Сущность, цели и задачи экономического анализа, место финансового анализа в системе экономического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, цели и задачи экономического анализа, место финансового анализа в системе экономического анализа



Финансовый анализ, несмотря на его относительную самостоятельность и все возрастающую роль в современных условиях хозяйствования, принято считать одним из видов экономического анализа. Последний, в свою очередь, представляет собой выявление экономических закономерностей из фактов экономической действительности и предполагает разложение экономики на отдельные части, именуемые экономическими категориями, и их исследование.Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, и прежде всего, хозяйственные процессы, протекающие в организации, их социально-экономическая эффективность, конечные производственные и финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие отражение в отчетности субъекта хозяйствования.

Экономический анализ подразумевает раскладку экономики на раздельные компоненты (экономические категории) и сопряжен:

- с изучением экономических процессов в их связи между собой;

- с обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их исполнения;

- с раскрытием положительных и негативных факторов и количественным измерением их воздействия;

- с выявлением тенденций и соотношений хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

- с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.

Экономический анализ – признанный во всем мире инструмент обоснования хозяйственных решений – широко применяется для оценки финансовой деятельности организации в современных условиях. Главная цель аналитической обработки – раскрыть причинную связь и измерить влияние факторов на тот или иной показатель. Аналитическая обработка экономических показателей производится с помощью математических, статистических и других методов. Обобщение результатов анализа производится для оценки деятельности организации за отчетный период и выявления причин, как положительных, так и отрицательных, влияющих на общие результаты.

Основные задачи экономического анализа можно сформулировать следующим образом:

1. Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов в процессе их разработки (реализуется в ходе осуществления ретроспективного анализа хозяйственной деятельности).

2. Объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству, качеству и ассортименту продукции, работ, услуг реализуется по данным учета и отчетности.

3. Определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов – определяется экономическая эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, использования средств и предметов труда. Анализ использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов непосредственно увязывается с анализом использования природных богатств, со строгим соблюдением определенных экологических требований.

4. Контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов. Весь цикл производственной деятельности и конечные финансовые результаты зависят, прежде всего, от соблюдения принципов коммерческого расчета.

5. Выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса). Резервы могут быть выявлены путем сравнительного изучения фактических показателей деятельности организации и показателей плана, показателей деятельности передовых организаций.

6. Испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы).

В наиболее общем случае процесс прикладного экономического анализа включает следующие этапы и процедуры:

- определение проблемы и целей анализа, в том числе определение потребностей в выполнении анализа, определение проблемы и формулирование целей анализа;

- разработка планов проведения анализа, в том числе выбор методов анализа, определение типа требуемой информации и источников ее получения, определение методов сбора необходимых данных, разработка или выбор форм для сбора и предоставления данных, разработка выборочного плана и определение объемов выборок;

- реализация плана выполнения анализа, в том числе сбор необходимых данных и анализ данных;

- интерпретация результатов анализа и представление пользователям: подготовка и презентация заключительного отчета перед заинтересованным лицом, принимающим решение на основе результатов анализа.

Большое значение для правильного понимания содержания и задач экономического анализа имеет его классификация. В основе любой классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления, поскольку экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции. В таблице 2.1 представлена возможная классификация видов экономического анализа.

Как видно из представленной в таблице 2.1 классификации с точки зрения роль в управлении экономический анализ можно разделить на управленческий и финансовый.

Управленческий анализ тесно связан с управленческим учетом, который представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности, необходимой управленческому персоналу для управления деятельностью компании. В свою очередь, управленческий анализ можно определить как комплексный анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей организации, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, ее сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

 

Таблица 2.1 – Классификация видов экономического анализа

Группировочные признаки Виды анализа
Роль в управлении 1) управленческий; 2) финансовый.
Объект управления 1) функционально-экономический; 2) технико-экономический; 3) социально – экономический; 4) финансово-экономический.
Пользователи анализа 1) внутренний; 2) внешний.
Время анализируемого периода 1) оперативный; 2) текущий; 3) перспективный (прогнозный).
Временя принятия управленческого решения 1) стратегический; 2) тактический.
Объем анализа 1) тематический; 2) по участкам; 3) комплексный анализ.
Пространственный признак 1) внутрихозяйственный; 2) межхозяйственный.
Методика изучения объектов 1) сравнительный; 2) диагностический; 3) факторный; 4) маржинальный.
Назначение анализа 1) выявление резервов увеличения объемов производства; 2) повышение качества продукции; 3) снижение издержек производства и экономия капитальных затрат и др.
Способы сравнения данных 1) сравнение с плановыми показателями; 2) с результатами работы передовых отечественных и зарубежных организаций; 3) с показателями работы анализируемого объекта за соответствующий предшествующий период.
Периодичность анализа 1) периодический; 2) разовый.
Степень охвата анализируемого объекта 1) сплошной; 2) выборочный.
Степень механизации или автоматизации работ по экономическому анализу 1) автоматизированный; 2) механизированный; 3) ручной.

