Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Правовое государствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема правовое государство для студентов крайне важна, и не только потому что это конституционная цель, но и с точки зрения понимания сущности и цели государственного устройства общества. Здесь, безусловно, важно уяснить смысл и значение стандартов правовой государственности, таких как приоритет права, правосудие, законность и др. Господство права есть главное в понимании такого плана устройства не только государства, его порядка, но и гражданского общества. Необходимо иметь ввиду, что концепция правового государства это результат начатого в глубокой древности научно-практического поиска наиболее оптимальных форм соотношения права и политической власти. По мере углубления представлений о праве и государстве, довольно рано в общественном сознании, сформировалась идея о разумности и целесообразности организации такой политической формы жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке со стороны государства, становится одной из самых мощных властных сил в обществе, а государство, упорядоченное и ограниченное в своей деятельности правом, - справедливым носителем политической власти. Такое понимание соотношения государства и права является основной идеей правовой государственности. Студентам следует учитывать, что в концептуальном виде учение о нем оформилось гораздо позже - в условиях борьбы буржуазии с феодальным абсолютизмом. Но эта теория возникла не на пустом месте. Корнями она уходит к античным истокам, трудам выдающихся мыслителей того времени (Платона, Аристотеля, Цицерона). Мысли античных классиков легли в основу теоретических изысканий ученых средневековья и периода зарождения буржуазных производственных отношений: Д. Локка, В. Гумбольта, Б. Констана, Ш.Л. Монтескье, Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Джефферсона, И. Канта и других. Хотя бы в общих чертах их мысли и рассуждения о разумной, правовой организации государства должны найти отражение в процессе обсуждения этого вопроса. Нельзя не сказать о законодательном и практическом воплощении идей правовой государственности в Западной Европе и США, начиная с конца XVIII в. (конституции США 1787 г., Франции 1791 г., Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. и так далее). Следует упомянуть и о вкладе отечественных ученых в становление и развитие теории правового государства в конце XIX в. - начале ХХ в. (В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, А. Малицкий и другие). Обсуждая этот вопрос, попытайтесь выяснить, почему с начала 30-х годов до второй половины 80-х годов выпала из поля зрения советской науки, и почему в последнее десятилетие эта тема стала столь актуальной не только для науки, но и для государственно-правового строительства в нашей стране. В различных литературных источниках предлагаются разные вариации принципов правового государства, наиболее значительными из них представляются следующие: 1. Верховенство права в жизни общества. Здесь необходимо определиться с пониманием права. При этом нужно уйти от узконормативной трактовки права с ее абсолютизацией роли государства в процессе формирования права. Нуждается в рассмотрении социологическая и нравственная (философская) концепция правопонимания. Для первой характерно определение права как совокупности тех норм, которые воплощаются в поведении людей. Вторая концепция предлагает понимание права нормативно закрепленной, равной для всех меры свободы. При таких подходах праву отводится первичная роль по отношению к государству. Задача последнего - познавать господствующие в обществе представления о справедливости и воплощать их в законодательстве (в этом случае уместен термин «правовые законы»). Господство таких законов - одна из важнейших предпосылок формирования правового государства. 2. Разделение государственных властей - второй принцип правового государства. Разделение государственных властей означает, прежде всего, недоступность подмены выполнения функций одной государствен- ной подсистемы (законодательные органы, исполнительно-распорядительные органы, органы судебной власти) другой. Раскрывая суть этого принципа, необходимо не только назвать три ветви государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную, но и показать, как должен действовать механизм "сдержек и противовесов", позволяющий поддерживать равновесие между властями, уравновешивать их. 3. Связанность государства в своей деятельности правовыми законами. Конечно, государство не может в полном смысле этого слова связать себя законами. Здесь речь должна идти о действиях государства, его органов в рамках закона и на основании закона, воплощающего в себе правовые начала. Данный принцип является одним из важнейших критериев демократичности государства. И действительно, ни одно из тоталитарных государств не утруждало себя обязательствами неукоснительного соблюдения им же принятых правовых норм. Право призвано упорядочивать деятельность государства, ограничивать его рамками закона. Не право на службе у государства, а государство на службе у права - вот в чем сущность рассматриваемого принципа правового государства. Иначе говоря, государство, его органы, должностные лица не могут преступить закон; их деятельность должна строго регламентироваться рамками закона и протекать в границах и формах, прямо оговоренных в законе. 4. Взаимные обязанности и ответственность государства и личности. Здесь речь должна идти именно о взаимных обязанностях, двусторонней ответственности: в силу указания правовых норм, на государство и на личность возлагаются определенные обязанности, поэтому, с одной стороны, личность несет юридическую ответственность перед государством в случаях совершения правонарушений, а с другой - государство отвечает перед личностью в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей или злоупотреблений предоставленными ему правами. На второй стороне этой связи, в частности, на формах ее реализации необходимо акцентировать внимание. 5. Закрепление прав и свобод личности, их охрана и гарантированность. Государство как главное орудие проведения законодательства в жизнь должно всемерно содействовать осуществлению индивидами своих субъективных прав, свобод и юридических обязанностей. В этом суть данного принципа, для реализации которого необходимо осуществление всех других принципов правового государства. Кроме выделенных принципов в юридической литературе называют ряд других признаков правового государства. К ним можно отнести следующие: 1) сосредоточение всех прерогатив государственно - властного регулирования в системе государственных институтов; 2) наличие развитого гражданского общества; 3) создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; 4) верховенство и прямое действие конституционного закона; 5) установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; 6) формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; 7) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; 8) правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было; 9) возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности; 10) соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти; 11) единство прав и обязанностей граждан. Необходимо иметь в виду, что создание правового государства напрямую связано с формированием гражданского общества. Правовое государство не может существовать там, где граждане не проявляют правовой активности, где они безразличны к нарушению и своих, и чужих прав. Особо подчеркнем, что реализация идей правового государства еще не путь к идеальному государству. В ряде конституций зарубежных государств (ФРГ, Италия) недаром провозглашается требование построения социального государства. Социальное государство стремится не только к обеспечению защиты прав гражданина от произвола государства, но и к созданию материальных условий для достойной жизни людей. Используя текст Конституции РФ, расскажите, какие характерные черты правового государства нашли конституционное закрепление.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.111.109 (0.006 с.) |