Третья стадия – исполнение бюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третья стадия – исполнение бюджета.



Исполнение Бюджета – организация исполнения, само исполнение, управление счетами Бюджета - возлагается на ОГВ и ОМС.

В бюджетном законодательстве дифференцируются функции различных участников бюджетного процесса:

Ø высших ОИВ в процессе исполнения бюджета (обеспечение исполнения Бюджета),

Ø финансовых органов (организация исполнения бюджета),

Ø главных распорядителей бюджетных средств,

Ø администраторов доходов (исполнение бюджета в своей части),

Ø органов казначейства (кассовое обслуживание и исполнение бюджета),

Ø ЦБ и его территориальных органов (проведение кассовых операций по исполнению бюджетов, обслуживание счетов Казначейства).

 

До 1999 года в РФ допускалось исполнение бюджетов через банковскую систему – коммерческие банки. В настоящее время в РФ предусмотрено казначейское исполнение бюджетов.

При этом соблюдается Принцип единства кассы – все доходы зачисляются на единый счет бюджета, все расходы списываются с единого счета бюджета, а также источники финансирования дефицита бюджета.

Запрещается размещать бюджетные средства* на банковских депозитах, передавать их в доверительное управление.

*БК РФ ст.236: «Размещение бюджетных средств на банковских депозитах … не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Действие настоящей статьи не распространяется на Российскую Федерацию, а также субъекты РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) не превышает 20 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.
Срок размещения бюджетных средств … не может превышать шесть месяцев»

Все бюджетные счета обслуживают только ЦБ и его учреждения, коммерческие банки могут обслуживать счета бюджета только в исключительных случаях, если на соответствующей территории нет учреждений ЦБ.

 

Исполнение бюджета осуществляется на основании сводной бюджетной росписи.

Опр. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

 

Сводная бюджетная роспись - составляется Минфином и утверждается Министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о бюджете.

Утвержденная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

 

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи определяется соответствующим финансовым органом. Её показатели должны соответствовать закону о бюджете; могут быть изменены в ходе исполнения бюджета без изменения закона о бюджете только в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством.

Кассовый план – прогноз поступлений и выплат из бюджета. Составляет и ведет кассовый план – соответствующий финансовый орган на основе сведений от Главных распорядителей расходов и Администраторов доходов.

 

Главная книга казначейства.

· Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с доходами и расходами федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства;

· Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета;

· Данные Главной книги являются основой для формирования отчетов об исполнении бюджетов.

 

Исполнение Бюджета осуществляется независимо по трем направлениям:

1) по доходам,

2) по расходам,

3) по источникам финансирования дефицита.

Исполнение бюджета по доходам – осуществляется Главными администраторами и администраторами доходов бюджета:

· зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений со счетов органов Федерального казначейства,

· возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм,

· зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм,

· уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ,

· перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для зачета / возврата с единого счета бюджета и их распределение между бюджетами.

 

Исполнение бюджета по расходам – осуществляется Главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств. Порядок исполнения определяется финансовыми органами. Этапы исполнения:

· принятие бюджетных обязательств в пределах лимитов;

· подтверждение денежных обязательств (осуществляется получателями путём направления платежных документов для перечисления денежных средств в казначейство);

· санкционирование оплаты денежных обязательств – совершение разрешительной надписи финансового органа;

· оплата денежных обязательств в пределах лимитов и подтверждение их исполнения.

 

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета – осуществляется Главными администраторами ИФДБ; состоит из 2 частей:

· получение средств из ИФДБ;

· направление средств на погашение принятых расходных обязательств.

 

Для исполнения бюджета казначейством открывается лицевой счет по учету операций с бюджетными средствами.

При исполнении бюджета предусмотрено составление ряда документов.

Смета доходов и расходов – документ, который отражает перечень видов доходов и расходов с указанием конкретного объема средств по каждому виду.

Для получателей бюджетных средств наличие сметы – обязательно.

Смета составляется получателями и утверждается Главными распорядителями/ распорядителями бюджетных средств. Смета может быть изменена/ дополнена только в порядке действующего законодательства.

 

При исполнении бюджета бюджетным законодательством устанавливается:

Иммунитет бюджета – правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, кроме случаев, предусмотренных законодательством (перечислены в БК РФ).

БК определяет особый порядок обращения взыскания на бюджетные средства:

· служба судебных приставов не может осуществлять принудительное взыскание за счет средств бюджета;

· взыскание осуществляется самими органами, исполняющими бюджет; за неисполнение – воздействие, пока не исполнит;

· исполнение осуществляется на основании заявления взыскателя с приложением судебного акта и исполнительного листа.

 

Исполнение бюджета завершается 31.12 в порядке, установленном финансовым органом: 31.12 единый счет бюджета закрывается, а 01.01 открывается новый. Неиспользованный остаток ДС подлежит перечислению на единый счет бюджета и с 01.01 следующего года начинается новый финансовый год и исполнение бюджета в соответствии с законом о бюджете на следующий год.

 

Четвертая стадия – подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Бюджетный учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов и обязательств ПТО, а также об операциях, их изменяющих. Осуществляется в соответствии с планом счетов бюджетного учета.

Бюджетная отчетность – документы, составляемые на основании результатов исполнения бюджета.

