Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Государство и институты гражданского общества. Государство в политической системе общества. Государство и личность. Государство и церковьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для глубокого и детального изучения данной темы необходимо, прежде всего, изучить структуру гражданского общества, его составляющие, отношения и связи возникающие здесь. Представляется, что изначально следует обратить внимание на такой компонент как религия, и ее объединяющую роль в обществе, местное самоуправление и его значение в консолидации населения, его групп, расселенных на местах. Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп. Составляющие гражданского общества развиваются стихийно, спонтанно. Необходимо раскрыть основные черты гражданского общества: 1) это сообщество свободных индивидов; 2) открытое социальное образование; 3) саморазвивающаяся и самоуправляемая система; 4) правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. При подготовке к теме государство в политической системе общества следует уяснить, что политика есть область отношений между классами, нациями и другими социальными группами, связанная с завоеванием, удержанием и осуществлением государственной власти. Политическая система общества - это упорядоченная на основе права совокупность институтов (государственных органов, политических партий, иных общественных объединений и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Любая система, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. Структура политической системы означает, из каких элементов состоит конкретная политическая организация общества. Выделяют следующие составные части политической системы: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные движения; 4) иные общественные организации и объединения (например, профессиональные союзы); 5) средства политического регулирования. За исключением средств политического регулирования все остальные элементы политической системы называют ее субъектами. Для того чтобы понять сущность политической системы, необходимо понять роль и назначение каждого ее элемента. Основные элементы политической системы рассматриваются в последующих вопросах семинара. В первом же вопросе следует раскрыть понятие средств политического регулирования. Это специфический инструментарий, с помощью которого субъекты политической системы осуществляют свою деятельность в политической сфере. К средствам политического регулирования относятся: правовые и корпоративные нормы, правовое и политическое сознание, средства массовой информации (печатные издания, телевидение, радио). Регулятивной основой политической системы общества выступают, прежде всего, правовые нормы. Решающую роль в политической системе общества всегда играло и продолжает играть государство. Государство придает политической системе целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство создает материальные, организационные и юридические условия для нормального функционирования всех частей политической системы. Оно обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов политической системы. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа; 2) является носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом, предназначенным для управления обществом (в том числе «силовыми» структурами - вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 4) обладает монополией на правотворчество; 5) обладает собственностью (главный собственник основных средств производства); 6) имеет монопольное право на взимание налогов для формирования государственного бюджета. Реформа политической системы в современной России вызвана теми процессами, которые повлияли на реформирование всего российского общества. Непосредственными же причинами реформы политической системы стали: деформация советской политической системы; чрезмерное огосударствление общественной жизни; обюрокрачивание всех субъектов политической системы и т.д. Задачами реформы политической системы в России являются: обеспечение реального участия народа в управлении страной; создание условий для свободного развития каждой нации, народности, каждого индивида; обеспечение разделения политической власти между всеми субъектами политической системы; совершенствование механизма своевременного самообновления политической системы. Условием прогрессивного развития политической системы российского общества является ее последовательная демократизация. Следует проанализировать понятие и сущность демократии. Необходимо изучить конституционные положения, закрепляющие принцип демократизма российской политической системы, формы участия народа в решении государственных и общественных задач. Для юридической науки, которая вырабатывает свой подход и отношение к проблемам личности, конструирует представление о человеке, принципиальное значение имеет вопрос о структуре личности, о соотношении в ней социального и природного. Весьма важно проводить различие между понятиями «индивид», «человек», «личность», «гражданин», учитывая, что первое включает в себя последующие. Так, человек - биологическое понятие, личность – социальное, гражданин – правовое. Понятие «человек» выражает качественную определенность, качественное своеобразие живого существа, благодаря которому оно выделяется из мира других живых существ в силу особенностей: физического, телесного устройства, психической конструкции, способности жить и разумно действовать в