Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное право – ведущая отрасль российского права

Поиск

Конституционное право – ведущая отрасль российского права

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ­ственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилиза­ции гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода ока­зывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государ­ственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл кон­ституционного права.

Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно при­обретает ведущий характер в системе права. Собствен­но, с конституционного права начинается формирование (не­обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национально­го права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более про­тиворечит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей свя­зано с политикой и политической системой. Властные отно­шения соприкасаются не только с индивидуальными прояв­лениями свободы человека, но и с коллективными действия­ми людей через политические партии и общественные объе­динения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционирова­нии этих органов. Отсюда острый интерес к развитию консти­туционного права со стороны самых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институтов и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в России, ког­да демократические институты проходят испытание на со­ответствие уровню политической культуры народа.

Как и любая отрасль права, конституционное право име­ет свой предмет. Уяснение его необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит — составить понятие о содержании, назначении и целях дан­ной отрасли права, ее отличии от других отраслей. Опреде­ление предмета конституционного права требует большой точности, поскольку в этой отрасли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограниченной, имея только самый необходимый набор полномочий в интересах людей.

Это, однако, не означает, что государство должно быть организовано как можно проще, примитивнее. В результа­те длительного исторического процесса цивилизованное со­общество осознало, что организация власти требует разум­ного распределения ее по вертикали и горизонтали, созда­ния многих сложных институтов — демократических пред­ставительных органов народовластия, эффективной, хотя и подчиненной закону, исполнительной власти, независимого суда, местного самоуправления, четких принципов взаимо­действия между ними. Ничего более ценного, чем это взаи­модействие многочисленных звеньев государственной влас­ти, человечество не придумало, твердо отвергнув суще­ствовавшую на определенном историческом этапе в ряде стран абсолютную и тоталитарную власть. В то же время общество повсеместно столкнулось с тяжелой проблемой, свойственной даже демократической системе власти, — ее бюрократизацией и злоупотреблениями должностных лиц. Эти и многие другие сложные проблемы организации государ­ственной власти постоянно находятся в центре внимания конституционного права, которое определяет своеобразные "правила игры" в политике и государстве и подчиняет власть народному волеизъявлению.

В тоталитарном обществе роль конституционного права ограничивается формальным, застывшим существованием, она ничтожна, ибо вся реальная власть находится в одних руках и осуществляется диктаторскими приемами. Но в де­мократическом государстве это право непрерывно разви­вается, испытывая влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно характерно для современной России, в которой многие демократические институты еще не окрепли. Конституционное право здесь, будучи само объектом реформ, создает необходимые условия для граж­данского мира и согласия, сдерживая борьбу за власть раз­личных политических, в том числе экстремистских и рес­тавраторских сил, в рамках цивилизованных правил пове­дения. Роль этой отрасли права постоянно возрастает также потому, что в российском обществе еще не сложились об­щепризнанные стереотипы политической культуры и поли­тической этики, недостаточно развиты механизмы форми­рования и выявления общественного мнения.

Конституционное право — юридическая основа демо­кратии, ее закрепление и мера. Демократия — широкое по­нятие, включающее экономический, социальный и полити­ческий аспекты. Конституционное право призвано закреп­лять основы народовластия во всех этих аспектах, посколь­ку современная демократия это не стихийное, а упорядо­ченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.

Некоторые институты конституционного права как бы непосредственно выражают народовластие, и тогда даже употребляются термины "представительная демократия", "парламентская демократия", "политическая демократия". Демократической сущностью проникнуты и другие институ­ты — институт основных прав и свобод граждан, принципы судопроизводства, основы федерализма и т. д. В демократи­ческом государстве конституционное право создает специ­альные гарантии против опасности сползания к тоталита­ризму; определенные нормы и институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой информа­ции, прямо направлены против использования СМИ в антидемократических целях.

