Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый механизм государства и его составные части.

Поиск

Функции финансов реализуются посредством финансового механизма, т.е. системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, направленных на реализацию целей финансовой политики.

Финансовый механизм – это совокупность обеспечивающих функционирование государственных финансов и финансов предприятий:

· систем нормативно-правового и информационного обеспечения;

· финансовых рычагов;

· финансовых стимулов;

· финансовых методов.

Нормативно–правовое и информационное обеспечение финансовых потоков и финансовых отношений в государстве основано на:

· принятии в государстве финансового законодательства, т.е. совокупности законодательных актов, регламентирующих развитие финансовых отношений по всем их направлениям;

· разработке и использовании на практике всевозможных методических указаний, инструкций, положений;

· использовании в финансовой деятельности различной информации управленческого, маркетингового, производственного характера.

Финансовые рычаги – это конкретные экономические действия, которые обеспечивают оптимальное формирование и использование целевых фондов денежных средств государства и предприятий. На стадии формирования целевых фондов в роли финансовых рычагов выступают налоги, обязательные отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, страховые тарифы, банковские проценты. На стадии использования целевых фондов в роли финансовых рычагов выступают капитальные вложения, страховые возмещения, ссуды и т.п. Использование этих рычагов непосредственно влияет на направления и объемы финансовых потоков, характер финансовых отношений. Финансовые рычаги приводят в движение финансовые потоки и финансовые отношения.

Финансовые стимулы – это конкретные экономические действия, обусловливающие количественную и качественную определенность финансовых отношений на уровне микро и макро экономики. К числу финансовых стимулов относят: льготные налоговые ставки; льготные страховые тарифы; льготные банковские проценты; нормы ускоренной амортизации; штрафы, пени, неустойки.

Финансовые методы – это совокупность специальных инструментов, которые позволяют управлять финансовыми потоками и финансовыми отношениями. К ним относятся финансовое планирование, финансовый анализ, финансовый контроль. Использование финансовых методов непосредственно влияет на качество финансовых отношений, приводят в движение финансовые потоки и финансовые отношения.


8. Экономическое содержание и функции бюджета.

Для успешной реализации госуд-й финансовой политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов – таким фондом и является бюджет. Гос-й бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.По своей форме гос. бюджет является основным финансовым планом государства, балансом его доходов и расходов. По своему материальному содержанию – это централизованный фонд денежных средств государства, место их аккумуляции.

По своей экономической природе – это совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения доходов, созданных в государстве за год. Бюджет – возникает на определенной стадии общественного развития и, сохраняя свою сущность, постоянно изменяется во времени, трансформируется вместе с трансформацией государственности.

На трансформацию бюджета влияние оказывают:

1. Объективные факторы: уровень развития производительных сил; экономический потенциал страны; характер производственных отношений; природные, социальные, географические особенности государства.

2. Субъективные факторы: тип государственности; политика правительства; установленные приоритеты развития; уровень развития финансовой науки. Воздействие государства на процесс воспроизводства состоит в том, что государственная власть должна создавать и поддерживать правовую и социально-экономическую среду.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется в трех функциях, выполняемых бюджетом:

· распределительной,

· контрольной,

· фискальной.

Содержание распределительной функции гос. бюджета (или функции экономического регулирования) реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства.

Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджетной системе посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, в соответствии с проводимой государством соц-экономической политикой перераспределяются затем как в сферы материального производства, так и в сферу нематериального производства, находящуюся у бюджета на содержании.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет является объективным количественным отражением экономич. процессов, протекающих в структурных звеньях экономики – количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств выступают индикаторами того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от различных хозяйствующих субъектов. Бюджет показывает, соответствует ли размер поступающих в распоряжение государства ресурсов объему его потребностей, являются ли эффективными прямые гос-ые инвестиции и т.д.

Фискальная функция бюджета состоит в реализации фискальной политики государства – воздействия государства на деловую активность с помощью изменения объема государственных расходов и налоговых ставок.


Содержание, состав и структура доходов бюджета.

Госуд-ый бюджет для вып-я своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юр-х и физ-х лиц. Доходы бюджета представляют собой ден. средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законод-ом в распоряжение органов гос-ой власти соотв-щего уровня. Формы и методы образования доходов бюджета трансформируются под воздействием: уровня развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значит-е влияние на доходы оказывают сложившаяся экон-ая и соц-ая ситуация, политика и приоритеты развития общества на данном этапе, стратегия и тактика достижения намечаемых целей. Назначение доходов – покрытие расходов бюджета.

Доходы бюджета классиф-ся по следующим группам: налоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления. Налоговые доходы включают в себя: республ-е и местные налоги; пени; проценты за пользование налоговым кредитом.К неналоговым доходам бюджета отн-ся: доходы от исп-ия имущества, находящегося в гос-ой собственности; штрафы за нарушение порядка исп-ия средств республиканского бюджета и местных бюджетов, за налоговые правонарушения, штрафы за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг, банковской деятельности; др.К безвозмездным поступлениям: от иностранных государств; от международных организаций; от другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов – т.е. бюджетных средств, передаваемых из одного бюджета в другой бюджет на безвозмездной основе.

В зависимости от условий и способов зачислений доходов в бюджеты различных уровней выделяют: Собственные доходы – это налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет того или иного уровня на постоянной основе и над которыми власть соответствующего бюджету уровня имеет контроль. Собственные доходы бюджетов разного уровня бюджетной системы зачисляются в бюджеты по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов. Указанные нормативы предусмотрены Бюджетным кодексом РБ. Регулирующие доходы – это республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении, вышестоящего бюджета.По источникам образования различают доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. В зависимости от гражданства субъектов налогообложения – уплачиваемые резидентами или нерезидентами.

По юр-му основанию – обязательные и добровольные платежи. Осн-я доля доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают незначительный удельный вес. В зависимости от гос-го устройства страны различают доходы республ-го и местных бюджетов (в унитарном государстве) и доходы федерального бюджета: доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов (в федеративном государстве).

По праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы их делят на собственные и привлеченные (заемные). По конкретным видам – на прямые и косвенные налоги. К первым относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.; ко вторым – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.006 с.)