Эффективность правого регулирования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность правого регулирования



В определенной мере замыкающей или, другими словами, объединяющей темой является механизм правового регулирования. Основной социальной функцией права и государства является регулирование общественных отношений. Чтобы разобраться с тем, как происходит это регулирование, необходимо рассмотреть его механизм, выявить основные элементы и их взаимосвязь. Но, прежде всего, следует обозначить значение понятия механизма правового регулирования (МПР). Это понятие позволяет системно рассмотреть все правовые явления, расставить их по своим местам, понять процесс воплощения правовых норм и принципов в правовое поведение.

Для того чтобы выяснить содержание и действие МПР, следует разобраться с вопросом о том, как влияет право на общественные отношения, что означает правовое регулирование. Необходимо понять, что помимо непосредственного регулирования правом общественных отношений существует и так называемая идеологическая сила права. Это идеологическое воздействие права на общественные отношения выходит за рамки предмета правового регулирования и носит название «правовое воздействие».

Правовое воздействие - это весь комплексный процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей, включающий в себя правовое регулирование и идеологическую силу права. Если правовое регулирование осуществляется только с помощью юридических средств, то правовое воздействие реализуется через разнообразные социальные, идеологические, информационные и другие механизмы.

Таким образом, студенты должны сделать вывод о том, что правовое воздействие - это более широкое явление, чем правовое регулирование. Предмет правового воздействия значительно шире предмета правового регулирования: помимо общественных отношений, которые регулируются правом, в него включаются и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но оно влияет на них опосредованно. Необходимо подробно разобраться с понятием правового регулирования, выяснить, что является его предметом. Правовое регулирование - это осуществленное при помощи всей совокупности правовых средств результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Предметом правового регулирования, в отличие от правового воздействия, являются только те волевые общественные отношения, которые объективно требуют правового регулирования. То есть эти общественные отношения способны быть урегулированы правом и существует потребность в таком регулировании. Следует четко обозначить границы правового регулирования. Право способно регулировать только социально-волевые, наиболее важные, объективно поддающиеся правовой регламентации отношения. При ответе желательно показать примеры правового воздействия и правового регулирования.

Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое регулирование общественных отношений. Из данного определения вытекает настоятельная необходимость обозначить юридические средства, при помощи которых регулируются общественные отношения. Этими юридическими средствами являются нормы права, субъективные права и юридические обязанности, правосознание, правовая культура, юридические факты, акты применения права и т.д. Если представить правовое регулирование графически, то нужно в центр поместить общественные отношения, а вокруг расположить все юридические средства и указать стрелками воздействие всех этих средств на общественные отношения.

Далее необходимо выделить основные стадии механизма правового регулирования. Дело в том, что правовое регулирование – это не аморфный, монолитный процесс, он имеет структурно-обособленные этапы (стадии). Первый этап - регламентация общественных отношений – характерен тем, что на этом этапе идет формирование правовых норм, т.е. процесс правотворчества и санкционирования социальных норм. На втором этапе возникают правоотношения, содержанием которых являются субъективные права и юридические обязанности. Третьим, завершающим этапом правового регулирования является стадия реализации правовых норм, заключающаяся в воплощении субъективных прав и юридических обязанностей в реальном поведении субъектов права. Таким образом, становится достижимой главная цель правового регулирования общественных отношений.

Студентам следует обратить особое внимание на еще одну, факультативную, стадию - применение норм права. Присутствие данной стадии в процессе правого регулирования не всегда обязательно, однако достаточно много случаев, когда без данной стадии не могут возникнуть правоотношения или невозможна реализация норм права. Студент должен вспомнить понятие применения норм права, его определение, изученное в предыдущих темах. Следует подчеркнуть, что данная факультативная стадия может проявиться как между первой и второй указанными выше стадиями правового регулирования, так и между второй и третьей стадиями.

Также следует отметить, что названные этапы – это теоретическая модель процесса правового регулирования. На практике процесс правового регулирования намного сложнее.

В данном вопросе необходимо обозначить и основные элементы механизма правового регулирования на каждой стадии. Основным элементом на стадии регламентации общественных отношений является норма права. Это начальный элемент механизма правового регулирования, в котором формируется правило (образец) поведения. В правовой норме определяются субъекты правовых отношений, их понятие, права и обязанности, меры ответственности за неисполнение обязанностей.

Следующим элементом является юридический факт, который позволяет включиться второму этапу правового регулирования - возникновение правоотношений. Его элементами являются субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право можно рассматривать как единство трех возможностей. Первое – это общая возможность поведения самого управомоченного лица; вторая – это конкретная возможность, состоящая в требовании совершения известных действий или, напротив, воздержание от них; третья – специальная возможность, выражающаяся в том, что обладатель субъективных прав прибегает в необходимых случаях к содействию государственных органов для защиты нарушенных прав.

Факультативной стадии МПР (применение норм права) соответствует ее важный элемент - акты применения права. Правоприменительный акт - это индивидуально-конкретное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения юридического дела. Акт применения права выполняет двойную функцию в МПР. Во-первых, принятие правоприменительного акта позволяет возникнуть правоотношениям, то есть включается вторая стадия правового регулирования. Во-вторых, помогает осуществиться субъективным правам и юридическим обязанностям, то есть реализоваться нормам права.