 

Законодательная деятельность Федерального Собрания РФ

В Российской Федерации предметная законодательная компетенция Федерального Собрания конституционно в пол­ном объеме и системно не установлена. Главные ориентиры для определения этой компетенции содержатся в ст. 71 и 72 Конституции РФ, в которых перечисляются вопросы веде­ния Российской Федерации и совместного ведения Российс­кой Федерации и ее субъектов. Однако круг вопросов, со­ставляющих понятия "ведения РФ" и "совместного ведения РФ и ее субъектов", шире предметной компетенции Феде­рального Собрания, поскольку по предметам ведения и со­вместного ведения правовое регулирование осуществляют не только Федеральное Собрание, но и другие федераль­ные органы государственной власти (Президент РФ, Прави­тельство РФ, другие федеральные исполнительные орга­ны). Федеральное Собрание не вправе принимать законы по вопросам, входящим согласно Конституции РФ в компе­тенцию Президента РФ (например, по определению основ­ных направлений внутренней и внешней политики, как это установлено в ч. 3 ст. 80 Конституции РФ). Следовательно, Федеральное Собрание принимает законы по любым вопро­сам, входящим в ведение РФ и совместное ведение РФ и ее субъектов, если эти вопросы не входят в компетенцию других органов государственной власти и не вторгаются в сферу ведения субъектов Российской Федерации.

Предметная компетенция определяет как бы общую на­правленность законодательной деятельности Федерального Собрания. Но компетенция палат в этой сфере все же нео­динакова. Так, Совет Федерации обязан рассмотреть приня­тые Государственной Думой законы только по указанным в Конституции РФ вопросам (ст. 106): бюджет, налоги и сбо­ры, война и мир и др. По другим же вопросам рассмотре­ние Советом Федерации законов, принятых Государствен­ной Думой, не обязательно, по истечении определенного срока они могут быть переданы Государственной Думой Пре­зиденту РФ на подпись и обнародование и без одобрения Советом Федерации (ч. 4 ст. 105).

Законодательный процесс. Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой ста­дий, совокупность которых называется законодательным про­цессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с (установленным Конституцией порядком. Нарушение консти­туционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. / Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс. Споры и разногласия | по поводу неопределенности некоторых формулировок этих актов привели к рассмотрению соответствующих вопросов законодательного процесса Конституционным Судом РФ.

В Российской Федерации законодательный процесс со­стоит из следующих основных стадий:

• законодательная инициатива и предварительное рас­смотрение;

• рассмотрение законопроектов и принятие законов Го­сударственной Думой;

• рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой;

• рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий;

• повторное рассмотрение Государственной Думой за­конов, отклоненных Советом Федерации;

• повторное рассмотрение Государственной Думой за­конов, отклоненных Президентом РФ;

• повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ;

• подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Законодательная инициатива и предварительное рас­смотрение. В каждом государстве желание внести законо­проект в парламент присуще многим органам, организациям и должностным лицам, но если бы все они осуществили свое желание, то работа законодательного органа оказалась бы заблокированной, Конституции и законы поэтому ясно очер­чивают круг субъектов, имеющих право на официальное вне­сение законопроектов в парламент. Такое право отличается от простого обращения в парламент тем, что автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение вне­сенного законопроекта в соответствии с принятой процедурой. Внесение законопроекта в парламент, порождающее обязанность парламента начать рассмотрение данного зако­нопроекта в соответствии с принятой процедурой, называ­ется законодательной инициативой.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законода­тельной инициативы обладают Президент РФ, Совет Феде­рации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен­ной Думы, Правительство РФ, законодательные (предста­вительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой. Рассмотрение законопроектов в Го­сударственной Думе осуществляется в трех чтениях, если палатой применительно к конкретному законопроекту не при­нимается другое решение. В первом чтении обсуждаются ос­новные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроек­та. Обсуждение начинается с доклада инициатора законо­проекта и содоклада ответственного комитета палаты. Рас­смотрение законопроекта, внесенного Президентом РФ, Пра­вительством РФ, субъектом РФ, начинается с обоснования их представителями необходимости законопроекта и закан­чивается их заключительным словом с анализом высказан­ных в ходе обсуждения законопроекта предложений и замечаний. В ходе рассмотрения заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских групп, полномочного пред­ставителя Президента РФ, представителей Правительства РФ, субъектов РФ и других лиц, приглашенных для учас­тия в обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом выс­казанных предложений и замечаний, отклонить законопро­ект или принять закон. В случае принятия законопроекта Дума может установить сроки подачи поправок к законопро­екту и внесения его на второе чтение. Дума может также принять решение о всенародном обсуждении законопроек­та, принятого в первом чтении.

Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Это решение оформляется постановлением Государ­ственной Думы.

Законопроект, принятый в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаи­мосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения тек­ста законопроекта при втором чтении. По завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов. При третьем чтении не допускаются внесение в законо­проект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Только в ис­ключительных случаях по требованию депутатских объеди­нений, представляющих большинство депутатов, возможно возвращение к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон принимается Государственной Ду­мой большинством голосов от общего числа депутатов пала­ты. Федеральный конституционный закон считается приня­тым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Приня­тый закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение об этом оформляется постанов­лением Государственной Думы.

Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой. В соответствии с ч. 3 ст. 105 Консти­туции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если в документах и материалах, сопровождаю­щих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобож­дения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покры­ваемые за счет федерального бюджета, отсутствует заклю­чение Правительства РФ, Совет Федерации вправе сразу же отклонить такие федеральные законы.

Комитет, ответственный за рассмотрение федерально­го закона, определяется Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации. Эти лица вправе также передать федеральный закон нескольким комитетам, определив при этом комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона. Чле­ны Совета Федерации организуют обсуждение федерально­го закона в субъектах РФ и при наличии замечаний по фе­деральному закону направляют их в комитет, ответствен­ный за рассмотрение федерального закона.

Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 14-дневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации (исключая нерабочие дни).

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательно­му рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных догово­ров Российской Федерации;

5) статуса и защиты Государственной границы Российс­кой Федерации;

6) войны и мира.

Рассмотрение закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения комитета и проекта постановления, внесенного комитетом. Затем палата боль­шинством голосов от общего числа членов принимает реше­ние одобрить или отклонить закон без обсуждения либо об­судить его на заседании палаты. Началом рассмотрения за­кона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается принятие палатой решения о вклю­чении вопроса о рассмотрении данного закона в повестку дня заседания Совета Федерации.

По результатам обсуждения закона Совет Федерации может одобрить или отклонить его. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов палаты.

Если закон, не подлежащий обязательному рассмотре­нию в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение 14-дневного срока, он направляется Президенту РФ для под­писания и обнародования. Федеральный закон считается от­клоненным, если за его одобрение не проголосовало необхо­димое число членов Совета Федерации. Решение об отклоне­нии закона оформляется постановлением палаты. В постанов­лении об отклонении закона может содержаться перечень раз­делов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данно­го закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а так­же может содержаться предложение о создании согласитель­ной комиссии. Голосование по проектам федеральных кон­ституционных законов, а также по федеральным законам, одобренным Государственной Думой в.ранее принятой редак­ции, может проводиться путем опроса членов Совета Феде­рации с закреплением их мнения в подписном листе.

Порядок обнародования законов. Порядок обнародова­ния и вступления в силу законов, принятых Федеральным Собранием, регулируется Федеральным законом "О поряд­ке опубликования и вступления в силу федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в редакции от 22 октября 1999 г.). В соответствии с этим Законом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конститу­ционные законы, федеральные законы, акты палат Феде­рального Собрания, которые официально опубликованы.

