Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности предмета и метода финансово-правового регулированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методы осуществления финансовой деятельности в рыночных условиях наполняются новым содержанием и подвержены изменениям, как и сами бюджетно-финансовая и налоговая системы. Поэтому новое в содержании методов аккумуляции, распределения и использования финансов в переходный период обусловлено изменениями налогового и бюджетного законодательства. А расширение рынка ценных бумаг, развитие государственного кредита и страхования порождают новые приемы и способы финансовой деятельности. Методы финансовой деятельности несут в себе властные начала, поскольку производны от государственной воли, направлены на реализацию компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, представляющих собой публичную власть. Добровольность же привлечения отдельных видов доходов касается лишь волеизъявления юридических и физических лиц на договорные отношения или иные сделки. Цели и условия для проявления такой инициативы других лиц, а также возможность ее реализации определяет государство. Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства. Разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансовые и кредитные органы, в соответствии со своей компетенцией в области финансов1. Однако не всегда специалисты по финансовому праву отмечают вхождение в его предмет отношений, связанных с функционированием муниципальных финансов, ограничиваясь при формулировании его понятия упоминанием только государственных финансов и финансовой деятельности государства. Вместе с тем при рассмотрении содержания конкретных финансово-правовых институтов отражают в них муниципальные финансы и финансовая деятельность органов местного самоуправления (например, бюджетные права муниципальных образований, или органов местного самоуправления). Таким образом, эти специалисты фактически не отрицают принадлежности упомянутых категорий к финансовому праву. Между тем высказано и мнение, согласно которому в предмет финансового права не следует включать отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления (формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т.п.), поскольку эти органы не входят в систему органов государственной власти1. Представители современной зарубежной науки финансового права также высказывают такие мысли. Французский ученый Годме, в частности, пишет: «Финансовое право — отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы». Связь финансового права именно с государственными финансами подчеркивалась в русской дореволюционной литературе. Вместе с тем обращалось внимание и на то, что к сфере финансового права следует относить и соответствующую деятельность земств, то есть органов местного самоуправления. В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие их группы: а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны; б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями, с другой, — в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств; в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых); г) между государственными, в том числе казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой, — в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений; д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, — в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов; е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами, с другой, — в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды). Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления о предмете финансового права. Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание — направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием государства и (в рамках законодательства) — органов местного самоуправления. Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм. В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т.п. Регулируя эти отношения, нормы финансового права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан. Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге — для выполнения государством его функций. Финансовое право России отражает новые экономические и политические процессы, происходящие в стране. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления. Во-первых, изменения финансово-правовых норм, обусловленные созданием рыночной экономики. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов независимо от формы собственности, и соответственно этому — их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Следует заметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, использование их для регулирования развития экономики и др. Во-вторых, усиливается материальная (финансовая) ответственность за правонарушения в области финансов. Это относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. В-третьих, финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Вместе с тем в них все еще преобладает фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну при недостаточном развитии социальной направленности). В-четвертых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношений и местного самоуправления. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового регулирования. Одновременно такую же направленность финансового права можно отметить в отношении органов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положения о местных налогах и сборах). Эти процессы сочетаются с укреплением вертикали власти, обеспечивающей единую финансовую политику в стране. В-пятых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных органов в области финансов, отражают принципы разделения властей.
7. Объект и содержание финансово-правового отношения Общественные отношения по аккумуляции, распределению и использованию государственных и муниципальных финансов под воздействием норм финансового права приобретают волевой характер, системность, формальную определенность и становятся финансовыми правоотношениями. Юридическое содержание финансового правоотношения складывается из прав и обязанностей его субъектов. В финансово-правовом отношении содержание прав и обязанностей состоит в указании, каким должно быть поведение каждой стороны, какие действия могут совершаться для реализации должного и возможного поведения. Императивно-властный характер правового регулирования финансовых правоотношений накладывает отпечаток на их содержание. Это проявляется в преобладании регулятивных средств достижения финансового результата. Права и обязанности субъектов финансового правоотношения ограничены рамками актов нормотворчества и финансового планирования. Свобода поведения субъекта строго ограничена законом и финансовым планом. Объектом финансового правоотношения являются финансовые ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей государства и его отдельных общественно-территориальных образований. Денежные средства как материальный объект финансовых правоотношений являются обязательным условием их существования. Обеспечение финансовыми ресурсами государственных и муниципальных программ социально-экономического развития – важнейшая задача финансовой политики и цель этих правоотношений. Объектом могут быть финансовые обязательства юридических и физических лиц перед государством, муниципальным образованием. К ним следует отнести налоговые обязательства, а также обязательства по платежам в виде взносов, пошлин и сборов, в том числе не относящихся к налоговым доходам. В финансово-правовой литературе высказаны иные подходы к трактовке объекта финансового правоотношения, в частности подразделения их на отделимые и неотделимые от материального правоотношения. Представляется, что налоговые и неналоговые платежи как отделимые объекты могут выступать как объекты материального правоотношения. Но это и есть финансовые ресурсы и финансовые обязательства. Неотделимые объекты в виде контроля и иных видов проявления финансовой деятельности следовало бы рассматривать в структуре финансового процессуального правоотношения. С учетом изложенного, финансовые правоотношения можно определить, как урегулированные нормами финансового права общественные отношения в сфере финансов и финансовой деятельности, стороны которых наделены конкретными корреспондирующими другу друг субъективными правами и обязанностями по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.253 (0.009 с.) |