Финансовая система: понятие, структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая система: понятие, структура.



Вопросы к экзамену по финансовому праву

Понятие и роль финансов.

Финансы возникают, когда появляется государство и деньги. Финансы – это особые экономические денежные отношения, которые возникают в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов.Признаки:1. Это всегда денежные отношения;2. В финансовых отношениях обязательным субъектом выступает государство, или муниципальные образования (публично-правовые образования);3. Практически всегда без эквивалентные (искл. если государство выступает в роли заёмщика);4. Это распределительные отношения. Финансы можно рассматривать в 2ух аспектах: экономическом и материальном. В экономическом аспекте, финансы – это экономические денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов. В материальном аспекте – это финансовые ресурсы страны. Роль выражается в 2ух функциях:1. Распределительная;2. Контрольная. Распределительная заключается в том, чтобы распределять стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого хозяйствующего субъекта определёнными финансовыми ресурсами. Контрольная позволяет отследить, куда и как расходуются денежные средства, поэтому в государстве создана целая система органов, отслеживающих целевое назначение денежных средств.

Финансовая система: понятие, структура.

Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Она состоит из: 1. Централизованных денежных фондов (это государственные внебюджетные фонды и государственные и муниципальные кредиты); 2. Децентрализованных денежных фондов (это финансовые предприятия и организации, страховые фонды и финансы домашних хозяйств).
3) Финансовая деятельность государства: понятие, формы, принципы.

Публичная финансовая деятельность – это деятельность государства и муниципальных образований, связанная с процессом образования, распределения и использования публичного денежного фонда для выполнения публичных задач.

Формы финансовой деятельности:

Правовая – принимает специальные финансово-правовые акты. Они бывают: 1. По юридической силе: подзаконные нпа и законы. 2. По юридическим св-ам: нормативная, индивидуальная, смешанная. 3. По органам, их издающим: представительная, исполнительная, локальная. 4. Финансово-плановые акты – приминаются органами и организациями, которые содержат плановые задания (бюджеты). Неправовая – способствует финансово-правовых актов.

Принципы финансовой деятельности: Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость. Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации.

Основные полномочия

Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;

Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

 

11) Правовой статус федерального казначейства.

Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерацииправоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов.

Было создано указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года№ 864.

Положение о Федеральном казначействе[1] утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе». В состав ведомства входит 83 управления и 2254 отделения.

В 2002 году большинство федеральных учреждений (кроме отдельных учреждений Министерства обороны) были переведены на обслуживание через органы федерального казначейства. С 2002 года в казначействе открыты счета по учёту внебюджетных средств 33 тыс. федеральных учреждений.

С 1 января 2005 года казначейство выделено из состава Министерства финансов с преобразованием в федеральную службу, подведомственную Минфину.

Система финансового права.

Система финансового права – это совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп финансово-правовых норм, существующих и развивающихся в данной отрасли права. 2 подотрасли: бюджетное и налоговое право. Также выделяются институты: в особенной части выделяется институт государственных внебюджетных фондов, примыкающий к бюджетному праву. Институт неналоговых доходов, примыкающий к налоговому праву. Выделяют институт финансов государственных и муниципальных предприятий. Институт денежных обращений и расчётов, институт банковского регулирования, институт страхования и институт валютного регулирования и валютного контроля. Есть ещё институт финансового контроля, но вопрос о его месте в общей или особенной части не решён.

14) Источники финансового права.

Источники финансового права – это внешняя форма выражения финансового права. Делятся на 3 группы:1. Нормативно-правовой акт: законодательные (также устанавливают органы местного самоуправления) и подзаконные акты. Законодательные: ФКЗ о правительстве, о КС РФ и т.д. ФЗ, финансовые законы. Бюджетный и налоговый кодекс. Подзаконные: указы и распоряжения президента РФ в финансовой сфере, распоряжения и постановления правительства РФ, ведомственные нпа. 2. Нормативный договор э то договорной акт, устанавливающий правовые нормы, обязательные для много численного и формально неопределённого круга лиц, рассчитанного на неоднократное применение и действующий независимо от того, возникают или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения. Международные договоры.3. Судебный прецедент – это определённое правило поведения, которое вытекает из решения суда при рассмотрении конкретного дела. В первую очередь, это решения КС РФ.