Федеральные конституционные законы, федеральные за­коны подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Федеральное Собрание – представительный законодательный орган (правовой статус, структура, порядок формирования и деятельность палат)

Многообразие задач государственного управления предопределяет расчленение государственного аппарата с выделением в нем специальных ветвей власти. Здесь речь идет о разделении властей по горизонтали и с вертикальной иерархизацией всех видов государственных органов. Ст. 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Сама формула ст. 10 не означает буквального разделения единой государственной власти на несколько частей, а означает, во-первых, разграничение полномочий различных государственных органов и, во-вторых, организационную неподчиненность последних.

Особое место в системе разделения властей занимает законодательная власть, которая на общем российском уровне олицетворяет Федеральное Собрание РФ. Ст. 94-95 Конституции РФ определяют его как парламент, являющийся представительным и законодательным органом, состоящий из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума. Двухпалатная структура Федерального Собрания предопределяется с одной стороны федеративной формой государственного устройства, с другой – ее можно рассматривать как проявление принципа разделения властей. Каждая палата имеет свою структуру. Палаты заседают раздельно и собираются совместно для заслушивания постановлений президента, а также представителей иностранных государств.

Ч. 2 ст. 3 Конституции закрепила две основные функции Федерального Собрания: представительную и законодательную. Представительная функция Федерального Собрания вытекает из ч.2 ст. 3 Конституции, согласно которой народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Одним из таких органов является Федеральное Собрание.

Законодательная функция Федерального Собрания закрепляется в принятии законов РФ.

Федеральное Собрание вправе заседать по всем вопросам, отнесенным к исключительному ведению РФ, а также по вопросам, отнесенным к ведению РФ и ее субъектов.

Хотя ныне действующая Конституция прямо не закрепила контрольную функцию, но исходя из анализа полномочий палат, можно сделать вывод, что Федеральное Собрание осуществляет названную функцию, причем данная функция касается нескольких сфер контроля:

1) Контроль за правительством РФ, осуществляемый в различных формах (постановка вопроса о доверии), заслушивание отчета правительства об исполнении государственного бюджета на заседаниях государственной Думы;

2) Контрольная деятельность парламента охватывает и определенные действия Президента РФ. Так Совет Федерации о введении военного или чрезвычайного положения на территории РФ;

3) Федеральное Собрание рассматривает и принимает федеральные законы о ратификации международных договоров, которые подписываются Президентом;

4) Контроль за назначением на высшие государственные посты РФ. Это должности председателя Правительства, председателя Центрального Банка РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда и Конституционного Суда РФ;

5) Отрешение президента от должности. В этой процедуре задействованы обе палаты.

Деятельности см. вопросах №7, 11, 26.

Правовое положение депутата Федерального Собрания РФ

Статус депутатов Государственной Думы и членов Со­вета Федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется Конституцией РФ, Феде­ральным законом о статусе члена Совета Федерации и ста­тусе депутата Государственной Думы Федерального Собра­ния Российской Федерации от 5 июля 1999 г. и рядом других федеральных законов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет членам парламента особую право- и дееспо­собность с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в зако­нотворчестве и осуществлении других функций парламента. Статусы депутата Государственной Думы и члена Сове­та Федерации во многом схожи, но между ними есть и раз­личия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначению или избранию органами го­сударственной власти субъектов. РФ.

Общие требования к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации. Членом Совета Федерации в соответствии с Федеральным законом "О порядке формиро­вания Совета Федерации Федерального Собрания Российс­кой Федерации" является представитель субъекта РФ: за­конодательного органа государственной власти субъекта РФ и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Депутатом Государственной Думы признается избран­ный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные пол­номочия, предусмотренные Конституцией РФ. и Федераль­ным законом.

Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы при осуществлении ими своих полномочий обеспечи­ваются условия для беспрепятственной и эффективной реа­лизации их прав и обязанностей, установленных Конститу­цией РФ, законами, регламентами палат. В своей деятель­ности члены Совета Федерации и депутаты Государствен­ной Думы должны руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральны­ми законами, Регламентом соответствующей палаты Феде­рального Собрания, предвыборной программой и своими убеждениями. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государ­ственной Думы.

