Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность налогов как социально-экономической категорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Налог как осн. форма доходов гос-ва присущ всем гос-ным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства пред. соб. совокупность средств, находящихся в собственности гос-ва и создающих материальную базу для выполнения его функций, т.е. функционирование гос-ва предполагает объективную необходимость существования налогов. Соц.–экономич. сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами гос-ва, развитием товарно–денежных отношений и условиями воспроизводства. Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения или оперативного управления денеж. средств в республиканский и (или) местные бюджеты. По своей экономич. природе установление налогов носит односторонний характер. Т.к. налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, налог явл. индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности гос-ва совершить что–либо в пользу конкретного налогоплательщика.Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы. Налог выступает средством упорядочения фин-х отношений налогоплательщика и гос-ва. С одной стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой – меру обязанностей для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний гос-ва, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и гос-ва как выразителя интересов общества, – с другой. Целью взимания налогов явл. обеспечение гос-ных расходов вообще, а не какого–то конкретного расхода. Налоговые доходы не предназначены для определенных расходов – это один из принципов налогообложения (исключ. - целевые налоги). Пошлины и сборы не имеют того фин. значения, кот. присуще налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствует спец. цель и спец. интересы. Сбор (пошлина) – обяз. платеж в респ. и (или) мест. бюджеты, взимаемый с организаций и физ. лиц, как прав., в виде одного из условий совершения в отношении их гос. органами, в т. ч. местными Советами депутатов, исполнит. и распорядит. органами, иными уполномоченными организациями и должн. лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу спец. разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением тов-в ч/з таможенную границу РБ. Налоги не имеют непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Предполагаемая сумма расходов не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете. По своей экономической природе налоги призваны: • обеспечивать финансирование государственных расходов; • поддерживать социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними; • обеспечивать государственное регулирование экономики. Исторические аспекты развития науки о налогах Этапы развития налогообложения (н/о): 1 Нач. этап (от древ. времен Рим. империи до начала сред. веков) хар-ся отсутствием теории о налогах и фин. мех-ма для установления и сбора налогов. Не существовало постоян. налогов, поэт. периодич. вводились чрезвычайные налоги, носящие субъективный характер (напр., налог с оборота при торговле рабами, налог с наследства, поземельный налог, налоги на доходы, налоги на оснащение армии и др). 2 этап (XVI– первая треть XX в.) хар-ся появлением совр. гос-ва в Европе, возникновением фин. учреждений, устанавливающих налоги и обеспечивающих их сбор. В кач. осн. налогов выст. поземельные налоги, налог со строений, подушные налоги, акцизы, таможенные пошлины, местные налоги. Одна из первых общих налоговых теорий – теория обмена, кот. основывается на возмездном характере н/о. Суть теории: ч/з налог подданные приобретают у гос-ва услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и т.д. В эпоху просвещения появл. разновидности теории обмена – атомистическая теория (налог есть рез-т договора м/д гражданами и гос-вом, согл. кот. поданный вносит гос-ву плату за охрану, защиту и иные услуги). В пер. пол. XIX века появляется теория налога как страховой премии, (фр. политик Адольф Тьер и англ. экономист Джон Рамсей Мак–Куллох). Согл. этой теории, налог – это страховой платеж, кот. вносится гражданами гос-ву на случай наступления какого–либо риска. Налоги уплачиваются, чтобы профинансировать затраты гос-ва по обеспечению обороны и правопорядка. Классическая теория налогов (анг. экономисты Адам Смит и Давид Рикардо) рассмат. налоги как один из видов гос-ных доходов, которые должны финансировать затраты по содержанию правительства. В XVIII– первой трети XX в. широко использовалась теория экон-го либерализма, невмешательства гос-ва в деятельность предприятий и функционирования рынка: предполагалось, что экономика – устойчивая и саморегулирующая сис-ма. Налоги играли роль источников доходов гос-ва. 3 этап (втор. треть XX в.– по настоящее время) хар-ся усложнением экон-ких отношений в обществе. Возникла потребность в корректировке классич. учений. М. выд. два основных направления экономической мысли: · кейнсианская теория – обосновывает необходимость использования фискальной политики и, в частности налогов для регулирования экон-ки. Обосновывается понятие «налоги – встроенные стабилизаторы», с помощью которых можно значительно изменить ход эконом-го развития. Дан. теория вмешательства гос-ва по линии достижения «эффективного спроса» перестала отвечать требованиям экономич. развития по следующим причинам: 1) инфляция стала приобретать циклический характер; 2) с развитием экономич. интеграции стимулирование спроса гос-вом зачастую оказывает, положит. воздействие на иностранные инвестиции · неоклассическая теория – шир. развитие получили два направления: а) теория экономики предложения (нач. 80–х гг. амер. учен. М.Бернс, Г.Стайн и А.Лаффер) – рассмат. налоги в кач. одного из факторов экономич. развития и регулирования. При этом высокое н/о отрицат. влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, что в сказывается на базе н/о в сторону ее сокращения и, вследствие этого, на уменьшении налоговых поступлений. б) теория монетаризма (амер. экон-ст М.Фридман) – предлагал ограничить роль гос-ва регулированием денег в обращении, т.е. изъятием излишних денег из обращения, если не с помощью займов, то с помощью налогов. Функции налогов Сущность налогов раскрывается в их функциях. Функция пред. соб. внешнее проявление свойств какого–либо объекта в дан. сис-ме отношений. Функции налогов: • фискальная; • контрольно–учетная; • распределительная; • регулирующая; • стимулирующая. Фискальная ф-я – глав. ф-я налогов, основная, характерная для всех гос-в во все периоды существования; основ. назначение налога как инструмента обеспечения гос-ва денежными средствами для выполнения своих задач. Контрольно–учетная ф-я – определяется эффективность использования экономич. ресурсов, доходов предприятий и домаш. хоз-в, а также источники и направления использования фин-вых ресурсов. Распределительная ф-я – с одной стороны, происходит распределение и перераспределение доходов м/д различными уровнями гос-го бюджета, с другой – распределяется налоговое бремя м/д различными категориями плательщиков. Посредством регулирующей ф-и гос-во целенаправленно воздействует на экономич. рост, структурную перестройку общ. производства, привлечение инвестиций и увеличение занятости, рост платежеспособности населения. Стимулирующая ф-я реализуется через систему льгот, преференций с целью создания предпосылок для деловой активности субъектов хозяйствования, развития определенных отраслей и видов деятельности, привлечения инвестиций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.51 (0.006 с.) |