Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Государство и институты гражданского общества. Государство в политической системе общества. Государство и личность. Государство и церковь

Поиск

Для глубокого и детального изучения данной темы необходимо, прежде всего, изучить структуру гражданского общества, его составляющие, отношения и связи возникающие здесь. Представляется, что изначально следует обратить внимание на такой компонент как религия, и ее объединяющую роль в обществе, местное самоуправление и его значение в консолидации населения, его групп, расселенных на местах.

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп. Составляющие гражданского общества развиваются стихийно, спонтанно.

Необходимо раскрыть основные черты гражданского общества: 1) это сообщество свободных индивидов; 2) открытое социальное образование; 3) саморазвивающаяся и самоуправляемая система; 4) правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

При подготовке к теме государство в политической системе общества следует уяснить, что политика есть область отношений между классами, нациями и другими социальными группами, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением государственной власти.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права совокупность институтов (государственных органов, политических партий, иных общественных объединений и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Любая система, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структура политической системы означает, из каких элементов состоит конкретная политическая организация общества.

Выделяют следующие составные части политической системы:

1) государство;

2) политические партии;

3) общественные движения;

4) иные общественные организации и объединения (например, профессиональные союзы);

5) средства политического регулирования.

За исключением средств политического регулирования все остальные элементы политической системы называют ее субъектами.

Для того чтобы понять сущность политической системы, необходимо понять роль и назначение каждого ее элемента. Основные элементы политической системы рассматриваются в последующих вопросах семинара. В первом же вопросе следует раскрыть понятие средств политического регулирования. Это специфический инструментарий, с помощью которого субъекты политической системы осуществляют свою деятельность в политической сфере. К средствам политического регулирования относятся: правовые и корпоративные нормы, правовое и политическое сознание, средства массовой информации (печатные издания, телевидение, радио). Регулятивной основой политической системы общества выступают, прежде всего, правовые нормы.

Решающую роль в политической системе общества всегда играло и продолжает играть государство. Государство придает политической системе целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство создает материальные, организационные и юридические условия для нормального функционирования всех частей политической системы. Оно обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов политической системы.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;

2) является носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом, предназначенным для управления обществом (в том числе «силовыми» структурами - вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);

4) обладает монополией на правотворчество;

5) обладает собственностью (главный собственник основных средств производства);

6) имеет монопольное право на взимание налогов для формирования государственного бюджета.

Реформа политической системы в современной России вызвана теми процессами, которые повлияли на реформирование всего российского общества. Непосредственными же причинами реформы политической системы стали: деформация советской политической системы; чрезмерное огосударствление общественной жизни; обюрокрачивание всех субъектов политической системы и т.д.

Задачами реформы политической системы в России являются: обеспечение реального участия народа в управлении страной; создание условий для свободного развития каждой нации, народности, каждого индивида; обеспечение разделения политической власти между всеми субъектами политической системы; совершенствование механизма своевременного самообновления политической системы. Условием прогрессивного развития политической системы российского общества является ее последовательная демократизация. Следует проанализировать понятие и сущность демократии. Необходимо изучить конституционные положения, закрепляющие принцип демократизма российской политической системы, формы участия народа в решении государственных и общественных задач.

Для юридической науки, которая вырабатывает свой подход и отношение к проблемам личности, конструирует представление о человеке, принципиальное значение имеет вопрос о структуре личности, о соотношении в ней социального и природного. Весьма важно проводить различие между понятиями «индивид», «человек», «личность», «гражданин», учитывая, что первое включает в себя последующие. Так, человек - биологическое понятие, личность – социальное, гражданин – правовое.

Понятие «человек» выражает качественную определенность, качественное своеобразие живого существа, благодаря которому оно выделяется из мира других живых существ в силу особенностей: физического, телесного устройства, психической конструкции, способности жить и разумно действовать в общественной среде. Таким образом, можно выделить признаки, отличающие человека от животного: 1) разум; 2) воля; 3) мышление; 4) речь; 5) производство орудий труда.

