Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гос-ный кредит и государственный долг: понятие и методы управления.

Поиск

Государственный кредит – это денежные средства, предоставляемые взаймы государству под ценные бумаги для покрытия его расходов. Кредиторами государства становится население, хозяйственные и финансовые структуры, а также коммерческие и центральные банки. В процессе государственного заимствования возникает государственный долг.

Государственный долг выражает отношения между государством, выступающим в качестве заемщика, и физическими юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), выступающими в роли кредиторов, по поводу объема и условий использования и возврата денежных ресурсов, как в виде привлеченных в качестве займа и кредита, так и в результате неисполнения государством принятых на себя бюджетных обязательств.

Государственный долг подразделяется на: внутренний (кредиторы – резиденты) и внешний (кредиторы – нерезиденты). Внутренний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Внешний государственный долг – внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Источники погашения государственного долга: доходы бюджета; золотовалютные резервы страны; денежные средства, полученные от продажи государственной собственности; новые заимствования.

Управление государственным долгом в широком смысле включает:

· формирование политики в отношении государственного долга;

· определение основных показателей и предельных значений долга;

· выделение приоритетных направлений использования.

Министерство финансов Беларуси контролирует государственный долг, внешние займы банков – Национальный банк. Все внешние заимствования Беларуси, как элемент макроэкономической стабильности, отслеживает и контролирует Министерство экономики. Минэкономики разрабатывает критерии, пределы экономической безопасности, пути выхода из той или иной сложной ситуации при непосредственном участии Минфина и Национального банка.

Методы управления государственным долгом:

· Рефинансирование – процесс погашения существующих государственных займов за счет привлечения новых;

Реструктуризация – означает изменения в условиях долгового контракта, в соответствии с которым кредитор предоставляет должнику какую-либо уступку или преимущество;

· Конверсия долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего;

· Консолидация как разновидность реструктуризации долга. Предполагает предоставление кредиторам возможности переноса срока погашения внешней задолженности на отдаленный период в соответствии с согласованными с заемщиком условиями;

· Аннулирование (дефолт) означает полный или частичный отказ страны от платежей по всем займам, включая проценты. Объявляется в случае банкротства государства либо прихода к власти новых политических сил.


Внешний кредит и тенденции его развития в Республике Беларусь.

Внешний кредит — международный кредит, получаемый от зарубежных кредиторов или предоставляемый иностранным заемщикам.

Республика Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных организаций – Мирового банка (точнее, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций), Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 1992 г. Помимо престижа на международной арене (только наиболее отсталые и бедные страны не могут позволить себе членства в этих организациях) со вступлением в эти организации Республика Беларусь получила возможность привлечения кредитов.

Общим положительным моментом предоставленных средств является льготный характер кредитного финансирования: срок кредитов – 10-20 лет, мораторий на выплату основного долга – до 5 лет, процентная ставка – около 8 % у МБРР, у МВФ в зависимости от типа представляемого займа – 2,5-7,27 %. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. Но МВФ оказывает своим членам финансовую помощь, продавая им свободные денежные средства или валюту других государств-членов Фонда в обмен на собственную валюту стран, получающих эти ресурсы, которую они обязаны выкупить через определенный промежуток времени.

В 2009 г. правительство Беларуси привлекло кредиты из Китая на общую сумму 543,1 млн. долл. (для сравнения: из России правительство привлекло 698,4 млн. долл.). В структуре внешних долговых обязательств белорусских банков (по основной сумме долга) на долю Китая приходится 8,8 млн. долл. (по состоянию на 1 января 2010 г.).


Гос-ные гарантии внутренних и внешних займов. Лимит внутр и внеш кредита.

Гарантии Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, и внешним государственным займам предоставляются резидентам Республики Беларусь на платной основе (не более 1,5%) по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Гарантии местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выданным банками Республики Беларусь, предоставляются организациям коммунальной формы собственности, а также организациям, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат административно-территориальным единицам, и негосударственным организациям на платной основе в пределах сумм, утвержденных решением соответствующего местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Основные параметры государственного долга, предельный объем внутреннего и внешнего долга, предельный объем предоставления гарантий определяются Законом о республиканском бюджете на очередной год. Так, в соответствии со статьей 13 на 2012 год утверждены:

· лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 34 трлн. руб.;

· лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 20 трлн. руб.;

· лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 14,3 млрд. долларов США;

· лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 5 млрд. долларов США.

Показатели, характеризующие внешний государственный долг страны:

· общая сумма внешнего долга;

· динамика внешнего долга;

· величина внешнего долга на душу населения;

· отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту (при рекомендуемом Всемирным банком критическом уровне 50 %). Это - наиболее всеобъемлющий показатель, определяющий возможность обслуживания внешнего долга;

· отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (при критическом уровне 250%);

· расходы по обслуживанию внешнего долга;

· отношение внешнего долга и официальных международных резервов.


Общая хар-ка фин пр-тий как звена ФС. Принципы орг Ф ком-ких пр-тий.

Финансы предприятий - это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их распределения и использования.

Задачами финансов субъектов хозяйствования (предприятий, организаций и учреждений) независимо от их организационно – правовой формы является:

· -формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия;

· -обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности;

· -обеспечение участия хозяйственного субъекта в осуществлении социальной политики.

Финансы коммерческих предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов производства и реализации продукции, образования собственных ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.008 с.)