Формы предоставления бюджетных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы предоставления бюджетных средств



Бюд. финанс-е – предоставление ДС юр и физ лицам на проведение мероприятий предусм бюджетом

 

Принципы БФ:

1. безвозмездность и бесплатность предоставелния

2. целевой хар-р использования

3. предоставление ср-в в меру выполнения произв и др показателей деят и с учетов ранее отпущ ср-в

4. получение макс эффекта от исп-я бюдж ресурсов

 

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) межбюджетных трансфертов;

3) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

4) трансфертов населению;

5) бюджетных кредитов юридическим лицам;

6) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

7) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

8) бюджетных ссуд, дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

9) кредитов иностранным государствам;

10) средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Межбюджетные трансферты – ср-ва, передаваемые одним бюджетом РФ другому бюджету бюджетной системы

Трансферты населению – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетный кредит юридическим лицам – это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств на возвратной и возмездной основах.

Дотация – межб трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе, без установления напр-ий и условий их использования.

Субвенция – межбюджетные тр-ты, предост-е бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осущ-е опр-ых целевых расходов

Субсидия – межб. трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюдж.системы РФ физ. или юрид. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.


Результативность и эффективность бюджетных расходов

Р езультативность бюджетных расходов – уровень достижения запланированных целей в результате деятельности соответствующих участников бюджетного процесса по предоставлению ими бюджетных услуг с использованием определенного бюджетом объема средств;

Эффективность бюджетных расходов – соотношение затраченных средств, определенных бюджетом, и результатов от деятельности соответствующих участников бюджетного процесса, в рамках установленных им бюджетных полномочий;

 

Показатели оценки эффективности и результативности можно разбить на общие и частные.

Общие показатели применимы для всех направлений расходования бюджетных средств во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях:

– индикаторы оценки качества планирования (соотношение плановых и фактических показателей, среднесрочное планирование и т. д.);

– индикаторы оценки структуры бюджета (долговая нагрузка, доля расходов на заработную плату и т. д.);

– индикаторы оценки качества исполнения бюджета (кредиторская и дебиторская задолженности, казначейское исполнение бюджета, лимиты потребления энергоресурсов и т. д.);

– индикаторы качества контроля и аналитический работы и последующего применения результатов в планировании (опросы населения, аудит бюджета, доля нецелевого использования средств и т. д.).

Частные показатели эффективности и результативности разработаны для каждого направления бюджетных расходов – образования, здравоохранения, сельск. хоз-ва и т.д

– показатели непосредственных результатов – характеризующие объем и качество государственных услуг, оказанных органами исполнительной власти;

– показатели конечных результатов – характеризующие социально значимые результаты для внешних потребителей (населения) от государственных услуг.

В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.

Основные задачи в области государственных расходов:

1. сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

2. снизить расходы на содержание государственного аппарата;

3. продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

4. повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

5. снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

6. усилить контроль за использованием бюджетных средств;

7. обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.


Дефицит бюджета: понятие, измерение, формы покрытия.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами.

 

При утверждении бюджета с дефицитом законодательно должны быть утверждены также и источники его финансирования. Бюджетным Кодексом определено, что размер дефицита федерального бюджета не должен превышать сумму бюджетных инвестиций и расходов по государственному долгу.

 

Для финансирования дефицита федерального бюджета могут использоваться:

¾ кредиты от кредитных организаций внутри страны и иностранные кредиты;

¾ государственные внешние и внутренние займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

¾ бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

 

В мировой практике считается, что ситуация контролируема, если размер дефицита бюджета не превышает 2-3% ВВП, а государственный долг - 50% ВВП. Если бюджетный дефицит больше этой нормы, то необходимы мероприятия по его снижению:

¾ изменение структуры расходов бюджета в пользу инвестиций в народное хозяйство и использование финансовых льгот; снижение уровня военных и социальных расходов; сокращение сферы государственной экономики; прекращение помощи иностранным государствам.

¾ привлечение в страну иностранного капитала. Это позволяет уменьшить государственные расходы на капитальные вложения, расширяется производство и появляется новый налогоплательщик.