Следовательно, человек - разумное существо, обладающее волей, даром мышления и речи, способное производить орудия труда и сознательно пользоваться ими в своих целях. Все признаки формируются у человека под воздействием той среды, где он живет. Эта среда - общество. Вне общества существо, внешне похожее на человека, таковым стать не может.

Существует и широко используется в общественной литературе понятие «индивид», которое идентично понятию «человек» и означает лишь количественный момент, а именно то, что человек взят в отдельности во всей полноте своих качественных определений. Необходимость определения понятия «личность» связано с познанием человеческой сущности. Личность есть, прежде всего, определенный социальный тип человека. Каждый класс, социальная прослойка или группа, создают в своей среде специфические социальные черты, типичные для человека именно этого класса, данной группы людей. В процессе становления личности человеком последовательно усваиваются социальные эталоны и образцы, выработанные обществом, классом, группой.

Личность - это человек, обладающий социальными свойствами, которые формируются в процессе и под влиянием взаимоотношений индивида с обществом. Чтобы стать личностью, человек должен обладать правами и свободами. Степень развития личности зависит от уровня развития общества. Современное цивилизованное общество создает более благоприятные предпосылки для формирования личности.

В ряду общих юридических понятий, понятию «гражданин» принадлежит особое место. Если субъектом права могут быть не только индивиды, но и организационно оформленные социальные объединения, коллективы людей, то гражданином - только индивид, человек. Понятие «гражданин» представляет собой специфический правовой аспект изучения личности. Это - личность, в ее отношении к государству и праву, власти и закону. Данное отношение может выражаться в активных действиях, оценках, чувствах, переживаниях и т.д.

Гражданин - это лицо, которое принадлежит к тому или иному государству и находится с ним в правовой связи (имеет определенные права, предусмотренные законодательством государства, несет перед государством обязанности, находится под защитой государства).

Важно уяснить, что правовой статус личности - это система прав и обязанностей законодательно закрепленная государством в конституциях и иных нормативно-правовых актах. Категория правового статуса выражает юридический аспект социального состояния свободы личности. Структура правового статуса состоит из: субъективного права (как меры возможного поведения лица) и юридической обязанности (как меры должного поведения лица). Именно субъективные юридические права и обязанности составляют ядро правового статуса.

В структуре последнего выделяют и такие элементы, как: 1) юридические свободы; 2) законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая ответственность; 6) правовые принципы и т.п.

В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как закрепленное положение личности в обществе и государстве. В его основе лежит социальный статус, то есть реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Понятие «правовой статус» и «правовое положение» - идентичны. Статус - это и есть положение, состояние кого-либо и чего-либо. Этимологически и по существу они совпадают. Основу правового положения личности составляют ее права, обязанности, законные интересы и т.п. в их единстве. Человек признается субъектом действующего права и наделяется право-дееспособностью, он может быть участником правоотношения.

В истории развития цивилизации рабы и крепостные крестьяне не признавались субъектами права. В современных государствах граждане являются полноправными субъектами права, что вытекает из международных пактов о правах человека.

Правовой статус бывает общим, специальным, индивидуальным и иным. Выделяют следующие виды правового статуса:

а) общий или конституционный статус гражданина - это статус, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан. Он фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

в) индивидуальный статус. Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

г) статус физических и юридических лиц;

д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством;

е) отраслевые статусы - гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;

ж) статус лиц, работающих в различных сферах или регионах народного хозяйства (например, работников Крайнего Севера, Даль­него Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Государство может завысить объем прав и свобод. Это делает субъективные права фикцией. Государство может занизить объем прав и свобод. Это вызывает недовольство граждан, возрастает социальное напряжение в обществе.

В этом вопросе необходимо назвать классификацию прав и свобод личности и охарактеризовать их: 1) социально-экономические; 2) социально-культурные; 3) социально-политические; 4) личные.

Завершая рассмотрение вопроса, следует раскрыть гарантии прав и свобод человека и гражданина. Данные гарантии - это средства обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся: 1) правовое закрепление прав и свобод человека и гражданина с обязательной разработкой механизма их реализации; 2) равенство граждан перед законом; 3) ответственность государства перед личностью; 4) защита личности государством и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.11.211 (0.008 с.)