 

Цель управленческого анализа это предоставление информации собственникам и (или) менеджерам (другим заинтересованным лицам) для принятия управленческих решений, выбора вариантов развития, определения стратегических приоритетов. Управленческий анализ показывает: что мешает добиться эффективного размещения ценностей; нет ли вакуума или дублирования функций в системе управления; нет ли конфликта прав; существуют ли механизмы координации и не являются ли они тяжеловесными; эффективно ли используются исполнительная вертикаль и горизонтальные связи; сбалансированы ли полномочия и ответственность; существует ли разделение власти, нет ли излишней концентрации ее у одного лица в ущерб остальным или, наоборот, ее распыления; адекватна ли система управления выбранному сегменту рынка, организационной структуре и персоналу.

В свою очередь основную цель финансового анализа, о сущности которого будет сказано ниже, можно сформулировать как получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния компании, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов (средств организации) и пассивов (собственного капитала и обязательств), в расчетах с дебиторами и кредиторами. Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа сведены в таблицу 2.2.

 

Таблица 2.2 – Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа

Классификационные признаки Финансовый (внешний) анализ Управленческий (внутренний) анализ
1. Цель анализа Оценка состава и структуры имущества организации, интенсивности и эффективности использования капитала, ликвидности и платежеспособности, деловой активности и финансовой устойчивости, формирования и использования прибылей, прогнозирование доходов и расходов, потоков денежных средств, выявление дивидендной политики, осуществляемой руководством предприятия. Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики организации и программ ее развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.
2. Объект анализа Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение. Различные аспекты производственно-финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта.
3. Субъекты анализа (исполнители) Лица и организации, как правило, находящиеся за пределами этого субъекта хозяйствования (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные организации и др.) Различные организационные структуры внутри хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессиональные эксперты).
4. Организация анализа (периодичность проведения) Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию, в статистические органы и т.д.) Проводится по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.
5. Информационная база анализа Бухгалтерская отчетность, формы которой установлены Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 31 октября 2011 г. N 111: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет об изменении капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств. Данные бухгалтерского и налогового учета. Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа.
6. Доступность информации Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности. Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.
7. Потребители информации Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости организации, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения. Менеджеры организации, совет директоров, директора филиалов и дочерних органиаций, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.
8. Использование систем учета Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности. Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели.
9. Измерители информации Преимущественно стоимостные измерители. Любые измерители: стоимостные, натуральные, трудовые и условно-натуральные.
10. Использование методов анализа Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа. Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.
11. Направленность анализа Дать обоснованную оценку финансового положения организации, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты. Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство.
12. Свобода выбора в проведении анализа Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности. Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий - пригодность, результативность.
13. Формы обобщения Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных. Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений.
14. Вид анализа Внешний, ретроспективный, тематический. Внутренний, оперативный, текущий, комплексный.
15. Степень надежности Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками. Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита.
16. Место принятия решений по результатам анализа За пределами деятельности анализируемой организации, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсифицированных организациями, представляющими отчетность для обнародования в целях избегания, например, чрезмерного налогообложения и т.п. Менеджерами и директорами организауции, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своей организацией.

 

Существует несколько определений понятия финансовый анализ. Так, очень часто отождествляются понятия «финансовый анализ» и «анализ финансового состояния». В. В. Ковалев, И. Т. Балабанов и др. используют эти термины как синонимы:

- «в традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности»;

- «финансовый анализ представляет собой метод оценки ретроспективного (т. е. того, что было и прошло) и перспективного (т.е. того, что будет в будущем) финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации».

В то же время И. Т. Балабанов отмечает, что «финансовый анализ представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов в хозяйственном процессе».

Отдельные авторы (А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев, В. И. Стражев, Н. А. Русак, М. М. Глазов, Г. В. Савицкая, О. В. Ефимова и др.) нетолько разъединяют эти понятия, но и предлагают осуществлять анализ финансового состояния как составную часть финансового анализа или анализа хозяйственной деятельности. Так, содержание финансового анализа определяется, по мнению некоторых из этих экономистов, своевременным и качественным обоснованием трех основных направлений финансовых решений:

- решения по вложению капиталов (ресурсов);

- операции, проводимые с помощью этих ресурсов;

- определения финансовой структуры бизнеса.