 

Бюджетный дефицит может выражаться в следующих измерителях:

  1. абсолютное выражение, т.е. в денежных единицах непосредственно как разница между доходами и расходами бюджета;
  2. в процентах к ВВП;
  3. в процентах к величине расходов бюджета.

Основные задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:

¾ в продолжении курса на его не инфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;

¾ увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;

¾ координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка.


Бюджетное регулирование, его формы и порядок применения.

Бюджетное регулирование – это процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны.

 

Процесс бюджетного регулирования осуществляется сверху вниз: каждый вышестоящий бюджет регулирует нижестоящие бюджеты.

Формы бюджетного регулирования:

- горизонтальное финансовое выравнивание

- вертикальное фин. выравнивание

Вертикальное финансовое выравнивание – система перераспределения ресурсов между бюджетами различного уровня (преимущественно вышестоящих бюджетов нижестоящему).

Вертикальное фин.выравнивание включает в себя:

1) выделение финансовой помощи (межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме дотаций, субвенций, субсидий).

2) отчисления от фед-ых и рег-ых налогов и сборов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие.

Межбюджетные трансферты – ср-ва, передаваемые одним бюджетом РФ другому бюджету бюджетной системы

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств на возвратной и возмездной основах.

Дотация – межб трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе, без установления напр-ий и условий их использования.

Субвенция – межбюджетные трансферты, предост-е бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осущ-е опр-ых целевых расходов

Субсидия – межб. трансферты, предоставляемые бюджету другого уровня бюдж.системы РФ физ. или юрид. лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Горизонтальное финансовое выравнивание – передача бюджетных ср-в между бюджетами 1-го уровня бюджетной системы. В РФ не применяется. Применяется в Германии и широко развито (отчисления от НДС экономическими отсталым землям)

Методами бюджетного регулирования являются: а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему; б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы; в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних; г) сбалансирование нижестоящего бюджета путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия); д) межбюджетное кредитование в виде в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды; е) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование (Пропорциональное сокращение средств, предусмотренных бюджетом, в условиях преодоления его дефицита.).

33. Бюджетный процесс как законодательно-организационная форма управления финансовыми ресурсами государства и муниципальных образований.

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти и иных участников БП по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Задачи БП:

1. максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов;

2. обеспечение сбалансированности бюджета;

3. согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, проводимой в стране;

4. сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

5. повышение роли перспективного бюджетного планирования (прогнозирования), которое обеспечит пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

Принципы организации бюджетного процесса:

1. единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета

2. реальность запланированных доходов и расходов бюджета;

3. гласность и публичность;

4. самостоятельность каждого участника при осуществлении бюджетного процесса. Обеспечивается наличием собственных и регулирующих источников доходов, а также правом определять направления их использования;

5. балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов, а также создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости бюджета.

Субъектами (участниками) бюджетного процесса являются:

1. президент РФ;

2. органы законодательной власти - Федеральное собрание и две его палаты: Совет Федерации и Государственная Дума;

3. органы исполнительной власти - Министерство финансов, налоговые органы, главы местного самоуправления и высшие должностные лица субъектов РФ и др.;

4. органы денежно-кредитного регулирования - Центральный Банк РФ и его филиалы;

5. органы государственного финансового контроля - Счетная палата и контрольно-финансовые органы на уровне субъектов РФ и на местном уровне;

6. государственные внебюджетные фонды;

7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8. получатели бюджетных средств


Стадии бюджетного процесса

Составление проекта бюджета

Базируется на бюджетном послании Президента РФ, прогнозе соц-эк развития основ-х направлениях бюдж и налоговой политики. СПБ явл искл прерогативой правительсав и РФ, высших испольнительных органов гос власти субъектов РФ и местных администраций МО. Непоср. СПБ осуществляет МинФин РФ, МинФин субъектов РФ и фин. органы МО.

Исходные макроэкон показатели:

1. объем ввп

2. темп роста ввп

3. уровень инф

Заключительным моментом этой стадии является согласование проекта бюджета в Правительстве РФ совместно с Министерством финансов и налоговыми органами. После чего утвержденный проект закона "О федеральном бюджете" вносится на рассмотрение в Государственную Думу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.185.207 (0.026 с.)