие культурные и религиозные ценности, создающие благоприятную атмосферу для самореализации личности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.118.225 (0.014 с.)