Бюджетные правоотношения : понятие, особенности, виды.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетные правоотношения : понятие, особенности, виды.



Финансовые правоотношения — это общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и регулирующиеся финансово-правовыми нормами.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

* возникают в процессе финансовой деятельности государства;
* одним из их субъектов всегда является управомоченный орган государства или местного самоуправления (финансовый орган, кредитное учреждение);
* возникают по поводу денег – денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. п.

Как субъект финансового права, государство выступает в лице органов общей компетенции и через специальные управомоченные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие интересы государства. Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений – государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо.

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, также являются участниками финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетных средств в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.

Субъектами финансового права являются отдельные граждане, физические и юридические лица.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

* бюджетные;
* налоговые;
* в области страхования;
* кредита (государственного и банковского);
* расчетов, регулируемых финансовым правом;
* финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства.

Наиболее часто встречающимися основаниями прекращения финансовых правоотношений являются:

* погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
* выполнение задания по государственным доходам, по бюджету или внебюджетным фондам;
* использование выданных бюджетных ассигнований;
* осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам;
* прекращение правоотношений по налогам с населения – по достижении определенного возраста, предусмотренного законом.

 

27)Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь, объединяемых в ней бюджетов.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарном (едином) государстве действует единая конституция, общие для всех права и единые органы власти. Бюджетная система состоит из двух звеньев: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. (Например, такая бюджетная система была в СССР, сейчас действует в Японии и др.)

В федеративном государстве бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штаты в США, земли в Германии, провинции в Канаде и т.д.) и местные бюджеты.

В конфедеративном (союзном) государстве в постоянном союзе суверенных государств бюджетная система четырехуровневая, а бюджет конфедерации формируется из взносов, входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов.

Зачатки бюджетной системы в России зарождались еще в XIII веке. Первыми источниками поступлений в княжескую казну на Руси были дань (в натур. форме), затем подати, местные налоги, подворный налог, подушная подать, мирские повинности, налог с недвижимого имущества, промысловый налог, поземельный налог и пр. Менялся и аппарат управления бюджетами: казенные палаты – на губернском уровне и на казначейства – уездном уровне. Бюджеты были земские, волостные и пр.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней, она включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Местные бюджеты в России имеют двухуровневую структуру:

1) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов;

2) бюджеты городских поселений, бюджеты сельских поселений.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

 

Принципы бюджетной системы.

Структура бюджетной системы определена в ст. 10 БК. Глава 5 БК определяет принципы бюджетной системы и согласно ст. 28 БК РФ, бюджетная система построена на принципах:
1. Принцип единства – это единство бюджетного законодательства, единство бюджетного учёта и отчётности, единство применения санкций за нарушение и т.д.
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета – это означает закрепление соответствующих доходных и расходных источников за соответствующим уровнем бюджетной системы.
3. Принцип самостоятельности бюджета (ст. 31) – устанавливает права и обязанности органов государственной власти и омс на самостоятельное формирование бюджетов, а также самостоятельное осуществление направлений расходов бюджетов, кроме того, данной нормой установлены определённые ограничения, связанные с недопустимостью установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счёт доходов и источников финансирование других бюджетов бюджетной системы.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Данный принцип означает определение бюджетных полномочий соответствующих органов, установление и исполнение бюджетных обязательств и формирование направлений расходов, осуществляющихся с едиными требованиями и принципами, кот. установлены БК.
5. Принцип полноты отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Это означает, что
6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений источников финансирования дефицита бюджета, уменьшенных на сумму выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

 

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

 

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

 

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

 

29)Сбалансированность бюджетов. Дефицит бюджета: понятие,источники финансирования дефицита бюджета.

Сбалансированность бюджета. Ст. 33 БК. БК устанавливает определённые требования, предъявляемые к объёму дефицита бюджета. Дефицит федерального бюджета утверждается ФЗ о федеральном бюджете и не может превышать размер не нефтегазового дефицита, определённого в ст. 96.7 БК. Дефицит бюджета субъекта РФ не может превышать 15% утверждённого законом о бюджете субъекта РФ общего объёма доходов бюджета. Дефицит местного бюджета не может превышать 10%. Дефициты бюджетов и их источники финансирования являются самостоятельной частью каждого бюджета, наряду с доходами и расходами.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.21.182 (0.008 с.)