 

15)Соотношение финансового права с другими отраслями российского права(конституционным, административным, гражданским).

Отграничение финансового права от смежных отраслей. Финансовое право связано с конституционным (по предмету), административным (по методу), муниципальным (по методу) и гражданским правом (по предмету).

Субъекты финансового права.

Субъект – это лицо, которое потенциально способно быть участником финансового правоотношения. Обладает правосубъектностью. Это реальные участники правоотношения, т.е. лица, обладающие правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. Всех субъектов разделяют на 3 группы:
1. Публично-правовые образования, к которым относится РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;
2. Коллективные субъекты. К этой группе относятся органы государственной власти органы местного самоуправления, юридические лица различных форм собственности, центральный банк РФ, государственные корпорации, бюджетные автономные и казённые учреждения;
3. Индивидуальные субъекты: граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т.д., а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без юридического образования, и главы крестьянской деятельности.

17)Финансово-правовые нормы: понятие,особенности, виды.

Финансово-правовая норма – это установленное государством и обеспечиваемое мерами государственного принуждения строго определённое правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих процессе публичной финансовой деятельности и закрепляющие их юридические права и обязанности. Признаки:
1. Финансово-правовая норма регулирует особый круг финансовых отношений, а именно складывающихся в процессе публичной финансовой деятельности;
2. Финансово-правовые нормы являются средством реализации публичных интересов, а не частных.
3. Нестабильность финансово-правовой нормы;
4. Наличие в составе финансово-правовых норм, норм расчёта. Они представляют собой показатели, содержащие выраженные в количественном измерении объёмы деятельности или уровни развития;
5. Особенности происхождения;
6. Особенности предмета и метода правового регулирования:
а). Эти нормы носят обязывающий характер;
б). В составе этих норм выделяются компетенционные нормы (устанавливают компетенцию соответствующего органа в финансовой сфере).
в). Уполномочивающие нормы (устанавливают право выбора).

Классификация финансово-правовых норм:
1. В зависимости от функций права: регулятивные и охранительные;
2. В зависимости от воздействия (метода правового регулирования): запрещающие, обязывающие, уполномочивающие (устанавливают права конкретных финансовых отношений);
3. В зависимости от роли выполнения в процессе правового регулирования:
а). Общие нормы (в обобщённом виде закрепляют отношения);
б). Специальные:
- Оперативные нормы (устанавливают порядок введения каких-либо кодексов, например);
- Коллизионные нормы (указывают действия при наличии альтернативы);
- Нормы-дефиниции (определения) и нормы-принципы;
4. По объёму действия: общие (1ая часть налогового кодекса) и специальные (2ая часть налогового кодекса);
5. По территории действия: действуют на всей территории РФ (федеральные), только на территории субъектов, только на территории конкретного муниципального образования;
6. по предмету: материальные и процессуальные.

 

Бюджетное право как подотрасль финансового права.

Предметом бюджетного права с функциональной точки зрения являются отношения:
- Бюджетного устройства и бюджетной системы РФ.
- Отношения, связанные с определением структуры и перечня доходов и расходов бюджета и их распределения в бюджетной системе.
- Отношения, складывающиеся в ходе бюджетного процесса, на всех уровнях бюджетной системы.
- Отношения, связанные с разграничением прав и обязанностей (компетенции) РФ, субъектов, муниципальных образований в бюджетной сфере.
- Отношения, складывающиеся относительно организации и осуществления бюджетного контроля и привлечения к бюджетной ответственности (ответственность за нарушение бюджетного законодательства).
По субъектному составу, предметом бюджетного права являются следующие отношения:
- Отношения, складывающиеся между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями (в ходже бюджетного регулирования и межбюджетных отношений).
- Отношения между представительными и законодательными р власти по вопросам орган и осуществления бюджетного процесса. На федеральном уровне – между президентом, Федеральном Собранием и Правительством РФ.
- Отношения между органами исполнительной власти, осуществляющими исполнение бюджета и органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за исполнением бюджета.
- Отношения между получателями бюджетных средств, и органами исполнительной власти, имеющими соответствующие полномочия в бюджетном процессе.
Бюджетное право – это подотрасль финансового права, совок прав норм, устанавливающих бюджетную систему РФ и принцип ы её построения, компетенцию публично-правовых образований в бюджетной сфере, состав доходов и расходов бюджетной системы и их распределение в бюджетной системе, бюджетный процесс, бюджетный контроль и бюджетно-правовую ответственность.
Основным методом правового регулирования является императивный (БК как источник бюджетного права – дз).
25)Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права.

Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права

Бюджетный кодекс РФ – впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране. Кодекс введен в действие с 1 января 2000 г. Впоследствии в него неоднократно вносились изменения и дополнения. В настоящее время Кодекс действует в редакции ФЗ от 27.07.2010.

В соответствии с преамбулой, БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

 

Кодекс призван сыграть важную роль в обеспечении бюджетных отношений необходимой правовой основой, оказать воздействие на формирование непротиворечивого бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых актов ОМСУ.

 

В БК РФ входят сл. части:

1 – Общие положения (содержит правила о бюджетном законодательстве РФ и бюджетных полномочиях всех уровней публичной власти);

2 – Бюджетная система РФ (содержит разделы, регулирующие бюджетное устройство РФ, доходы и расходы бюджетов, их сбалансированность);

3 – Бюджетный процесс в РФ (содержит разделы, предметом регулирования которых выступают участники бюджетного процесса, их полномочия; составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; их последующее исполнение; кроме того, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности; государственный и муниципальный фин. контроль);

4 – Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ (данная Часть содержит правила о мерах принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ и основаниях их применения к нарушителям; полномочия органов, исполняющих бюджеты в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства; конкретные виды правонарушений в области бюджетного права);

5 – Заключительные положения.. На протяжении периода действия БК РФ его нормы продолжают уточняться и совершенствоваться, отражая предпринимаемые в последнее время реформы (административные и бюджетно-финансовые). Значительные изменения и дополнения, в частности, были внесены ФЗ от 26 апреля 2007 № 63-ФЗ. Он уточнил понятия бюджетного права (оставил лишь экономические их признаки), круг его субъектов и их компетенцию, Новеллой стало правило о рассмотрении проекта федерального бюджета не в четырех, а в трех чтениях. Предусмотрено постепенное вступление некоторых норм названного ФЗ в действие с момента опубликования до 1 января 2011 года включительно (ст. 5 ФЗ № 63).

 

Принципы бюджетной системы.

Структура бюджетной системы определена в ст. 10 БК. Глава 5 БК определяет принципы бюджетной системы и согласно ст. 28 БК РФ, бюджетная система построена на принципах:
1. Принцип единства – это единство бюджетного законодательства, единство бюджетного учёта и отчётности, единство применения санкций за нарушение и т.д.
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета – это означает закрепление соответствующих доходных и расходных источников за соответствующим уровнем бюджетной системы.
3. Принцип самостоятельности бюджета (ст. 31) – устанавливает права и обязанности органов государственной власти и омс на самостоятельное формирование бюджетов, а также самостоятельное осуществление направлений расходов бюджетов, кроме того, данной нормой установлены определённые ограничения, связанные с недопустимостью установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счёт доходов и источников финансирование других бюджетов бюджетной системы.
4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Данный принцип означает определение бюджетных полномочий соответствующих органов, установление и исполнение бюджетных обязательств и формирование направлений расходов, осуществляющихся с едиными требованиями и принципами, кот. установлены БК.
5. Принцип полноты отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета. Это означает, что
6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений источников финансирования дефицита бюджета, уменьшенных на сумму выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

 

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

 

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

 

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

 

29)Сбалансированность бюджетов. Дефицит бюджета: понятие,источники финансирования дефицита бюджета.