«Финансовый анализ – более широкое понятие, так как он включает наряду с анализом финансового положения еще и анализ формирования и распределения прибыли, себестоимости продукции, реализации и другие вопросы. Анализ финансового положения – это часть финансового анализа».

«Финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия в прошлом с целью оценки перспективы его развития».

«Финансовый анализ представляет собой систему способов исследования хозяйственных процессов о финансовом положении предприятия и финансовых результатах его деятельности, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, по данным бухгалтерской отчетности и некоторых других видов информации».

И все же большинство авторов придерживаются второй точки зрения и считают, что круг вопросов анализа финансового состояния несколько уже. Структуре размещения денег и их источников, потокам денежных средств должно уделяться основное внимание. Вопросы же эффективности деятельности изучаются лишь в той степени, которая достаточна для точного суждения о состоянии финансов. В то же время, когда речь заходит о финансовом анализе, то любые вопросы, связанные с наличием и использованием финансов анализируются в равной степени. Таким образом, термин «финансовый анализ» употребляется, чтобы подчеркнуть широту и глубину рассмотрения вопросов анализа финансового состояния.

В экономической литературе последних лет достаточно часто встречаются также понятия: «анализ бухгалтерской отчетности», «анализ финансово-экономического состояния», «анализ финансово»коммерческой деятельности»и др.

Такое разнообразие в названиях определяется не столько фантазией авторов, сколько желанием сделать акцент на стержне рассматриваемых в рамках анализа финансового состояния вопросов.

Выражение «анализ бухгалтерской отчетности» подчеркивает роль информационной базы при анализе финансового состояния, так как эта отчетность содержит основную долю информации. А при недоступности учетных и отчетных данных анализ вообще ограничивается публикуемыми формами бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. И все же, название «анализ бухгалтерской отчетности» следует считать методически некорректным. Оно вводит в заблуждение относительно целей анализа. В соответствии с определением могут оцениваться такие вопросы, как состав отчетности, структура представления данных, способы раскрытия информации и достаточность ее количества и т. п. Однако имеется в виду количественный и качественный анализ информации, содержащейся в отчетности, т. е. анализируется все-таки финансовое состояние.

Название «анализ финансово-экономического состояния» вообще будет справедливо лишь в том случае, когда вопросы размещения и использования таких ресурсов, как средства производства, предметы труда, да и сам труд, анализируются не только с точки зрения финансовой оценки.

Таким образом, анализ финансового состояния представляется самым оптимальным названием данного исследования. Этот анализ называют иногда «своеобразным комментарием, в котором руководство компании поясняет причины, вызвавшие те или иные изменения в финансовых показателях».

В рыночной экономике роль финансового анализа не только усилилась, но и качественно изменилась. Это связано, прежде всего, с тем, что финансовый анализ из рядового звена экономического анализа превратился в условиях рынка в главный метод оценки экономики. При рыночной экономике меняется само представление о бизнесе. Любой вид хозяйственной деятельности начинается с вложения денег и заканчивается результатом, имеющим денежную оценку. Общим для всех предприятий является достижение запланированного использования выбранных ресурсов с целью создания через некоторое время обоснованной рыночной стоимости, способной покрыть все затраченные ресурсы и обеспечить приемлемый уровень дохода.

В связи с этим только финансовый анализ способен в комплексе исследовать и оценить все аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных с денежными потоками, а также возможное финансовое состояние предприятия. Финансовый анализ может использоваться как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных экономических решений, как средство оценки качества управления, как способ прогнозирования будущих результатов.

Финансовый анализ представляет собой метод оценки текущего и перспективного финансового состояния предприятия на основе изучения финансовой информации с использованием аналитических инструментов и методов для определения существенных связей и характеристик, необходимых для принятия управленческих решений.

Как отмечалось выше, роль финансового анализа в современных условиях не только усиливается, но и качественно изменяется. Это связано с тем, что:

- финансовый анализ превратился в главный метод оценки любого хозяйствующего субъекта;

- с его помощью можно принять оптимальные управленческие решения в области инвестирования, кредитования, взаимосвязей предприятия с партнерами;

- финансовый анализ является одним из инструментов исследования рынка и конкурентоспособности. Предприятия осуществляют свою деятельность на рынке самостоятельно в условиях конкуренции. Предприятия, неспособные обеспечить высокую конкурентоспособность, становятся банкротами. Чтобы этого не случилось, они должны постоянно следить за хозяйственной ситуацией на рынке;

- финансовый анализ может играть более значительную роль как один из самостоятельных видов услуг аудиторских фирм. Ознакомление с финансовым состоянием клиента имеет важное значение не только в период проведения проверки, но и на стадии заключения договора, когда аудитор выступает в качестве партнера предприятия. Предварительный обзор финансового состояния и использование методов финансового анализа в ходе проведения аудиторской проверки ведет к снижению риска аудиторской фирмы.

