Бюджетный процесс, его участники и принципы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетный процесс, его участники и принципы.



Лекции 7-8. Бюджетное право РФ (продолжение).

7.1. Бюджетный процесс, его участники и принципы.

7.2. Стадии бюджетного процесса.

7.3. Дефицит бюджета.

7.4. Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ.

7.5. Внебюджетные целевые фонды.

7.6. Основы финансового контроля в бюджетном процессе.

7.7. Основные параметры бюджетов.

7.8. Практикум.

 

 

Бюджетный процесс, его участники и принципы.

 

Бюджетный процесс – это деятельность, обеспечивающая исполнение бюджета.

Бюджетный процесс – не юрисдикционный процесс, а процедурные отношения по поводу бюджетов. Нормы, регламентирующие эти отношения в РФ, изложены в части III БК РФ.

Опр. Бюджетный процесс (БК РФ ст.6) – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Признаки, характеризующие бюджетный процесс:

· Длительность – обычно 2,5 года,

· Цель – финансовое обеспечение задач и функций ПТО,

· Особенный субъектный состав:

o Участники бюджетного процесса – органы власти,

o Должностные лица,

o И другие субъекты – получатели (органы власти / бюджетные учреждения),

· Структура бюджетного процесса – состоит из стадий (каждая стадия характеризуется своим субъектным составом, целями, задачами, результатом),

· Циклический характер,

· Непрерывность,

· Урегулирован нормами права, реализуется исключительно в право отношениях.

 

Бюджетный период (цикл) – это время, в течение которого длится бюджетный процесс, т.е. цикл, включающий 4 стадии. Как правило, бюджетный период длится 2,5 года.

 

Схема №40. Участники бюджетного процесса.

 
 

 


Бюджетные полномочия Банка России направлены на:

· Совместную с Правительством страны разработку основных направлений денежно-кредитной политики;

· Обслуживание счетов бюджетов;

· Осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам.

Кредитные организации:

· Могут привлекаться для предоставления средств бюджета на возвратной основе,

· Могут обслуживать счета бюджетов в отсутствии учреждений Банка России.

Стадии бюджетного процесса

 

Стадии бюджетного процесса – составные части бюджетной деятельности с особенным субъектным составом, целями, задачами и содержанием (для каждой стадии – своими), т.е. формами и методами осуществления. Выделяют:

· Основные стадии – обязательно проходит каждый бюджет каждого ПТО в рамках бюджетного цикла (периода);

· Дополнительные стадии – применяются в случае, если нарушается непрерывность бюджетной деятельности.

 

Основные стадии бюджетного процесса:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение закона (решения) о бюджете;

3) исполнение бюджета;

4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

*На всех стадиях осуществляется соответствующий финансовый контроль (предварительный, текущий, последующий). Поэтому не выделяем отдельно такую стадию как «финансовый контроль».

 

Дополнительные стадии бюджетного процесса:

· временное управление бюджетом (ст.190 БК РФ – реализуется финансовым органом, в случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года, то разрешается осуществлять расходы в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году, т.е. - предшествующем);

· коррекционная стадия – уже после принятия закона о бюджете, - принятие закона (решения) о внесении изменений в исполняемый бюджет;

· введение временной финансовой администрации в субъектах РФ - по решению Высшего Арбитражного Суда РФ, в случаях, если возникшая в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств бюджетных обязательств субъекта РФ превышает 30 процентов объема собственных доходов бюджета субъекта РФ.

Рассмотрим подробнее основные стадии бюджетного процесса.

Дефицит бюджета.

 

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

 

В первоначальной редакции Бюджетного кодекса была глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», но 5.08.2000 она исключена. Кроме определения в действующем БК нет ни слова про профицит бюджета и его использование.

В начале 1990-х годов, в связи с хроническим дефицитом бюджетов, в расходной части бюджета выделяли «бюджет текущих расходов» и «бюджет развития», «защищенные статьи» и «секвестр» бюджета. Однако действующее законодательство таких понятий уже не содержит.

 

В случае принятия бюджета с дефицитом этим же законом должны быть утверждены источники финансирования дефицита бюджета.

Если бюджет принят без дефицита, то привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета допускается только для погашения долга.

Бюджетный кодекс ограничивает предельный размер дефицитов бюджетов:

1. Дефицит федерального бюджета не может превышать размер НЕнефтегазового дефицита федерального бюджета.

2. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15%* объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений (т.е. не считая финансовую помощь).

3. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10%* объема доходов местного бюджета без учета:

a. безвозмездных поступлений и (или)

b. поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений
(т.е. не считая финансовую помощь и «регулирующих» доходов).

*Для бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), в доходах которых доля межбюджетных трансфертов превышает 60% (70%) процент снижается до 10% (5%) соответственно.

 

Предельно допустимый дефицит - понятие, относящееся как к утвержденным в законе показателям, так и к отчетным данным об исполнении бюджета.

Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение предусмотренных БК РФ мер принуждения.

 

В теории выделяются следующие меры работы с дефицитом бюджета:

1. при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень дефицита,

2. при превышении уровня дефицита вводится механизм секвестра бюджета,

3. сам дефицит финансируется в основном путем привлечения займов.

Источники финансирования дефицитов бюджетов:

· основные – всевозможные займы и кредиты, т.е. разница между полученными и погашенными долговыми обязательствами, в виде кредитов и займов;

· прочие – поступления от продажи акций, от продажи драгоценных металлов, курсовая разница (см. таблицу);

*Банку России запрещено финансировать дефициты бюджетов путем предоставления кредитов или выкупа долговых обязательств.

