Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и функции финансов, их место в системе экономических отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств. Говоря о финансах как об экономической категории, отражающей экономические отношения, необходимо выделить субъекты этих отношений. Современное рассмотрение экономической системы государства предполагает выделение четырех групп субъектов экономических отношений, обеспечивающих кругооборот движения продуктов и доходов: - домашние хозяйства; - организации (фирмы); - государство; - иностранные экономические системы. Общая схема их взаимодействия представлена на рисунке 1.1 и представляет собой модель кругооборота доходов и продуктов. Данная модель описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются субъекты экономической системы, сбалансированный контрпотоком денежный платежей, совершаемых при этом обмене. Процессы, показанные стрелками, называются потоками, поскольку они непрерывны и продолжительны. Потоки измеряются в единицах за период времени: например, в рублях в год, тонн в минуту и так далее. Для того чтобы не загромождать схему взаимодействия субъектов экономики, в модель включены только те компоненты кругооборота потоков, которые являются денежными платежами, и исключены контрпотоки товаров и услуг. В приведенной на рисунке 1.1 схеме использованные обозначения интерпретируются следующим образом: - домашнее хозяйство – это физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами данной страны, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в форме некорпоративных предприятий (личные подсобные хозяйства, индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации. Осуществляя предложение ресурсов и покупку предметов потребления, домашние хозяйства, в свою очередь, имеют следующую ресурсную базу: оплату труда наемных работников, трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии), предпринимательский доход, доходы от собственности (проценты по вкладам и др.).
Рисунок 1.1 – Модель взаимодействия субъектов экономической системы в процессе кругооборота доходов и расходов
- организация (фирма) – хозяйственная организация, основной функцией которой является производство товаров и нефинансовых услуг для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль. Ресурсы организаций формируются в основном за счет поступлений от реализации произведенных товаров и услуг; - государство – организации, занятые предоставлением, как правило, нерыночных услуг, предназначенных для индивидуального и коллективного потребления. К ним относятся финансируемые из государственного бюджета государственные учреждения (в области управления, финансов, регулирования и прогнозирования экономики, научно-исследовательской деятельности, обороны, поддержания внутреннего порядка, защиты окружающей среды и т.п.). Государство осуществляет связь с остальными субъектами экономической системы (населением, предприятиями) посредством трех каналов: через налоги, государственные закупки и займы; - иностранные экономические системы – представляют собой в совокупности мировую экономическую систему. Определяют режимы деятельности государств, организаций и домашних хозяйств, а с другой стороны определяются их деятельностью; - рынки продуктов– рынки, на которых население, фирмы и государство покупают произведенные другими предприятиями товары и услуги; - рынки ресурсов – рынки, на которых фирмы приобретают ресурсы, необходимые для производства – рабочую силу, капитал и природные ресурсы; - финансовые рынки – рынки, представляющие собой набор механизмов, осуществляющих перемещение потоков денежных средств от кредиторов к заемщикам на определенных принципах (платности, срочности, возвратности) и при помощи различных инструментов (кредитов, ценных бумаг), как правило, от домашних хозяйств (поскольку большинство сбережений совершается населением) к фирмам (поскольку большинство инвестиций осуществляется организациями), а также к государству в случае дефицита бюджета; - чистые налоги – разница между налоговыми поступлениями от населения государству и трансфертными платежами (все выплаты, осуществляемые государством населению: пенсии, выплаты лицам с низкими доходами, пособия по безработице и т.п., не являющиеся компенсацией за текущие трудовые услуги, оказываемые государству); - платежи в бюджет – прямой поток налогов, уплачиваемых фирмами государству, т.е. в государственный бюджет (налог на добавленную стоимость, платежи из прибыли и другие налоги и платежи); - сбережения – часть дохода, которая не идет на покупку товаров и услуг, а также уплату налогов и погашение долговых обязательств; - инвестиции, для обеспечения своей деятельности организация не только приобретают ресурсы, но и осуществляют долгосрочные вложения капитала; - государственные закупки товаров и услуг представляют собой расходы государства по приобретению им товаров и услуг, по выплате заработной платы государственным служащим и по отмеченным трансфертным платежам. В случае, когда налоговые поступления (в том числе и от организаций) меньше государственных расходов, образуется бюджетный дефицит и государство вынуждено его покрывать, осуществляя заимствования на финансовых рынках. В случае профицита бюджета (расходы меньше чем доходы) государство может погашать ранее произведенные займы (в этом случае стрелка должна быть обращена в противоположную сторону – к финансовым рынкам); - чистый приток капитала возникает, если импорт превышает экспорт. Как уже отмечалось, все компоненты кругооборота потоков – денежные платежи, а не потоки товаров и услуг. Поэтому платежи по импорту показаны стрелкой, направленной из внутренней национальной экономики за рубеж. Экспорт – средства, полученные в качестве платежей, компенсирующих стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, которые поступают на рынки продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств, полученных от продажи товаров и услуг внутренним домашним хозяйствам, фирмам и государству. Средства из всех этих источников прибавляются к доходам, получаемым фирмами от продажи национального продукта. Если экспорт не покрывает импорта, то разница должна быть оплачена или путем займа у иностранных финансовых посредников или путем продажи реальных и финансовых активов иностранным покупателям. Такие операции, вызывающие чистый приток капитала, на рисунке показаны как поток, направленный к внутренним финансовым рынкам. В случае превышения экспорта над импортом возникает противоположная ситуация. Из всех потоков, показанных на рисунке 1.1, наиболее важными являются национальный (совокупный) продукт, дающий оценку суммарной стоимости всех готовых товаров и услуг, и национальный доход, характеризующий суммарный доход, полученный населением, включая заработную плату, ренту, процентные выплаты и прибыль. Количественным измерителем товарных потоков выступают деньги. В Республике Беларусь в настоящее время основным макроэкономическим показателем является валовой внутренний продукт (ВВП). Он исчисляется тремя методами: производственным, распределительным и методом конечного использования. Производственный метод состоит в исключении из стоимости произведенных товаров и услуг части, израсходованной в производстве. Согласно производственному методу, ВВП представляет собой сумму; добавленных стоимостей всех производителей товаров и услуг данной страны. Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства, исключая стоимость потребленного сырья и материалов. Можно сказать, что добавленная стоимость отдельной фирмы дает стоимостную оценку ее работы. Это вклад работников фирмы в общую величину стоимости национального продукта. Чтобы рассчитать суммарный ВВП, нужно сложить валовые добавленные стоимости всех производителей товаров и услуг данной страны. Кроме суммы добавленных стоимостей валовой внутренний продукт, рассчитанный по производственному методу, включает налоги (налог на продукты и на импорт) и полученные на продукты и на импорт субсидии. Расчет ВВП по распределительному методу требует использования потоков доходов, получаемых владельцами факторов производства. Совокупный доход, получаемый владельцами факторов производства, является валовым внутренним доходом. Если же к валовому внутреннему доходу добавить сальдо факторных доходов из-за границы, получим валовой национальный доход. Эти показатели характеризуют доходность национальной экономики. Если речь идет об индивидуальных доходах, то следует различать два вида доходов: трудовой и на собственность. Основную часть трудовых доходов составляет заработная плата. Доходы на собственность, или предпринимательские, включают в себя: - рентные доходы – это доходы от передачи прав, например, на землю, патенты, разработку недр и т.п.; - прибыль, получаемую от вложения собственного капитала в свои предприятия; - прибыль корпораций, то есть доход на капитал (оборудование, здания, патенты) в корпоративном секторе экономики; - чистый процентный доход, то есть выплаты бизнеса и внешнего мира фирмам и хозяйствам данной страны за предоставленные кредиты. Валовой внутренний продукт можно также определить по методу конечного использования как сумму конечной продукции. В данном случае ВВП выступает как совокупная стоимость производства конечных товаров и услуг, или как сумма расходов субъектов национальной экономики на конечное потребление. Схема движения продуктов и доходов в национальной экономике включает следующие показатели: 1. Расходы домашних хозяйств (С), составляющие наибольшую часть в экономике. 2. Расходы фирм на товары и услуги (I). Они бывают двух видов: во-первых, фирмы закупают физический капитал (оборудование, транспорт, здания), во-вторых, – товары для поддержания производственных запасов с целью обеспечения нормального ритма производства. Обе формы представляют собой расходы на инвестирование и обозначаются символом (I). Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции (ВИ) – это общее количество всех станков, зданий, другого физического капитала, проданных в данном году. Если из валовых инвестиций вычесть часть, потраченную на замену износившихся зданий и оборудования, т.е. амортизационные отчисления (АО), получим чистые инвестиции (ЧИ); таким образом, ЧИ = ВИ – АО. 3. Расходы правительства на покупку товаров (танков, самолетов, школ и др.) и услуг военных и гражданских служащих (обозначим G). 4. Расходы внешнего мира, или чистый экспорт. Чистый экспорт – это разница между экспортом и импортом данной страны. Если экспорт больше импорта, то чистый экспорт положительный; если импорт больше экспорта, то чистый экспорт имеет отрицательное значение. Обозначим чистый экспорт N. Определить валовой внутренний продукт по сумме расходов на покупку конечной продукции можно по формуле:
ВВП = С + I + G + N
Областью возникновения и функционирования финансов является та стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов. Необходимо отметить, что распределению подвергается и часть национального богатства, в состав которого включатся следующие экономические активы (рисунок 1.2): - производственные нефинансовые активы, представляющие собой накопленные активы, созданные в результате труда всех предшествующих поколений (основные фонды, функционирующие в отраслях, производящих товары и услуги, запасы материальных оборотных средств, резервы и запасы различного назначения, имущество населения и ценности); - непроизводственные нефинансовые активы включают активы, которые не являются результатом производства, но используются в этом процессе. Они делятся на материальные (природные активы) и нематериальные, представляющие собой юридические формы, которые составляются в связи с процессом производства ипериодически переходят от одних институциональных единиц к другим (авторские права, лицензии, торговые знаки и т.п.); - финансовые активы, это активы, большинству из которых противостоят финансовые обязательства со стороны другой институциональной единицы, за исключением монетарного золота и специальных прав заимствования. Большинство финансовых активов представляют собой финансовые требования – активы, дающие кредитору право на получение определенного платежа от должника. Правильное определение объема национального богатства и его составляющих зависит не только от четкого учета его компонентов и методики их расчета, но и от правильности их стоимостной оценки. Объем национального богатства определяется, как правило, в стоимостном выражении. Исключение составляет характеристика непроизведенных активов – природных ресурсов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.
Рисунок 1.2 – Состав национального богатства Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы. На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение финансов. Финансы – это экономические (денежные) отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования, домашних хозяйств и государства при создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, на нужды обороны, управления, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования, домашних хозяйств и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования. С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах общественной жизни – в материальном производстве, в сферах обращения и потребления. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: республиканский, региональный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовой формах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д. Распределительная и контрольная функции это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.009 с.) |