общественной среде. Таким образом, можно выделить признаки, отличающие человека от животного: 1) разум; 2) воля; 3) мышление; 4) речь; 5) производство орудий труда. Следовательно, человек - разумное существо, обладающее волей, даром мышления и речи, способное производить орудия труда и сознательно пользоваться ими в своих целях. Все признаки формируются у человека под воздействием той среды, где он живет. Эта среда - общество. Вне общества существо, внешне похожее на человека, таковым стать не может. Существует и широко используется в общественной литературе понятие «индивид», которое идентично понятию «человек» и означает лишь количественный момент, а именно то, что человек взят в отдельности во всей полноте своих качественных определений. Необходимость определения понятия «личность» связано с познанием человеческой сущности. Личность есть, прежде всего, определенный социальный тип человека. Каждый класс, социальная прослойка или группа, создают в своей среде специфические социальные черты, типичные для человека именно этого класса, данной группы людей. В процессе становления личности человеком последовательно усваиваются социальные эталоны и образцы, выработанные обществом, классом, группой. Личность - это человек, обладающий социальными свойствами, которые формируются в процессе и под влиянием взаимоотношений индивида с обществом. Чтобы стать личностью, человек должен обладать правами и свободами. Степень развития личности зависит от уровня развития общества. Современное цивилизованное общество создает более благоприятные предпосылки для формирования личности. В ряду общих юридических понятий, понятию «гражданин» принадлежит особое место. Если субъектом права могут быть не только индивиды, но и организационно оформленные социальные объединения, коллективы людей, то гражданином - только индивид, человек. Понятие «гражданин» представляет собой специфический правовой аспект изучения личности. Это - личность, в ее отношении к государству и праву, власти и закону. Данное отношение может выражаться в активных действиях, оценках, чувствах, переживаниях и т.д. Гражданин - это лицо, которое принадлежит к тому или иному государству и находится с ним в правовой связи (имеет определенные права, предусмотренные законодательством государства, несет перед государством обязанности, находится под защитой государства). Важно уяснить, что правовой статус личности - это система прав и обязанностей законодательно закрепленная государством в конституциях и иных нормативно-правовых актах. Категория правового статуса выражает юридический аспект социального состояния свободы личности. Структура правового статуса состоит из: субъективного права (как меры возможного поведения лица) и юридической обязанности (как меры должного поведения лица). Именно субъективные юридические права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре последнего выделяют и такие элементы, как: 1) юридические свободы; 2) законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая ответственность; 6) правовые принципы и т.п. В самом кратком виде правовой статус определяется в науке как закрепленное положение личности в обществе и государстве. В его основе лежит социальный статус, то есть реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Понятие «правовой статус» и «правовое положение» - идентичны. Статус - это и есть положение, состояние кого-либо и чего-либо. Этимологически и по существу они совпадают. Основу правового положения личности составляют ее права, обязанности, законные интересы и т.п. в их единстве. Человек признается субъектом действующего права и наделяется право-дееспособностью, он может быть участником правоотношения. В истории развития цивилизации рабы и крепостные крестьяне не признавались субъектами права. В современных государствах граждане являются полноправными субъектами права, что вытекает из международных пактов о правах человека. Правовой статус бывает общим, специальным, индивидуальным и иным. Выделяют следующие виды правового статуса: а) общий или конституционный статус гражданина - это статус, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ; б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан. Он фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. в) индивидуальный статус. Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством; е) отраслевые статусы - гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.; ж) статус лиц, работающих в различных сферах или регионах народного хозяйства (например, работников Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств). Государство может завысить объем прав и свобод. Это делает субъективные права фикцией. Государство может занизить объем прав и свобод. Это вызывает недовольство граждан, возрастает социальное напряжение в обществе. В этом вопросе необходимо назвать классификацию прав и свобод личности и охарактеризовать их: 1) социально-экономические; 2) социально-культурные; 3) социально-политические; 4) личные. Завершая рассмотрение вопроса, следует раскрыть гарантии прав и свобод человека и гражданина. Данные гарантии - это средства обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся: 1) правовое закрепление прав и свобод человека и гражданина с обязательной разработкой механизма их реализации; 2) равенство граждан перед законом; 3) ответственность государства перед личностью; 4) защита личности государством и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.009 с.) |