Целью финансового анализа – является получение наиболее информативных, ключевых параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия.

Цель финансового анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач:

- оценивает структуру имущества и источников их формирования;

- выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов;

- оценивает структуру и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т.п.;

- оценивает правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;

- оценивает влияние факторов на финансовые результаты деятельности и эффективность использования активов;

- осуществляет контроль за движением финансовых потоков, соблюдением нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.

Таким образом, финансовый анализ, как часть экономического анализа, представляет систему определенных знаний, связанную с исследованием финансового положения предприятия и финансовых результатов, складывающихся под влиянием объективных и субъективных факторов, на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Финансовый анализ подразделяется на внешний и внутренний. Внешний финансовый анализ основывается на публикуемой отчетности, а внутренний анализ – на всей системе имеющейся информации о деятельности предприятия. С этой точки зрения внешний финансовый анализ является составной частью внутреннего анализа, рамки и возможности которого шире.

Субъектами внешнего анализа выступают владельцы предприятий, инвесторы, кредиторы, администрация, правительственные учреждения и т.п.

Субъектами внутреннего финансового анализа являются администрация предприятия, собственники, аудиторы, консультанты.

Основное различие между внутренним и внешним финансовым анализом заключается в разнообразии целей и задач, решаемых различными субъектами анализа. Процесс проведения финансового анализа зависит от поставленной цели. Он может использоваться для предварительной проверки при выборе направления инвестирования, при рассмотрении вариантов слияния предприятий, при оценке деятельности руководства предприятия, при прогнозировании финансовых результатов, при обосновании и выдачи кредитов, при выявлении проблем управления производственной деятельностью и т.п.

Разнообразие целей финансового анализа определяет специфику задач, решаемых важнейшими пользователями информации.

Финансовый анализ проводится, прежде всего, администрацией предприятия, которая занимается текущей деятельностью, отвечает за долгосрочные перспективы развития, за эффективность производства, прибыльность деятельности предприятия на кратко- и долгосрочный периоды, эффективность использования капитала, трудовых и других видов ресурсов. Интерес администрации к финансовому состоянию затрагивает все сферы деятельности предприятия. В ходе проведения анализа администрация использует всю достоверную информацию, все средства и методы для осуществления контроля за деятельностью предприятия. Одним из таких методов является финансовый анализ. Финансовый анализ охватывает изменения в тенденциях основных расчетных показателей и основных зависимостей. Он основан на непрерывном наблюдении за существенными взаимосвязями и своевременном обнаружении недостатков, появляющихся в результате происходящих изменений. При проведении финансового анализа администрация ставит следующие цели:

- разработка стратегии и тактики предприятия;

- рациональная организация финансовой деятельности предприятия;

- повышение эффективности управления ресурсами.

Одним из важнейших субъектов финансового анализа являются кредиторы. Кредиторы предоставляют предприятию денежные средства в различной форме и на различных условиях. Коммерческий кредит осуществляется поставщиками при отгрузке продукции или оказании услуг на время ожидания оплаты, определяемое условиями торговли. Кредитор, как правило, не получает процента за коммерческий кредит и может предоставлять скидку за платеж ранее установленного срока. Вознаграждение кредитора принимает форму количества заключенных сделок и возможной прибыли, полученной от них. Поставщика интересует финансовое состояние партнера и, прежде всего, его платежеспособность, т.е. возможность своевременно расплатиться за поставленную продукцию, оказанные услуги.

Предприятия также получают краткосрочные и долгосрочные кредиты банков, на условиях возвратности, срочности и платности. Плата за пользование кредитом выступает в виде процентов. Если предприятие хорошо работает и имеет устойчивое финансовое положение, требования кредитора ограничиваются фиксированной ставкой процента. Если предприятие попадает в неблагоприятные условия, риску невозврата может подвергаться не только вознаграждение за предоставленный кредит, но и сумма основного долга. Это обстоятельство вынуждает кредитора анализировать возможность предоставления кредита. При этом банки ставят перед собой следующие цели:

- определить причины потребности предприятия в дополнительных средствах;

- выяснить, из каких источников предприятие будет получать средства для выплаты процентов и погашения долга;

- выяснить, каким образом администрация удовлетворяла потребности в краткосрочном и долгосрочном финансировании в прошлом, что она планирует на будущее.

В процессе финансового анализа применяются различные методы, способы, приемы и модели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.039 с.)