Бюджетная отчетность включает 5 видов документов:

· отчет об исполнении бюджета (подлежит утверждению в форме закона представительным органом власти),

· баланс исполнения бюджета,

· отчет о финансовых результатах деятельности;

· отчет о движении денежных средств,

· пояснительная записка.

 

Бюджетный учет и бюджетная отчетность составляются и ведутся на основании единой методологии, определяемой Министерством Финансов.

Бюджетный учет ведется непрерывно в течение всего исполнения бюджета, а бюджетная отчетность составляется на основе данных бюджетного учета по окончании определенной стадии исполнения бюджета.

Бюджетная отчетность предоставляется в финансовый орган вышестоящего ПТО.

Внешняя проверка бюджетной отчетности осуществляется контрольно-счетными палатами.

 

Не позднее 1 июня Правительство должно представить в Думу и в Счетную Палату отчет об исполнении федерального бюджета. Счетная палата 1,5 месяца проверяет отчет и дает заключение, потом еще Дума 1,5 месяца рассматривает отчет, заслушивает доклады Министра финансов, руководителя Казначейства, Генпрокурора. В итоге Дума должна либо утвердить отчет об исполнении ФБ или отклонить.

Отчет об исполнении федерального и региональных бюджетов принимается в форме закона. Закон должен быть опубликован.

После утверждения отчета об исполнении бюджета – бюджетный цикл окончен, таким образом, – дата точно не определена.

 

 

Дефицит бюджета.

 

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

 

В первоначальной редакции Бюджетного кодекса была глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», но 5.08.2000 она исключена. Кроме определения в действующем БК нет ни слова про профицит бюджета и его использование.

В начале 1990-х годов, в связи с хроническим дефицитом бюджетов, в расходной части бюджета выделяли «бюджет текущих расходов» и «бюджет развития», «защищенные статьи» и «секвестр» бюджета. Однако действующее законодательство таких понятий уже не содержит.

 

В случае принятия бюджета с дефицитом этим же законом должны быть утверждены источники финансирования дефицита бюджета.

Если бюджет принят без дефицита, то привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета допускается только для погашения долга.

Бюджетный кодекс ограничивает предельный размер дефицитов бюджетов:

1. Дефицит федерального бюджета не может превышать размер НЕнефтегазового дефицита федерального бюджета.

2. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15%* объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений (т.е. не считая финансовую помощь).

3. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10%* объема доходов местного бюджета без учета:

a. безвозмездных поступлений и (или)

b. поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений
(т.е. не считая финансовую помощь и «регулирующих» доходов).

*Для бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), в доходах которых доля межбюджетных трансфертов превышает 60% (70%) процент снижается до 10% (5%) соответственно.

 

Предельно допустимый дефицит - понятие, относящееся как к утвержденным в законе показателям, так и к отчетным данным об исполнении бюджета.

Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение предусмотренных БК РФ мер принуждения.

 

В теории выделяются следующие меры работы с дефицитом бюджета:

1. при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень дефицита,

2. при превышении уровня дефицита вводится механизм секвестра бюджета,

3. сам дефицит финансируется в основном путем привлечения займов.

Источники финансирования дефицитов бюджетов:

· основные – всевозможные займы и кредиты, т.е. разница между полученными и погашенными долговыми обязательствами, в виде кредитов и займов;

· прочие – поступления от продажи акций, от продажи драгоценных металлов, курсовая разница (см. таблицу);

*Банку России запрещено финансировать дефициты бюджетов путем предоставления кредитов или выкупа долговых обязательств.

Таблица №2. Источники финансирования дефицитов бюджетов.

Федерального бюджета Бюджета субъекта РФ Местного бюджета
Внутренние источники:    
ЗАПРЕЩЕНО
Кредиты Банка России

Кредиты Банка России Кредиты Банка России
Приобретение Банком России долговых обязательств РФ при их первичном размещении Приобретение Банком России долговых обязательств субъектов РФ при их первичном размещении Приобретение Банком России долговых обязательств муниципальных образований при их первичном размещении
кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ кредиты, полученные от кредитных организаций кредиты, полученные от кредитных организаций
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени МО
бюджетные кредиты от других бюджетов БС РФ бюджетные кредиты от других бюджетов БС РФ бюджетные кредиты от других бюджетов БС РФ
Кредиты в валюте РФ от международных финансовых организаций Кредиты в валюте РФ от международных финансовых организаций  
разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов и суммой предоставленных бюджетных кредитов разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов и суммой предоставленных бюджетных кредитов разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов и суммой предоставленных бюджетных кредитов
Поступления от продажи акций, находящихся в собственности РФ Поступления от продажи акций, находящихся в собственности субъекта РФ Поступления от продажи акций, находящихся в собственности МО
поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней    
курсовая разница по средствам федерального бюджета курсовая разница по средствам бюджета субъекта РФ курсовая разница по средствам местного бюджета
изменение остатков средств на счетах по учету средств ФБ изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета
Внешние источники:    
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ
МО запрещено осуществлять внешние заимствования

кредиты правительств иностранных государств, банков, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. кредиты иностранных банков, предоставленные в иностранной валюте.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.034 с.)