Основным элементом последней стадии - реализации права - является акт реализации, который проявляется в различных формах: использование субъективных прав, исполнение обязанностей и соблюдение запретов. В завершение вопроса о понятии МПР рассмотрите его стадии и основные элементы на конкретных примерах: поступление в учебное заведение, назначение пенсии и т.д.

Методы и способы, типы правового регулирования в совокупности образуют систему правового регулирования. Это так сказать инструментарий, которым располагает государство для эффективного регулирования общественных отношений. Прежде всего, студентам нужно назвать методы, с помощью которых осуществляется правовое регулирование. К ним относятся: методы централизованного и децентрализованного регулирования, методы субординации и координации.

Затем нужно дать подробную характеристику всем перечисленным методам. Следует отметить, что централизованное регулирование (из единого центра в масштабе всего государства, его субъек­тов), как правило, осуществляется с помощью нормативно-правовых актов. Децентрализованное регулирование, имеющее местный (локальный) характер, главным образом осуществляется с помощью индивидуально-правовых актов. Выделяя способы правового регулирования (дозволение, обязывание, запрещение, рекомендование), необходимо отметить, что каждому способу соответствует своя разновидность норм права и все они используются комплексно. Если какому-либо субъекту дозволено что-либо, то существует другой субъект, который обязан совершить какие-либо действия в пользу управомоченного.

На базе методов и способов правового регулирования складываются типы правового регулирования. Тип правового регулирования - это правовой режим, общий порядок регулирования, складывающийся в определенной области отношений. Основой общедозволительного и разрешительного типов регулирования является сочетание способов правового регулирования - дозволения и запрета. Смысл общедозволительного типа можно выразить формулой: разрешается любое поведение, за исключением того, что прямо запрещено законом. По-другому звучит формулировка разрешительного типа: запрещено любое поведение, за исключением того, что прямо разрешено законом.

Студентам необходимо отметить, что до последнего времени в российской (а ранее в советской) правовой системе преобладал разрешительный тип. В настоящее время ситуация резко изменилась, вследствие демократизации российского общества возросла роль общедозволительного типа правового регулирования. Однако нужно иметь в виду, что в регулировании отдельных областей отношений преобладает все-таки разрешительный тип (например, продажа и покупка оружия).

Действие механизма правового регулирования направлено на достижение определенного результата. В связи с этим важно выявить, достигнута ли цель правового регулирования, какой эффект дает то или иное правовое воздействие на общественные отношения. На эти вопросы можно ответить, используя такую категорию, как «эффективность права», которая дает возможность по определенной методике и показателям определить эффективность правового регулирования.

Эффективность права - это результативность, действенность правового регулирования, выражающаяся в соотношении между фактическим результатом и социальной целью, поставленной в правовой норме. Необходимо обозначить как общие показатели - состояние законности, уровень правопорядка, так и количественные показатели, которые определяются отношением между действительным результатом и социальной целью, для достижения которой приняты нормы права. Освещая данный вопрос, нужно указать условия, которые влияют на эффективность права.

Завершая рассмотрение темы студенты должны назвать пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях. Если результаты, полученные при анализе эффективности права, служат основанием для его совершенствования, то повышение эффективности правового регулирования непосредственно направлено на это. Важными путями повышения эффективности права является совершенствование законодательства, формирование у населения высокой правовой культуры, целесообразное уменьшение затрат сил и средств при реализации правовых норм.

Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий:

Подготовленные контрольные задания студентами предоставляются на кафедру за месяц до начала экзаменационной сессии.

Выполнение контрольных заданий является одной из важных форм самостоятельной работы студента. Оно способствует углублению и закреплению знаний по изучаемой дисциплине, подготовке к будущей практической деятельности и развитию общих и специальных компетенций. Вопрос, являющийся темой контрольного задания, естественно, должен быть изучен шире и обстоятельнее, нежели он освещается в учебниках и на занятиях.

Основные цели контрольных заданий:

§ развить способность студента к углубленному анализу научной литературы, законодательства и материалов юридической практики;

§ выработать умение отбирать необходимую нормативно-правовую базу по различным аспектам исследования проблемы, систематизировать и обобщать научный и практический материал, критически его оценивать, обосновывать собственные выводы и позиции;

§ формировать и укреплять навыки усвоения юридических понятий, аргументированного, логичного, грамотного их изложения;

§ вызвать интерес студентов к данным юридической (судебной) статистики, оформляемым в работе (при необходимости) в диаграммы, графики или таблицы.

Контрольное задание призвано прививать студентам навыки самостоятельной исследовательской работы. Это творческая деятельность, непременно завершающаяся проверкой ее преподавателем.

Особое внимание при оформлении работы следует обратить на титульный лист, список литературы и ссылки на цитируемые источники.

Ссылки на используемую литературу являются обязательным условием выполнения контрольного задания.

Объем выполненного контрольного задания по вопросу – 10-12 стр. машинописного текста в Формат страницы А-4; левое, правое, верхнее и нижнее поля – 2 см; шрифт Times New Roman; кегль шрифта основного текста – 14, списка литературы – 12. Межстрочный интервал – 1,5.

Рисунки и графики должны иметь четкое изображение и быть выдержаны в черно-белой гамме (возможно применение черной штриховки). Шапки и ячейки таблиц не тонировать, не печатать жирным шрифтом. Избегать ручных переносов (manual hyphenation).

Контрольные задания

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 1

Контрольное задание № 1 состоит из 2-х этапов. Первый заключается в выполнении тестов, второй этап состоит в подготовке реферата.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.017 с.)