Сбалансированность бюджета. Ст. 33 БК. БК устанавливает определённые требования, предъявляемые к объёму дефицита бюджета. Дефицит федерального бюджета утверждается ФЗ о федеральном бюджете и не может превышать размер не нефтегазового дефицита, определённого в ст. 96.7 БК. Дефицит бюджета субъекта РФ не может превышать 15% утверждённого законом о бюджете субъекта РФ общего объёма доходов бюджета. Дефицит местного бюджета не может превышать 10%. Дефициты бюджетов и их источники финансирования являются самостоятельной частью каждого бюджета, наряду с доходами и расходами.

 

Стадия составления бюджета.

Составлению проекта бюджета предшествует разработкапла­новипрогнозовразвитиятерриторийицелевыхпрограмм. Ре­шение о начале работы над составлением проекта федерально­го бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта феде­рального бюджета.
В определенные сроки составляются: прогноз социально­экономического развития, сводный баланс финансовых ресур­сов, основные направления бюджетной политики РФ; рассчи­тываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территори­альные органы исполнительной власти ведут детальную прора­ботку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.
ПравительствоРФ одновременно с организацией работы по со­ставлению федерального бюджета организует работу по дове­дению в определенные сроки до представительных и исполни­тельных органов власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизован­но установленных социальных и финансовых нормах и нормати­вах (минимальных) или их изменениях.
ИсполнительныеорганывластисубъектовРФ в установленные их представительными органами власти сроки исходя из необ­ходимости утверждения бюджетов до начала финансового года доводят до представительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные и финансовые нормы и нор­мативы или их изменения, включая нормы и нормативы, утвер­жденные вышестоящим органом представительной власти.
В случае несбалансированности доходов и минимально необ­ходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов федерации соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган (испол­нительные органы власти субъектов федерации - в Правитель­ство РФ) необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении со­става объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Стадия исполнения бюджета.

Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финан­сировании соответствующих расходов. Оперативное исполне­ние бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом (Минфи­ном России, министерств финансов республик в составе РФ, фи­нансовыми управлениями (отделами) краев, областей и т. д.).
Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расход­
ной частям бюджетов. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Ли­митыбюджетныхобязательств прекращают свое действие 31 де­кабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не до­пускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декаб­ря включительно федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета,
используемые для исполнения федерального бюджета завер­шаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Средства, полученные бюджетными учреждениями от пред­принимательской деятельности и не использованные по со­стоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением ли­цевые счета.
После завершения операций по принятым бюджетным обяза­тельствам завершившегося года остаток средств на едином сче­те федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Целевые бюджетные фонды.

Целевой бюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, который образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используется по отдельной смете.

В соответствии с БК средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации. Доходы распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

На федеральном уровне образовывались и позднее были упразднены следующие целевые бюджетные фонды Российской Федерации:

Федеральный дорожный фонд РФ;

Фонд развития таможенной системы РФ;

Межведомственный фонд развития налоговой системы и налоговой службы РФ;

Государственный фонд борьбы с преступностью;

Федеральный экологический фонд РФ;

Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ;

Фонд по охране озера Байкал;

Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;

Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

Фонд содействия военной реформе.

Понятие и роль налогов.

Налоги в финансово-правовом аспекте – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В налогах заложены большие возможности и по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. Налоги могут использоваться для регулирования процессов производства и потребления, уровня доходов населения. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические и экологические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Признаки налогов:

императивно-обязательный характер;

индивидуальная безвозмездность;

денежная форма;

публичный и нецелевой характер налогов.

Рассмотрим указанные признаки подробнее.

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст.41 БК РФ.

Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

Денежный характер. Исторически потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена.

НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РФ. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90 %). Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

В зарубежной литературе к функциям налогов относят:

финансирование расходов государства;

перераспределение доходов государства в пользу беднейших граждан;

внеэкономическое регулирование производства в целях повышения его эффективности.

Виды налогов.

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

прямые;

косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и пря



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.87.114 (0.122 с.)