Таблица №2. Источники финансирования дефицитов бюджетов.

Федерального бюджета Бюджета субъекта РФ Местного бюджета
Внутренние источники:    
ЗАПРЕЩЕНО
Кредиты Банка России

Кредиты Банка России Кредиты Банка России
Приобретение Банком России долговых обязательств РФ при их первичном размещении Приобретение Банком России долговых обязательств субъектов РФ при их первичном размещении Приобретение Банком России долговых обязательств муниципальных образований при их первичном размещении
кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ кредиты, полученные от кредитных организаций кредиты, полученные от кредитных организаций
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени МО
бюджетные кредиты от других бюджетов БС РФ бюджетные кредиты от других бюджетов БС РФ бюджетные кредиты от других бюджетов БС РФ
Кредиты в валюте РФ от международных финансовых организаций Кредиты в валюте РФ от международных финансовых организаций  
разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов и суммой предоставленных бюджетных кредитов разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов и суммой предоставленных бюджетных кредитов разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов и суммой предоставленных бюджетных кредитов
Поступления от продажи акций, находящихся в собственности РФ Поступления от продажи акций, находящихся в собственности субъекта РФ Поступления от продажи акций, находящихся в собственности МО
поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней    
курсовая разница по средствам федерального бюджета курсовая разница по средствам бюджета субъекта РФ курсовая разница по средствам местного бюджета
изменение остатков средств на счетах по учету средств ФБ изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета
Внешние источники:    
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ
МО запрещено осуществлять внешние заимствования

кредиты правительств иностранных государств, банков, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. кредиты иностранных банков, предоставленные в иностранной валюте.  

 

Дефицит

       
 
 
   

 


Все расходы

 

 

       
 
   
ФОНД НАЦИНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

 


В ситуации бюджетного дефицита Нефтегазовый трансферт наполняется:

1. из нефтегазовых доходов,

2. недостаток компенсируется из Резервного фонда,

3. Фонд национального благосостояния НЕ используется для финансирования дефицита бюджета.

 

Таким образом, нефтегазовые доходы используются следующим образом:

 

 


Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется:

· Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ;

· Отдельные полномочия по управлению средствами обоих фондов могут осуществляться Центральным банком РФ,

· Средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям.

 

Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются:

· обеспечение сохранности средств указанных фондов;

· стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.

 

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

· долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

· долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

· депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях.

· депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.

Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:

· долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

· долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

· депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

· депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации;

· долговые обязательства и акции юридических лиц;

· паи (доли участия) инвестиционных фондов.

 

Совокупный объем средств Резервного фонда по состоянию на 01.03.2009 года составил 136,33 млрд.долларов США, что соответствует 4 869,74 млрд рублей.

Объем ВВП в 2008 году – 42 трлн рублей, т.е. объем Резервного фонда превышает 10% лимит, однако это превышение произошло из-за девальвации рубля в 2009 году.

 

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния по состоянию на 01.03.2009 года составил 83,86 млрд.долларов США, что соответствует 2 995,51 млрд рублей.

 

 

Внебюджетные целевые фонды.

 

Опр. Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (ст.6 БК);

 

Ст.13 Бюджетного кодекса содержит более подробное определение:

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

 

 

Государственными внебюджетными фондами являются:

1. Пенсионный фонд РФ,

2. Фонд социального страхования РФ,

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также:

· Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (в субъектах РФ).

 

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

· социальное обеспечение по возрасту;

· социальное обеспечение по болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ;

· социальное обеспечение в случае безработицы;

· охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

 

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности (территориальных фондов – в собственности субъектов РФ), не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат.

 

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. (Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".)

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1. оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2. пенсия по старости;

3. пенсия по инвалидности;

4. пенсия по случаю потери кормильца;

5. пособие по временной нетрудоспособности;

6. пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7. пособие по беременности и родам;

8. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9. пособие по безработице;

10. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11. единовременное пособие при рождении ребенка;

12. пособие на санаторно-курортное лечение;

13. социальное пособие на погребение;

14. оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

 

Лекции 7-8. Бюджетное право РФ (продолжение).

7.1. Бюджетный процесс, его участники и принципы.

7.2. Стадии бюджетного процесса.

7.3. Дефицит бюджета.

7.4. Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ.

7.5. Внебюджетные целевые фонды.

7.6. Основы финансового контроля в бюджетном процессе.

7.7. Основные параметры бюджетов.

7.8. Практикум.

 

 

Бюджетный процесс, его участники и принципы.

 

Бюджетный процесс – это деятельность, обеспечивающая исполнение бюджета.

Бюджетный процесс – не юрисдикционный процесс, а процедурные отношения по поводу бюджетов. Нормы, регламентирующие эти отношения в РФ, изложены в части III БК РФ.

Опр. Бюджетный процесс (БК РФ ст.6) – это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Признаки, характеризующие бюджетный процесс:

· Длительность – обычно 2,5 года,

· Цель – финансовое обеспечение задач и функций ПТО,

· Особенный субъектный состав:

o Участники бюджетного процесса – органы власти,

o Должностные лица,

o И другие субъекты – получатели (органы власти / бюджетные учреждения),

· Структура бюджетного процесса – состоит из стадий (каждая стадия характеризуется своим субъектным составом, целями, задачами, результатом),

· Циклический характер,

· Непрерывность,

· Урегулирован нормами права, реализуется исключительно в право отношениях.

 

Бюджетный период (цикл) – это время, в течение которого длится бюджетный процесс, т.е. цикл, включающий 4 стадии. Как правило, бюджетный период длится 2,5 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.078 с.)