Срок полномочий. Срок полномочий депутата Государ­ственной Думы начинается со дня избрания депутата и пре­кращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекра­щения полномочий.

Срок полномочий члена Совета Федерации определяет­ся с момента его избрания (назначения) в соответствии с Законом и заканчивается днем избрания (назначения) вновь избранного члена Совета Федерации, за исключением пре­дусмотренных Законом случаев досрочного прекращения полномочий.

Полномочия члена Совета Федерации, депутата Госу­дарственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

1) утраты ими гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

2) вступления в законную силу обвинительного пригово­ра суда;

3) признания недееспособными на основании решения суда, вступившего в законную силу;

4) признания безвестно отсутствующими либо объявле­ния их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

5) смерти;

6) призыва на военную службу с их согласия. Полномочия депутата Государственной Думы прекраща­ются также в случаях:

1) письменного заявления о сложении своих полномочий;

2) избрания депутатом законодательного (представитель­ного) органа государственной власти субъекта РФ или орга­на местного самоуправления, выборным должностным ли­цом иного органа государственной власти или органа мест­ного самоуправления;

3) поступления на государственную или муниципальную службу, вхождения его в состав органа управления хозяй­ственного общества или иной коммерческой организации, занятия им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

4) роспуска Государственной Думы в случаях, предус­мотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Формы деятельности, права и обязанности членов пар­ламента. Формы деятельности определены в Законе для того, чтобы способствовать парламентариям в осуществлении их законотворческой деятельности. В то же время это означа­ет установление известных рамок такой деятельности с тем, чтобы не допустить вмешательства депутатов в прерогати­вы исполнительной и судебной власти, В Законе о статусе депутатов проявилась тенденция к осуществлению некото­рых контрольных функций парламентариями по отношению к исполнительным органам, что отражает инерцию прошлых лет. Весьма скромно выглядят обязанности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы — отсутству­ет, например, закрепление главной обязанности парламен­тария: присутствовать на заседаниях своей палаты, чем мно­гие из них часто пользуются. Ничего не говорится в Законе о дисциплинарных взысканиях, хотя во многих странах это признается необходимым.

Формами деятельности парламентариев являются учас­тие в заседаниях своих палат, комитетах и комиссиях, пар­ламентских слушаниях, в выполнении поручений палат, об­ращение к должностным лицам с требованием немедленного пресечения обнаружившегося нарушения прав граждан, на­правление обращений и депутатских запросов в органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления и др.

Формами деятельности депутата Государственной Думы являются также работа с избирателями, участие в работе Депутатских объединений — фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

Деятельность членов Совета Федерации и депутатов Го­сударственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией РФ, федеральны­ми законами и Регламентами палат.

Законом специально регулируются взаимоотношения де­путата Государственной Думы с избирателями. Депутат Госу­дарственной Думы поддерживает связь с избирателями. При этом депутаты, избранные по одномандатным избиратель­ным округам, поддерживают связь с избирателями своих ок­ругов, а депутаты, избранные по общефедеральному изби­рательному округу, поддерживают связь с избирателями в регионе, определенном соответствующей фракцией. Депута­ты рассматривают поступившие от избирателей предложе­ния, заявления и жалобы, вносят предложения в соответ­ствующие органы власти и общественные объединения. Де­путаты информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой ин­формации. Для работы с избирателями депутату ежемесяч­но предоставляются соответствующие дни в порядке, опре­деляемом Регламентом палаты. Главы администраций несут персональную ответственность за создание условий для нор­мальной деятельности депутатов Государственной Думы и их помощников.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение парламентарием указанных норм устанавли­вается Регламентами палат. Члены Совета Федерации и де­путаты Государственной Думы представляют декларации о доходах и сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Информация о нарушениях, выявлен­ных в результате проверки налоговыми органами Россий­ской Федерации, подлежит опубликованию в "Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации". Однако слу­чаев подобного рода пока выявлено не было.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о по­правках и пересмотре положений Конституции РФ.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем воп­росам, рассматриваемым палатами Федерального Собра­ния, комитетом, комиссией палаты, членами которых они

являются. Член Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной Думы, а депутат Го­сударственной Думы — на всех заседаниях Совета Федера­ции.

Неприкосновенность (парламентский иммунитет), закреплен­ная в ст. 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционны­ми гарантиями неприкосновенности личности. Она не явля­ется личной привилегией, а имеет публично-правовой ха­рактер, призвана служить публичным интересам, обеспечи­вая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограж­дая его от необоснованных преследований, способствуя бес­препятственной деятельности парламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимости.

Закрепление неприкосновенности в Конституции РФ является определенным исключением из общей конституци­онной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты спе­циального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа. Нарушение положений закона, регулирующего вопросы неприкосновен­ности членов Совета Федерации и депутатов Государствен­ной Думы, влечет ответственность, предусмотренную дей­ствующим законодательством.

Вопрос о лишении членов Совета Федерации и депута­тов Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой. Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в су­дебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск члена Совета Федера­ции или депутата Государственной Думы Генеральный про­курор вносит в соответствующую палату Федерального Со­брания представление. Палаты рассматривают это представ­ление в порядке, установленном Регламентом соответствую­щей палаты, принимают по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокуро­ра. При необходимости от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы.

Вознаграждение членов парламента. В мировой практике давно признано, что члены парламента должны по­лучать вознаграждение, которое в конституциях и законах часто называется "индемнитетом"1. Вознаграждение вклю­чает как заработную плату, так и ряд других материаль­ных благ, оно исходит из того, что для осуществления де­путатской деятельности парламентарии нуждаются в поез­дках к избирателям, привлечении опытных помощников и т. д. Необходимы также медицинское обслуживание, стра­хование жизни и другие гарантии. Общество сознательно идет на соответствующие расходы, понимая важность со­здания удовлетворительных материальных условий для успешного осуществления народными избранниками их деятельности.

Жизнь и здоровье члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы подлежат обязательному государ­ственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного содержания федерального мини­стра. Страховые суммы выплачиваются в случаях гибели (смерти) члена парламента, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного вреда его здоровью, причинения увечья или иного повреж­дения здоровья.

Все депутаты Государственной Думы независимо от за­нимаемой в палате должности, за исключением Председате­ля Государственной Думы, получают одинаковое ежемесяч­ное денежное вознаграждение. Депутату устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере денежно­го вознаграждения федерального министра, а Председателю Государственной Думы — в размере вознаграждения Пред­седателя Правительства РФ. Депутату Государственной Думы и члену Совета Федерации ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением им своих полномочии, в сумме, равной пяти минимальным размером оплаты труда.

Ответственность за нарушение статуса членов парла­мента. Невыполнение должностными лицами и другими ра­ботниками органов государственной власти, органов местно­го самоуправления, организаций, общественных объедине­ний законных требований членов Совета Федерации и депу­татов Государственной Думы либо создание им препятствий в осуществлении их деятельности, а равно предоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение уста­новленных законом сроков и порядка предоставления инфор­мации и ответов на обращения и запросы влекут ответствен­ность, предусмотренную административным и уголовным за­конодательством. Ответственность наступает и за неправо­мерное воздействие на членов парламента и членов его се­мьи и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях пре­кращения их деятельности в качестве члена Совета Феде­рации или депутата Государственной Думы или изменения J ее характера. Наказание предусмотрено за неуважение к члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы.

23.

Содержание государственного управления (регулирования) в современный период

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в зако­нодательстве многих стран. Почти 80 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения дан­ного вида государственной деятельности.

Конституцией РФ 1993 г. вместо него в оборот внедрен новый термин — исполнительная власть. Означает ли это, что государ­ственное управление ликвидиро<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.015 с.)